Финансирование театров

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 19:25, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключена во всестороннем анализе финансирования театров.

При написании работы были поставлены следующие задачи:

- Во-первых, рассмотреть роль театров в сохранении российской культуры.

- Во-вторых, изучить методы финансирования театров.

- В-третьих, охарактеризовать особенности финансирования муниципальных театров.

Содержание

Введение………………………………………………………………………

Глава 1. Роль театров в сохранении российской культуры……………..

1.1. Виды театров, принципы их деятельности……………………………

1.2. Правовой статус театра, устав театра……………………………………

1.3. Анализ динамики источников бюджетного финансирования государственных (муниципальных) театров……………………………….

Глава 2. Финансирование государственных театров………………………..

2.1. Состав источников финансирования деятельности театра…………….

2.2. Особенности определения нормативной численности артистического и художественного персонала по видам театров ……………………………..

2.3. Доходы от добровольных взносов и предпринимательской деятельности театров……………………………………………………………………….

Глава 3. Особенности финансирования муниципальных театров……..

Практическая часть………………………………………………………….

Заключение………………………………………………………………….

Список литературы………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Курс.раб. ФБО.docx

— 53.27 Кб (Скачать)

     Помимо  прямого выделения существует и  так называемое косвенное финансирование театров путем предоставления им налоговых льгот. Так, театры освобождены  от налога на имущество, НДС и налога на прибыль от основной деятельности, не платят земельный налог и др.

     Особую  озабоченность вызывают расходы  на культуру из местных бюджетов. В 2004 году за счет средств местных  бюджетов на финансирование муниципальных домов культуры, клубов и библиотек было направлено 11,5 млрд. рублей, или в два раза больше чем расходует на культуру федеральный бюджет. Между тем по данным Госкомстата России в 1989 году в стране было 152,9 тысяч сельских населенных пунктов, в том числе с числом жителей свыше 200 чел. - 42,2 тысячи. По тем же данным в сельской местности находится 48,0 тысяч клубов и домов культуры и 38,9 тысяч библиотек. Если учесть, что за прошедшие годы число сельских населенных пунктов продолжало сокращаться, можно с достаточной долей уверенности предположить, что 6-7 тысяч клубов и домов культуры и значительное число библиотек расположены в населенных пунктах с числом жителей от 6 до 200 чел., где разграничении расходных полномочий, находящихся на рассмотрении в Государственной Думе Российской Федерации.

     В целях обеспечения стабильного  функционирования театров необходимо эффективно использовать уже существующие источники финансирования и создать  условия для привлечения новых. Для этого следует:

     1. Рационально использовать бюджетные  средства, направляемые на финансирование  театров: 

     объединять  на договорной основе средства федерального, региональных и местных бюджетов для финансирования строительства, ремонта и содержания театров. Объединение  бюджетных средств может быть оформлено договором о совместном использовании и финансировании этих театров с фиксацией доли каждого участника;

     освободить  театры от ряда затрат, не связанных  с осуществлением их творческой деятельности (арендной платы, расходов на содержание вневедомственной и пожарной охраны и т.д.);

     более широко использовать социально-творческий заказ как форму целевого финансирования театров.

     Принять меры по стимулированию внебюджетных поступлений в сферу театрального искусства:

     разрешить относить расходы на спонсорство  на себестоимость продукции и  услуг и включать их в состав затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг);

     шире  использовать права органов государственной  власти субъектов Федерации и  органов местного самоуправления по установлению дополнительных налоговых  льгот юридическим лицам, вкладывающим деньги в театральное искусство;

     инициировать  создание новых благотворительных  фондов и общественных объединений, деятельность которых будет направлена как на содействие развитию и сохранению театрального искусства в целом, так и на поддержку отдельных  театров и театральных проектов;

     обеспечить  сбор, обработку и распространение  информации о существующих в нашей  стране благотворительных фондах подобного  рода, оказывать театральным коллективам  методическую помощь в оформлении заявок на получение грантов от этих фондов.

