Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 13:03, курсовая работа
Целью написания данной работы является изучить стратегию финансовой безопасности.
Введение 3
Глава 1. Основные положения финансовой безопасности 5
1.1. Содержание понятия «финансовая безопасность» 5
1.2. Сущность и функции финансовой стратегии предприятия 14
Глава 2. Факторы и модель финансово стратегии предприятия 17
2.1 Факторы, определяющие выбор финансовой стратегии предприятия 17
2.2. Модель разработки финансовой стратегии предприятия 17
Глава 3. Анализ применения стратегического управления финансовой безопасностью на примере ОАО ММП 21
3.1 Краткая характеристика предприятия 21
3.2 Разработка финансовой стратегии в ОАО ММП 24
Заключение 35
Список использованной литературы 38
Содержание
Актуальность темы исследования заключается в том, что важнейшей частью безопасности любого предприятия является ее финансовая безопасность.
Развитие российской экономики приводит к усилению конкурентной борьбы отечественных предприятий внутри страны и к процессам их интеграции в мировую экономическую систему. Для создания долгосрочных конкурентных преимуществ необходима разработка финансовой стратегии деятельности предприятия.
В
современной экономике
Финансовая стратегия является мощным инструментом достижения приоритетных финансовых целей предприятия и его собственников. Степень эффективности реализации финансовой стратегии зависит от правильности ее разработки, полноты учета и оценки факторов, влияющих на предприятие. Это требует раскрытия сущности и содержания финансовой стратегии, ее функций, этапов, методов и инструментов, а также факторов, оказывающих воздействие на ее формирование.
Характер решаемой проблемы, цели и задачи исследования определяют, каким должен быть объект исследования. В данной работе объектом исследования являются деятельность предприятия направленная на защиту своих финансов. Предметом исследования является финансовая безопасность. Объект исследования – мурманское предприятия ОАО ММП.
Целью написания данной работы является изучить стратегию финансовой безопасности.
В соответствии с целью в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
Теоретической основой настоящей работы являются труды специалистов в области экономической безопасности.
Методологической основой исследования, для решения поставленных целей и задач работы, являются общеизвестные методы: обобщения, элементы моделирования, сравнительно-правовой анализ литературных источников и документов, информационно-правовой и иные методы научного анализа и исследования.
Практическая значимость данной работы обусловлена тем, что проведенное комплексное исследование представляет интерес для работников и специалистов в области финансовой безопасности.
Структура
работы состоит из введения, трех глав,
заключения, списка литературы.
Практически нет ни одного аспекта национальной безопасности страны, который бы непосредственно не зависел от уровня ее финансовой безопасности. В то же время уровень самой финансовой безопасности в значительной мере зависит от уровня других аспектов национальной безопасности. Рассмотрение взаимосвязей и взаимозависимостей между различными аспектами национальной безопасности позволяет найти меры по недопущению или преодолению угроз национальным интересам страны1.
Зависимость всех аспектов национальной безопасности страны от ее финансовой безопасности на первый взгляд крайне проста: отсутствие финансовых средств приводит к недофинансированию подчас самых неотложных нужд в различных сферах экономики и представляет угрозу национальной безопасности. Вместе с тем эта внешне простая, самая общая взаимосвязь находит конкретное выражение в различных по своему экономическому характеру явлениях и процессах.
Имеется обратная связь между финансовой безопасностью страны и ее национальной безопасностью в целом2. Безусловно, обострение угроз по другим аспектам национальной безопасности влияет на уровень угроз финансовой безопасности. Так, изменения в политическом курсе ведущих западных стран могут обострить проблему внешнего долга России, а осложнение военной ситуации в какой-либо горячей точке - вызвать необходимость увеличения соответствующих расходов и повысить уровень угроз финансовой безопасности. Важно учитывать тесную взаимосвязь различных аспектов национальной безопасности страны и ключевую роль финансовой безопасности в преодолении угроз национальным интересам России.
В экономической литературе преобладают исследования проблем экономической безопасности, между тем понятие «финансовая безопасность экономики» практически не определено, не ясны ее специфика и состав угроз, которые могут нанести ей существенный ущерб. Эта проблема требует углубленной разработки, поскольку «финансовая безопасность» - сложная категория, составляющие которой могут являться предметом специального исследования3.
К ним, прежде всего, относятся безопасность бюджетной и банковской систем, внебюджетных фондов, фондового рынка.
В связи с недостаточной разработкой теории финансов многие термины и понятия трактуются по-разному, в них вкладывается разное содержание, что не позволяет выработать действенные меры по защите финансовой системы страны от дестабилизирующих факторов. И если в трактовке общего понятия «экономическая безопасность» имеется определенность (при наличии различных подходов), то категория «финансовая безопасность» еще нуждается в более тщательной проработке и выработке корректных исходных категорий, понятий и активно действующих финансовых инструментов.
