Финансовая политика РФ, ее значение и задачи в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 06:07, курсовая работа

Описание работы

Государство разрабатывает финансовую политику как средство успешной реализации своих целей и задач в финансовой сфере. Эффективность воздействия финансов на социально-экономическое развитие общества во многом зависит от выбранных направлений финансовой политики и процесса их реализации.

Содержание

Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы финансовой политики государства.................5
1.1. Содержание и значение финансовой политики...............................5
1.2. Направления и задачи финансовой политики...............................12
1.3. Классификация финансовой политики..........................................13
Глава 2. Налоговая политика РФ.........................................................................16
2.1. Значение и задачи налоговой политики.........................................16
2.2. Основные направления налоговой политики................................17
Глава 3. Бюджетная политика РФ........................................................................20
3.1. Современное состояние бюджетной политики.............................20
3.3. Основные цели и задачи бюджетной политики............................24
Глава 4. Денежно-кредитная политика Банка России.......................................31
4.1. Инструменты денежно-кредитной политики................................31
4.2. Основные направления денежно-кредитной политики ..............35
Заключение.............................................................................................................37
Список литературы................................................................................................39

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 87.26 Кб (Скачать)

    3. На 2012 - 2013 годы будут снижены ставки страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 34  до 30 процентов, а для малого бизнеса и некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, - до 20 процентов.

    В 2012 году необходимо подготовить комплексные предложения по развитию пенсионной системы и системы обязательного социального страхования.

    4. Российская налоговая система должна отвечать современным вызовам в условиях глобализации экономики, обеспечивать справедливое налогообложение доходов экономических агентов и способствовать устойчивому развитию России как федеративного государства.

    Требуется повысить роль  налогов, взимаемых с компаний, работающих в нефтегазовом секторе, а также в алкогольной и табачной отраслях. Одновременно необходимо принять решения для ускоренного введения налога на недвижимость и расширения патентной системы налогообложения малого предпринимательства.

    5. Бюджетная политика должна быть нацелена на улучшение условий жизни человека, адресное решение социальных проблем, повышение качества государственных и муниципальных услуг, стимулирование инновационного развития страны.

    Должно быть предусмотрено необходимое финансирование для обеспечения всех принятых обязательств, в том числе для реформирования денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, сотрудников органов внутренних дел, повышения пенсий и социальных пособий, модернизации здравоохранения и образования.

    В качестве  одного из основных источников  для обеспечения решения поставленных  задач следует рассматривать  увеличение доходов от распоряжения  имуществом, находящимся в федеральной  собственности.

    6. Необходимо повысить  отдачу от использования государственных  расходов, в том числе за счет  формирования рациональной сети  государственных учреждений, совершенствования  перечня и улучшения качества  оказываемых ими услуг.

    1 января 2012 г. завершается  переходный период введения новых  форм оказания и финансового  обеспечения государственных услуг  на федеральном уровне, 1 июля 2012 г. - на региональном и местном  уровне.

    Нужно заблаговременно  принять все необходимые для  этого решения, качественно сформировать  государственные и муниципальные  задания для бюджетных и автономных  учреждений и нормативы их  финансового обеспечения.

    Необходимо развитие  конкуренции в сфере предоставления  социальных услуг, в том числе  за счет привлечения к их  оказанию негосударственных организаций,  прежде всего социально ориентированных некоммерческих организаций.

    7. Должна быть  существенно снижена роль государства  в непосредственном управлении  экономическими активами. Правительству  Российской Федерации необходимо  определить график приватизации  крупных пакетов акций в ключевых  контролируемых государством компаниях,  предусмотрев снижение доли участия  до уровня ниже контрольного  пакета акций или отказ от  такого участия, за исключением  ряда организаций, работающих  в инфраструктурных секторах  или непосредственно связанных  с обеспечением безопасности  государства.

    Цель этой работы  заключается прежде всего в создании условий для притока инвестиций и справедливой конкуренции в тех сферах, где такая конкуренция может способствовать активизации инвестиционной, предпринимательской и инновационной деятельности частных компаний, в том числе малых и средних. Надо исключить преимущества для деятельности организаций, которые полностью или частично находятся в государственной или муниципальной собственности, если это прямо не связано с обеспечением безопасности государства.

