Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 12:55, курсовая работа
Цель работы - описать финансовую политику и ее содержание. Из цели работы вытекают следующие задачи:
· определить понятие финансовой политики;
· рассмотрение механизмов финансовой политики государства;
· выявление основных направлений и особенностей совершенствования финансовой политики;
· рассмотрение основных типов финансовой политики.
Введение 3
1 Экономическое содержание и цели финансовой политики государства 5
1.1 Содержание и цели финансовой политики 5
1.2 Виды финансовой политики 9
2 Организация финансовой политики государства 14
2.1 Содержание финансового механизма 14
2.2 Управление финансами как составными частями финансовой политики 17
2.3 Основные направления совершенствования финансовой политики 21
3 Типы государственной финансовой политики 26
3.1 Основные типы государственной финансовой политики 26
Заключение 30
Список используемой литературы 32
Оперативное управление направлено на реализацию принятых планов. На основе оценки складывающейся финансовой ситуации осуществляется маневрирование финансовыми ресурсами с целью достижения запланированных целей с максимальным эффектом при минимуме затрат.
Финансовый контроль как элемент управления обеспечивает сопоставление фактически полученных результатов с запланированными результатами с целью анализа причин возникших отклонений, поиска финансовых резервов и разработки мероприятий по эффективному использованию финансовых ресурсов.
Управление финансами имеет целью их использование в качестве инструмента воздействия на общественное производство:
· для обеспечения расширенного воспроизводства;
· для регулирования социально - экономических процессов;
· для стимулирования эффективности общественного производства.
В
целом, управление финансами представляет
собой процесс
Обеспечение расширенного воспроизводства является важнейшим направлением использования финансов. Расширенное воспроизводство создает необходимые условия стабильного функционирования хозяйственной системы, укрепления экономического потенциала страны, увеличения ее национального богатства, роста благосостояния граждан и социального развития общества.
Обеспечение
расширенного воспроизводства
· самофинансирование;
· кредитование;
· бюджетное финансирование;
·
страхование.
3.
Показать способы покрытия
Самофинансирование основано на использовании собственных финансовых ресурсов экономических субъектов для осуществления их деятельности. При недостаточности собственных доходов и накоплений, финансовые ресурсы привлекаются иными способами, как правило, посредством кредитования.
Налогообложение является способом финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Характерной особенностью финансового обеспечения деятельности государства всегда является то, что оно осуществляется на принудительной и безвозмездной основе. В условиях рыночной экономики изъятие доходов хозяйствующих субъектов и населения в распоряжение государства осуществляется преимущественно за счет налогообложения их доходов.
Кредитование предполагает покрытие воспроизводственных затрат экономических субъектов за счет ссуды полученной на условиях срочности, платности и возвратности. Наиболее распространенным видом является банковское кредитование, являющееся универсальным с точки зрения его доступности для экономических субъектов и эластичности предлагаемых услуг.
Бюджетное финансирование обеспечивает формирование финансовых ресурсов, как правило, на безвозмездной и безвозвратной основе за счет предоставления средств из бюджетов различных уровней и внебюджетных фондов. Этот способ применяется при финансовом обеспечении деятельности хозяйствующих субъектов и населения.
Все рассмотренные выше способы покрытия воспроизводственных затрат в хозяйственной практике применяются не изолированно, а как правило - в комплексе, с учетом характера деятельности экономических субъектов. Но, даже при идеальном сочетании, их применение не обеспечивает бесперебойного кругооборота финансовых ресурсов, в случаях непредвиденных сбоев, связанных с чрезвычайными ситуациями.
Анализ основных тенденций финансовой политики позволяет выделить следующие стратегические линии будущей финансовой политики.
1. Обеспечение единства целей и инструментов финансовой политики и целей развития экономики, совершенствования политической системы, материального благосостояния граждан, их духовного уровня.
Без обеспечения экономического роста невозможно решение ни одной сколько-нибудь важной задачи финансовой политики.
2.
Повышение эффективности
3.
