Финансовая политика государства в условиях рыночных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 22:36, курсовая работа

Описание работы

В работе проводиться анализ финансовой политики, исходя из специфических черт, проявляющихся в её целях, стратегии и тактики. Представляется, что финансовая политика государства есть совокупность научно разработанных и проводимых в жизнь направлений, мер и путей по полному и эффективному использованию финансового механизма в реализации программ и задач экономического и социального развития общества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3


I.Содержание понятия «финансовая политика государства»………...5

1.Сущность финансовой политики государства………………....5
2.Основные цели финансовой политики………………………….7
3.Финансовая стратегия и тактика………………………………...8
4.Виды финансовой политики. Финансовый механизм…………9


II.Налоговая политика государства…………………………………..13


III.Бюджетная политика государства………………………………...19


IV.Финансовый кризис в РФ, пути его преодоления………………..23

1.Финансовый кризис 1998 года…………………………………23
2.Основные направления финансовой стабилизации…………..26


Заключение…………………………………………………………….33


Библиография………………………………………………………….35


Приложения……………………………………………………………36

Работа содержит 1 файл

курсовая финансы.doc

— 195.00 Кб (Скачать)

      Примерно  такими же темпами возрастают и объемы средств, привлекаемых за счет кредитов банков, активизации деятельности инвестиционных институтов, в том числе иностранных инвесторов, компенсируя тем самым некоторое снижение доли бюджетных средств (филиалы крупных японских автомобильных заводов «TOYOTA», «NISSAN»).

      Опережающее снижение налоговой нагрузки на обрабатывающие отрасли и сферу услуг будет  способствовать повышению конкурентоспособности отраслей с высокой долей добавленной стоимости, а развитие финансового сектора – эффективному использованию для инвестирования в них сбережений высокорентабельных сырьевых секторов и населения.

      В результате номинальный объем средств, используемых на инвестиции, возрос за 2003-2005 годы в 1,66-1,71 раза, что соответствует с учетом индекса роста цен реальному росту инвестиций в 1,26-1,29 раза.[5. с. 237]

      Стимулирование  инновационной активности, повышение  качества корпоративного управления, развитие малого предпринимательства, прежде всего в секторе услуг, сокращение избыточного и неэффективного производства товаров и услуг в секторе государственного управления позволили обеспечить повышение производительности труда на 14-17 процентов в течение трех лет.

      В результате темпы экономического роста составили 5-6% в 2006 году и 15-18% за трехлетний период (с 2003 по 2005 год) в целом. Это позволит рассчитывать на ускорение экономического роста после 2008 года до уровня более 7 процентов.[5. с. 239]

      Обеспечение высоких темпов экономического роста  создаст необходимые условия  для позитивных, ощутимых для массовых групп населения изменений в  социальной сфере. Реальные располагаемые  доходы населения в 2005 году увеличились по сравнению с 2003 годом на 21-26%.[5. с. 240] При этом за счет повышения производительности труда, повышения минимальных государственных гарантий по оплате труда и снижения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда реальная заработная плата возрастет в дальнейшем на 30-34 процента.

      Созданы предпосылки для стабилизации численности населения на основе как воспроизводственных, так и миграционных компонентов, преодоления деформаций в структуре распределения доходов населения. Ускоренное развитие сферы социальных услуг на основе адресных принципов стимулирования спроса и социальной защиты позволит обеспечить более высокие стандарты жизни и потребления.

      Более быстрыми темпами будут расти  доходы малообеспеченных социальных групп. Тем самым будет создана основа для устойчивого расширения массового внутреннего спроса и перехода в перспективе к потребительски-ориентированному экономическому росту. Очень популярен в настоящее время национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», рассчитанный на 6 лет (с 2005 по 2011гг.) Он предполагает:

  • увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования;
  • повышение доступности жилья;
  • увеличение объемов жилищного строительства;
  • выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем установленных категорий граждан.[1. с. 286]

      Новые механизмы финансирования пенсий и  формирования пенсионных обязательств будут способствовать обеспечению  финансовой устойчивости пенсионной системы  и повышению уровня жизни пенсионеров.

