Финансирование театров

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 19:25, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключена во всестороннем анализе финансирования театров.

При написании работы были поставлены следующие задачи:

- Во-первых, рассмотреть роль театров в сохранении российской культуры.

- Во-вторых, изучить методы финансирования театров.

- В-третьих, охарактеризовать особенности финансирования муниципальных театров.

Содержание

Введение………………………………………………………………………

Глава 1. Роль театров в сохранении российской культуры……………..

1.1. Виды театров, принципы их деятельности……………………………

1.2. Правовой статус театра, устав театра……………………………………

1.3. Анализ динамики источников бюджетного финансирования государственных (муниципальных) театров……………………………….

Глава 2. Финансирование государственных театров………………………..

2.1. Состав источников финансирования деятельности театра…………….

2.2. Особенности определения нормативной численности артистического и художественного персонала по видам театров ……………………………..

2.3. Доходы от добровольных взносов и предпринимательской деятельности театров……………………………………………………………………….

Глава 3. Особенности финансирования муниципальных театров……..

Практическая часть………………………………………………………….

Заключение………………………………………………………………….

Список литературы………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Курс.раб. ФБО.docx

— 53.27 Кб (Скачать)

     г) участвовать в установленном  порядке в реализации федеральных  и межгосударственных целевых программ в сфере культуры и искусства, в которых участвует Российская Федерация;

     д) создавать филиалы и открывать представительства.

     Театр обязан:

     а) надлежащим образом выполнять свои обязательства в соответствии с  их условиями, требованиями законов, иных нормативных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями;

     б) осуществлять в соответствии с законодательством  Российской Федерации социальное, медицинское  и иные виды обязательного страхования  своих работников, обеспечивать им условия для трудовой деятельности, своевременно выплачивать заработную плату в соответствии с законодательством  Российской Федерации;

     в) обеспечивать гарантированные законодательством  Российской Федерации минимальный  размер оплаты труда, условия труда и меры социальной защиты работников, нести ответственность за ущерб, причиненный их жизни и здоровью.

     Театру  не может быть отказано в государственной  регистрации по мотивам нецелесообразности.

     Театру  обеспечивается защита его прав и  интересов в соответствии с законодательством  Российской Федерации, государственная  поддержка при его участии  в реализации федеральных и межгосударственных целевых программ в сфере культуры и искусства.

     Органы  государственной власти не вмешиваются  в профессионально-творческую деятельность театра, за исключением случаев, установленных  законодательством Российской Федерации.

     Запрет  на публичное исполнение спектаклей и другие виды их использования, а  также на публикацию театральных  рекламных материалов не допускается, кроме случаев, предусмотренных  законодательством Российской Федерации.

     Управление  театром осуществляется его органами, образуемыми в соответствии с  законодательством Российской Федерации, настоящим Положением и уставом  театра.

     Учредитель (учредители) театра утверждает устав  и изменения устава, назначает  на должность и освобождает от должности руководителей театра, осуществляет контроль за соответствием деятельности театра законодательству Российской Федерации и учредительным документам.

     Руководство деятельностью государственного или  муниципального театра, имеющего форму  учреждения, по выбору учредителя осуществляется:

     на  основе единоначалия - директором или  художественным руководителем, с которым  учредитель заключает трудовой договор (контракт);

     на  основе разделения сфер ведения - директором и художественным руководителем, с  каждым из которых учредитель заключает  трудовой договор (контракт).

     Руководители  театра в соответствии с уставом  и в пределах своей компетенции  действуют без доверенности от имени  театра, представляют его интересы во взаимоотношениях с юридическими и физическими лицами, распоряжаются  имуществом театра, заключают договоры, в том числе трудовые, выдают доверенности, открывают в кредитных организациях расчетный и другие счета театра, пользуются правом распоряжения средствами, утверждают штатное расписание, издают приказы и дают указания, обязательные для всех работников театра, и несут ответственность за результаты деятельности театра.

     В театре в соответствии с уставом  может создаваться художественный совет или иной совещательный  орган.

     В уставе театра определяются его наименование, содержащее указание на характер деятельности и организационно-правовую форму, местонахождение  театра, предмет и цели деятельности, источники формирования имущества, структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления, порядок принятия ими решений  и контроля их деятельности, порядок  внесения изменений в учредительные  документы, порядок использования  имущества в случае ликвидации театра, указываются данные о его филиалах и представительствах.

