Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 06:07, курсовая работа
Государство разрабатывает финансовую политику как средство успешной реализации своих целей и задач в финансовой сфере. Эффективность воздействия финансов на социально-экономическое развитие общества во многом зависит от выбранных направлений финансовой политики и процесса их реализации.
Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы финансовой политики государства.................5
1.1. Содержание и значение финансовой политики...............................5
1.2. Направления и задачи финансовой политики...............................12
1.3. Классификация финансовой политики..........................................13
Глава 2. Налоговая политика РФ.........................................................................16
2.1. Значение и задачи налоговой политики.........................................16
2.2. Основные направления налоговой политики................................17
Глава 3. Бюджетная политика РФ........................................................................20
3.1. Современное состояние бюджетной политики.............................20
3.3. Основные цели и задачи бюджетной политики............................24
Глава 4. Денежно-кредитная политика Банка России.......................................31
4.1. Инструменты денежно-кредитной политики................................31
4.2. Основные направления денежно-кредитной политики ..............35
Заключение.............................................................................................................37
Список литературы................................................................................................39
Среди конкретных мер выделены следующие.
1. Налоговое стимулирование
инновационной деятельности и
развития человеческого
Планируется, в
частности, дальнейшее
2. Мониторинг эффективности налоговых льгот.
Представляется
необходимым регулярное
Планируется уточнение
перечня доходов,
3. Акцизное налогообложение.
В плановом
периоде будет проводиться
4. Совершенствование
Планируется принять
ряд решений, направленных на
совершенствование
5. Налог на прибыль организаций.
Предлагается, в
частности, уточнить порядок
6. Налогообложение природных ресурсов.
В целях выравнивания
уровня налоговой нагрузки на
газовую и нефтяную отрасли
в плановом периоде
7. Совершенствование
С 2012 года будет
введена в действие новая
8. Введение налога на недвижимость.
Указывается на
необходимость ускорить
9. Налоговое администрирование.
Предлагается
внедрение инструментов, противодействующих
уклонению от уплаты налогов.
Помимо этого, в частности,
в плановом периоде
Глава 3. Бюджетная политика РФ
3.1. Современное состояние бюджетной политики
Бюджетная политика государства — главная составная часть финансовой политики, поскольку она определяет условия и принципы организации финансовых отношений при формировании доходной базы бюджетов, в ходе осуществления бюджетных расходов, при организации межбюджетных отношений. Бюджетная политика непосредственно влияет на размеры и пропорции централизуемых государством финансовых ресурсов и определяет не только текущую структуру расходов бюджетов, но и перспективы использования бюджетных средств для развития экономики и социальной сферы. Кроме того, бюджетная политика предопределяет организацию финансовых отношений между субъектами хозяйствования и государством в ходе осуществления налоговой политики, проведения государственной инвестиционной политики, при выработке бюджетной политики в отношении приоритетных отраслей и видов деятельности. Основные цели и задачи бюджетной политики на текущий финансовый год и среднесрочную перспективу определяются в ежегодном Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию.
В Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 годах отмечалось, что бюджетная политика, как составная часть экономической политики, должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации экономики, на создание условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, на улучшение инвестиционного климата.
Бюджетная система в целом достаточно эффективно способствовала послекризисному восстановлению экономики, стабильному выполнению социальных обязательств государства. В 2010-2011 годах экономический рост стабилизировался на уровне около 4 процентов. В целом в 2011 году в условиях достаточно высоких цен на нефть на уровне 105 долл. США за баррель ожидается рост российской экономики на уровне 4,2%. Удалось существенно сократить дефицит федерального бюджета.
По итогам 2010 года объем ВВП увеличился на 4%. При этом в 1-м полугодии темпы роста ВВП к аналогичному периоду 2009 года составили 4,3%, в дальнейшем они замедлились (в том числе из-за последствий аномальной жары). Основной вклад в рост ВВП в 2010 году внесли рост конечного потребления и запасов. В то же время следует отметить отрицательный вклад чистого экспорта в рост российской экономики.
