Финансовая политика и её реализация в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 22:52, курсовая работа

Описание работы

Во все времена главной целью финансовых отношений являлась такая их организация, которая была бы направлена на обеспечение роста общественного богатства. Достижение этой цели возможно лишь при эффективности конкретных форм распределения, перераспределения и использования имеющихся финансовых ресурсов и финансового потенциала государства. Обобщающим показателем эффективности финансового механизма являются темпы роста внутреннего валового продукта и национального дохода - основного источника роста благосостояния общества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Экономическое содержание и цели финансовой политики государства………………………………………………………………………...5
1.1 Сущность, цели и задачи финансовой политики государства…………….5
1.2 Организация финансовой политики государства…………………………..8
Глава 2. Типы финансовой политики государства…………………………….12
2.1 Классическая…………………………………………………………………12
2.2 Регулирующая………………………………………………………………..13
2.3 Планово-директивная………………………………………………………..15
Глава 3. Финансовая политика в Российской Федерации на современном этапе………………………………………………………………………………17
3.1 Финансовая политика РФ в условиях кризиса………………….................17
3.2 Программа развития финансовых отношений до 2023 года……………...27
Заключение………………………………………………………………………36
Список использованной литературы…………………………………………...38

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.docx

— 64.08 Кб (Скачать)

В настоящее время, функции управления государственным внешним долгом и государственным внутренним долгом сосредоточены в одном Департаменте Минфина.

3.2 Программа развития  финансовых отношений до 2023 года

Создание нового типа экономики  и проведение структурных реформ, обеспечивающих повышение качества жизни в условиях, созданных за последние годы основ рыночной экономики, требует оценки ресурсного потенциала в достижении поставленных целей. Важнейшим  показателем, отражающим как финансовое обеспечение, так и роль государства  в экономике, и взаимодействие государства  и бизнеса, является налоговая нагрузка и результативность государственных  расходов. Наряду с другими полномочиями и инструментами экономической  политики бюджетная политика является основным инструментом достижения намеченного  результата. Долгосрочная бюджетная стратегия выступает одним из инструментов бюджетной политики.

Основная задача долгосрочного  бюджетного планирования состоит в  увязке проводимой бюджетной политики с задачами по созданию долгосрочного  устойчивого роста экономики  и повышению уровня и качества жизни населения.

Прогноз основных макроэкономических показателей социально-экономического развития Российской Федерации, использовавшийся при разработке финансового плана  до 2023 г., основан на направлениях экономической  политики, предусмотренных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (КДР). КДР  призвана обеспечить условия для инновационного развития на основе инвестиций в человеческий капитал, создания благоприятной деловой среды, повышения качества государственных институтов, при сохранении макроэкономической стабильности.

Развитие экономики в предстоящий  период будет происходить на фоне неблагоприятных демографических  тенденций. Несмотря на то, что, благодаря  мерам демографической и социальной политики, совершенствование здравоохранения  и распространение здорового  образа жизни, сокращение численности  населения, согласно прогнозу Минэкономразвития  России, сменится его небольшим ростом, продолжится процесс старения населения. В результате доля населения в  трудоспособном возрасте снизится с 63% в 2007 году до 53% в 2023 году. Соответственно численность экономически активного  населения сократится на 11% (в среднем  на 0,8% в год).

На динамику основных экономических  показателей и доходов бюджета  существенное влияние продолжает оказывать  конъюнктура мировых цен на товары традиционного российского экспорта, прежде всего на нефть. В базовом  прогнозном сценарии цена на нефть  сорта Юралс в период с 2009 по 2011 г. снижается. Начиная с 2013 г. ожидается возобновление роста цен на нефть и к 2023 г. она достигает 106 долл./барр. В целом в период с 2010 г. по 2023 г. цены на нефть, выраженные в долларах 2008 г., будут лежать в диапазоне от 64 до 70 долл. за баррель.

Результатом политики модернизации экономики  и усилий по ее диверсификации должны стать устойчиво высокие темпы  роста ВВП. Физический объем ВВП  должен вырасти за 15 лет в 2,5 раза, что соответствует средним темпам роста экономики в размере 6,3% в год.[11]

Рост экономики будет основан  на сочетании различных источников: потребительского, инвестиционного  спроса и внешнего спроса. Розничный  товарооборот будет расти в среднем  на 7,1% в год, а инвестиции в основной капитал - на 10,0% в год. Объем промышленного  производства вырастет за период в 2,1 раза.

