Финансирование инвестиционной деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 10:10, курсовая работа

Описание работы

Эффективная деятельность организаций в долгосрочной перспективе, обеспечение высоких темпов их развития и повышения конкурентоспособности в значительной мере определяются уровнем их инвестиционной активности и масштабами инвестиционной деятельности. Инвестиции (от лат. investio – одеваю, invest – вкладываю) – одна из наиболее часто используемых в экономической науке категорий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………....3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Инвестиционная деятельность: понятия, принципы, субъекты, объекты и нормативная база инвестиционной деятельности…………………………………………………………….5
1.2. Источники, методы и формы финансирования инвестиционной деятельности………10
1.3. Методика оценки инвестиционной деятельности……………………………………….26
Глава 2. АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ФАВОРИТ»
2.1. Общая характеристика ООО «ФАВОРИТ»……………………………………………...32
2.2. Анализ эффективности инвестиционной деятельности ООО «ФАВОРИТ»………….36
2.3. Анализ состояния рынков лизинговых и кредитных услуг……………………………..37
Заключение……………………………………………………………………………………...45
Список использованных источников………………………………………………………….47

Работа содержит 1 файл

Финансирование инвестиционной дейтельности предприятия.docx

— 1.03 Мб (Скачать)

     1. не требуется необходимое банкам  залоговое обеспечение; 

     2. организация-эмитент имеет возможность привлечь значительный объем денежных средств на долгосрочной основе при меньшей стоимости заимствования, при этом оно получает прямой доступ к ресурсам мелких инвесторов;

     3. погашение основного долга по  облигациям, в отличие от традиционного  банковского кредита, происходит, как правило, по окончании срока  обращения займа, что делает  возможным обслуживание долга  за счет доходов, генерируемых  проектом;

     4. проспект эмиссии облигаций содержит  лишь общее описание инвестиционного  проекта, что исключает необходимость  представления кредиторам детального  бизнес-плана инвестиционного проекта; 

     5. организация-эмитент не обязано  предоставлять каждому из потенциальных  покупателей облигаций внутреннюю  финансовую информацию помимо  той, которая содержится в проспекте  эмиссии, а также отчет о  ходе реализации инвестиционного  проекта; 

     6. в случае возможных осложнений, связанных с реализацией инвестиционного  проекта организация-эмитент может  осуществить выкуп собственных  облигаций, причем цена выкупа  может быть меньше сумм, полученных  при первичном размещении облигаций; 

     7. в силу раздробленности держателей  облигаций минимизируется вероятность  вмешательства кредиторов во  внутреннюю деятельность организации; 

     8. организация-эмитент получает возможность  оперативного управления задолженностью.

     Вместе  с тем привлечение средств  путем выпуска целевого облигационного займа предъявляет ряд требований к компании-эмитенту. Прежде всего, компания-эмитент должна иметь устойчивое финансовое состояние, обоснованный и  рациональный внутренний бизнес-план инвестиционного проекта, нести  издержки, связанные с эмиссией и  размещением облигаций. Как правило, для прохождения сложной процедуры  эмиссии облигаций компании прибегают  к услугам профессиональных участников рынка ценных бумаг — инвестиционных компаний и банков, затраты на оплату услуг которых достигают 1–4% номинала выпуска для больших объемов  облигационного займа. Кроме того, при  выпуске облигаций, являющихся, как  и акции, эмиссионными ценными бумагами, эмитенты уплачивают пошлину за государственную  регистрацию этого выпуска.

     Лизинг  — это комплекс имущественных  отношений, возникающих при передаче объекта лизинга (движимого и  недвижимого имущества) во временное  пользование на основе его приобретения и сдачу в долгосрочную аренду. Лизинг является видом инвестиционной деятельности, при котором арендодатель (лизингодатель) по договору финансовой аренды (лизинга) обязуется приобрести в собственность имущество у  определенного продавца и предоставить его арендатору (лизингополучателю) за плату во временное пользование.

     Особенности лизинговых операций по сравнению с  традиционной арендой заключаются  в следующем:

     - объект сделки выбирается лизингополучателем, а не лизингодателем, который  приобретает оборудование за  свой счет;

     - срок лизинга, как правило,  меньше срока физического износа  оборудования;

     - по окончании действия контракта  лизингополучатель может продолжить  аренду по льготной ставке  или приобрести арендуемое имущество  по остаточной стоимости; 

     - в роли лизингодателя обычно  выступает кредитно-финансовый институт  — лизинговая компания, банк.  

