Финансовая политика государства в условиях рыночных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 22:36, курсовая работа

Описание работы

В работе проводиться анализ финансовой политики, исходя из специфических черт, проявляющихся в её целях, стратегии и тактики. Представляется, что финансовая политика государства есть совокупность научно разработанных и проводимых в жизнь направлений, мер и путей по полному и эффективному использованию финансового механизма в реализации программ и задач экономического и социального развития общества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3


I.Содержание понятия «финансовая политика государства»………...5

1.Сущность финансовой политики государства………………....5
2.Основные цели финансовой политики………………………….7
3.Финансовая стратегия и тактика………………………………...8
4.Виды финансовой политики. Финансовый механизм…………9


II.Налоговая политика государства…………………………………..13


III.Бюджетная политика государства………………………………...19


IV.Финансовый кризис в РФ, пути его преодоления………………..23

1.Финансовый кризис 1998 года…………………………………23
2.Основные направления финансовой стабилизации…………..26


Заключение…………………………………………………………….33


Библиография………………………………………………………….35


Приложения……………………………………………………………36

Работа содержит 1 файл

курсовая финансы.doc

— 195.00 Кб (Скачать)

    Но  необходимо отметить, что замена налога с оборота на НДС привела к  перемещению основной массы налогового бремени предприятий из сферы  обращения в сферу производства, что привело к вымыванию из последнего значительной доли оборотного капитала. [1. с. 114]

     

Бюджетная политика государства

   Бюджетная политика определяется Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, сводом других законов, устанавливающих функции отдельных органов власти в бюджетном процессе и законотворчестве.

   В соответствии с Бюджетным кодексом РФ Президент РФ направляется Федеральному Собранию РФ Бюджетное послание не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году. В Бюджетном послании Президента РФ определяются стратегические цели и бюджетная политика РФ на очередной финансовый год.

Рис. 1. Бюджетная система РФ без государственных внебюджетных фондов.[1.с. 56]

    ор 

   

   

   

   

   

   

     
 

   Стратегическими целями бюджетной политики являются:

    • снижение налоговой нагрузки на экономику; упорядочение государственных обязательств;
    • концентрация финансовых ресурсов на решение приоритетных задач;
    • снижение зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен;
    • создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами.

«Цели и задачи бюджетной политики на 2007 год и среднесрочную перспективу.

Главной целью является повышение  уровня и качества жизни населения. Государство 

должно  способствовать повышению  реальных доходов  и занятости населения, росту сбережений и имущества граждан, развитию рынка жилья. В сфере его прямой ответственности — удовлетворение потребностей граждан в качественном и доступном жилье, услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, досуге, безусловное выполнение всех законодательно установленные социальных гарантий, в том числе – пенсионное и социальное обеспечение, социальная защита граждан, нуждающихся в государственной помощи.

Основа  для решения социальных проблем — высокие  темпы устойчивого  экономического роста, обеспечивающего создание новых рабочих мест, рост заработной платы в экономике, расширению финансовых возможностей государства. Для этого, прежде всего, необходимо поддерживать финансовую стабильность (низкую инфляцию и стабильность национальной валюты), определяющей степень доверия людей к государству и готовность. Важное значение имеет снижение налоговой нагрузки на экономику и административных барьеров, защита прав

собственности, обеспечение экономической  свободы и условий  равной конкуренции. Государство должно поддерживать развитие транспортной, коммуникационной и энергетической инфраструктуры, авиа–   и судостроения, экспорта интеллектуальных услуг, космической отрасли и других стратегических отраслей экономики.

Обеспечение обороноспособности и безопасности —  необходимое условие для развития страны. Социальный прогресс невозможен в стране, граждане которой страдают от военных конфликтов, терроризма, преступности, стихийных бедствий.

