Финансовая политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 12:55, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - описать финансовую политику и ее содержание. Из цели работы вытекают следующие задачи:
· определить понятие финансовой политики;
· рассмотрение механизмов финансовой политики государства;
· выявление основных направлений и особенностей совершенствования финансовой политики;
· рассмотрение основных типов финансовой политики.

Содержание

Введение 3
1 Экономическое содержание и цели финансовой политики государства 5
1.1 Содержание и цели финансовой политики 5
1.2 Виды финансовой политики 9
2 Организация финансовой политики государства 14
2.1 Содержание финансового механизма 14
2.2 Управление финансами как составными частями финансовой политики 17
2.3 Основные направления совершенствования финансовой политики 21
3 Типы государственной финансовой политики 26
3.1 Основные типы государственной финансовой политики 26
Заключение 30
Список используемой литературы 32

Работа содержит 1 файл

курсовая финансы.doc

— 198.00 Кб (Скачать)

3.1 Основные типы  государственной  финансовой политики

 

     Развитие  государства связано с изменением финансовой политики. Использование  того или иного типа финансовой политики определяется особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы , интересами правящих партий и социальных групп и господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический и политический курс государства. Все это обеспечивает сохранение и развитие существующей в данном государстве системы общественных отношений.

     Анализ  применявшейся различными государствами  финансовой политики позволяет выделить ее 4 основных типа:

     1. Классическая финансовая политика

     До  конца 20-х годов прошлого столетия основным типом финансовой политики большинства стран был классический ее вариант. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А.Смита (1723 – 1790 гг.) и Д. Рикардо (1772 – 1823 гг.) и их последователей. Основное ее направление - невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирования и исполнения равновесного (сбалансированного) бюджета.

     Финансовый  механизм строился исходя из этих целей  финансовой политики. Государство стремилось к уменьшению расходов бюджета, сводившихся, в основном, к расходам на военные  цели, выплате процентов по государственному долгу и его погашению и  управлению. Система налогообложения должна была создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета государства. Причем система налогов строилась, в основном, на косвенных и имущественных налогах, которые были достаточно простыми и эффективны с точки зрения механизма их взимания. Система управления финансовой деятельностью была проста и сосредотачивалась, как правило, в одном органе управления – Министерстве финансов (казначействе).

     2. Регулирующая финансовая политика

     Бурное  развитие производительных сил поставило перед государствами еще в XIX в. вопрос об изменении подходов к финансовой политике. Особенно остро встал вопрос об этом в конце 20-х годов прошлого столетия, когда обострился весь комплекс экономических, политических и социальных проблем большинства государств. В этот период в западных странах осуществлялся переход к регулирующей финансовой политике. В ее основу вначале была положена экономическая теория английского ученого экономиста Дж. Кейнса (1883 – 1946 гг.) и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения.

     Основными инструментами вмешательства в  экономику становятся государственные  расходы, за счет которых формируется  дополнительный спрос. Поэтому государственные  расходы обеспечивают рост предпринимательской деятельности, увеличение национального дохода и способствуют ликвидации безработицы путем финансирования создания новых рабочих мест.

     Система налогов в условиях регулирующей финансовой политики кардинально изменяется. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Этот налог обеспечивает изъятие у экономических субъектов доходов, используемых в виде сбережений, что позволяет обеспечить сбалансированность бюджета государства при высоком уровне расходов. Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Государство активно развивает применение долгосрочных и среднесрочных займов. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики. В целом, кейнсианская регулирующая финансовая политика показала свою сравнительную эффективность в западных странах. Она обеспечила в 30-60-х годах стабильный экономический рост, высокий уровень занятости и эффективную систему финансирования социальных нужд в большинстве этих стран.

     3. Неоконсервативная стратегия

     В 70-х годах XX века в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Эта разновидность финансовой политики не связана с отказом от регулирования, но ограничивает вмешательство государства в экономику и социальную область. Регулирование экономики становится многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости, государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную перестройку хозяйства.

