Финансовая политика РФ, ее значение и задачи в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 06:07, курсовая работа

Описание работы

Государство разрабатывает финансовую политику как средство успешной реализации своих целей и задач в финансовой сфере. Эффективность воздействия финансов на социально-экономическое развитие общества во многом зависит от выбранных направлений финансовой политики и процесса их реализации.

Содержание

Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы финансовой политики государства.................5
1.1. Содержание и значение финансовой политики...............................5
1.2. Направления и задачи финансовой политики...............................12
1.3. Классификация финансовой политики..........................................13
Глава 2. Налоговая политика РФ.........................................................................16
2.1. Значение и задачи налоговой политики.........................................16
2.2. Основные направления налоговой политики................................17
Глава 3. Бюджетная политика РФ........................................................................20
3.1. Современное состояние бюджетной политики.............................20
3.3. Основные цели и задачи бюджетной политики............................24
Глава 4. Денежно-кредитная политика Банка России.......................................31
4.1. Инструменты денежно-кредитной политики................................31
4.2. Основные направления денежно-кредитной политики ..............35
Заключение.............................................................................................................37
Список литературы................................................................................................39

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 87.26 Кб (Скачать)

    Среди конкретных  мер выделены следующие.

1. Налоговое стимулирование  инновационной деятельности и  развития человеческого капитала.

    Планируется, в  частности, дальнейшее снижение  тарифов страховых взносов, совершенствование  амортизационной политики, предоставление  налоговых преференций при осуществлении  социально значимых расходов. Предлагается, в частности, отменить стандартный  налоговый вычет в размере  400 рублей взамен  предоставления  стандартного налогового вычета  на детей в размере 3000 рублей  на каждого третьего и последующего  ребенка.

2. Мониторинг эффективности  налоговых льгот.

    Представляется  необходимым регулярное проведение  анализа востребованности установленных  механизмов налогового стимулирования  и налоговых льгот.

    Планируется уточнение  перечня доходов, освобождаемых  от обложения НДФЛ, также устранение  имеющихся неточностей и противоречий, приводящих к неоднозначному  толкованию норм.

3. Акцизное налогообложение.

    В плановом  периоде будет проводиться периодическая  индексация ставок акциза с  учетом реально складывающейся  экономической ситуации, при этом  повышение акцизов на алкогольную,  спиртосодержащую и табачную  продукцию будет производиться  опережающими темпами по сравнению  с уровнем инфляции (приведены  конкретные цифры ставок акцизов,  планируемых к введению в период  до 2015 года).

4. Совершенствование налогообложения  при операциях с ценными бумагами  и финансовыми инструментами  срочных сделок, финансовыми операциями.

    Планируется принять  ряд решений, направленных на  совершенствование налогообложения  при совершении операций с  еврооблигациями российских эмитентов,  депозитарными расписками, а также  при получении и выплате дивидендов.

5. Налог на прибыль  организаций.

    Предлагается, в  частности, уточнить порядок признания  дохода от реализации имущества,  права на которое подлежат  госрегистрации.

6. Налогообложение природных  ресурсов.

    В целях выравнивания  уровня налоговой нагрузки на  газовую и нефтяную отрасли  в плановом периоде продолжится  работа по установлению дополнительной  фискальной нагрузки на газовую  отрасль путем дифференциации  ставки НДПИ. Предполагается также  корректировка ставки по полезным  ископаемым, доля экспорта которых  превышает 50 процентов, в зависимости  от мировых цен на соответствующие  полезные ископаемые.

7. Совершенствование налогообложения  в рамках специальных налоговых  режимов.

    С 2012 года будет  введена в действие новая глава  26.5 "Патентная система налогообложения"  для применения индивидуальными  предпринимателями. Помимо этого предусматривается постепенное сокращение сферы применения системы налогообложения в виде ЕНВД, а с 2014 года ее отмена.

8. Введение налога на  недвижимость.

    Указывается на  необходимость ускорить подготовку  введения налога на недвижимость. Предусматривается разработать  систему, позволяющую взимать  данный налог исходя из рыночной  стоимости облагаемого имущества  с необлагаемым минимумом для  семей с низкими доходами.

9. Налоговое администрирование.

