Финансирование театров

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 19:25, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключена во всестороннем анализе финансирования театров.

При написании работы были поставлены следующие задачи:

- Во-первых, рассмотреть роль театров в сохранении российской культуры.

- Во-вторых, изучить методы финансирования театров.

- В-третьих, охарактеризовать особенности финансирования муниципальных театров.

Содержание

Введение………………………………………………………………………

Глава 1. Роль театров в сохранении российской культуры……………..

1.1. Виды театров, принципы их деятельности……………………………

1.2. Правовой статус театра, устав театра……………………………………

1.3. Анализ динамики источников бюджетного финансирования государственных (муниципальных) театров……………………………….

Глава 2. Финансирование государственных театров………………………..

2.1. Состав источников финансирования деятельности театра…………….

2.2. Особенности определения нормативной численности артистического и художественного персонала по видам театров ……………………………..

2.3. Доходы от добровольных взносов и предпринимательской деятельности театров……………………………………………………………………….

Глава 3. Особенности финансирования муниципальных театров……..

Практическая часть………………………………………………………….

Заключение………………………………………………………………….

Список литературы………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Курс.раб. ФБО.docx

— 53.27 Кб (Скачать)

     Комментируя подобный рост внебюджетных доходов, следует  подчеркнуть, что реализован он был  в основном за счет повышения цен  на билеты и замещения бесплатных для населения видов культурных услуг на платные. Так, средняя цена билета в театры страны в 2004 году увеличилась по сравнению с 2002 годом в 3,5 раза, в том числе в театры федерального ведения в 4,2 раза, достигнув, например, в Государственном Академическом Мариинском театре 321 руб., в ГАБТе - 308,1 руб. в МХАТе им. Чехова - 156,3 руб. и Государственном Академическом театре им. Евг. Вахтангова - 117,4 руб. В клубных учреждениях и парках многие коллективы самодеятельного искусства ввели плату за показ своих спектаклей, концертов, выставок, а также плату за участие в самодеятельных кружках и коллективах.

     В значительной степени доходы возросли и за счет сдачи помещений в  аренду. По данным Министерства финансов Российской Федерации они составили  в 2004 году - 164,6 млн. рублей, в том числе  по федеральным учреждениям 128,6 млн. рублей. При этом поступления от меценатов и спонсоров даже по организациям, профессионально освоившим  технологии фандрейзинга, они составляют менее 10% всех их доходов (по данным экспертов Совета Европы примерно такой же удельный вес они занимают в большинстве европейских государств).

     Приведенные факторы роста внебюджетных доходов  никак нельзя рассматривать в  качестве источника благосостояния организаций культуры. Рассчитывать на возможности продолжения многократного  повышения цен на культурные услуги и увеличение доходов от арендной платы не приходиться. Этот ресурс - сам по себе более чем сомнительный - исчерпан и, по-видимому, полностью. Кроме  того, принципиально важно учитывать  социальные последствия такой стратегии. Многократное снижение посещаемости кинотеатров, театров, концертных залов, музейных экспозиций, оскудение книжных фондов библиотек и разрушение недвижимых памятников культуры, качественные изменения в самом содержании культурной деятельности, развитие антисоциальных форм проведения досуга и деформация отношения к труду - вот та цена, которую заплатила отечественная культура за допущенное государством в минувшее десятилетие почти двукратное сокращение (в сопоставимых ценах) расходов на культуру.

     Потому  в предстоящие годы основные усилия государства должны быть сосредоточены  не на сокращении государственных расходов на культуру - продолжение этого «пути в никуда» грозит уже необратимыми последствиями - а на повышении эффективности использования бюджетных средств и восстановление хотя бы того уровня финансирования, который был не в слишком благополучном в 1990 году. Понимая, что только бюджетная поддержка отрасли была, есть и останется в будущем гарантией выполнения культурой и искусством тех социальных задач, которые ставит перед ними любое цивилизованное государство, следует ясно сознавать, что сама система бюджетного финансирования культуры нуждается в серьезной модернизации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Финансирование государственных  театров

     2.1. Состав источников  финансирования деятельности  театра

     Содержание  организаций культуры и искусства, в том числе театров, является хотя и важным, но далеко не единственным направлением расходования бюджетных  ассигнований на культуру и искусство. Значительная часть средств направляется на финансирование культурных программ, проектов, выплату стипендий, предоставление грантов и т.п. Во многих регионах разработаны и реализуются соответствующие  региональные программы в области  культуры и искусства.