     3. Освободить некоммерческие театры  независимо от организационно-правовых  форм и форм собственности  от всех видов налогов и  платежей в бюджеты разных  уровней, дать им возможность  направлять полученные доходы  на расширение и совершенствование  творческой деятельности.

     4. Стимулировать создание таких  элементов театральной инфраструктуры, как лизинговые и страховые  компании.

     Лизинговые  компании могли бы заниматься закупкой дефицитного (дорогостоящего) оборудования, сдачей его в аренду, экспертизой  состояния, капитальным ремонтом и  т.д. Важно то, что лизинговые платежи  входят в себестоимость продукции, на данную сумму уменьшается размер прибыли.

     При лизинговых отношениях право владения арендованным имуществом полностью  сохраняется за арендодателем, т.е. арендованное оборудование само является гарантией в рамках предоставления кредита. Лизинговый процент обычно существенно ниже банковского. Кроме того, твердые арендные ставки на весь срок действия договора, обычные для лизинговых отношений, дают значительные финансовые преимущества арендатору и обеспечивают стабильность его деятельности.

     Использование разнообразных источников и способов привлечения средств для поддержки государственных и муниципальных театров позволит в значительной степени решить проблемы их финансирования.

     На  наш взгляд, целевое финансирование театров в виде социально-творческого  заказа должно получить большее распространение. Понятие социально-творческого заказа можно трактовать более широко, имея в виду возможность его получения  не только от органов управления культуры, но и непосредственно от администрации (мэрии) или других ее структурных  подразделений: органов образования, социального обеспечения, комитетов  по молодежной политике и др.

     Речь  идет об экономической недостаточности  большинства организаций культуры, обусловленной их неспособностью к  рыночной самоокупаемости и вынужденной  привязанностью к государству. Эта  недостаточность стала тем слабым местом в общественном организме, где  удобно расселяются болезнетворные вирусы,

     90-е  годы были связаны с несбывшимися  надеждами властных структур  переложить часть бюджетного бремени на плечи разного рода спонсоров и меценатов. В те годы и теперь популярными в экономических ведомствах являются рекомендации по переводу бюджетной поддержки на рельсы проектного финансирования, когда государственные средства выделяются не на содержание организации как таковой, а на достижение определенных результатов. Признавая такую позицию абсолютно необоснованной, не следует все же отвергать саму необходимость реформирования сложившейся системы государственного финансирования культурной деятельности. При этом надо помнить, что эффективность конкретных реформ в очень большой мере обусловлена ответами на общие вопросы - какие культурные блага, с какой целью и каким образом должно поддерживать государство?

     В сложившихся условиях установка  на превращение конкурсного порядка  распределения бюджетных средств  из вспомогательного в основной способ финансирования культурной деятельности означает, не что иное, как требование проведения масштабной институциональной  реформы. Причем главным содержанием  такой системной модернизации является ликвидация большинства государственных  и муниципальных учреждений культуры и создание на их основе организаций  культуры, имеющих иной правовой статус.

     В основе данного заблуждения лежат  две крайние позиции. Первая, берет  начало в централизованной экономике  недавнего прошлого, с ее стремлением  превратить хозяйствующих субъектов  в дисциплинированных исполнителей решений управляющего органа. В этом случае никаких полномочий делегировать не надо, ибо все решают задания  сверху (в наиболее продвинутой форме - это госзаказ). Вторая, будучи полной противоположностью первой, связана  с отказом государства от проведения культурной политики в расчете на позитивные результаты рыночных.

     Комментируя этот явно нежелательный сценарий развития, следует подчеркнуть, что сама по себе система финансирования культурной деятельности и даже вполне понятное стремление к разумной экономии бюджетных  средств не могут быть причиной изменения  правового статуса организаций  культуры. Институт государственного учредительства, как и сама миссия учреждений культуры, определяются не текущей идеологией финансового  ведомства, а стратегическими интересами общества в области культуры, его  культурной политикой. При этом без  делегирования необходимых полномочий учреждениям культуры посредством  определения их миссии, выраженной в уставных целях, реализовать культурную политику невозможно. В этом контексте  было бы наивным думать, что культурная политика государства может быть сведена к совокупности проектов и программ.