     В соответствии с законодательством  Российской Федерации и уставом  театр наделяется его учредителем (учредителями) имуществом, необходимым  для осуществления сценической  деятельности (зданиями, сооружениями, оборудованием, а также другим необходимым  имуществом потребительского, социального, культурного и иного назначения).

     Земельные участки, занимаемые государственным  или муниципальным театром, закрепляются за ним в постоянное (бессрочное) пользование в порядке, установленном  законодательством Российской Федерации, на весь период существования.

     Театр использует имущество в порядке, предусмотренном законодательством  Российской Федерации.

     Театр несет ответственность перед  собственником за сохранность и  эффективное использование закрепленного  за ним на праве оперативного управления имущества. Контроль за использованием имущества осуществляется собственником или уполномоченным им органом.

     Имущество, подаренное, пожертвованное или переданное театру по завещанию, приобретенное  им за счет средств, выделенных ему  по смете, по договору или на иных основаниях, находится в оперативном управлении театра.

     Государственная или муниципальная собственность, закрепленная за театром, может отчуждаться  собственником в порядке и  на условиях, предусмотренных гражданским  законодательством.

     Театр самостоятельно распоряжается продуктами своего интеллектуального и творческого  труда, включая созданные им спектакли.

     Отношения между учредителем (учредителями) и  государственным или муниципальным  театром определяются договором, заключенным  между ними в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

     В договоре могут быть предусмотрены  обязательства театра в отношении  объемов основной деятельности, установления льготных цен для отдельных категорий  населения, гастрольной и выездной деятельности, другие обязательства, связанные с основной деятельностью, и обязательства учредителя по обеспечению финансирования театра в объемах, определенных бюджетом или договором, выделению средств на техническое переоснащение, капитальный ремонт или реконструкцию.

     В договоре могут быть также предусмотрены  выполнение театром отдельных заказов  учредителя, предусматривающее дополнительное финансирование, обязательства учредителя по социальной защите работников театра и другие, определены порядок использования  театром имущества, переданного  ему учредителем, материальная ответственность  сторон.

     Договор на новый срок заключается, как правило, не позднее, чем за месяц до истечения срока действующего договора. Расторжение договора осуществляется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

     Отношения работника и театра регулируются законодательством Российской Федерации  о труде и гражданским законодательством.

     В соответствии с законодательством  Российской Федерации формы оплаты труда, материального поощрения, размеры  должностных окладов работников театра, виды и размеры доплат и  надбавок и других выплат стимулирующего характера устанавливаются театром  самостоятельно в пределах имеющихся  средств на оплату труда. Обязательное социальное и медицинское страхование, социальное обеспечение работников театра и членов их семей осуществляются в соответствии с законодательством  Российской Федерации. Условия труда  и отдыха, дополнительные отпуска, сокращенный  рабочий день и другие льготы для  работников устанавливаются театром  в порядке, определенном законодательством  Российской Федерации.

     В порядке, установленном законодательством  Российской Федерации, театр вправе устанавливать прямые связи с  иностранными организациями, осуществлять внешнеэкономическую деятельность, иметь валютные счета в банках и других кредитных организациях.

     Театр ведет бухгалтерскую и статистическую отчетность в порядке, установленном  законодательством Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3. Анализ динамики  источников бюджетного  финансирования государственных  (муниципальных) театров

     Государственная поддержка культуры, искусства и  кинематографии осуществляется из консолидированного бюджета Российской Федерации по разделу 15. В 2004 году на эти цели было выделено 32,9 млрд. рублей. В том числе  из федерального бюджета 6,7 млрд. руб. (20,5%), государственных бюджетов субъектов  Российской Федерации - 10,7 млрд. руб. (32,6%) и 15,4 млрд. руб. (46,9%) - из местных бюджетов.

     Большая часть этих средств в объеме 32,2 млрд. руб. была направлена на финансирование культурной деятельности, осуществляемой учреждениями государственных и  муниципальных органов культуры (далее по тексту – ведомственные расходы). Остальные в сумме 0,7 млрд. руб. - на финансирование по федеральному бюджету учреждений культуры других ведомств. С их учетом ведомственные расходы на культуру, искусство и кинематографию из федерального бюджета составили 18,7% консолидированного бюджета Российской Федерации, из региональных бюджетов субъектов Российской Федерации 33,3%, местных бюджетов - 48,0% (Таб. 1).