     

     Рис. 3. Модель лизинга 

     На  рисунке 3: 1- аванс; 2- кредит на покрытие части стоимости объекта лизинга; 3- оплата предмета лизинга; 4- право  собственности; 5- поставка предмета лизинга; 6- оплата страхования предмета лизинга; 7- страхование предмета лизинга; 8- залог  предмета лизинга; 9- право владения и пользования на срок договора лизинга; 10- право собственности; 11- платежи  по договору лизинга.

     Лизинг  имеет признаки и производственного  инвестирования, и кредита. Его двойственная природа заключается в том, что, с одной стороны, он является своеобразной инвестицией капитала, поскольку  предполагает вложение средств в  материальное имущество в целях  получения дохода, а с другой стороны  — сохраняет черты кредита (предоставляется  на началах платности, срочности, возвратности).

     Выступая  как разновидность кредита в  основной капитал, лизинг вместе с тем  отличается от традиционного кредитования. Обычно лизинг рассматривают как  форму кредитования приобретения (пользования) движимого и недвижимого имущества, альтернативную банковскому кредиту. Преимущества лизинга перед кредитованием  состоят в следующем:

     1) компания-лизингополучатель может  получить имущество в лизинг  для реализации инвестиционного  проекта без предварительного  накопления определенной суммы  собственных средств и привлечения  иных внешних источников;

     2) лизинг может быть единственным  методом финансирования инвестиционных  проектов, реализуемых компаниями, еще не имеющими кредитной  истории и достаточных активов  для обеспечения залога, а также  компаний, находящихся в трудном  финансовом положении; 

     3) оформление лизинга не требует  таких гарантий, как получение  банковского кредита, поскольку  обеспечением лизинговой сделки  является имущество, взятое в  лизинг;

     4) использование лизинга повышает  коммерческую эффективность инвестиционного  проекта, в частности, за счет  льгот по налогообложению и  возможности применения ускоренной  амортизации, а также удешевления  некоторых работ, связанных с  приобретением имущества (например, участие в предпродажной подготовке  оборудования, контроль качества, монтаж  оборудования, консультационные, координирующие  и информационные услуги и  др.);

     5) лизинговые платежи отличаются  значительной гибкостью, они обычно  устанавливаются с учетом реальных  возможностей и особенностей  конкретного лизингополучателя; 

     6) если банковский кредит на  приобретение оборудования выдается  обычно в размере 50–80% его стоимости,  то лизинг обеспечивает полное  финансирование капитальных затрат, причем не требующее немедленного  начала выплат лизинговых платежей.

     Бюджетное финансирование инвестиционных проектов проводится, как правило, посредством  финансирования в рамках целевых  программ и финансовой поддержки. Оно  предусматривает использование  бюджетных средств в следующих  основных формах: инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь  создаваемых организаций, бюджетных  кредитов (в том числе инвестиционного  налогового кредита), предоставления гарантий и субсидий.

     В России финансирование инвестиционных проектов в рамках целевых программ связано с осуществлением федеральных  инвестиционных программ (Федеральная  адресная инвестиционная программа, Федеральные  целевые программы), ведомственных, региональных и муниципальных целевых  инвестиционных программ.

     Предоставление  государственных бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными унитарными предприятиями, влечет за собой  одновременное возникновение права  собственности государства на долю в уставном капитале такого юридического лица и его имущества. Созданные  с привлечением бюджетных средств  объекты производственного и  непроизводственного назначения в  эквивалентной части уставных капиталов  и имущества передаются в управление соответствующим органам управления государственным имуществом.