     Нам представляется, что к таким мерам  относятся:

     Введение  новой организационно-правовой формы  некоммерческих организаций;

     Внедрение контрактных отношений учреждений культуры с их учредителем;

     Изменение механизма сметного финансирования;

     Преодоление отсталости инфраструктуры и устранение препятствий в кооперации бюджетных  средств;

     Повышение эффективности использования бюджетных  средств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     По  итогам проведенного исследования сделаем  следующие выводы:

     Следствиями системного политического и экономического социального кризиса стало резкое, почти в два раза, в сопоставимых ценах, сокращение государственной  поддержки всех видов культурных институтов. Вынужденные в этих условиях стать на путь неоправданной коммерциализации, учреждения культуры существенно сократили  обслуживание детей, сельского населения, внутри российский и международный  культурный обмен. Последовательно  замещая бесплатные услуги платными, ускоренно повышая цены на билеты, многие из них фактически нарушили конституционные права граждан  на доступ к культурным ценностям  и пользование учреждениями культуры. Поэтому в предстоящие годы основные усилия государства должны быть сосредоточены  не на сокращении государственных расходов на культуру -продолжение этого грозит уже необратимыми последствиями - а на повышении эффективности использования бюджетных средств и восстановление хотя бы того уровня финансирования, который был не в слишком благополучном 1990 году. Понимая, что только бюджетная поддержка отрасли была, есть и останется в будущем гарантией выполнения культурой и искусством тех социальных задач, которые ставит перед ними любое цивилизованное государство, следует ясно сознавать, что сама система бюджетного финансирования культуры нуждается в серьезной модернизации.

     Финансирование  государственных и муниципальных  театров в Российской Федерации  является одним из важнейших социально-экономических  обязательств государства.

     Финансирование  должно обеспечить:

     а) создание необходимых условий для  творческой деятельности театра и предотвращение его коммерциализации;

     б) комплектование театральных трупп, способных выполнить высокие  художественные задачи;

     в) создание необходимых условий для  работы театра, обеспечивающих наиболее полную реализацию творческого потенциала;

     г) необходимый минимум затрат на полноценное  художественное воплощение творческих замыслов коллектива театра. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

     1. Методика определения нормативной  суммы государственного финансирования  государственных и муниципальных  театров. 3 декабря 1991 г.

     2. Быстрова А.Н.. Мир культуры. Основы культурологии. Учебное пособие.М., 2000.

     3. Волков Ю. Г.. Социология. М., 2001.

     4. Зуев. История России. Учебник. М.,2002.

     5. Найдыш В.М.. Концепции современного естествознания. Учебное пособие. М., 2001.

     6. Радугин А.А.. Культурология. Курс лекций. М., 2001.

     7. Ревская Н.В.. Концепции современного естествознания. СПб., 2001.

     8. Тулмин Ст., Человеческое понимание, М., Прогресс, 1984.

     9. Постановление Правительства РФ от 25 марта 1999 г. N 329 "О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации" //с изменениями от 23 декабря 2002 г.

     10. Положение о принципах финансирования государственных и муниципальных театров в Российской Федерации //утв. постановлением Правительства РФ от 25 марта 1999 г. N 329

     11. Учет и налогообложение в театрах //М.М.Иноземцева, "Главбух", N 20, октябрь 1999 г.

     12. Предпринимательская и непредпринимательская деятельность театрально-зрелищных организаций //М.Л. Макальская, "Консультант бухгалтера", N 4, апрель 2000 г.

     13. "Большой в России больше, чем театр" //интервью с С. Максименко, главным бухгалтером Государственного академического Большого театра России //"Московский бухгалтер", N 10, октябрь 2004 г.

Информация о работе Финансирование театров