Финансовая политика государства в условиях рыночных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 22:36, курсовая работа

Описание работы

В работе проводиться анализ финансовой политики, исходя из специфических черт, проявляющихся в её целях, стратегии и тактики. Представляется, что финансовая политика государства есть совокупность научно разработанных и проводимых в жизнь направлений, мер и путей по полному и эффективному использованию финансового механизма в реализации программ и задач экономического и социального развития общества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3


I.Содержание понятия «финансовая политика государства»………...5

1.Сущность финансовой политики государства………………....5
2.Основные цели финансовой политики………………………….7
3.Финансовая стратегия и тактика………………………………...8
4.Виды финансовой политики. Финансовый механизм…………9


II.Налоговая политика государства…………………………………..13


III.Бюджетная политика государства………………………………...19


IV.Финансовый кризис в РФ, пути его преодоления………………..23

1.Финансовый кризис 1998 года…………………………………23
2.Основные направления финансовой стабилизации…………..26


Заключение…………………………………………………………….33


Библиография………………………………………………………….35


Приложения……………………………………………………………36

Работа содержит 1 файл

курсовая финансы.doc

— 195.00 Кб (Скачать)

      2. Регулирующая.

      В основу этого типа финансовой политики положена экономическая теория Дж. М. Кейнса, которая исходит из того, что государство должно вмешиваться  в  развитие экономики с помощью  определенных финансовых инструментов (государственные расходы). Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Система налогов в условиях регулирующей финансовой политики изменилась. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Большое  внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики. Изменяется  система управления финансами: вместо единого органа управления возникает несколько самостоятельных  специализированных органов. 

     3.Неоклассическая.

      Концепция этого типа финансовой политики не отказывалась от регулирующей роли государства, но ограничивала степень его вмешательства  в экономику и социальную сферу. В действительности степень вмешательства государства не уменьшалась, а скорее усиливалась, т.к. это вмешательство осуществлялось  теперь  не  только  непосредственно  через доходы  или   расходы государственного бюджета и через регулирование денежного обращения, валютного курса, рынка ссудных капиталов и ценных бумаг. Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования. Ставится задача сокращения налогов и уменьшения степени их прогрессивности обложения.

      4.Планово-директивная.

      Планово-директивная  финансовая политика применяется в  странах, использующих административно-командную систему управления экономикой (время СССР). Основанная на государственной собственности на средства производства, плановая система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе  и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях – обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана. Основной задачей финансового механизма было создание инструментов, при помощи которых производиться изъятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов, устанавливаемых государственным планом. Управление финансами осуществлялось из единого центра – Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве. Государство полностью финансировало из бюджета потребности экономики и социальной сферы, непосредственно и монопольно регламентировало ценообразование, денежное обращение, систему расчетов и кредитные отношения. Таким  образом, государство непосредственно руководило всеми сферами общественной деятельности при помощи государственных планов экономического и социального развития.

      В настоящее время различают следующие типы финансовой политики:

    1. Дискреционная политика. Политика активного вмешательства государства в финансовые процессы за счет изменения законодательных актов.[2. с. 43]
    2. Недискреционная политика. Она существует за счет встроенных стабилизаторов:
    • социальные выплаты;
    • налоговые системы;
    • программы финансовой помощи отдельным видам производителей;
    • инертность и склонность к потреблению;
    • государственный кредит. [2. с. 44]

        Исходя  из задач, поставленных перед финансовой политикой, ведущие экономисты выделяют 3 её вида [1. с. 11]:

        1. Финансовая политика экономического роста. Она предполагает следующие инструменты её реализации: снижение налогов, увеличение государственных расходов.
        2. Сдерживающая политика. Предполагает увеличение налогового бремени и уменьшение государственных расходов. Экономическая политика предполагает ограничение деловой активности и уменьшение реального объёма ВВП по сравнению с потенциально возможным уровнем.
        3. Финансовая политика стабилизации предполагает ограничение деловой активности в отдельных отраслях и экономический рост в других отраслях.

