Финансовая политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 12:55, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - описать финансовую политику и ее содержание. Из цели работы вытекают следующие задачи:
· определить понятие финансовой политики;
· рассмотрение механизмов финансовой политики государства;
· выявление основных направлений и особенностей совершенствования финансовой политики;
· рассмотрение основных типов финансовой политики.

Содержание

Введение 3
1 Экономическое содержание и цели финансовой политики государства 5
1.1 Содержание и цели финансовой политики 5
1.2 Виды финансовой политики 9
2 Организация финансовой политики государства 14
2.1 Содержание финансового механизма 14
2.2 Управление финансами как составными частями финансовой политики 17
2.3 Основные направления совершенствования финансовой политики 21
3 Типы государственной финансовой политики 26
3.1 Основные типы государственной финансовой политики 26
Заключение 30
Список используемой литературы 32

Работа содержит 1 файл

курсовая финансы.doc

— 198.00 Кб (Скачать)

     2. Если же правительство использует меры фискальной политики и политики государственных расходов, пытаясь удержать объем выпуска продукции на его типичном для рассматриваемой страны уровне и поддержать стабильность цен, то считается, что государством проводится политика стабилизации.

     Фискальная (бюджетно-налоговая) политика — это  система регулирования правительством экономики с помощью изменений  государственных расходов, налогов  и состояния государственного бюджета, с целью изменения реального объема производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

     Налоги  и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная политика  может  как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики.

     Фискальная  политика объединяет в себе такие  крупные виды, формы финансовой политики, как бюджетная, налоговая, политика доходов и расходов.

    

     3. В свою очередь, политика ограничения  деловой активности, напротив, направлена  на уменьшение реального объема внутреннего национального продукта по сравнению с его потенциальным уровнем и применяется правительством в период подъема или бума с целью избежания кризиса перепроизводства и инфляции, возникающей вместе с избыточным спросом.

     Сдерживающая политика подразумевает уменьшение правительственных расходов и увеличение налогов.

     Реализация  финансовой политики проводится в три  этапа:

     I этап. Выработка научно обоснованных  концепций развития финансов, которая  формируется на основе изучения  требований экономических законов, всестороннего анализа перспектив совершенствования производства и состояния потребностей населения.

     II этап. Определение основных направлений  использования финансов на перспективу  и текущий период, то есть, выработка  стратегии и тактики финансовой политики. 

     III этап. Собственно осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

     Естественно, что прямое влияние финансовой политики на экономику начинается лишь на третьем  этапе, но определяется оно содержанием двух предыдущих ступеней. Однако, такой механизм верен только частично, так как не учитывает все возможности финансового регулирования.

     Известно, что существуют:

     а) дискреционная политика или политика, проводимая непосредственно правительством;

     б) недискреционная финансовая политика, то есть, встроенные стабилизаторы.

     Регулирование экономики нельзя осуществлять исключительно  при помощи встроенных стабилизаторов, поэтому проведение дискреционной  политики, несмотря на возражения экономистов, проповедующих невмешательство в экономику, представляется необходимым.

     Под дискреционной политикой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами  с целью изменения реального  объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

     Основными орудиями дискреционной финансовой политики являются:

     - общественные работы и другие  программы, связанные с расходами;

     -социальные  программы;

     -правительственные  закупки;

     -государственные  инвестиции;

     -изменение  расходов трансфертного или перераспределительного  типа;

     - управление налоговым гнетом.

     Таким образом, можно найти два главных  элемента, составляющих финансовую политику: это политика в области государственных расходов и фискальная политика.

     Проанализируем  первый элемент. К нему можно отнести  все программы, связанные с государственными расходами.

     Во-первых, это общественные работы, которые  на заре финансовой политики широко применялись, если экономике угрожала депрессия и как ее следствие — безработица. Следует отметить, что общественные работы являются неэффективным инструментом дискреционной политики. Вторым инструментом дискреционной финансовой политики являются государственные программы расходов на социальные нужды. Третий из основных рычагов, с помощью которых осуществляется управление финансами, это правительственные закупки и инвестиции.

     Наконец, перейдем к фискальной политике как  второму элементу политики финансовой. Сущность ее заключается в искусном изменении налогового бремени в  течение всего экономического цикла.

     Кроме налогового, существует еще ряд важных встроенных стабилизаторов, которые  в своей совокупности уравновешивают экономическую систему страны. Среди  них можно выделить следующие  четыре, а именно:

     1. Социальные выплаты, включая пособия по безработице. Действительно, налоги, за счет которых финансируются пособия по безработице, резко возрастают, когда занятость высока. Поэтому резервный фонд растет в период бума и оказывает давление на слишком большие расходы, сдерживая инфляцию. Наоборот, в период слабой занятости резервный фонд используется для выплаты доходов, чем увеличивает платежеспособный спрос, поддерживая потребление, что ведет к снижению темпов падения производства, тем самым смягчая спад.