    8. Требует кардинальной  перестройки система государственных  закупок.

    Мировой опыт  свидетельствует, что потребности  государства в товарах, работах,  услугах удовлетворяются более  адекватно, если все процедуры  государственного заказа встроены  в единую институциональную среду.  Таковой должна стать федеральная  контрактная система, поручение  по созданию которой было дано  в конце прошлого года. Следует  сформировать механизмы, гарантирующие  надлежащее качество закупок  с учетом всего жизненного  цикла продукции, а также обоснованность  цен контрактов и надежный  мониторинг их исполнения. В этой  работе необходимо, наконец, полноценно  учесть особенности сложной и  инновационной продукции, работ  и услуг, в том числе связанных  с научными исследованиями. Использование  неформализованных критериев при  проведении конкурсных процедур  должно сопровождаться обеспечением  их максимальной открытости. При  этом акцент должен быть сделан  на достижении  наилучшего результата  закупок. 

    Необходимо рассмотреть  вопрос о расширении практики  заключения государственных (муниципальных)  контрактов, выходящих за пределы  финансового года. Но должна быть  повышена и ответственность государственных  (муниципальных) заказчиков за  несоблюдение установленных сроков  планирования и подготовки государственных  (муниципальных) контрактов.

    Кроме того, значимая  для государства сфера закупок  - это не только закупки непосредственно  для нужд государства, но и  для государственного сектора  экономики. Это та сфера, где  государство должно как инициировать  спрос, так и стимулировать  создание и развитие наукоемких  и эффективных производств, в  том числе с использованием  мер бюджетной политики.

    В целях повышения  эффективности расходов при осуществлении  закупок товаров (работ, услуг)  субъектами естественных монополий,  корпорациями и компаниями с государственным или муниципальным участием необходимо соответствующим образом сформировать процедуры их закупочной деятельности с учетом особенностей каждого из этих заказчиков. Прежде всего целесообразно установить требования, обеспечивающие информационную открытость конкурсов, которые готовятся проводить указанные заказчики, недопустимость необоснованных ограничений конкуренции участников (товаров), а также публичность результатов этих конкурсов.

    9. Необходимо расширение  применения механизмов  государственно-частного  партнерства при реализации инвестиционных  проектов модернизации производства  и внедрения инноваций. В частности,  при осуществлении государственных  инвестиций целесообразно в большинстве  случаев оформлять участие государства  в капитале компаний  в форме  привилегированных акций. Надо  продолжить поддержку (в том  числе безвозмездную) инновационного  предпринимательства, особенно в  части, касающейся содействия  патентованию, стандартизации и  коммерциализации разработок.  Должно  быть завершено создание специализированного  агентства по страхованию экспортных  кредитов и инвестиций.

    Следует обеспечить  практическое начало работы российского  фонда прямых инвестиций, создаваемого  в целях снижения рисков долгосрочных  стратегических инвестиций в  высокотехнологичные отрасли российской  экономики, в том числе  в  инновационные проекты в энергетике, телекоммуникационном секторе, фармацевтике  и других приоритетных отраслях.

    10. В 2011 году  необходимо завершить разработку  поправок и внести изменения  в Бюджетный кодекс Российской  Федерации по вопросам государственного  и муниципального финансового  контроля, а также применения  мер ответственности за нарушения  бюджетного законодательства Российской  Федерации. Задача, поставленная  в Бюджетном послании Президента  Российской Федерации о бюджетной  политике в 2009 - 2011 годах, - внести  в Государственную Думу соответствующий законопроект в 2008 году - до сих пор не выполнена.

    В указанном  законопроекте необходимо учесть  особенности рисковых проектов  с неопределенными результатами  исследований или разработок. Контроль за использованием бюджетных средств и иного имущества государства в таких случаях должен быть направлен на обеспечение целевого характера их использования и законности действий соответствующих организаций.