Создание  условий для будущего развития — важнейшая  миссия социально  ответственного государства. Люди должны быть уверены в завтрашнем дне, убеждены в том, что их дети и внуки будут благодарны старшим поколениям, заложившим основы будущего процветания страны в целом, а значит и каждой семьи в отдельности. Развитие природного и научного потенциала, конкурентоспособной системы образования, формирование инновационной среды, поддержка передовых технологий, обеспечение прав и свобод граждан, развитие демократии и гражданского общества, эффективная организация самого государства, борьба с коррупцией – необходимые предпосылки для достижения этой цели. Непосредственный вклад в ее достижение должно внести комплексное решение демографической проблемы».[7] 

    Таблица 1. Фактические значения ВВП, инфляции, дохода и расхода федерального бюджета  РФ за 2003 – 2007 гг. [1. с. 59]

Показатель Федеральный бюджет
2003 2004 2005 2006 2007
ВВП, млрд. руб. 11582,3 15300,0 21598,0 27652,2 31234,5
Инфляция (декабрь к декабрю), % 12,0 11,7 10,9 10,2 9,8
Доходы, млрд. руб. 1930,5 2403,2 7611,6 5678,4 6965,3
Расходы, млрд. руб. 1984,3 2373,0 5941,4 2345,6 5463,5
 

    Так, согласно проекту бюджета на 2007 год  доход составил 6 трлн. 965,3 млрд. руб. (22,3% ВВП). Расход – 5 трлн. 501,8 млрд. руб. (17,5% ВВП), профицит – 1 трлн. 501,8 млрд. руб. (4,8% ВВП).[1. с. 64]

    С 2005 г. создан Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов (ФРРМФ), преобразованный из фонда региональных финансов, методика которого предусматривает возможность проведения обособленных конкурсов между субъектами Федерации и между муниципальными образованиями.[1. с. 66]

    Следующая схема обобщенно отражает основные направления реформирования бюджетного процесса на современном этапе. 
 
 
 

    Рис.2 [1. с. 75]

      

    Финансовый  кризис в РФ, пути его преодоления. 

1.Финансовый  кризис 1998 года.

    Разрастание кризиса экономической ситуации в январе – марте 1998 г. еще не принимало катастрофического характера, и еще сохранялась возможность маневра. В течение первого квартала наблюдалось:

    • введение в обращение деноминированного рубля;
    • сокращение денежной массы (2,57%);
    • снижение ставки рефинансирования;
    • сокращение бюджетных доходов;
    • уменьшение собираемости налогов;
    • ухудшение результатов финансовой деятельности предприятий;
    • сокращение сальдо внешней торговли и мировых цен на нефть;
    • высокий спрос на иностранную валюту.[3. с. 22]

    Апрель  – начало августа. В этот период тенденция к ухудшению стала проявляться все более отчетливо, постепенно усиливаясь и переходя в обвальный спад производства.

    Сокращение  оборотного капитала предприятий сопровождалось сокращением производства. В течение двух месяцев спрос на промышленную продукцию упал почти на четверть, в том числе в машиностроении он составил почти 16%, в химической и нефтехимической промышленности – более 14%, в черной металлургии – почти 13%, объем с/х производства сократился в июле на 17%, в августе – на 23%. [3. с. 23]

    Отток средств резидентов и нерезидентов с рынка государственных облигаций  усилился, и Центральному банку пришлось пойти на беспрецедентный шаг – повысить ставку рефинансирования до 150% годовых.[8. с. 243] За первую половину 1998 года общий долг правительства РФ увеличился на 5,4% и составил 230 млрд. долл. [8. с. 244]

    С объявлением дефолта и одновременной  девальвацией рубля происходит замораживание  ГКО. 17 августа правительство РФ и ЦБ РФ решили о:

    1. приостановке обслуживания, замораживании и начале реструктуризации ГКО и ОФЗ со сроками погашения до 31 декабря 1999 года;
    2. расширении валютного коридора до интервала 6 – 9,5 руб./долл.;
    3. трехмесячном моратории на выплату внешних долгов частным сектором;
    4. ужесточении контроля за оттоком валютных средств зарубеж;

    Фактический дефолт по внутреннему долгу (см. приложение рис. 3) имел огромное негативное воздействие на все экономическое развитие страны – падение кредитного доверия к стране, разрушение банковской системы, девальвация национальной валюты, инфляция, резкое снижение производства.