    Предлагается  внедрение инструментов, противодействующих  уклонению от уплаты налогов.  Помимо этого, в частности,  в плановом периоде предусматривается  проработать вопросы взыскания  налогов за счет электронных  денег, урегулировать порядок  обращения взыскания налогов  с валютных счетов и счетов  в драгоценных металлах в банках [3].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Бюджетная  политика РФ

3.1. Современное  состояние бюджетной политики

 

    Бюджетная политика государства — главная составная часть финансовой политики, поскольку она определяет условия и принципы организации финансовых отношений при формировании доходной базы бюджетов, в ходе осуществления бюджетных расходов, при организации межбюджетных отношений. Бюджетная политика непосредственно влияет на размеры и пропорции централизуемых государством финансовых ресурсов и определяет не только текущую структуру расходов бюджетов, но и перспективы использования бюджетных средств для развития экономики и социальной сферы. Кроме того, бюджетная политика предопределяет организацию финансовых отношений между субъектами хозяйствования и государством в ходе осуществления налоговой политики, проведения государственной инвестиционной политики, при выработке бюджетной политики в отношении приоритетных отраслей и видов деятельности. Основные цели и задачи бюджетной политики на текущий финансовый год и среднесрочную перспективу определяются в ежегодном Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию.

    В Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 годах отмечалось, что бюджетная политика, как составная часть экономической политики, должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации экономики, на создание условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, на улучшение инвестиционного климата.

    Бюджетная система  в целом достаточно эффективно  способствовала послекризисному восстановлению  экономики, стабильному выполнению социальных обязательств государства. В 2010-2011 годах экономический рост стабилизировался на уровне около 4 процентов. В целом в 2011 году в условиях достаточно высоких цен на нефть на уровне 105 долл. США за баррель ожидается рост российской экономики на уровне 4,2%. Удалось существенно сократить дефицит федерального бюджета.

По итогам 2010 года объем  ВВП увеличился на 4%. При этом в 1-м  полугодии темпы роста ВВП  к аналогичному периоду 2009 года составили 4,3%, в дальнейшем они замедлились (в том числе из-за последствий  аномальной жары). Основной вклад в  рост ВВП в 2010 году внесли рост конечного  потребления и запасов. В то же время следует отметить отрицательный  вклад чистого экспорта в рост российской экономики.

    В 2012 году рост  ВВП прогнозируется на уровне 3,5%, в 2013 году – 4,2%, в 2014 году  – 4,6% (рисунок 1):

Рисунок 1 [1]

 

    Внесены изменения  в налоговое законодательство  Российской Федерации, направленные  на осуществление инноваций, расширена  поддержка исследований и разработок, ведется плановая работа по  созданию инновационного центра "Сколково", а также по реализации других проектов, одобренных Комиссией при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России.

    Вместе с восстановлением экономики в 2010 году улучшилась ситуация на рынке труда. По итогам 2010 года уровень безработицы составил 7,5%. Этому способствовал, как возобновившийся экономический рост, так и меры по реализации мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда.

    В 2012 году ожидается дальнейшее снижение безработицы, уровень которой, согласно прогнозу, к 2014 году окажется ниже чем в наиболее благополучном по данному показателю 2007 году (рисунок 2):

Рисунок 2 [1]

    Средний размер пенсий за 2010 год (то есть в декабре 2010 г. по сравнению с декабрем 2009 г.) вырос почти на 23 процента, а за 2011 год он увеличится более чем на 9 процентов. В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации были проиндексированы социальные пособия.

   В период с 2009 по 2010 год были обеспечены жильем  более 120 тысяч ветеранов Великой  Отечественной войны. В 2011 году  получат новое жилье еще около  40 тысяч ветеранов, которые встали  на учет до 1 января 2011 г.

   В 2010 году была  принята и начала реализовываться  Программа Правительства Российской  Федерации по повышению эффективности  бюджетных расходов на период  до 2012 года. Федеральными органами  исполнительной власти разработаны  отраслевые (ведомственные) планы  повышения эффективности бюджетных  расходов.

