Федеральные займы и государственный долг России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 06:02, курсовая работа

Описание работы

Проблемы, связанные с управлением государственным долгом, его регулированием, с выбором правильной долговой политики до сих пор достаточно актуальны. Любой неверный шаг может привести к серьезным проблемам в будущем. Чтобы этого избежать, необходимо регулярно контролировать процесс выпуска государственных займов, выдачи государственных кредитов и гарантий. Правильно оценить ситуацию возможно только лишь зная все особенности государственного долга, его управления и изучив накопленный опыт.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1.ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАЙМЫ 3
1.1.Понятие и сущность федерального займа 3
1.1. Виды федеральных займов 9
2.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РОССИИ 13
2.1.Сущность и понятие государственного долга 13
2.2 Виды и формы государственного долга 17
2.3.Управление государственным долгом 19
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 37

Работа содержит 1 файл

КуРсОвАя работа.doc

— 218.00 Кб (Скачать)

     Другое  обещание Минфина — допуск ОФЗ  к обращению на фондовом рынке (сейчас они обращаются в секции госбумаг ММВБ) — уже фактически реализовано. С 1 января 2012 года в соответствии с поправками к закону "О рынке ценных бумаг" для удобства инвесторов эти облигации смогут обращаться на фондовых биржах вместе с корпоративными ценными бумагами. Также Минфин ставит проблему (не обещая, впрочем, решения) действия установленного Центробанком запрета на внебиржевое обращение ОФЗ. Этот запрет сужает круг инвесторов и делает операции с облигациями более дорогими. Между тем вторичный рынок еврооблигаций существует и развивается исключительно как внебиржевой, отмечает ведомство. Еще из предложений "основных направлений" — введение института централизованного учета прав собственности на ценные бумаги (сейчас эти права удостоверяют более 40 организаций) и унификация налогообложения по ОФЗ (выплаты по купонам облагаются по ставке 15%) и корпоративным облигациям (20%). [25]

     Минфин  декларирует, что в 2012-2014 годах его  приоритетом станет выпуск среднесрочных  и долгосрочных госбумаг (целевая  дюрация портфеля ОФЗ — пять лет). Эмиссия коротких (до года) инструментов будет рассматриваться как "исключительная мера". ОФЗ планируется выпускать с постоянной ставкой купонного дохода. Эмиссии будут концентрироваться в "эталонных выпусках" с большими объемами в обращении и погашением в "стандартных" точках, то есть 3, 5, 10, 15, 30 лет. Такая политика выгодна инвесторам, так как позволяет им хеджировать процентные и валютные риски. Поддержание высокой ликвидности таких выпусков Минфин обещает проводить через обмен облигаций с приближающимися сроками погашения на новые "эталонные выпуски".[21] 

     Госдолг России в 2011 году составит 13,6% ВВП, к 2012 году показатель вырастет до 15,7% ВВП, а  к 2014 году – до 17,4% ВВП, сообщает пресс-служба Минфина РФ. Этот показатель заметно ниже, чем средний показатель для стран «большой восьмёрки» » и стран с аналогичным уровнем кредитного рейтинга, говорится в сообщении.[22]

     По  состоянию на 1 января 2011 года совокупный объем государственного долга составит 5,0 трлн.рублей, в том числе государственный внутренний долг 3,5 трлн.рублей, государственный внешний долг – 1,5 трлн. рублей.[21]

     Кроме того, по данным Минфина, дефицит федерального бюджета в 2011 году на уровне 3,6 процента ВВП, в 2012 году - 3,1 процента и 2013 году – 2,9 процента. Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации по состоянию на 1 сентября текущего года составлял 2 трлн.367 млрд.811 млн.рублей. 

     В августе Минфин сообщал, что к 2020 года госдолг России может увеличиться до 33% от объема ВВП с нынешних 10%.[24]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
 

  Отношения, связанные с формированием государственного долга, его погашением и обслуживанием, – это динамичная, быстро развивающаяся сфера экономической деятельности государства. Участие в формировании политики государственных заимствований и ее практической реализации требует от государственных служащих специальных знаний. Не менее важно научиться пользоваться информацией об условиях выпуска и обращения государственных ценных бумаг многочисленным инвесторам – юридическим и физическим лицам. Курсовая работа была написана на основе обобщения реального опыта проведения современной Россией своих заимствований, регулирования государством рынка государственных долговых инструментов, проявившихся тенденций во взаимоотношениях государства с разными категориями инвесторов. На основе рассмотренных и изученных вопросов можно сделать следующие выводы, что основными задачами государства, направленными на поддержание стабильности рынка государственных заимствований является:

    • сохранение объемов и структуры государственного долга, позволяющих гарантированно выполнять обязательства по его погашению и обслуживанию, а также рефинансировать долг независимо от состояния федерального бюджета;
    • осуществление государственных внутренних заимствований в объеме, позволяющем активно развивать рынок корпоративных и муниципальных заимствований, обеспечивающих финансирование инвестиций в отраслях и регионах;
    • изменение структуры государственного долга Российской Федерации в части дальнейшего увеличения удельного веса внутреннего долга в структуре совокупного государственного долга.

