Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 19:25, курсовая работа
Цель данной работы заключена во всестороннем анализе финансирования театров.
При написании работы были поставлены следующие задачи:
- Во-первых, рассмотреть роль театров в сохранении российской культуры.
- Во-вторых, изучить методы финансирования театров.
- В-третьих, охарактеризовать особенности финансирования муниципальных театров.
Введение………………………………………………………………………
Глава 1. Роль театров в сохранении российской культуры……………..
1.1. Виды театров, принципы их деятельности……………………………
1.2. Правовой статус театра, устав театра……………………………………
1.3. Анализ динамики источников бюджетного финансирования государственных (муниципальных) театров……………………………….
Глава 2. Финансирование государственных театров………………………..
2.1. Состав источников финансирования деятельности театра…………….
2.2. Особенности определения нормативной численности артистического и художественного персонала по видам театров ……………………………..
2.3. Доходы от добровольных взносов и предпринимательской деятельности театров……………………………………………………………………….
Глава 3. Особенности финансирования муниципальных театров……..
Практическая часть………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………..
Комментируя подобный рост внебюджетных доходов, следует подчеркнуть, что реализован он был в основном за счет повышения цен на билеты и замещения бесплатных для населения видов культурных услуг на платные. Так, средняя цена билета в театры страны в 2004 году увеличилась по сравнению с 2002 годом в 3,5 раза, в том числе в театры федерального ведения в 4,2 раза, достигнув, например, в Государственном Академическом Мариинском театре 321 руб., в ГАБТе - 308,1 руб. в МХАТе им. Чехова - 156,3 руб. и Государственном Академическом театре им. Евг. Вахтангова - 117,4 руб. В клубных учреждениях и парках многие коллективы самодеятельного искусства ввели плату за показ своих спектаклей, концертов, выставок, а также плату за участие в самодеятельных кружках и коллективах.
В значительной степени доходы возросли и за счет сдачи помещений в аренду. По данным Министерства финансов Российской Федерации они составили в 2004 году - 164,6 млн. рублей, в том числе по федеральным учреждениям 128,6 млн. рублей. При этом поступления от меценатов и спонсоров даже по организациям, профессионально освоившим технологии фандрейзинга, они составляют менее 10% всех их доходов (по данным экспертов Совета Европы примерно такой же удельный вес они занимают в большинстве европейских государств).
Приведенные
факторы роста внебюджетных доходов
никак нельзя рассматривать в
качестве источника благосостояния
организаций культуры. Рассчитывать
на возможности продолжения
Потому
в предстоящие годы основные усилия
государства должны быть сосредоточены
не на сокращении государственных расходов
на культуру - продолжение этого «пути
в никуда» грозит уже необратимыми последствиями
- а на повышении эффективности использования
бюджетных средств и восстановление хотя
бы того уровня финансирования, который
был не в слишком благополучном в 1990 году.
Понимая, что только бюджетная поддержка
отрасли была, есть и останется в будущем
гарантией выполнения культурой и искусством
тех социальных задач, которые ставит
перед ними любое цивилизованное государство,
следует ясно сознавать, что сама система
бюджетного финансирования культуры нуждается
в серьезной модернизации.
Глава 2. Финансирование государственных театров
2.1. Состав источников финансирования деятельности театра
Содержание
организаций культуры и искусства,
в том числе театров, является
хотя и важным, но далеко не единственным
направлением расходования бюджетных
ассигнований на культуру и искусство.
Значительная часть средств направляется
на финансирование культурных программ,
проектов, выплату стипендий, предоставление
грантов и т.п. Во многих регионах
разработаны и реализуются
Необходимость
бюджетного финансирования государственных
и муниципальных театров
Из всех организационно-правовых форм некоммерческих организаций, предусмотренных современным законодательством, государственным и муниципальным театрам пока наиболее адекватна форма учреждения (хотя не исключено и использование других организационно-правовых форм некоммерческих организаций). И все-таки часть театров зарегистрирована как предприятия. Но если нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О некоммерческих организациях" предусмотрено, что учреждение полностью или частично финансируется собственником (в нашем случае - государственными и муниципальными органами власти), то в отношении предприятия такой записи нет. Для государственных и муниципальных учреждений культуры и искусства в последние годы защищенной была только одна статья - заработная плата работников. Для театров, зарегистрированных в форме предприятия, даже выделение средств на выплату заработной платы ничем не гарантировано, не говоря уже об оплате коммунальных услуг, затратах на новые постановки и т.п. Театр как предприятие, приносящее убытки, даже может попасть под действие законодательства о банкротстве.