   В процессе выработки финансовой политики определяются принципы построения финансового механизма, позволяющего наиболее успешно выполнить поставленные задачи. В зависимости от особенностей финансовых отношений, в финансовом механизме выделяют следующие элементы [2. с. 56]:

  1. финансовый механизм предприятий и хозяйственных организаций;
  2. страховой механизм;
  3. механизм функционирования государственных финансов.

   Возможно  выделение элементов финансового  механизма по другим признакам. Например, механизм государственных финансов в федеративном государстве включает [2. с. 58]:

  1. финансовый механизм федерации;
  2. финансовый механизм субъектов федерации;
  3. финансовый механизм местных органов власти.

   Все элементы финансового механизма  являются составной частью единого целого, и, в то же время, функционируют относительно самостоятельно. В этой связи возникает необходимость постоянного согласования элементов финансового механизма. Внутренняя увязка структурных подразделений финансового механизма является важным условием его функционирования. 

Налоговая политика государства 

   Налоговая политика представляет собой систему мероприятий государства в области налогов. Финансовая наука четко определила основные принципы налогообложения, т. е. базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере и использующиеся при формировании налоговой политики.

   Впервые основные положения в области налогообложения были сформулированы Адамом Смитом (главный его труд — книга «О богатстве народов», 1776)[3. с. 40]. По его мнению, существуют три источника богатства: земля — труд — капитал. Отсюда и разные формы налогообложения. Можно рассматривать налоги на отдельные источники дохода; налоги на всю совокупность доходов. Адам Смит установил знаменитые правила (принципы) налогообложения: налоги надлежит платить всем в соответствии со своими доходами; налог следует точно определить заранее; налог необходимо взимать в удобное для плательщика время; взимание налогов должно быть дешевым.

   В дальнейшем финансовая наука обосновала много весьма полезных выводов для налоговой политики. Например, превалирование косвенной системы налогообложения, наиболее удобной для формирования доходов бюджета, приводит к дальнейшему обнищанию основной массы населения страны, поскольку бремя налогов падает на конечного потребителя товаров и услуг, т. е. на большинство населения, имеющее доходы на уровне прожиточного минимума. Этот парадокс основан на относительно одинаковом уровне потребления при разных уровнях дохода.

   Однако  не все принципы и выводы науки  находят свое применение на практике. Дело в том, что на финансовую политику в целом и на налоговую политику в частности оказывают сильное влияние интересы различных государственных, общественных групп, лобби; субъективные интересы руководителей государства.

    Выделяется  для удобства восприятия 3 типа налоговой  политики:

    • «взять все, что можно» (высокий уровень налогообложения);
    • политика разумных налогов;
    • высокий уровень налогообложения, но при значительной социальной защите.

    Для РФ характерен второй тип в сочетании  с третьим. Из высокоразвитых стран  по размеру налоговых изъятий  выделяется Дания – 17 тыс. долл. на душу населения (51% ВВП). [1. с. 113] В России, для сравнения, - примерно 1 тыс. долл. (более 30% ВВП). Наша страна находится практически на одном уровне по налоговым изъятиям со Швейцарией и Японией, но значительно отстает по уровню среднедушевых доходов. [1. с. 114]

   Современная налоговая политика в России связана  с проведением налоговой реформы, целью которой является достижение оптимального соотношения между стимулирующей и фискальной ролью налогов. [1. с. 98]

   Налоговую реформу было намечено проводить по следующим трем направлениям:

  • во-первых, совершенствование налогового законодательства;
  • во-вторых, установление жесткого оперативного контроля за 
    соблюдением налогового законодательства, пресечение «теневых» экономических операций, повышение ответственности 
    граждан и организаций за уклонение от налогов;
  • в-третьих, совершенствование норм и правил, регламентирующих деятельность налоговых органов и налогоплательщиков, устранение противоречий налогового и гражданского законодательства.[1. с. 99]

   В ходе проведения налоговой реформы было предусмотрено проведение конкретных мероприятий, направленных на:

  • сокращение числа налогов и сборов, отмену неэффективных 
    и оказывающих негативное влияние на экономическую деятельность хозяйствующих субъектов налогов, а также ряда 
    мелких региональных и местных целевых сборов;
  • повышение значения налогов, связанных с использованием 
    природных ресурсов;
  • переход к налогу на недвижимость (вместо налога на имущество и земельного налога);
  • введение системы экологических платежей, охватывающей 
    все виды негативного воздействия на окружающую среду;
  • расширение круга операций, облагаемых государственной пошлиной;
  • унификацию ставок налогов и принципов налогообложения в 
    отношении инструментов финансового рынка и рынка ценных бумаг и профессиональных участников рынка; и т.д.
    [5. с. 42]

   Реализация указанных мер позволит привести налоговую систему в соответствие с задачами достижения экономического роста; существенно повысить собираемость налогов.

«Налоговая  политика в 2006–2007 годах  и на среднесрочную перспективу должна формироваться исходя из необходимости стимулирования позитивных структурных изменений в экономике, последовательного снижения совокупной налоговой нагрузки, качественного улучшения налогового администрирования».[6]

Вот некоторые  из обозначенных задач:

«Существенное увеличение размера  социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц  на лечение в медицинских  учреждениях Российской Федерации. Целесообразно  разрешить учитывать  в сумме социального  вычета и взносы граждан  страховым организациям по договорам добровольного личного медицинского страхования.

Необходимо  разработать критерии оценки эффективности  работы сотрудников  налоговых и таможенных органов, имея в виду не исполнение планов по сбору налогов  и таможенных платежей, а качество исполнения ими обязанностей по контролю над соблюдением налогового и таможенного законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и таможенных платежей. При этом необходимо внедрить механизмы материального стимулирования сотрудников в зависимости от соответствия их работы таким критериям». [6]

    Итак, приоритетом налоговой политики в среднесрочной перспективе (2003-2008 гг.) стала разработка законодательных норм, направленных на повышение инвестиционной и инновационной активности, опережающее снижение налоговой нагрузки на обрабатывающие отрасли и сферу услуг, стимулирование экспорта несырьевых товаров, оптимизацию фискальной нагрузки на сырьевой сектор.

   Основные  направления реформирования налоговой  системы в среднесрочный период включили в себя:

  • совершенствование администрирования отдельных налогов (прежде всего налога на добавленную стоимость и единого социального налога), снижение бремени налогового администрирования (в том числе в части налогового учета);
  • снижение с 2004 года базовой ставки налога на добавленную стоимость до 18 процентов;
  • введение налоговых платежей, взимаемых в рамках специальных налоговых режимов, включающих систему налогообложения для участников соглашений о разделе продукции;
  • упрощение порядка подтверждения нулевой ставки по экспортным поставкам и при осуществлении международных перевозок грузов, а также последующего возмещения налога на добавленную стоимость;
  • реформирование отдельных видов налогов и отмену неэффективных налогов и сборов, в частности:
  • совершенствование системы поимущественных налогов (с введением с 2004-2005 годов соответствующих глав Налогового кодекса Российской Федерации) за счет сокращения перечня налогооблагаемого имущества, пересмотр принципов оценки имущества физических лиц для целей налогообложения, переход на налогообложение земельных участков исходя из их кадастровой стоимости, обеспечение возможности перехода в перспективе к налогу на недвижимость, заменяющему налог на имущество и земельный налог;
  • отмену с 1 января 2004 г. налога с продаж;
  • пересмотр перечня региональных и местных налогов и сборов, включая отмену целевых сборов на содержание милиции, сбора с владельцев собак, сбора за парковку автотранспорта;
  • совершенствование платежей, связанных с использованием природных ресурсов, имея в виду введение водного налога и сбора за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
  • установление особого режима налогообложения судовладельцев, эксплуатирующих суда, включенные в международный реестр морских судов;
  • снижение с 2005 года налоговой нагрузки на фонд оплаты труда за счет снижения эффективной ставки единого социального налога (при условии поддержания финансовой устойчивости пенсионной системы). [1. с. 104]

Информация о работе Финансовая политика государства в условиях рыночных отношений