Очевидно, что необходимо исходить из основополагающего постулата, что негативные явления в финансовых отношениях представляют опасность, нанося экономике реальный ущерб, который выражается в падении темпов развития, снижении жизненного уровня населения. В этой связи финансовые угрозы необходимо рассматривать, как фактор, создающий опасность, наносящий ущерб финансовой системе и разрушающий ее как систему. И здесь нельзя все списывать на возможные объективно существующие факторы негативного характера, воздействующие на финансово-рыночные отношения. Нарастание опасности, сопровождающееся увеличением ущерба, естественно, приводит к переходу количества в новое качество - к угрозе. Опасность и угроза - однопорядковые категории, но количественно разные явления, и определение их, а также мер по снижению их влияния - предмет обеспечения финансовой безопасности.
Появление опасности, которая выражается в финансовых потерях, можно рассматривать как сигнал возможного появления угроз безопасности и ущерба экономике. Естественно, что сигнал означает лишь потенциальную угрозу финансам страны, которая в случае непринятия соответствующих мер превращается в реальную угрозу и потери для экономики. Представляется, что необходим тщательный анализ и контроль за потенциальными угрозами, учитывая, что в практической деятельности они связаны с категорией риска, что снижает интерес к ним с позиций обеспечения безопасности, так как в данном случае мы имеем дело с процессами, имеющими вероятностный характер.
Потребность в безопасности, в защите от нежелательных воздействий на экономику и общество и внутренних изменений в них относится к типу базовых, основополагающих потребностей4. Сфера безопасного существования настолько сузилась, что оказывает стагнирующее воздействие на функционирование и развитие экономики и не дает возможности преодолеть кризис, в котором пребывает наша страна. Практически под безопасностью необходимо понимать такое свойство, такое состояние экономики, которое означает, что вероятность нежелательного изменения каких-либо ее качеств не выше или же ниже определенного предела.5
Финансовая система России - основное звено регулирования экономических процессов развивающегося российского рынка - представляет собой наиболее уязвимую систему для использования ее преступными элементами, конкурирующими международными корпорациями, заинтересованными международными кланами и государствами в обеспечении своих интересов на российском рынке в ущерб интересам экономики России. Правовое обеспечение финансовой системы оказалось наиболее отсталой сферой российского законодательства, крайне несогласованной с мировой практикой и международными соглашениями России в области банковской и налоговой деятельности.
Быстрые темпы смены этапов рыночной реформы не позволили финансовому праву достичь стабильного состояния и оформить основные институты, такие как правовые основы взаимодействия банковской системы с государственными органами банковского и валютно-финансового контроля, формирования банковской резервной системы, обеспечение государственных и иных гарантий по вкладам, государственного управления фондовым рынком, государственных требований к выпуску и финансовому обеспечению различных видов ценных бумаг, разграничения компетенции Федерации и ее субъектов в банковской и налогово-бюджетной сфере и т.д. Особую угрозу национальным интересам России составляет неэффективно функционирующая налоговая система, которая практически не обеспечивает необходимые поступления в госбюджет и тем самым способствует деградации отечественного производства и утечке капиталов за рубеж.
Финансово-кредитная система в современном виде не способна обеспечить денежными средствами не только расширенное, но и простое воспроизводство. Она характеризуется незавершенностью, что проявляется в огромных масштабах взаимных неплатежей и, что особенно опасно, нарушением гарантированности финансирования бюджетных расходов на выплату заработной платы.6
Финансовые и денежно-кредитные инструменты недостаточно скоординированы между собой как по срокам разработки, так и в части определения базовых инструментов. Например, размеры денежной массы определяются в структуре денежно-кредитной политики, которая разрабатывается в конце года. Между тем бюджетная политика, особенно в части долгосрочного, стратегического инвестирования, разрабатывается гораздо раньше, не имея под собой базовой основы в виде проектировок денежной массы.
Практически в экономической литературе отсутствует системное определение понятия «финансовая безопасность», что и обусловливает необходимость решения этой проблемы. Не претендуя на окончательный вариант ее решения, считаем целесообразным дать следующее определение этого понятия: финансовая безопасность - это обеспечение такого развития финансовой системы и финансовых отношений и процессов в экономике, при котором создаются необходимые финансовые условия для социально-экономической и финансовой стабильности развития страны, сохранения целостности и единства финансовой системы (включая денежную, бюджетную, кредитную, налоговую и валютные системы), успешного преодоления внутренних и внешних угроз России в финансовой сфере7.
Стержневое звено финансовой безопасности, от которого зависит устойчивость финансовой системы страны, - прежде всего бюджетно-налоговая сфера, являющаяся основой функционирования любого государства. Именно поэтому показатели функционирования бюджета стоят в одном ряду с основными макроэкономическими показателями, характеризующими уровень социально-экономического развития страны.8
Таким образом, одна из важнейших сторон проблемы экономической безопасности государства - состояние его финансовой системы (государственного бюджета и других институтов), способность этой системы обеспечивать государство финансовыми средствами, достаточными для выполнения его внутренних и внешних функций.
Финансовая система должна иметь определенный запас прочности на случай непредвиденных и чрезвычайных обстоятельств, с тем чтобы государственные органы могли оперативно и своевременно отреагировать на возникновение каких-либо угроз и по возможности предотвратить, нейтрализовать или хотя бы свести к минимуму потенциальные социально-экономические потери.
Можно выделить следующие основные сегменты финансовой безопасности страны и регионов: бюджетно-налоговый; валютно-денежный; кредитно-банковский; внебюджетный фонд.
Информация о работе Финансовая безопасность: понятие и сущность