     Бюджетное финансирование всех инвестиционных проектов осуществляется на конкурсной основе и инвестор может рассчитывать лишь на следующие формы финансовой поддержки государства в реализации отобранных на конкурсной основе проектов:

     - бюджетный кредит — предоставление  средств федерального бюджета  на возвратной и платной основе  для финансирования расходов  по осуществлению высокоэффективных  инвестиционных проектов со сроком  возврата в течение двух лет  с уплатой процентов за пользование  предоставленными средствами в  размере, установленном от действующей  учетной ставки Центрального  банка РФ. Условия предоставления, использования, возврата и платы  за предоставляемые средства  оговаривались в соглашениях,  заключаемых Министерством финансов  РФ с уполномоченными коммерческими  банками; 

     - закрепление в государственной  собственности части акций создаваемых  акционерных обществ, которые  реализовались на рынке ценных  бумаг по истечении двух лет  с начала получения прибыли  от реализации проекта (с учетом  срока окупаемости), и направление  выручки от реализации этих  акций в доход федерального  бюджета; 

     - предоставление государственных  гарантий по возмещению части  вложенных инвестором финансовых  ресурсов в случае срыва выполнения  инвестиционного проекта не по  вине инвестора. 

     В настоящее время описанная форма  финансирования инвестиционных проектов встречается довольно редко, но в  нынешних условиях кризиса о ней  стали чаще задумываться, как инвесторы, так и представители власти.

     Под проектным финансированием понимается финансирование инвестиционных проектов, характеризующееся особым способом обеспечения возвратности вложений, в основе которого лежат инвестиционные качества самого проекта, те доходы, которые  получит создаваемая или реструктурируемая  организация в будущем. Специфический  механизм проектного финансирования включает анализ технических и экономических  характеристик инвестиционного  проекта и оценку связанных с  ним рисков, а базой возврата вложенных  средств являются доходы проекта, остающиеся после покрытия всех издержек.

     Особенностью  этой формы финансирования является также возможность совмещения различных  видов капитала: банковского, коммерческого, государственного, международного. В  отличие от традиционной кредитной  сделки может быть осуществлено рассредоточение  риска между участниками инвестиционного  проекта.

     Проектное финансирование характеризуется широким  составом кредиторов, что обусловливает  возможность организации консорциумов, интересы которых представляют, как  правило, наиболее крупные финансовые институты — банки-агенты. Финансирование капиталоемких проектов связано с повышенными рисками. Как правило, возможности отдельных банков в кредитовании таких проектов ограниченны, и они редко принимают на себя риски их финансирования. Действуя в рамках системы управления рисками, банки стремятся диверсифицировать риски своих инвестиционных портфелей, используя различные организационные схемы, в рамках которых снижение рисков достигается путем их распределения между банками.

     В зависимости от способа построения таких схем проектного финансирования выделяют параллельное и последовательное финансирование.

     Параллельное (совместное) финансирование включает две основные формы:

     - независимое параллельное финансирование, когда каждый банк заключает  с заемщиком кредитное соглашение  и финансирует свою часть инвестиционного  проекта; 

     - софинансирование, когда создается  банковский консорциум. Участие  каждого банка лимитировано определенным  объемом кредита и консорциума.  В дальнейшем контроль за осуществлением  кредитного соглашения (а нередко  и реализацией инвестиционного  проекта), необходимые расчетные  операции осуществляет специальный  банк-агент из состава консорциума,  получая за это комиссионное  вознаграждение.

     При последовательном финансировании в  схеме участвует крупный банк — инициатор кредитного соглашения и банки-партнеры. Крупный банк, имеющий  значительный кредитный потенциал, высокую репутацию, опытных экспертов  в области инвестиционного проектирования, получает кредитную заявку, оценивает  проект, разрабатывает кредитный  договор и предоставляет кредит.

     Но  даже крупный банк не всегда может  профинансировать масштабный проект без  ухудшения состояния своего баланса. Поэтому после выдачи займа организации  банк-инициатор передает свои требования по задолженности другому кредитору  или кредиторам, получая комиссионное вознаграждение, и снимает дебиторскую  задолженность со своего баланса. Другой способ передачи требований банками-организаторами предполагает размещение кредита среди  инвесторов — секьюритизацию. Банк-организатор  осуществляет продажу дебиторской  задолженности по выданному кредиту  трастовым компаниям, которые выпускают  под нее ценные бумаги и с помощью  инвестиционных банков размещают ценные бумаги среди инвесторов. Средства, поступающие от заемщика в счет погашения  задолженности, зачисляются в фонд выкупа ценных бумаг. При наступлении  срока инвесторы предъявляют  к выкупу ценные бумаги. Зачастую банк-организатор  продолжает обслуживать кредитную  сделку, осуществляя инкассацию платежей, поступающих от заемщика.

Информация о работе Финансирование инвестиционной деятельности предприятия