Сочетание медленного роста экспорта углеводородов и стабилизации их цен (с учетом инфляции доллара) приведет к тому, что соотношение стоимости  экспорта топливно-энергетических товаров  к ВВП втрое сократится: с 17% в 2007-2008 гг. до лишь 6% в 2023 г. Это частично будет компенсироваться сравнительно быстрым ростом неэнергетического  экспорта в результате реализации мер  по диверсификации экономики. Стоимостной объем неэнергетического экспорта будет увеличиваться в среднем на 9% в год. В результате его удельный вес в общем объеме экспорта вырастет с 39% до 58%. В целом доля экспорта в ВВП снизится за рассматриваемый период вдвое - с 26% в 2008 г. до 13% в 2023 г.

Высокие темпы роста внутреннего  спроса, обусловленные ростом реальных доходов населения, будут способствовать опережающему росту импорта до 2011 г. Соотношение импорта к ВВП  к этому времени возрастет  до 20% (по сравнению с 17% в 2008 г.). В  последующие годы активизация импортозамещающего производства приведет к замедлению роста импорта, так что к 2023 г. он будет составлять лишь 15% ВВП.

Значительный профицит внешнеторгового  баланса (более 9% ВВП в 2008 г.) сменится к 2011 г. его небольшим дефицитом. Активизация неэнергетического  экспорта и импортозамещения позволят сохранять сравнительно небольшие размеры торгового дефицита, не превышающие 2,5% ВВП.

В условиях дефицитности рабочей силы, а также ускоренного роста  производительности труда и вывода зарплаты из теневого оборота реальные размеры зарплаты продолжат расти  опережающими темпами (в среднем  за период на 8,8% в год). В результате доля фонда заработной платы в  ВВП вырастет с 25% в 2008 до 29% в 2023 г. Реальные располагаемые доходы населения  увеличатся за это время в 2,8 раза.

Результатом повышения удельного  веса в ВВП фонда заработной платы  станет сокращение прибыли: ее величина сократится с 24% в 2008 г. до 21% в 2014 г., после  чего стабилизируется на этом уровне.

Направления налоговой политики на долгосрочную перспективу основываются на необходимости обеспечения принципов  нейтральности и справедливости налоговой системы, а также поддержания  такого уровня налоговой нагрузки, который, с одной стороны, не создает  препятствий для устойчивого  экономического роста и, с другой стороны, - отвечает потребностям расширенного правительства в доходах для  предоставления важнейших государственных  услуг и выполнения возложенных  на него функций.

В долгосрочной перспективе помимо увеличения финансирования здравоохранения, необходимо провести ряд мер, нацеленных на структурные изменения и повышении  эффективности работы системы. [11]

Также разработаны меры, нацеленные на реструктуризацию образования, повышение  его качества и эффективности  расходов на систему. Реализация этих мер позволит создать условия  для повышения качества образования, обеспечения его доступности, роста  эффективности использования бюджетных и внебюджетных средств, инвестиционной привлекательности сферы образования, ее гибкости в реагировании на потребности общества и рынка труда. Будет обеспечено более эффективное включение образования в процессы повышения уровня благосостояния граждан, сохранения социальной стабильности, развития институтов гражданского общества и обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны.

Один из наиболее перспективных  подходов к повышению эффективности  бюджетного сектора связан с реформированием  системы оплаты труда в государственном  секторе. При этом речь идет не о  простом увеличении заработной платы  работников. Задача состоит в создании механизмов, обеспечивающих, во-первых, постоянное приспособление уровня заработной платы работников к условиям на рынке  труда, и во-вторых, оказывающих серьезное  стимулирующее воздействие на производительность труда в бюджетном секторе.

Принимая во внимание состав бедных домохозяйств, для ослабления социального  неравенства необходимо разработать  программу, направленную на повышение  качества жизни социально-незащищенных категорий граждан (инвалидов, многодетных, неполных семей, пенсионеров и т.д.). Значительная часть российских бедных сконцентрирована у черты бедности, и только для десятой их части  бедность означает практически отсутствие средств к существованию.

