Финансирование малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 20:05, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - рассмотрение системы финансовой поддержки малого предпринимательства.

Задачи - рассмотрение основ финансовой поддержки малого предпринимательства, основных направлений, форм и методов поддержки.

Содержание

Введение 5

1 Понятие предпринимательской деятельности 7

1.1 Понятие малого предпринимательства 7

1.2 Роль малого предпринимательства в экономике Российской Федерации 9

2 Финансирование предпринимательской деятельности 12

2.1 Источники финансирования предпринимательской деятельности 12

2.2 Государственное финансирование 15

2.3 Самофинансирование 26

2.4 Банковский кредит 28

3 Государственная поддержка предпринимательства 32

3.1 Анализ состояния малого предпринимательства в Российской Федерации 32

3.2 Проблемы финансирования малого предпринимательства 37

3.3 Улучшение финансирования малого предпринимательства 43

Заключение 47

Список использованных источников 49

Приложения 51

Работа содержит 1 файл

КР Финансирование предпринимательства.docx

— 604.74 Кб (Скачать)

    Данный  вид финансирования предпринимательской  деятельности носит строго целевой  характер, получающий закрепление в  актах государственных органов. Расходование средств не по целевому назначению следует рассматривать  в качестве нарушения обязательства  со стороны получателя ассигнований и может служить основанием для применения мер ответственности.

    В целях обеспечения контроля за целевым использованием государственных средств они отражаются на отдельных субсчетах по кредиту счета 96 «Целевые финансирование и поступления». Для организаций, выполняющих государственный заказ за счет средств федерального бюджета, предусмотрена обязанность вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному заказу.

    Финансирование государством может осуществляться прямыми и непрямыми методами.

    К прямым методам финансирования относятся  субсидии.

    Субсидии - это вид неоплачиваемой помощи, которая предоставляется в основном крупным фирмам.

    Субсидии  для малых предприятий имеют  региональный характер. Они выдаются местными властями и имеют целевое  назначение. Наиболее распространённые из них:

    - предоставление бюджетных средств  на оплату товаров, работ, услуг,  выполняемых физическими и юридическими  лицами по государственным контрактам;

    - предоставление дотации, субсидии, субвенции физическим и юридическим  лицам, а также бюджетам других  уровней бюджетной системы Российской Федерации:

    - предоставление бюджетных ассигнований  казенным предприятиям, в случае  недостаточности собственных средств  на выполнение плана-заказа:

    - предоставление бюджетных кредитов  юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек но уплате налогов и других обязательств).

    Одним из наиболее важных направлений государственного финансирования является обеспечение денежными средствами государственных нужд. Общие правовые и экономические принципы и порядок финансирования государственных нужд установлены рядом законов. Это Федеральный закон от 13 декабря 1994 г., 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» и другие законы [10].

    Государственные нужды - это потребности Российской Федерации в продукции, необходимой  для решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны и  для реализации федеральных целевых  программ и межгосударственных целевых  программ, в которых участвует  Российская Федерация.

    Целевые программы представляют собой увязанный  по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных  и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в  области государственного, экономического, экологического, социального и культурного  развития Российской Федерации.

    Порядок разработки и реализации федеральных  целевых и межгосударственных целевых  программ, в осуществлении которых  участвует Российская Федерация, а также формы иных необходимых документов (календарный план выполнения работ по государственному контракту, протокол соглашения о контрактной цене (смете) по государственному контракту, бюджетные заявки и рекомендации по их заполнению и др.) утверждены Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 584 «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд».

    В целях организации работы по выполнению целевых программ и иных государственных  нужд устанавливаются государственные  заказчики. Их роль немного специфична, а выражается это в следующем. Дело в том, что государственные  заказчики не выступают в роли самостоятельных хозяйствующих  субъектов, они лишь выполняют функцию  по обеспечению реализации программ, иных государственных нужд, действуя от имени и в интересах государства  в пределах предоставленной им компетенции. Исходя их этого можно сделать вывод о том, что государственные заказчики являются главными распорядителями бюджетных средств. Целевые программы и государственные заказчики утверждаются Правительством Российской Федерации.

    Для выполнения целевых программ и обеспечения  иных государственных нужд заключаются  государственные контракты. Государственный  контракт представляет собой такой  договор, заключенный органом государственной  власти или государственным заказчиком от имени РФ, субъекта РФ с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения государственных нужд.

    Совокупность  заключенных государственных контрактов представляет собой государственный  заказ [8].

    Утвержденные  целевые программы и иные государственные  нужды финансируются за счет средств  федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а  также привлекаемых для выполнения программ внебюджетных источников: взносов  участников реализации программ, целевых  отчислений от прибыли организаций, заинтересованных в осуществлении  программ, средств внебюджетных фондов и других поступлений.

    Перечень  федеральных и межгосударственных целевых программ, принимаемых к  финансированию из федерального бюджета, представляется Правительством Российской Федерации на утверждение в Федеральное Собрание в составе федерального бюджета на очередной финансовый год. Так, Перечень федеральных целевых программ, предусмотренных к финансированию из федерального бюджета на 1999 год приведен в Приложении № 3 к Федеральному закону от 22 февраля 1999 г. № 36-ФЗ «О федеральном бюджете на 1999 год».

    Финансирование  закупок товаров, работ, услуг для  государственных нужд осуществляется в пределах средств, предусмотренных  на эти цели в федеральном бюджете, а также с учетом реального  поступления в бюджет финансовых ресурсов. Финансирование осуществляется Министерством финансов РФ путем перечисления денежных средств государственным заказчикам в пределах бюджетных назначений.