      Удельный  вес населения с доходами ниже прожиточного минимума снизился с 24,6% в 2003 году до 19,6-21% в 2005 году.[8. с. 341]

      Прогнозируемое  повышение конкурентоспособности  российских товаров и услуг будет  проявляться, прежде всего, в снижении прироста импорта потребительских товаров по отношению к общему увеличению конечного внутреннего спроса и в росте доли несырьевого экспорта в его совокупном объеме. Объем импорта товаров инвестиционного назначения начал свой рост.

      Предусматриваемые финансовой политикой меры по стимулированию инновационной активности и поддержке экспорта товаров с высокой долей добавленной стоимости будут способствовать освоению новых внешних рынков высокотехнологичной продукции. Доля машинотехнической продукции в экспорте товаров возросла в 2005 году до 9,7% и до 11% к 2008 году против 9,3 процента в 2003 году (в сопоставимых условиях 2003 года).[1. с. 389]

      Обеспечение макроэкономической стабильности будет  основой устойчивости экономического развития в целом.

      Переход к рыночным принципам ценообразования  в отраслях естественных монополий вместе с повышением ликвидности финансовых и товарных рынков, а также накоплением стабилизационного фонда в периоды относительно высоких цен на нефть обеспечило снижение инфляции до 6,5-8,5 процента в 2005 году с последующим снижением до 5-7 процентов в течение 2006-2008 годов.[1. с. 390]

      Этот  процесс происходит на фоне повышения привлекательности рублевых активов и соответствующего спроса на деньги, что позволит добиться снижения реальных процентных ставок по кредитным ресурсам. Совокупность макроэкономических показателей и результатов институциональных реформ сделает возможным присвоение России инвестиционного рейтинга в 2005-2006 годах, что приведет к дополнительному притоку долгосрочных инвестиционных ресурсов и позволит повысить устойчивость экономического роста.

      Реализация  финансовой политики позволит запустить  новый механизм устойчивого роста  российской экономики, основанный на последовательной диверсификации ее структуры. Базовым  фактором этого процесса станет повышение  привлекательности секторов с высокой долей добавленной стоимости для долгосрочных инвестиционных вложений.

      Мероприятия финансовой политики по реформированию естественных монополий и сбалансированное повышение цен (тарифов) на энергоносители будут стимулировать процесс  энергосбережения. Удельная энергоемкость валового внутреннего продукта снизилась в 2003-2005 годах на 9-10%.[5. с. 238]

      Повышение энергоэффективности станет одним  из главных рычагов диверсификации российской экономики и ухода  от сырьевой специализации. Производство первичных энергоресурсов в 2005 году возросло до 1575-1625 млн. т. в условном эквиваленте, или на 11,6-15,5 процента к уровню 2000 года, что в 1,3-1,8 раза ниже прироста валового внутреннего продукта. Прирост производства электроэнергии составил за тот же период всего 6-8 процентов.[5. с. 238]

      В экономике произошел структурный сдвиг в пользу обрабатывающих отраслей. Если в 2000 году доля добывающих отраслей в промышленном производстве составляла 50,4 процента, а обрабатывающих – 49,6 процента, то в 2005 году это соотношение (в ценах 2003 года) составило 48,2 и 51,8% соответственно. При этом наибольший прирост был достигнут в машиностроении и металлообработке (рост с 18,8 до 20,5%), что стало результатом опережающего роста инвестиций по сравнению с валовым внутренним продуктом, увеличение доли экспорта машинотехнической продукции и импортозамещения на рынках товаров длительного пользования для населения. [5. с. 241]

      Кроме того, наблюдается увеличение доли услуг в производстве ВВП, прежде всего за счет развития малого предпринимательства (в основном в сферах бытовых услуг, туризма, профессиональных услуг и в финансовом секторе) и повышение конкурентоспособности инфраструктурных секторов (в первую очередь транспорта и связи).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

    В заключение своей курсовой работы подведу  итоги всему вышеизложенному.