  Главными  целями долговой политики Российской Федерации на ближайшее будущее должно быть решение следующих задач:

  - улучшение качества долга за  счет снижения стоимости его  обслуживания, совершенствования структуры;

  - обеспечение стабильного обслуживания  как внешних, так и внутренних  обязательств страны при любой кризисной ситуации;

  - гибкое реагирование на изменяющиеся  условия внешнего и внутреннего  финансовых рынков и использование  наиболее благоприятных источников  и форм заимствований;

  - обеспечение надежного механизма  перевода заемных средств в инвестиции, ставящего реальные заслоны на пути их нецелевого использования. Дополнительные заемные средства должны привлекаться только для финансирования и кредитования приоритетных проектов и программ при условии их эффективного использования;

  - усиление привлекательности российских долговых бумаг для широкого круга инвесторов, предотвращение резких колебаний их цены на мировых финансовых рынках;

  - создание комплексной системы  управления государственным долгом  с участием органов государственной  власти, которая позволит адекватно формулировать и реализовывать национальные интересы в этой сфере;

  - совершенствование учета и мониторинга  государственного долга, внедрения  прогрессивных технологий по  управлению долгом, позволяющих  контролировать состояние долговой нагрузки экономики и отслеживать ход выполнения государственных обязательств в режиме реального времени.

  Эти решения являются обоснованными  не только по линии улучшения рынка  государственного долга, но и по линии  улучшения социально-экономического состояния страны и ее граждан. Как было сказано выше, снижение внешних государственных заимствований за счет увеличения внутренних, позволяет избежать перекладывания долгов нынешних поколений на плечи будущих. Также данная политика способствует укреплению национальной валюты и снижению экономической зависимости государства от ситуации на иностранных финансовых рынках.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 
 
    1. Федеральный закон РФ «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996г. №39-ФЗ;
    2. Федеральный закон Российской Федерации от 31.07.1998 г. №145-ФЗ «Бюджетный кодекс Российской Федерации»;
    3. Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации период до 2020 года. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 29.12.2008 г. №2043-Р;
    4. Аганбегян А.Г. Финансы для модернизации. Деньги и кредит,2010-№3,стр.3-10;
    5. Илларионов А.Н. Вопросы экономики: Журнал, стр.4-27;
    6. Макаренко И.В. Государственные заимствования на службу модернизации российской экономики. Деньги и кредит, 2010-№9,стр.36-39;
    7. Покачалова Е.В. Государственный и муниципальный долг: проблемы правового регулирования// Финансовое право, № 1, 2002;
    8. Алёхин Б.И. Государственный долг: учебное пособие – М.: ЮНИТИ – ДАНА,2007 – стр.162-178;
    9. Брагинская Л.С. Государственный долг: анализ системы управления и оценка её эффективности: учебное пособие – М.: Университетская книга, 2007 – стр.15-38;
    10. Воронин, Ю., Кабашкин, В. Управление государственным долгом: учебник – М.: Экономист, 2006 – стр.505;
    11. Годин  А.М., Горегляд,В.П.,Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации: учебник для вузов – 7-е изд.,перераб. и доп. – М.: Дашков и К,2009 – стр.628;
    12. Грязнова А.Г.,Маркиной Е.В. Финансы: учебник – М.: Финансы и статистика, 2008 – стр.620;
    13. Данилов Ю.А. Рынки государственного долга: мировые тенденции и российская практика: учебник – М., 2007. – С. 510;
    14. Ковалёв В.В. Финансы: учебник для вузов – 3-е изд.,перераб.и доп. – М.: П роспект,2010 – стр.365-378;
    15. Куликов А.Г. Деньги, кредит, банки: учебник – М.: Кнорус,2009. – стр.485;
    16. Лаврушин О.И. Финансы и кредит: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2008 – стр.256-260;
    17. Лушин С.И., Слепов В.А. Финансы: учебник – М.: Российская экономическая акдемия,2006 – стр.672;
    18. Назаров М.Г. Финансы: учебник – М.: Омега-Л,2010 – стр.241-250;
    19. Подъяблонская Л.М. Финансы: учебник – М.: Юнити,2010 – стр.259-288;
    20. Поляк Г.Б. Финансы: учебник – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2010 – стр.245-273;
    21. Смородина М.И. Финансы и Кредит: учебник – М.: МГТУ им. Н.Э.Баумана,2006 – стр.63;
    22. Министерство Финансов Российской Федерации http://www.minfin.ru;
    23. Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru;
    24. Выступление Президента Российской федерации Д.А.Медведева на Петербургском международном экономическом форуме в июне 2010 г. http://www.kremlin.ru;
    25. http://www.lenta.ru;
    26. http://www.bfm.ru.

Информация о работе Федеральные займы и государственный долг России