Успешная реализация названных
выше стратегических линий
Нужно постепенно уйти от практики деления денежного оборота на автономные, развивающиеся по своим правилам части: рублевую, долларовую, бартерную, взаимозачетную и стоящую особняком никак не регулируемую финансовыми и денежно-кредитными инструментами теневую компоненту денежного оборота. При слабом, неустойчивом рубле, все время зависимом от того количества долларов, которое будет поступать от ММВБ, решить задачу восстановления единого управления денежным оборотом невозможно.
4. Для товарного обеспечения рубля предстоит одновременно решить следующие задачи: - умеренное увеличение производства топливно-энергетических ресурсов, дающих высокую финансовую отдачу, хотя и требующих больших единовременных затрат.
5.
Требуется разработка
6.
Задача обеспечения
7.
В ближайшие 2-3 года бюджет
развития предстоит сделать
И здесь важно в ближайшие 2-3 года отладить систему казначейства, усовершенствовать вертикальную систему финансового контроля, обеспечить единую систему бухгалтерского учета расходов бюджета.
8. В рамках принципа федерализма необходимо иметь в каждом субъекте Федерации наряду с региональным бюджетом консолидированный бюджет, который в этом случае может быть инструментом управления финансами как в центре, так и на региональном и муниципальном уровнях.
9. Важнейшей частью финансовой политики является налоговая политика. Главное - обеспечить собираемость налогов на уровне 80-90% и довести исполнение бюджета по расходам до 90-95%.
10.
Существенной модернизации
11. Пожалуй, одной из самых сложных задач в предстоящие годы будет задача налаживания работы фондового рынка.
12.
Реализация важнейшей
Экономика Российской Федерации в ближайшие годы будет функционировать в условиях относительно благоприятной ситуации на мировых рынках сырья и капитала, сопровождаться ростом доходов населения, инвестиционных программ естественных монополий и улучшением ситуации с банковским кредитованием.
Уже начиная со второго полугодия 2009 года, во многом благодаря проводимым антикризисным мерам происходит постепенное восстановление российской экономики. Кроме того, восстановлению способствует улучшение конъюнктуры мирового рынка сырья и капитала.
После
серьезного снижения ВВП России в 2009
г. на 7,9% в 2010 г. - рост ВВП на уровне 4,0%,
а в 2011-2013 гг. – на уровне 3-4% в год. Доходы
федерального бюджета в 2011 -2013 годы, по
ожидаемой оценке, составят в 2011 г. 17,4%
к ВВП, в 2012 г. – 16,5% к ВВП и в 2013г.–16,1% к
ВВП, расходы в 2011 году составят 20,9% к ВВП,
а в 2012 и 2013гг.–19,6% к ВВП и 19,0% ВВП соответственно
(рис. 3).
Рис.3 Динамика доходов и расходов федерального бюджета, % ВВП
Что касается расходов, их рост в 2009-2010 годах, прежде всего, был связан с реализацией антикризисных мер.
В настоящее время российская экономика реагирует позитивно на начавшееся в глобальной экономике восстановление.
При этом уменьшение государственных расходов может вызвать снижение темпов роста в краткосрочной перспективе. Однако в среднесрочной перспективе сохранение государственной поддержки экономики за счет высокого дефицита федерального бюджета может вызвать рост инфляции, укрепление курса национальной валюты, увеличения стоимости государственных заимствований, что в конечном итоге усложнит корпоративному сектору задачу привлечения капитала, необходимого для модернизации.
При этом большинство стран, в том числе сопоставимые по объемам ВВП с Россией, основное сокращение дефицита планируют за счет снижения государственных расходов. Еще одной мерой для этих государств является повышение налогов.
В 2010 году источниками покрытия дефицита федерального бюджета в России являются средства резервных фондов и заимствования. Однако уже со следующего года заимствования станут основным источником покрытия дефицита, что при сохраняющемся дефиците означает существенный (более чем в 1,5 раза) рост расходов на обслуживание долга – ориентировочно с 300 млрд. рублей в 2010 г. до свыше 500 млрд. рублей в 2013 году.
Основным источником покрытия дефицита федерального бюджета в 2011-2013 годах будет являться выпуск государственных ценных бумаг на внутреннем рынке. Объемы чистых внутренних заимствований по прогнозу будут превышать 1 трлн. рублей в год.
Российская финансовая политика пока менее эффективна по сравнению с другими странами, и требует реализации структурных мер. Главная задача государства – создавать для этого необходимые условия.