Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 22:36, курсовая работа
В работе проводиться анализ финансовой политики, исходя из специфических черт, проявляющихся в её целях, стратегии и тактики. Представляется, что финансовая политика государства есть совокупность научно разработанных и проводимых в жизнь направлений, мер и путей по полному и эффективному использованию финансового механизма в реализации программ и задач экономического и социального развития общества.
Введение…………………………………………………………………3
I.Содержание понятия «финансовая политика государства»………...5
1.Сущность финансовой политики государства………………....5
2.Основные цели финансовой политики………………………….7
3.Финансовая стратегия и тактика………………………………...8
4.Виды финансовой политики. Финансовый механизм…………9
II.Налоговая политика государства…………………………………..13
III.Бюджетная политика государства………………………………...19
IV.Финансовый кризис в РФ, пути его преодоления………………..23
1.Финансовый кризис 1998 года…………………………………23
2.Основные направления финансовой стабилизации…………..26
Заключение…………………………………………………………….33
Библиография………………………………………………………….35
Приложения……………………………………………………………36
Но
необходимо отметить, что замена налога
с оборота на НДС привела к
перемещению основной массы налогового
бремени предприятий из сферы
обращения в сферу
Бюджетная политика государства
Бюджетная политика определяется Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, сводом других законов, устанавливающих функции отдельных органов власти в бюджетном процессе и законотворчестве.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ Президент РФ направляется Федеральному Собранию РФ Бюджетное послание не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году. В Бюджетном послании Президента РФ определяются стратегические цели и бюджетная политика РФ на очередной финансовый год.
Рис. 1. Бюджетная система РФ без государственных внебюджетных фондов.[1.с. 56]
ор
Стратегическими целями бюджетной политики являются:
«Цели и задачи бюджетной политики на 2007 год и среднесрочную перспективу.
Главной целью является повышение уровня и качества жизни населения. Государство
должно способствовать повышению реальных доходов и занятости населения, росту сбережений и имущества граждан, развитию рынка жилья. В сфере его прямой ответственности — удовлетворение потребностей граждан в качественном и доступном жилье, услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, досуге, безусловное выполнение всех законодательно установленные социальных гарантий, в том числе – пенсионное и социальное обеспечение, социальная защита граждан, нуждающихся в государственной помощи.
Основа для решения социальных проблем — высокие темпы устойчивого экономического роста, обеспечивающего создание новых рабочих мест, рост заработной платы в экономике, расширению финансовых возможностей государства. Для этого, прежде всего, необходимо поддерживать финансовую стабильность (низкую инфляцию и стабильность национальной валюты), определяющей степень доверия людей к государству и готовность. Важное значение имеет снижение налоговой нагрузки на экономику и административных барьеров, защита прав
собственности, обеспечение экономической свободы и условий равной конкуренции. Государство должно поддерживать развитие транспортной, коммуникационной и энергетической инфраструктуры, авиа– и судостроения, экспорта интеллектуальных услуг, космической отрасли и других стратегических отраслей экономики.
Обеспечение обороноспособности и безопасности — необходимое условие для развития страны. Социальный прогресс невозможен в стране, граждане которой страдают от военных конфликтов, терроризма, преступности, стихийных бедствий.
Создание
условий для будущего
развития — важнейшая
миссия социально
ответственного государства.
Люди должны быть уверены
в завтрашнем дне, убеждены
в том, что их дети и
внуки будут благодарны
старшим поколениям,
заложившим основы будущего
процветания страны
в целом, а значит и каждой
семьи в отдельности.
Развитие природного
и научного потенциала,
конкурентоспособной
системы образования,
формирование инновационной
среды, поддержка передовых
технологий, обеспечение
прав и свобод граждан,
развитие демократии
и гражданского общества,
эффективная организация
самого государства,
борьба с коррупцией
– необходимые предпосылки
для достижения этой
цели. Непосредственный
вклад в ее достижение
должно внести комплексное
решение демографической
проблемы».[7]
Таблица 1. Фактические значения ВВП, инфляции, дохода и расхода федерального бюджета РФ за 2003 – 2007 гг. [1. с. 59]
Показатель | Федеральный бюджет | ||||
2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |
ВВП, млрд. руб. | 11582,3 | 15300,0 | 21598,0 | 27652,2 | 31234,5 |
Инфляция (декабрь к декабрю), % | 12,0 | 11,7 | 10,9 | 10,2 | 9,8 |
Доходы, млрд. руб. | 1930,5 | 2403,2 | 7611,6 | 5678,4 | 6965,3 |
Расходы, млрд. руб. | 1984,3 | 2373,0 | 5941,4 | 2345,6 | 5463,5 |
Так, согласно проекту бюджета на 2007 год доход составил 6 трлн. 965,3 млрд. руб. (22,3% ВВП). Расход – 5 трлн. 501,8 млрд. руб. (17,5% ВВП), профицит – 1 трлн. 501,8 млрд. руб. (4,8% ВВП).[1. с. 64]
С 2005 г. создан Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов (ФРРМФ), преобразованный из фонда региональных финансов, методика которого предусматривает возможность проведения обособленных конкурсов между субъектами Федерации и между муниципальными образованиями.[1. с. 66]
Следующая
схема обобщенно отражает основные направления
реформирования бюджетного процесса на
современном этапе.