    Как уже говорилось, целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей, развития общества. Изучив теорию и структуру финансов, можно прийти к выводу, что в современных условиях, когда вносятся кардинальные изменения во все сферы жизни общества, важно обеспечить своевременное решение законодательных проблем. Неудовлетворительное состояние законодательства сдерживает хозяйственную инициативу, тормозит общественное развитие. Разногласия в правовом регулировании оборачиваются издержками в экономике, негативными социальными и нравственными последствиями.

    Коренные  изменения, внесенные в механизм государственных финансов:

    • формирование доходов государственного бюджета переведено на налоговую основу;
    • принципиальное изменение структуры расходов бюджета и системы бюджетного финансирования;
    • широкое распространение получила система внебюджетных фондов.

    Анализируя  состояние финансов и их взаимосвязь с финансовой политикой, можно сказать, что оздоровлению бюджетов будет способствовать упорядочение бюджетного процесса в регионах: обеспечение «прозрачности» статей бюджета и их соответствия федеральному классификатору, консолидация в бюджет региональных внебюджетных фондов.

    Большое внимание при разработке финансов и  финансовой политики уделяется определению  рациональных форм изъятия доходов  предприятий в пользу государства, а также доли участия населения  в формировании финансовых ресурсов. Важно повышение эффективности использования финансовых ресурсов путем их распределения между сферами общественного производства, а также необходима их концентрация на главных направлениях экономического и социального развития.

    Финансовая политика является субъективной, надстроечной категорией. Но в то же время она носит объективный характер, т.к. определяется объективными экономическими законами развития общества. Хотя финансовая политика и порождается экономическими отношениями и развивается на основе характера и степени использования производственных факторов, по сути своей она субъективна, так как полезность, эффективность и результативность ее выводится из оценки людей. В этом смысле  представляется оправданной позиция многих западных экономистов, рассматривающих финансовую политику в конкретной плоскости как систему управленческих решений, систему управления финансами.

    Действительно, финансовая политика не может быть плохой или хорошей: она может  быть эффективной или нет; соответствовать интересам определенных групп людей или интересам всего общества; способствовать достижению поставленных целей и конкретных задач. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиография 
 

    1. Финансовая  политика России: учебное пособие/ под  ред. Р.А. Набиева, Г.А. Тактарова. – М.: Финансы и статистика, 2007.
    2. Финансы: Учебник/ под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. – М.: Финансы и статистика, 2006.
    3. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп./ В.К. Сенчагов, А. И. Архипов и др. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004
    4. Финансы и кредит: Учебник/ под ред. Проф. М.В. Романовского; проф. Г.Н. Белоглазовой. – М.: Юрайт – Издат, 2004.
    5. Финансы и кредит: Учебник/ под ред. Проф. М.В. Романовского; проф. Г.Н. Белоглазовой. – М.: Высшее образование, 2006.
    6. Бюджетное послание Федеральному Собранию « О бюджетной политике в 2007 году» от 30 мая 2006 года.
    7. Официальная информация от 29.09.2006 «Основные результаты и направления бюджетной политики в 2007 году и среднесрочной перспективе» www.minfin.ru
    8. Деньги, кредит, банки./Алпатов Г.Е., Базулин Ю.В. – М.: Проспект, 2003
    9. Социально-экономические проблемы России. Российская газета./№11 от 2.11.2003 г.
 
 
 
 
 

Приложения. 

Таблица 2. Основные экономические показатели России (сравнение 1997, 1998 и 1999 гг.)[9. с. 67]

Показатель 1997 1998 1999
ВВП (в % к предыдущему периоду) 0,8 - 4,6 3,1
Объем промышленного производства (в % к  предыдущему периоду) 2,0 - 5,2 8,1
Уровень безработицы (% к ЭАН) 10,8 11,9 12,4
Обменный  курс (руб./долл. на конец периода) 5,96 20,65 27,0
Экспорт (млрд. долл.) 88,2 74,2 74,3
Импорт (млрд. долл.) 73,7 59,1 41,1
Счет  текущих операций (млрд. долл.) 3,3 1,6 20,5
Золотовалютные  резервы РФ (млрд. долл.) 17,8 12,2 11,8

Информация о работе Финансовая политика государства в условиях рыночных отношений