     2. Актуальные для развитых капиталистических стран программы помощи фермерам: когда платежеспособный спрос сокращается и цены на сельскохозяйственные продукты падают, федеральное правительство субсидирует фермеров, поглощая излишки продукции, когда же надвигается инфляция и цены растут, государство выбрасывает на рынок закупленную ранее продукцию, поглощая излишние денежные средства, что ослабляет любую тенденцию в экономике. К сожалению, такой стабилизатор не характерен для отечественной экономики, так как российское сельское хозяйство не страдает кризисами перепроизводства.

     3. Эффект надежности компаний. Практика  показывает, что с целью создания  иллюзии стабильного дохода корпорации, акционерные общества и другие  подобные юридические лица сохраняют  прежний уровень выплачиваемых  дивидендов, даже если их доходы меняются в течение короткого отрезка времени. Это ведет к ослаблению спроса на товары и услуги, который иначе был бы предъявлен вкладчиками, получившими, например, повышенные прибыли с их ценных бумаг. В другом случае наблюдался бы обратный эффект, который также привел бы к стабилизации ситуации.

     4. Инертность склонности к потреблению.  Так, индивид, стремясь поддержать  привычный жизненный уровень,  медленно приспосабливается к  повышению своего дохода.

 

2 ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

2.1 Содержание финансового  механизма

 

     Важная  составная часть финансовой политики - установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление  всей деятельности государства в  области финансов (рис.1).

     Финансовый механизм - система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.

     Элементы  финансового механизма:

·     формы финансовых ресурсов;

·     методы их формирования;

·     система законодательных норм и  нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства;

·    организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

Рис.1 Финансовый механизм

     Директивный финансовый механизм разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование.

     В ряде случаев распространяется и на другие виды финансовых отношений, имеющих большое значение для реализации всей финансовой политики, либо одна из сторон этих отношений - агент государства.

Регулирующий  финансовый механизм определяет основные "правила игры" в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях.

     В этом случае государство устанавливает  общий порядок использования финансовых ресурсов.

     Исходя  из выше сказанного задачами финансовой политики является:

1.   обеспечение условий для формирования  максимально возможных финансовых  ресурсов;

2.   установление рационального с  точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

3.   организация регулирования и  стимулирования экономических и  социальных процессов финансовыми  методами;

4.   выработка финансового механизма  и его развитие в соответствии  с изменяющимися целями и задачами  стратегии;

5.   создание эффективной и максимально  деловой системы управления финансами.

     В процессе проведения финансовой политики особенно важно обеспечение ее взаимосвязи  с другими составными частями  экономической политики - кредитной, ценовой, денежной.

     Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.

 

2.2 Управление финансами как составными частями финансовой политики

 

     Финансовая  политика является многогранной по содержанию, и связана с целенаправленной деятельностью экономических субъектов  по реализации своих экономических  интересов в сфере распределения  материальных и нематериальных благ.  Между финансовой политикой и экономическим базисом общества существует тесная взаимосвязь. С одной стороны, финансовая политика порождается экономическими отношениями и общество не свободно в выработке и проведении политики; последняя обусловлена экономикой. С другой стороны, возникая и развиваясь на основе экономического базиса, финансовая политика обладает определенной самостоятельностью; у нее специфические законы и закономерности развития. В силу этого она оказывает обратное влияние на экономику, в том числе, на состояние финансов.

     Финансовая  политика основывается на глубоком и  всестороннем изучении закономерностей  развития производительных сил и  производственных отношений, оценке условий  и перспектив функционирования экономики, понимании необходимости и последовательности практических действий по реализации целей, соответствующих потребностям и интересам экономических субъектов в сфере распределения экономических благ.

     Процесс управления финансами включает такие  функциональные элементы как финансовое планирование, оперативное управление и финансовый контроль (рис.2). 

Рис.2 Элементы управления финансами 

     Финансовое  планирование является важным функциональным элементом управления финансами. Оно  предполагает оценку состояния финансов на ближайшую, среднесрочную и долгосрочную перспективу, с определением источников формирования ресурсов и направлений их использования. Управленческие решения в процессе планирования принимаются на основе анализа финансовой информации, от качества которой зависит обоснованность управленческих решений.

Информация о работе Финансовая политика государства