     Следует отметить, что структура ведомственных  расходов на культурную деятельность и кинематографию из федерального бюджета  принципиально отличается от структуры  расходов региональных и местных  бюджетов. Так из 6,0 млрд. рублей из федерального бюджета - 2,6 млрд. руб. (43,1%) было использовано на финансирование особо ценных объектов культурного наследия, и 1,7 млрд. рублей (29,0%) - на финансирование федеральной  программы и других целевых расходов. А на сметное финансирование деятельности федеральных библиотек, музеев, цирков и организаций исполнительских  искусств - 27,9%.

     Иная  структура расходов на культуру, искусство  и кинематографию сформировалась в  региональных бюджетах субъектов Российской Федерации. Здесь на сметное финансирование учреждений культуры приходится 94,2% всех средств (на дворцы дома культуры и клубы 7,8% музеи - 14,1%; библиотеки - 15,2%, организации исполнительских искусств и цирки - 34,2%, кинематографии - 2,5%, прочие учреждения и мероприятия - 20,4%) и только 5,8% на программные мероприятия и другие целевые затраты.

     Структуру расходов на культуру, искусство и  кинематографию из местных бюджетов определяет состав учреждений, находящихся  в ведении муниципальных органов  власти. Более половины всех средств (52,1%) они используют на финансирование дворцов, домов культуры и клубов, еще четверть (22,7%) на финансирование библиотек, на финансирование прочих организаций  и мероприятий - 16,1%. На сметное финансирование музеев, организаций исполнительских  искусств, кинематографии направляется 8,7%, а на реализацию программ и целевых мероприятий - лишь 0,4%.

     Особенности ведомственной структуры расходов на культуру, искусство и кинематографию определяют и их экономическое содержание. Свыше 40% средств Федерального бюджета  используется на подстатью «Прочие  текущие расходы» экономической  классификации бюджетов Российской Федерации, а также на субсидии и  субвенции. Более 35% направляются на капительные  расходы, коммунальные и другие услуги по содержанию материальной базы и  менее 25% на оплату труда работников и социальный налог.

     Таково  же, примерно, экономическое содержание бюджетных ассигнований, выделяемых из региональных бюджетов. По иному распределяются бюджетные средства на культуру в местных бюджетах. Здесь большая их часть (45,2%) используется на оплату труда работников и социальный налог. Значительно меньше (16,7%) направляется на «Прочие текущие расходы», субсидии и субвенции (Таб. 1).

     Экономический кризис девяностых годов, значительное (в сравнимых ценах и условиях) сокращение бюджетной поддержки  отрасли вынудило учреждения культуры и искусства постоянно наращивать объемы платных услуг населению (зачастую в ущерб их качеству и общедоступности), изыскивать иные внебюджетные источники финансирования.

     По  данным ведомственного статистического  учета только за период с 2002 по 2004 год  общий объем внебюджетного финансирования отрасли увеличился в 3,5 раза - с 2,1 млрд. руб. в 2002 году до 7,4 млрд. руб. в 2004 году, в том числе по федеральным  учреждениям в 3,7 раза - с 0,71 млрд. руб. в 2002 году до 2,64 млрд. руб. в 2004 году. В общем объеме финансовых ресурсов отрасли эти поступления ныне составляют 23%, в том числе по федеральным учреждениям - 35,4%.

     В различных секторах культурной деятельности процесс привлечения дополнительных средств происходил по-разному - в зависимости от возможностей учреждений культуры. Так, внебюджетные доходы театров возросли в 4,4 раза, музеев - в 3,6 раза, зоопарков - в 3,7 раза, а концертных организаций в 2,6 раза, цирков в 2,7 раза, клубных учреждений в 3,2 раза. Темпы роста внебюджетных поступлений по федеральным учреждениям как в целом по системе, так и по отдельным их видам опережают соответствующие темпы роста по региональным организациям. В целом по федеральным учреждениям внебюджетные поступления возросли в 3,7 раза (по региональным - в 3,4 раза), в том числе по театрам в 7 раз (по региональным - в 3,3 раза), музеям в 3,9 раза (по региональным - в 3 раза).

Информация о работе Финансирование театров