    Итак, 1998 год разрушил необоснованные надежды  на быстрый подъем экономики в России (сравнение экономических показателей 1997-1999 гг. см. в приложении табл. 2).

    Дефолт  российской экономики обусловлен несколькими  причинами: это превышение предполагаемой доли экспорта и постепенно увеличивающаяся задолженность странам-кредиторам. В конце 1997 – начале 1998 гг. происходит обвал финансовых рынков Юго-Восточной Азии, что повлекло к снижению цен на нефть.

    Сейчас  решение 17 августа правительством и  ЦБ РФ можно охарактеризовать как  единственно правильное и необходимое  для соблюдения следующих условий:

  • сохранение золотовалютных резервов страны;
  • сохранение экспортного потенциала;
  • рост ВВП;
  • замещение импорта;
  • увеличение денежной массы с последующим улучшением уровня жизни граждан РФ.

    Дефолт  явился инструментом для того, чтобы  в какой-то мере на время освободиться от влияния мировых финансовых рынков, заняться внутренним обустройством и развитием экономики. 

Основные  направления финансовой стабилизации. 

    Финансовая  политика РФ в настоящее время  определяется положениями Программы социального развития на среднесрочную перспективу (2003-2008 гг.)[7. См.: Утверждение Распоряжения Правительства РФ от 15.08.2003 № 1163-р]

    Современная финансовая политика нацелена на формирование модели российской экономики, обладающей долгосрочным потенциалом экономического роста.[9. См.: п. 1.1 Программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2003-2008 гг.)]

      Ожидаемые результаты реализации финансовой политики включают:

  • повышение уровня жизни населения и сокращение бедности на основе ускорения экономического роста и обеспечения эффективного функционирования социальной сферы;
  • повышение конкурентоспособности российской экономики;
  • снижение макроэкономических рисков;
  • формирование модели долгосрочного развития, базирующейся на диверсификации экономики, укреплении ее позиций в международном разделении труда.

   Оценка  темпов экономического роста в результате осуществления финансовой политики основана на:

  • ожидаемой активизации инвестиционной деятельности за счет собственных и привлеченных средств с учетом снижения связанных с инвестициями административных и налоговых издержек;
  • предполагаемом повышении эффективности использования факторов производства, в частности росте производительности труда;
  • преодолении кризисных тенденций в мировой экономике.

   Главным дополнительным источником инвестиций служит сокращение оттока российского капитала благодаря мерам по улучшению инвестиционного климата – оптимизации налоговой нагрузки, укреплению финансовой системы, развитию инфраструктуры. В течение прогнозного периода в российской экономике сохранилась высокая норма валовых сбережений – 28-30% ВВП. Выполнение программы повысило норму валовых накоплений с 21,4% ВВП в 2003 году до 23% в 2005 году. Это обеспечит в дальнейшем опережающий рост инвестиций в основной капитал в размере не менее 8 процентов в год.[5. с. 234]

      Инвестиционные ресурсы предприятий увеличиваются как за счет собственных средств в результате роста доходов от экономической деятельности и сокращения налоговой нагрузки, так и благодаря расширению возможностей привлечения средств отечественных и зарубежных финансовых институтов. Объем располагаемой прибыли увеличился в номинальном выражении за 2003-2005 годы в 1,61-1,82 раза, а объем амортизации в 1,46 раза. Таким образом, с учетом увеличения доли располагаемой прибыли, используемой на инвестиции, с 54,7 до 58,6% и доли амортизации, используемой на инвестиции, с 64 до 65,5% собственные средства, используемые на инвестиции, возросли в 1,61-1,73 раза.[5. с. 236]

Информация о работе Финансовая политика государства в условиях рыночных отношений