Рис.2 [1. с. 75]
Финансовый
кризис в РФ, пути
его преодоления.
1.Финансовый кризис 1998 года.
Разрастание кризиса экономической ситуации в январе – марте 1998 г. еще не принимало катастрофического характера, и еще сохранялась возможность маневра. В течение первого квартала наблюдалось:
Апрель – начало августа. В этот период тенденция к ухудшению стала проявляться все более отчетливо, постепенно усиливаясь и переходя в обвальный спад производства.
Сокращение оборотного капитала предприятий сопровождалось сокращением производства. В течение двух месяцев спрос на промышленную продукцию упал почти на четверть, в том числе в машиностроении он составил почти 16%, в химической и нефтехимической промышленности – более 14%, в черной металлургии – почти 13%, объем с/х производства сократился в июле на 17%, в августе – на 23%. [3. с. 23]
Отток
средств резидентов и нерезидентов
с рынка государственных
С
объявлением дефолта и
Фактический дефолт по внутреннему долгу (см. приложение рис. 3) имел огромное негативное воздействие на все экономическое развитие страны – падение кредитного доверия к стране, разрушение банковской системы, девальвация национальной валюты, инфляция, резкое снижение производства.
Итак, 1998 год разрушил необоснованные надежды на быстрый подъем экономики в России (сравнение экономических показателей 1997-1999 гг. см. в приложении табл. 2).
Дефолт российской экономики обусловлен несколькими причинами: это превышение предполагаемой доли экспорта и постепенно увеличивающаяся задолженность странам-кредиторам. В конце 1997 – начале 1998 гг. происходит обвал финансовых рынков Юго-Восточной Азии, что повлекло к снижению цен на нефть.
Сейчас решение 17 августа правительством и ЦБ РФ можно охарактеризовать как единственно правильное и необходимое для соблюдения следующих условий:
Дефолт
явился инструментом для того, чтобы
в какой-то мере на время освободиться
от влияния мировых финансовых рынков,
заняться внутренним обустройством и
развитием экономики.
Основные
направления финансовой
стабилизации.
Финансовая политика РФ в настоящее время определяется положениями Программы социального развития на среднесрочную перспективу (2003-2008 гг.)[7. См.: Утверждение Распоряжения Правительства РФ от 15.08.2003 № 1163-р]
Современная финансовая политика нацелена на формирование модели российской экономики, обладающей долгосрочным потенциалом экономического роста.[9. См.: п. 1.1 Программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2003-2008 гг.)]
Ожидаемые результаты реализации финансовой политики включают:
Оценка темпов экономического роста в результате осуществления финансовой политики основана на:
Главным дополнительным источником инвестиций служит сокращение оттока российского капитала благодаря мерам по улучшению инвестиционного климата – оптимизации налоговой нагрузки, укреплению финансовой системы, развитию инфраструктуры. В течение прогнозного периода в российской экономике сохранилась высокая норма валовых сбережений – 28-30% ВВП. Выполнение программы повысило норму валовых накоплений с 21,4% ВВП в 2003 году до 23% в 2005 году. Это обеспечит в дальнейшем опережающий рост инвестиций в основной капитал в размере не менее 8 процентов в год.[5. с. 234]
Инвестиционные ресурсы предприятий увеличиваются как за счет собственных средств в результате роста доходов от экономической деятельности и сокращения налоговой нагрузки, так и благодаря расширению возможностей привлечения средств отечественных и зарубежных финансовых институтов. Объем располагаемой прибыли увеличился в номинальном выражении за 2003-2005 годы в 1,61-1,82 раза, а объем амортизации в 1,46 раза. Таким образом, с учетом увеличения доли располагаемой прибыли, используемой на инвестиции, с 54,7 до 58,6% и доли амортизации, используемой на инвестиции, с 64 до 65,5% собственные средства, используемые на инвестиции, возросли в 1,61-1,73 раза.[5. с. 236]
Информация о работе Финансовая политика государства в условиях рыночных отношений