Также преобразования коснутся и пенсионной системы. При проектировании пенсионной системы правительство ставит две  цели. Во-первых, требуется решить проблему предотвращения бедности среди пенсионеров. Здесь, как и в других задачах  социальной политики, важнейшим показателем  служит минимальный размер пенсионных выплат. С точки зрения борьбы с  бедностью целесообразно оценивать  его вместе с другими видами доходов (прежде всего, другими видами социальных выплат). Вторая цель состоит в сглаживании уровня жизни на протяжении жизненного цикла: обеспечении работнику после выхода на пенсию уровень жизни сопоставимый с тем, который он имел в период трудовой деятельности. Это требует установления тесной связи между уровнем зарплаты и пенсий. [11]

Анализ перспектив развития пенсионной системы позволяет поставить  следующие приоритетные задачи, на решении которых должны быть сосредоточены  основные усилия правительства: поддержание  финансовой устойчивости пенсионной системы, создание устойчивого и эффективного механизма финансирования пенсий, преодоление  бедности среди пенсионеров, сокращение гендерного разрыва в величине пенсий, повышение доходности накопительной  составляющей трудовой пенсии, развитие негосударственного пенсионного обеспечения, создание условий для достижения в долгосрочной перспективе рекомендуемого МОТ соотношения 40% между реальными размерами пенсий и трудовых доходов.

Указанные цели дополняют друг друга и каждая страна выбирает свое соотношение между их приоритетностью.

Доходы бюджетной системы постепенно снижаются с 40,2%ВВП в 2007 году до 31,7%ВВП  в 2023 году, федерального бюджета - с 23,6% ВВП в 2007 году до 12,9%ВВП в 2023 году.

Прогнозируемое до 2023 года сокращение доходов бюджетной системы по сравнению с фактическим исполнением  в 2007 году включает в себя снижение, как нефтегазовых, так и не нефтегазовых доходов. Однако следует учесть, что в 2007 году в бюджетную систему поступили дополнительные разовые средства от погашения налоговой задолженности в размере 1,8% ВВП. Поэтому для сравнения лучше использовать доходы бюджетной системы за 2007 год, очищенные от этих дополнительных поступлений.

 

Снижение доходов бюджетной системы к 2023 году по сравнению с 2007 годом составит 6,7 п.п. ВВП для бюджетной системы в целом и 8,9 п.п. ВВП для федерального бюджета. Главным образом, падение доходов бюджетной системы происходит за счет нефтегазовых доходов: для федерального бюджета они объясняют снижение на 64%, а для бюджетной системы в целом - на 85%.

На формирование нефтегазовых доходов  оказывает влияние принятая цена на нефть, которая согласно прогнозу Минэкономразвития России постепенно увеличивается - с 72 долл.США/бар. в 2012 году до 106 долл.США/бар. (81 долл.США/бар. в ценах 2012 года) в 2023 году. Средняя цена на нефть составит по прогнозу в 2012-2023 гг. в ценах 2012 года - 75 долл.США/бар. долл.США/бар. Тем не менее, в прогнозном сценарии Минэкономразвития цена на нефть в период после 2012 г. значительно превышает базовый долгосрочный прогноз Агентства энергетической информации (июнь 2008 года). В 2023 году прогноз Минэкономразвития на двадцать процентов выше прогноза Агентства.

Кроме того, на сокращение нефтегазовых доходов  окажет ожидаемое в ближайшие  годы реальное укрепление рубля, а также  увеличение с 2009 года необлагаемого  минимума при расчете ставки НДПИ на нефть с 9 до 15 долларов за баррель  и решения, принятые в июле 2008 года - это расширение возможности применения понижающего коэффициента при добыче нефти на участках недр с высокой  степенью выработанности, а также расширение перечня территорий, при добыче нефти на которых установлены "налоговые каникулы". В долгосрочной перспективе все большее количество нефти будет добываться на участках недр, налогообложение добычи на которых осуществляется с применением пониженной или нулевой ставки.

Все вышеперечисленные  факторы приведут к тому, что нефтегазовые доходы в процентах ВВП в 2023 году будут существенно ниже - на 5,7 п.п. - аналогичных показателей 2007 года.

Предполагаемые  изменения ЕСН будут способствовать существенному росту доходов  внебюджетных фондов - по сравнению  с 2007 годом они вырастут на 4,4 п.п. ВВП. Всего поступления от страховых взносов вырастут по сравнению с 2007 годом на 2,2 п.п. ВВП. Еще около 1 п.п. ВВП добавит в доходы внебюджетных фондов средства, полученные от инвестирования накопительной части пенсии.

Снижение  импортной пошлины объясняется  снижением доли импорта в ВВП  с 14,3% ВВП в 2008 до 12,7 % ВВП в 2023 году.

Информация о работе Финансовая политика и её реализация в РФ