В 2012 году рост ВВП прогнозируется на уровне 3,5%, в 2013 году – 4,2%, в 2014 году – 4,6% (рисунок 1):
Рисунок 1 [1]
Внесены изменения
в налоговое законодательство
Российской Федерации,
Вместе с восстановлением экономики в 2010 году улучшилась ситуация на рынке труда. По итогам 2010 года уровень безработицы составил 7,5%. Этому способствовал, как возобновившийся экономический рост, так и меры по реализации мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда.
В 2012 году ожидается дальнейшее снижение безработицы, уровень которой, согласно прогнозу, к 2014 году окажется ниже чем в наиболее благополучном по данному показателю 2007 году (рисунок 2):
Рисунок 2 [1]
Средний размер пенсий за 2010 год (то есть в декабре 2010 г. по сравнению с декабрем 2009 г.) вырос почти на 23 процента, а за 2011 год он увеличится более чем на 9 процентов. В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации были проиндексированы социальные пособия.
В период с 2009
по 2010 год были обеспечены жильем
более 120 тысяч ветеранов Великой
Отечественной войны. В 2011 году
получат новое жилье еще около
40 тысяч ветеранов, которые
В 2010 году была
принята и начала
Началась работа
по комплексному
Начался переход
на программный принцип
Сформирована
нормативно-правовая база для
повышения доступности и
Существенно улучшилась
ситуация со сроками принятия
Правительством Российской
В 2010 году впервые
отчет об исполнении
3.3. Основные цели и задачи бюджетной политики
В ближайшие годы в России должна быть сформирована новая модель экономического роста, основанная в значительной степени на частной инициативе, постоянных инновациях, эффективной системе предоставления публичных услуг, качественной финансовой и производственной инфраструктуре.
Важнейшей предпосылкой и условием для формирования новой модели экономического роста является долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы.
В отличие от стран с более диверсифицированной экономикой Россия не может позволить себе иметь хронический дефицит бюджета и высокий уровень государственного долга, ставящих национальную экономику в зависимость от внешних условий и "вымывающих" из нее инвестиционные ресурсы.
При высоком уровне цен на нефть необходимо накапливать резервы, обеспечивающие "подушку безопасности" в случае внешнеэкономических шоков. Опыт 2008 - 2010 годов доказал правильность такого подхода к бюджетной политике.
Макроэкономическая стабильность, низкая инфляция, умеренная налоговая и долговая нагрузка, возможности для привлечения долгосрочных кредитных ресурсов могут и должны стать важнейшими конкурентными преимуществами России, обеспечивающими приток инвестиций, внедрение инноваций, модернизацию экономики и, соответственно, расширение возможностей для решения социальных задач.
Федеральный бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов должен стать бюджетом, посредством которого решаются задачи выхода на траекторию устойчивого посткризисного развития, создания условий для развития и модернизации экономики, повышения уровня и качества жизни граждан, укрепления обороноспособности и безопасности страны, повышения эффективности и прозрачности государственного управления.
В этот же период должны быть приняты меры по снижению зависимости бюджета от конъюнктурных доходов и сокращению его дефицита.
Исходя из этого необходимы системные действия по следующим ключевым направлениям.
1. Надо интегрировать бюджетное планирование в процесс формирования и реализации долгосрочной стратегии развития страны.
Не позднее 2012 года необходимо утвердить долгосрочный экономический прогноз, стратегию долгосрочного развития России и увязанную с ней бюджетную стратегию. В них должны найти комплексное отражение долгосрочные цели социально-экономического развития страны, финансовое и нормативно-правовое обеспечение механизмов их достижения.
В бюджетной стратегии должны быть предусмотрены критерии и процедуры оценки рисков устойчивости бюджетной системы.
Надо начать полномасштабное внедрение с 2012 года программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти и, соответственно, программных бюджетов на всех уровнях управления, в том числе утвердить основные государственные программы.
2. Следует закрепить начиная с 2015 года правила использования нефтегазовых доходов и ограничения на размер дефицита федерального бюджета.
При формировании федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов необходимо обеспечить - в рамках переходного периода - создание предпосылок для введения указанных правил, предусмотрев стабилизацию и последующее снижение дефицита федерального бюджета.
Информация о работе Финансовая политика РФ, ее значение и задачи в современных условиях