    Началась работа  по комплексному реформированию  системы государственных и муниципальных  закупок, которая должна исправить  недостатки существующей системы,  создав реальные препятствия  для необоснованного завышения  цен и коррупции. Принят ряд  первоочередных поправок в законодательство  Российской Федерации о закупках  для государственных и муниципальных  нужд, начал функционировать общероссийский  официальный сайт, существенно повысивший  доступность и прозрачность информации  о закупках. Готовятся изменения  в законодательство Российской  Федерации, направленные на формирование  федеральной контрактной системы.

    Начался переход  на программный принцип формирования  федерального бюджета. Правительством  Российской Федерации утверждены  перечень государственных программ, порядок их разработки, реализации  и оценки эффективности, организована  работа по подготовке этих  программ.

    Сформирована  нормативно-правовая база для  повышения доступности и качества  государственных и муниципальных  услуг, внедрения государственных  и муниципальных заданий, расширения  самостоятельности и ответственности  учреждений за их выполнение.

    Существенно улучшилась  ситуация со сроками принятия  Правительством Российской Федерации  нормативных правовых актов, необходимых  для исполнения федерального  бюджета.

    В 2010 году впервые  отчет об исполнении федерального  бюджета был утвержден Федеральным  Собранием Российской Федерации  до внесения проекта федерального  закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и на плановый период, что повысило качество его подготовки и рассмотрения [11].

 

3.3. Основные цели и задачи бюджетной политики

 

    В ближайшие годы в России должна быть сформирована новая модель экономического роста, основанная в значительной степени на частной инициативе, постоянных инновациях, эффективной системе предоставления публичных услуг, качественной финансовой и производственной инфраструктуре.

    Важнейшей предпосылкой и условием для формирования новой модели экономического роста является долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы.

    В отличие от стран с более диверсифицированной экономикой Россия не может позволить себе иметь хронический дефицит бюджета и высокий уровень государственного долга, ставящих национальную экономику в зависимость от внешних условий и "вымывающих" из нее инвестиционные ресурсы.

    При высоком уровне цен на нефть необходимо накапливать резервы, обеспечивающие "подушку безопасности" в случае внешнеэкономических шоков. Опыт 2008 - 2010 годов доказал правильность такого подхода к бюджетной политике.

    Макроэкономическая стабильность, низкая инфляция, умеренная налоговая и долговая нагрузка, возможности для привлечения долгосрочных кредитных ресурсов могут и должны стать важнейшими конкурентными преимуществами России, обеспечивающими приток инвестиций, внедрение инноваций, модернизацию экономики и, соответственно, расширение возможностей для решения социальных задач.

    Федеральный бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов должен стать бюджетом, посредством  которого решаются задачи выхода на траекторию устойчивого посткризисного развития,  создания условий для развития и модернизации экономики, повышения уровня и качества жизни граждан, укрепления обороноспособности и безопасности страны, повышения эффективности и прозрачности государственного управления.

    В этот же период должны быть приняты меры по снижению зависимости бюджета от конъюнктурных доходов и сокращению его дефицита.

    Исходя из этого необходимы системные действия по следующим ключевым направлениям.

    1. Надо интегрировать бюджетное планирование в процесс формирования и реализации долгосрочной стратегии развития страны.

    Не позднее 2012 года необходимо утвердить долгосрочный экономический прогноз, стратегию долгосрочного развития России и  увязанную с ней бюджетную стратегию. В них должны найти комплексное отражение долгосрочные цели социально-экономического развития страны, финансовое и нормативно-правовое обеспечение механизмов их достижения.

    В бюджетной стратегии должны быть предусмотрены критерии и процедуры оценки рисков устойчивости бюджетной системы.

    Надо начать полномасштабное внедрение с 2012 года  программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти и, соответственно, программных бюджетов на всех уровнях управления, в том числе утвердить основные государственные программы.

    2. Следует закрепить начиная с 2015 года правила использования нефтегазовых доходов и ограничения на размер дефицита федерального бюджета.

    При формировании федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов необходимо обеспечить - в рамках переходного периода - создание предпосылок для введения указанных правил, предусмотрев стабилизацию и последующее снижение дефицита федерального бюджета.

Информация о работе Финансовая политика РФ, ее значение и задачи в современных условиях