     Необходимость бюджетного финансирования государственных  и муниципальных театров определяется самим их правовым статусом. Все  они являются некоммерческими и  осуществляют свою деятельность в соответствии с нормами Гражданского кодекса  Российской Федерации и Федерального закона от 12.01.96 г. N 7-ФЗ (ред. от 8.07.99 г.) "О  некоммерческих организациях".

     Из  всех организационно-правовых форм некоммерческих организаций, предусмотренных современным  законодательством, государственным  и муниципальным театрам пока наиболее адекватна форма учреждения (хотя не исключено и использование  других организационно-правовых форм некоммерческих организаций). И все-таки часть театров зарегистрирована как предприятия. Но если нормами  Гражданского кодекса Российской Федерации  и Федерального закона "О некоммерческих организациях" предусмотрено, что  учреждение полностью или частично финансируется собственником (в  нашем случае - государственными и  муниципальными органами власти), то в  отношении предприятия такой  записи нет. Для государственных  и муниципальных учреждений культуры и искусства в последние годы защищенной была только одна статья - заработная плата работников. Для театров, зарегистрированных в форме предприятия, даже выделение  средств на выплату заработной платы  ничем не гарантировано, не говоря уже  об оплате коммунальных услуг, затратах на новые постановки и т.п. Театр как предприятие, приносящее убытки, даже может попасть под действие законодательства о банкротстве.

     Источники финансирования государственных и  муниципальных театров - это бюджетные  ассигнования и другие поступления  от учредителя (капитальные вложения, социально-творческие заказы, текущие  ассигнования) и внебюджетные средства - доходы от собственной деятельности (от основных ее видов, от предпринимательской  деятельности), а также нетрадиционные внешние источники финансирования (спонсорские взносы, средства благотворительных  фондов, общественных организаций и  т.п.).

     Основным  каналом финансирования театров  по-прежнему остается прямое выделение  бюджетных средств. Что касается структуры бюджетных ассигнований, то капитальные вложения по существу утратили былое значение. Лишь в  отдельных городах строятся и  реконструируются отдельные объекты.

     Так и не получили должного распространения  социально-творческие (целевые) заказы учредителя. Социально-творческий заказ  является формой прямого единовременного  бюджетного финансирования дополнительной деятельности по проведению отдельных  мероприятий (выполнению работ, оказанию услуг). Положение о социально-творческом заказе было утверждено Министерством  культуры СССР еще в 1989 г. Эта форма  зафиксирована и в Положении  об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации  от 26.06.95 г. N 609 (далее - Положение 1995 г.).

     В Федеральном законе от 28.08.95 г. N 154-ФЗ (ред. от 17.03.97 г.) "Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ст. 33 "Муниципальный заказ" указано, что органы местного самоуправления вправе выступать заказчиком по производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения соответствующей территории.

     Классическими примерами социально-творческого  закона для театров являются целевые  заказы на создание драматических и  музыкальных произведений, постановку спектаклей, их видеофиксацию, проведение гастролей, участие в фестивалях и смотрах и т.п.

     Источниками финансирования деятельности театра являются:

     а) ассигнования учредителя (учредителей);

     б) сборы от продажи билетов на спектакли  и другие представления, а также  от предоставления сопутствующих услуг;

     в) поступления по договорам на проведение работ и оказание услуг, заключенным  с органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, включая  учредителя (учредителей) театра;

     г) добровольные взносы и дары, средства, полученные по завещаниям;

     д) кредиты банков и иных кредитных организаций;

     е) доходы от предпринимательской деятельности.