     Финансовый  механизм в этих условиях исходит  из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования. Важная роль отводится налогам. Ставится задача их сокращения и уменьшения степени прогрессивности обложения.

     Следует отметить, что различные разновидности  регулирующей финансовой политики тесно  взаимосвязаны. Поэтому одинаковые или похожие инструменты финансового  механизма применяются в различных  странах, использующих как кейнсианскую, так и неоконсервативную систему регулирования, что приводит к их конвергенции.

     4. Планово - директивная финансовая  политика

     Планово - директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему  управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства, плановая система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях - обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.

     Планово - директивная финансовая политика проводилась практически во всех бывших социалистических странах. Она показала свою достаточно высокую эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства. В то же время использование такой финансовой политики в условиях нормального функционирования экономики привело к отрицательным последствиям: снижению эффективности производства, замедлению развития социальной сферы общества, резкому ухудшению финансового положения государства.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Данная  курсовая работа позволяет сказать  о целях финансовой политики, её основных направлениях и особенностях в России.

       Целью финансовой политики является  наиболее полная мобилизация  финансовых ресурсов, необходимых  для удовлетворения насущных  потребностей развития общества. В соответствии с этим, финансовая политика призвана создать благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности.

     Большинство своих функций современное государство  реализует путем формирования экономической  политики и ее стержневой основы - финансовой политики. Финансовая политика - государственная экономическая политика, проявляющаяся в использовании государственных финансовых ресурсов, регулировании доходов и расходов, формировании и исполнении государственного бюджета, в налоговом регулировании, в управлении денежным обращением, в воздействии на курс национальной валюты.

     При рассмотрении финансовой политики РФ можно выявить следующий ряд проблем финансовой несостоятельности:  некомплексность целей и индикаторов финансовой политики; нарастание внутреннего долга и его неблагоприятная структура, преобладание «коротких» денег;  недостаточность золотовалютных резервов для предотвращения системного кризиса; кризис ликвидности коммерческих банков, недоверие вкладчиков в способность коммерческих банков сохранить их средства; деноминация рубля, подготовка и реализация которой породили инфляционные ожидания.  Базовой, несущей конструкцией стратегии финансовой политики должно стать укрепление рубля, повышение доверия к финансовым, банковским и кредитным институтам. Требуется разработка национальной программы расширения экспорта продукции с соответствующими бюджетными, налоговыми и кредитными инструментами поддержки экспорта. обеспечить высокое качество разработки бюджета, расширить количество товаров, производство и реализация которых даст наибольшие доходы.                             

     Большое внимание при разработке финансовой политики должно уделяться определению  рациональных форм изъятия доходов  предприятий в пользу государства, а также доли участия населения в формировании финансовых ресурсов. Важное значение следует придать повышению эффективности использования финансовых ресурсов путем их распределения между сферами общественного производства, а также их концентрации на главных направлениях экономического и социального развития.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Белотелова Н. П., Шуляк П. Н. Финансы. – М., 2008 год

2. Большаков С. В. Финансовая политика государства и предприятия – М., 2007 год

3. Говтань О. Дж. Финансовая политика РФ. // Проблемы прогнозирования – М., 2009 год

4. Любимцев Ю., док. экон. наук, профессор. Необходимость изменения ориентиров // Экономист. - № 1, 2009 год.

5. Перекрестова Л. В., Романенко Н. М., Сазонов С. П. Финансы и кредит. Учебное пособие – М., 2008 год

6. Финансы и кредит. Учебник / Под ред. професс. Белоглазовой Г. Н. и Романовского М. В. – М.: Юрайт, 2008 год

7. Финансы. Учебник для вузов / Под ред. проф. чл-корр. РАЕН Дробозиной Л. А. – М., 2007 год

8. Интернет -ресурсы: 

    www.minfin.ru

 

Содержание 
 
 
 
 

Информация о работе Финансовая политика государства