Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 22:36, курсовая работа
В работе проводиться анализ финансовой политики, исходя из специфических черт, проявляющихся в её целях, стратегии и тактики. Представляется, что финансовая политика государства есть совокупность научно разработанных и проводимых в жизнь направлений, мер и путей по полному и эффективному использованию финансового механизма в реализации программ и задач экономического и социального развития общества.
Введение…………………………………………………………………3
I.Содержание понятия «финансовая политика государства»………...5
1.Сущность финансовой политики государства………………....5
2.Основные цели финансовой политики………………………….7
3.Финансовая стратегия и тактика………………………………...8
4.Виды финансовой политики. Финансовый механизм…………9
II.Налоговая политика государства…………………………………..13
III.Бюджетная политика государства………………………………...19
IV.Финансовый кризис в РФ, пути его преодоления………………..23
1.Финансовый кризис 1998 года…………………………………23
2.Основные направления финансовой стабилизации…………..26
Заключение…………………………………………………………….33
Библиография………………………………………………………….35
Приложения……………………………………………………………36
Примерно такими же темпами возрастают и объемы средств, привлекаемых за счет кредитов банков, активизации деятельности инвестиционных институтов, в том числе иностранных инвесторов, компенсируя тем самым некоторое снижение доли бюджетных средств (филиалы крупных японских автомобильных заводов «TOYOTA», «NISSAN»).
Опережающее снижение налоговой нагрузки на обрабатывающие отрасли и сферу услуг будет способствовать повышению конкурентоспособности отраслей с высокой долей добавленной стоимости, а развитие финансового сектора – эффективному использованию для инвестирования в них сбережений высокорентабельных сырьевых секторов и населения.
В результате номинальный объем средств, используемых на инвестиции, возрос за 2003-2005 годы в 1,66-1,71 раза, что соответствует с учетом индекса роста цен реальному росту инвестиций в 1,26-1,29 раза.[5. с. 237]
Стимулирование инновационной активности, повышение качества корпоративного управления, развитие малого предпринимательства, прежде всего в секторе услуг, сокращение избыточного и неэффективного производства товаров и услуг в секторе государственного управления позволили обеспечить повышение производительности труда на 14-17 процентов в течение трех лет.
В результате темпы экономического роста составили 5-6% в 2006 году и 15-18% за трехлетний период (с 2003 по 2005 год) в целом. Это позволит рассчитывать на ускорение экономического роста после 2008 года до уровня более 7 процентов.[5. с. 239]
Обеспечение высоких темпов экономического роста создаст необходимые условия для позитивных, ощутимых для массовых групп населения изменений в социальной сфере. Реальные располагаемые доходы населения в 2005 году увеличились по сравнению с 2003 годом на 21-26%.[5. с. 240] При этом за счет повышения производительности труда, повышения минимальных государственных гарантий по оплате труда и снижения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда реальная заработная плата возрастет в дальнейшем на 30-34 процента.
Созданы предпосылки для стабилизации численности населения на основе как воспроизводственных, так и миграционных компонентов, преодоления деформаций в структуре распределения доходов населения. Ускоренное развитие сферы социальных услуг на основе адресных принципов стимулирования спроса и социальной защиты позволит обеспечить более высокие стандарты жизни и потребления.
Более
быстрыми темпами будут расти
доходы малообеспеченных социальных групп.
Тем самым будет создана основа
для устойчивого расширения массового
внутреннего спроса и перехода в перспективе
к потребительски-
Новые механизмы финансирования пенсий и формирования пенсионных обязательств будут способствовать обеспечению финансовой устойчивости пенсионной системы и повышению уровня жизни пенсионеров.
Удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума снизился с 24,6% в 2003 году до 19,6-21% в 2005 году.[8. с. 341]
Прогнозируемое
повышение
Предусматриваемые финансовой политикой меры по стимулированию инновационной активности и поддержке экспорта товаров с высокой долей добавленной стоимости будут способствовать освоению новых внешних рынков высокотехнологичной продукции. Доля машинотехнической продукции в экспорте товаров возросла в 2005 году до 9,7% и до 11% к 2008 году против 9,3 процента в 2003 году (в сопоставимых условиях 2003 года).[1. с. 389]
Обеспечение макроэкономической стабильности будет основой устойчивости экономического развития в целом.
Переход к рыночным принципам ценообразования в отраслях естественных монополий вместе с повышением ликвидности финансовых и товарных рынков, а также накоплением стабилизационного фонда в периоды относительно высоких цен на нефть обеспечило снижение инфляции до 6,5-8,5 процента в 2005 году с последующим снижением до 5-7 процентов в течение 2006-2008 годов.[1. с. 390]
Этот процесс происходит на фоне повышения привлекательности рублевых активов и соответствующего спроса на деньги, что позволит добиться снижения реальных процентных ставок по кредитным ресурсам. Совокупность макроэкономических показателей и результатов институциональных реформ сделает возможным присвоение России инвестиционного рейтинга в 2005-2006 годах, что приведет к дополнительному притоку долгосрочных инвестиционных ресурсов и позволит повысить устойчивость экономического роста.