     Право театра на получение от российских и иностранных юридических лиц  и граждан безвозмездных пожертвований (даров, субсидий) не ограничивается.

     Средства, оставшиеся у театра после выплаты  заработной платы работникам, осуществления  иных выплат по обязательствам, распределяются театром самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     Финансирование  государственных и муниципальных  театров в Российской Федерации  является одним из важнейших социально-экономических  обязательств государства.

     Финансирование  должно обеспечить:

     а) создание необходимых условий для  творческой деятельности театра и предотвращение его коммерциализации;

     б) комплектование театральных трупп, способных выполнить высокие  художественные задачи;

     в) создание необходимых условий для  работы театра, обеспечивающих наиболее полную реализацию творческого потенциала;

     г) необходимый минимум затрат на полноценное  художественное воплощение творческих замыслов коллектива театра.

     Нормативы финансирования государственных и  муниципальных театров не могут  быть ниже нормативов бюджетного финансирования государственных и муниципальных  организаций культуры.

     Данные  нормативы определяются учредителем  театра:

     а) по организации труда - на основании  нормативной численности артистического и художественного персонала  по видам театров соответственно: театр оперы и балета - 400 и 60 человек; театр музыкальной комедии - 180 и 28 человек; драматический театр и  театр юного зрителя - 40 и 15 человек; театр кукол - 20 и 11 человек;

     б) по финансовому обеспечению творческого  процесса - на основании минимальной  суммы средств, выделяемой на создание нового и прокат текущего репертуара в следующих размерах: театр оперы  и балета - 1200 тыс. рублей; театр музыкальной  комедии - 800 тыс. рублей; драматический  театр и театр юного зрителя - 500 тыс. рублей; театр кукол - 150 тыс. рублей в год. Указанные нормативы корректируются по общегосударственной методологии с учетом изменения оптовых цен и тарифов;

     в) по организации творческого процесса - на основании минимального нормативного количества спектаклей - 280 спектаклей в год. Средства, поступившие из внебюджетных источников, не влияют на нормативы  и размеры финансирования театра учредителем.  
 
 

     2.2. Особенности определения  нормативной численности  артистического и  художественного  персонала по видам  театров 

     Нормативы численности персонала и нормативы  финансового обеспечения творческого  процесса по видам театров, не предусмотренным  пунктом 3 настоящего Положения, устанавливаются  договором между театром и  его учредителем.

     Каждый  государственный или муниципальный  театр самостоятельно устанавливает  показатели численности артистического и художественного персонала, показатели творческо-производственной деятельности с учетом особенностей театра и экономических  возможностей коллектива.

     Учредитель  государственного или муниципального театра в зависимости от национальных, социальных и экономических условий  при расчете нормативного финансирования может увеличивать нормативы  численности персонала, необходимый  минимум затрат на полноценное художественное воплощение творческих замыслов коллектива и сокращать норматив количества спектаклей.

     Нормативы бюджетного финансирования государственных  и муниципальных театров пересматриваются в текущем году в случае:

     а) существенных изменений условий  деятельности театра (переезд в другое здание, реконструкция и техническое перевооружение и т.п.);

     б) реализации мероприятий по пересмотру ставок, должностных окладов и  т.п.;

     в) разовых существенных изменений  цен на основные материалы и тарифов  на услуги, используемые театром.

     Театр самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы ее развития, исходя из целей, предусмотренных его  уставом, наличия собственных творческих и хозяйственных ресурсов и необходимости  творческо-производственного и социального  развития театра.

     Театр самостоятельно устанавливает цены на билеты. Цены (тарифы) на другие платные  услуги и продукцию, реализуемые  театром, устанавливаются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

     Нормативные расходы театра состоят из:

     - расходов на оплату труда; 

     - материальных и приравненных  к ним затрат.

Информация о работе Финансирование театров