    11. Требуется обеспечить  эффективную децентрализацию полномочий  между уровнями публичной власти  в пользу субъектов Российской  Федерации и местного самоуправления. Созданные решением Президента  Российской Федерации рабочие  группы по правовым вопросам  перераспределения полномочий между  федеральными органами исполнительной  власти, органами исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации и органами местного  самоуправления, по финансовым и  налоговым вопросам, по межбюджетным  отношениям должны подготовить  до конца текущего года  предложения,  предусматривающие в том числе меры по увеличению доли доходов региональных и местных бюджетов в структуре консолидированного бюджета Российской Федерации, соответствующие новому распределению полномочий. При необходимости нужно внести  изменения в структуру налоговой системы и в бюджетное законодательство Российской Федерации.

    12. Правительство Российской Федерации должно утвердить Концепцию создания и развития интегрированной информационной системы управления общественными финансами (электронный бюджет), направленную на повышение открытости,  прозрачности и подотчетности финансовой деятельности публично-правовых образований, обеспечение доступности и достоверности информации для всех заинтересованных пользователей, повышение качества финансового менеджмента в секторе государственного управления, и начать реализацию этой Концепции [11].

Глава 4. Денежно-кредитная  политика Банка России

4.1. Инструменты  денежно-кредитной политики

 

    Денежно-кредитная  политика — проводимый правительством  страны курс и осуществляемые  меры в области денежного обращения  и кредита, направленные на  обеспечение устойчивого, эффективного  функционирования экономики, поддержание  в надлежащем состоянии денежной  системы. Она направлена либо  на стимулирование кредита и  денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и  ограничение (кредитная рестрикция).

   Основной принцип  формирования денежно-кредитной  политики состоит в том, что  Центральный банк берет за  основу анализ внутренних и  внешних макроэкономических тенденций,  а также принимает во внимание  динамику денежных и кредитных  агрегатов.

   Постоянной стратегической  целью денежно-кредитной политики  в России является последовательное  снижение инфляции. Это конечная  цель денежно-кредитной политики. Однако следует отметить, что  ЦБ РФ не в состоянии   достичь этой цели напрямую. Поэтому  он выбирает промежуточную цель, которая  непосредственно влияет  на конечную. Такой промежуточной целью выступает таргетирование денежной массы, уровня процентных ставок, таргетирование или стабилизация валютного курса.

   Важным элементом  денежно-кредитной политики является  механизм ее реализации. Он представляет  собой совокупность методов и  способов воздействия Центрального  банка на объекты денежно-кредитной  политики для достижения промежуточных  и конечной целей. К основным  инструментам и методам денежно-кредитной  политики по Закону о Банке  России (ст. 35) относятся:

   1) процентные ставки  по операциям ЦБР (минимальные  ставки, по которым ЦБР осуществляет  свои операции);

   2) нормативы обязательных  резервов, денонимируемых в ЦБР (резервные требования);

   3) операции на открытом  рынке с государственными ценными  бумагами и облигациями ЦБР,  а также краткосрочные операции  типа репо с ценными бумагами;

   4) рефинансирование, т.е. кредитование коммерческих  банков;

   5) валютная интервенция  с целью вохдействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег;

   6) прямые колличественные ограничения, под которыми понимается установление лимитов на кредитование коммерческих банков, проведение банками отдельных операций;

   7) выпуск от своего  имени облигаций (ОБР), размещаемых и обращаемых только среди кредитных организаций.

   Методы денежно-кредитной  политики делятся на две группы: общие (влияют на рынок ссудного  капитала в целом) и селективные  (предназначены для регулирования  конкретных видов кредита или  кредитования отдельных отраслей, крупных фирм и т.д.).

   Рассмотрим сначала  общие методы денежно-кредитной  политики ЦБ.

   Учетная (дисконтная) политика центрального банка  основана на переучете или  покупке векселей, учтенных ранее  коммерцескими банками. При этом центральный банк из валюты векселя удерживает дисконт, или учетный процент, изменение которого влияет на объем кредитования в стране: при его повышении проводится жесткая политика "дорогих" денег, при понижении - политика "дешевых" денег.

Информация о работе Финансовая политика РФ, ее значение и задачи в современных условиях