Реализация финансовой политики позволит запустить новый механизм устойчивого роста российской экономики, основанный на последовательной диверсификации ее структуры. Базовым фактором этого процесса станет повышение привлекательности секторов с высокой долей добавленной стоимости для долгосрочных инвестиционных вложений.
Мероприятия финансовой политики по реформированию естественных монополий и сбалансированное повышение цен (тарифов) на энергоносители будут стимулировать процесс энергосбережения. Удельная энергоемкость валового внутреннего продукта снизилась в 2003-2005 годах на 9-10%.[5. с. 238]
Повышение энергоэффективности станет одним из главных рычагов диверсификации российской экономики и ухода от сырьевой специализации. Производство первичных энергоресурсов в 2005 году возросло до 1575-1625 млн. т. в условном эквиваленте, или на 11,6-15,5 процента к уровню 2000 года, что в 1,3-1,8 раза ниже прироста валового внутреннего продукта. Прирост производства электроэнергии составил за тот же период всего 6-8 процентов.[5. с. 238]
В экономике произошел структурный сдвиг в пользу обрабатывающих отраслей. Если в 2000 году доля добывающих отраслей в промышленном производстве составляла 50,4 процента, а обрабатывающих – 49,6 процента, то в 2005 году это соотношение (в ценах 2003 года) составило 48,2 и 51,8% соответственно. При этом наибольший прирост был достигнут в машиностроении и металлообработке (рост с 18,8 до 20,5%), что стало результатом опережающего роста инвестиций по сравнению с валовым внутренним продуктом, увеличение доли экспорта машинотехнической продукции и импортозамещения на рынках товаров длительного пользования для населения. [5. с. 241]
Кроме
того, наблюдается увеличение доли услуг
в производстве ВВП, прежде всего за счет
развития малого предпринимательства
(в основном в сферах бытовых услуг, туризма,
профессиональных услуг и в финансовом
секторе) и повышение конкурентоспособности
инфраструктурных секторов (в первую очередь
транспорта и связи).
Заключение.
В заключение своей курсовой работы подведу итоги всему вышеизложенному.
Как уже говорилось, целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей, развития общества. Изучив теорию и структуру финансов, можно прийти к выводу, что в современных условиях, когда вносятся кардинальные изменения во все сферы жизни общества, важно обеспечить своевременное решение законодательных проблем. Неудовлетворительное состояние законодательства сдерживает хозяйственную инициативу, тормозит общественное развитие. Разногласия в правовом регулировании оборачиваются издержками в экономике, негативными социальными и нравственными последствиями.
Коренные изменения, внесенные в механизм государственных финансов:
Анализируя состояние финансов и их взаимосвязь с финансовой политикой, можно сказать, что оздоровлению бюджетов будет способствовать упорядочение бюджетного процесса в регионах: обеспечение «прозрачности» статей бюджета и их соответствия федеральному классификатору, консолидация в бюджет региональных внебюджетных фондов.
Большое внимание при разработке финансов и финансовой политики уделяется определению рациональных форм изъятия доходов предприятий в пользу государства, а также доли участия населения в формировании финансовых ресурсов. Важно повышение эффективности использования финансовых ресурсов путем их распределения между сферами общественного производства, а также необходима их концентрация на главных направлениях экономического и социального развития.
Финансовая политика является субъективной, надстроечной категорией. Но в то же время она носит объективный характер, т.к. определяется объективными экономическими законами развития общества. Хотя финансовая политика и порождается экономическими отношениями и развивается на основе характера и степени использования производственных факторов, по сути своей она субъективна, так как полезность, эффективность и результативность ее выводится из оценки людей. В этом смысле представляется оправданной позиция многих западных экономистов, рассматривающих финансовую политику в конкретной плоскости как систему управленческих решений, систему управления финансами.
Действительно,
финансовая политика не может быть
плохой или хорошей: она может
быть эффективной или нет; соответствовать
интересам определенных групп людей или
интересам всего общества; способствовать
достижению поставленных целей и конкретных
задач.
Библиография
Приложения.
Таблица 2. Основные экономические показатели России (сравнение 1997, 1998 и 1999 гг.)[9. с. 67]
Показатель | 1997 | 1998 | 1999 |
ВВП (в % к предыдущему периоду) | 0,8 | - 4,6 | 3,1 |
Объем промышленного производства (в % к предыдущему периоду) | 2,0 | - 5,2 | 8,1 |
Уровень безработицы (% к ЭАН) | 10,8 | 11,9 | 12,4 |
Обменный курс (руб./долл. на конец периода) | 5,96 | 20,65 | 27,0 |
Экспорт (млрд. долл.) | 88,2 | 74,2 | 74,3 |
Импорт (млрд. долл.) | 73,7 | 59,1 | 41,1 |
Счет текущих операций (млрд. долл.) | 3,3 | 1,6 | 20,5 |
Золотовалютные резервы РФ (млрд. долл.) | 17,8 | 12,2 | 11,8 |
Информация о работе Финансовая политика государства в условиях рыночных отношений