    Для определения объемов бюджетного финансирования государственный заказчик ежемесячно, не позднее 20 числа месяца, предшествующего планируемому, представляет в соответствующий департамент отраслевого финансирования Министерства финансов РФ информацию (заявку) о потребности в средствах, необходимых для финансирования закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд.

    Полученные  из бюджета средства должны расходоваться  главными распорядителями средств строго по целевому назначению. Средства, направленные не по целевому назначению, засчитываются Минфином РФ в счет текущего финансирования и в дальнейшем не компенсируются. Контроль за строго целевым расходованием указанных средств осуществляется Главным управлением федерального казначейства и Контрольно-ревизионным управлением Минфина РФ.

    Отношения между государственным заказчиком и исполнителем (поставщиком, подрядчиком) регулируются договором, в котором предусматривается и порядок финансирования. Например, в договоре подряда на строительство объектов для государственных нужд необходимые финансовые средства определяются в контракте с разбивкой по годам в соответствии с календарным планом строительства и сроками ввода в действие мощностей и объектов. В случаях уменьшения размера финансовых ресурсов на очередной год или нарушения непрерывности финансирования срок строительства уточняется сторонами. При этом государственный заказчик возмещает подрядчику убытки.

    Кроме финансирования целевых программ и  иных государственных нужд государство  осуществляет мероприятия по оказанию финансовой помощи и поддержки хозяйствующих  субъектов и отраслей, деятельность которых, с одной стороны, является жизненно необходимой для удовлетворения публичных интересов общества, а  с другой - не может осуществляться без притока денежных средств  извне. Финансовая помощь и поддержка  может осуществляться путем финансирования определенных затрат организаций (селективное  санирование) или отраслей в целом, потребностей субъектов Российской Федерации путем предоставления дотаций, субсидий, субвенций.

    Дотации - это бюджетные средства, предоставляемые  бюджету другого уровня бюджетной  системы РФ на безвозмездной и  безвозвратной основах для покрытия текущих расходов. Например, в бюджете 1998 года было предусмотрено выделение дотаций субъектам Российской Федерации на содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования [12].

    Субсидии - что бюджетные средства, предоставляемые  бюджету другого уровня бюджетной  системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Государством, например, субсидируются программы и мероприятия по развитию животноводства, растениеводства и другие затраты.

    Субвенции - бюджетные средства, предоставляемые  бюджету другого уровня бюджетной  системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной  основах на осуществление определенных целевых расходов.

    Правовые  основы выделения субвенций устанавливает  Закон РФ от 15 июля 1992 года № 3303-1 «О субвенциях республикам в составе  Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу».

    Субвенционное финансирование хозяйственной деятельности осуществляется путем выделения  инвестиционных субвенций, направленных на финансирование инвестиционной и  инновационной деятельности и других затрат, связанных с расширенным  воспроизводством. Условием предоставления инвестиционных субвенций из федерального бюджета является недостаточность  дохода бюджетов региона для обеспечения  денежными средствами инвестиционной и инновационной деятельности, что  подтверждается заключением Министерства финансов РФ.

    Субвенционное финансирование осуществляется только в отношении инвестиционных проектов и программ, прошедших экспертизу и получивших одобрение Министерства экономики РФ. Субвенционное финансирование осуществляется в форме долевого участия федерального и регионального бюджетов и не ведет к изменению форм собственности на финансируемые с их помощью объекты.

    Порядок предоставления субвенций определен  законодательством.

    Инициатива  получении субвенции должна исходить от самого адресата, то есть органов представительной власти субъекта Российской Федерации.

    Инициатива  реализуется путем представления  запроса, включающею экспертное заключение, в Министерство финансов РФ до 15 августа  года, предшествующего очередному финансовому  году. В срок до 15 сентября Министерство финансов РФ выносит на рассмотрение Федерального Собрания РФ одобренные в соответствующих комиссиях и комитетах предложения о предоставлении субвенций по конкретным программам. Сводное заключение о предоставлении инвестиционных субвенций из федерального бюджета выносится на рассмотрение и утверждение Федерального Собрания в составе федерального бюджета.

    Основанием  возникновения конкретного обязательства  о предоставлении субвенции следует  считать Федеральный закон о  федеральном бюджете на соответствующий  год, а также договор, заключаемый  между органом, предоставившим субвенцию, и ее получателем. В роли органа, предоставляющего субвенции из федерального бюджета, выступает от имени Российской Федерации Министерство финансов РФ. Действия государства при этом следует рассматривать как деятельность собственника средств федерального бюджета (государственной казны) по распоряжению собственностью в публичных интересах. В качестве получателя денежных средств, а, следовательно, и стороны обязательства выступает высший орган власти субъекта Российской Федерации. Анализируемое правоотношение представляет собой хозяйственно - управленческое обязательство.

    В договоре о предоставлении конкретной субвенции должны быть зафиксированы  ее назначение, объем, получатель, порядок  и условия предоставления. Праву  органа, предоставившего субвенцию, контролировать се использование, корреспондирует  обязанность получателя субвенции  отчитаться об ее использовании в течение месяца после утверждения отчета об исполнении соответствующего бюджета.

    Ответственность за неисполнение условий предоставления и использования субвенций во многом предопределяется целевым характером их выделения. В соответствии со ст. 3 Закона субвенция, не использованная в срок или использованная не по назначению, подлежит возврату предоставившему ее органу. При нарушении условий предоставления и использования субвенций их выделение прекращается. Решение о возврате субвенции или досрочном прекращении субвенционного финансирования оформляется решением органа, ее предоставившего. Оно должно быть принято не позднее трех месяцев после получения отчетности об использовании субвенции или по истечении срока отчетности. Предоставление субвенций из федерального бюджета может быть также прекращено в случае нарушения органами представительной власти субъектов РФ норм налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации.

Информация о работе Финансирование малого предпринимательства