Источники
финансирования государственных и
муниципальных театров - это бюджетные
ассигнования и другие поступления
от учредителя (капитальные вложения,
социально-творческие заказы, текущие
ассигнования) и внебюджетные средства
- доходы от собственной деятельности
(от основных ее видов, от предпринимательской
деятельности), а также нетрадиционные
внешние источники
Основным
каналом финансирования театров
по-прежнему остается прямое выделение
бюджетных средств. Что касается
структуры бюджетных
Так
и не получили должного распространения
социально-творческие (целевые) заказы
учредителя. Социально-творческий заказ
является формой прямого единовременного
бюджетного финансирования дополнительной
деятельности по проведению отдельных
мероприятий (выполнению работ, оказанию
услуг). Положение о социально-
В Федеральном законе от 28.08.95 г. N 154-ФЗ (ред. от 17.03.97 г.) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ст. 33 "Муниципальный заказ" указано, что органы местного самоуправления вправе выступать заказчиком по производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения соответствующей территории.
Классическими
примерами социально-
Источниками финансирования деятельности театра являются:
а) ассигнования учредителя (учредителей);
б) сборы от продажи билетов на спектакли и другие представления, а также от предоставления сопутствующих услуг;
в) поступления по договорам на проведение работ и оказание услуг, заключенным с органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, включая учредителя (учредителей) театра;
г) добровольные взносы и дары, средства, полученные по завещаниям;
д) кредиты банков и иных кредитных организаций;
е)
доходы от предпринимательской
Право
театра на получение от российских
и иностранных юридических лиц
и граждан безвозмездных
Средства, оставшиеся у театра после выплаты заработной платы работникам, осуществления иных выплат по обязательствам, распределяются театром самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Финансирование
государственных и
Финансирование должно обеспечить:
а) создание необходимых условий для творческой деятельности театра и предотвращение его коммерциализации;
б) комплектование театральных трупп, способных выполнить высокие художественные задачи;
в) создание необходимых условий для работы театра, обеспечивающих наиболее полную реализацию творческого потенциала;
г) необходимый минимум затрат на полноценное художественное воплощение творческих замыслов коллектива театра.
Нормативы
финансирования государственных и
муниципальных театров не могут
быть ниже нормативов бюджетного финансирования
государственных и
Данные нормативы определяются учредителем театра:
а)
по организации труда - на основании
нормативной численности
б)
по финансовому обеспечению
в)
по организации творческого
2.2. Особенности определения нормативной численности артистического и художественного персонала по видам театров
Нормативы
численности персонала и
Каждый
государственный или
Учредитель государственного или муниципального театра в зависимости от национальных, социальных и экономических условий при расчете нормативного финансирования может увеличивать нормативы численности персонала, необходимый минимум затрат на полноценное художественное воплощение творческих замыслов коллектива и сокращать норматив количества спектаклей.
Нормативы
бюджетного финансирования государственных
и муниципальных театров
а) существенных изменений условий деятельности театра (переезд в другое здание, реконструкция и техническое перевооружение и т.п.);
б) реализации мероприятий по пересмотру ставок, должностных окладов и т.п.;
в) разовых существенных изменений цен на основные материалы и тарифов на услуги, используемые театром.
Театр
самостоятельно планирует свою деятельность
и определяет перспективы ее развития,
исходя из целей, предусмотренных его
уставом, наличия собственных творческих
и хозяйственных ресурсов и необходимости
творческо-производственного и
Театр самостоятельно устанавливает цены на билеты. Цены (тарифы) на другие платные услуги и продукцию, реализуемые театром, устанавливаются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Нормативные расходы театра состоят из:
- расходов на оплату труда;
- материальных и приравненных к ним затрат.