Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 06:02, курсовая работа
Проблемы, связанные с управлением государственным долгом, его регулированием, с выбором правильной долговой политики до сих пор достаточно актуальны. Любой неверный шаг может привести к серьезным проблемам в будущем. Чтобы этого избежать, необходимо регулярно контролировать процесс выпуска государственных займов, выдачи государственных кредитов и гарантий. Правильно оценить ситуацию возможно только лишь зная все особенности государственного долга, его управления и изучив накопленный опыт.
ВВЕДЕНИЕ 2
1.ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАЙМЫ 3
1.1.Понятие и сущность федерального займа 3
1.1. Виды федеральных займов 9
2.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РОССИИ 13
2.1.Сущность и понятие государственного долга 13
2.2 Виды и формы государственного долга 17
2.3.Управление государственным долгом 19
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 37
В подобных формах могут существовать долговые обязательства субъектов РФ и муниципальных образований, за исключением международных соглашений и договоров на уровне муниципального образования. Все упомянутые формы в рыночной практике используются достаточно активно.
Управление
присуще всем сферам человеческой деятельности,
в том числе и финансовой. Под
управлением понимается сознательное
и целенаправленное воздействие
на объект управления с помощью совокупности
приемов и методов для
Важной областью управленческой деятельности является управление государственным долгом.
Управление государственным долгом – это совокупность финансовых операций государства по обеспечению единства планирования и учета всех операций по привлечению, погашению и обслуживанию внешних и внутренних государственных заимствований, а также относительно предоставления государственных гарантий.[15,260]
Стратегическое управление государственным долгом, а Российской Федерации осуществляется Федеральным Собранием, а также законодательными органами власти субъектов РФ, представительными органами местного самоуправления посредством принятия проектов законов и решений, касающихся стратегии управления долговыми обязательствами, подготовленных исполнительными органами власти всех уровней, а Президент РФ и руководители региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления отклоняют или подписывают их.[19,255]
В Бюджетном кодексе Российской Федерации отсутствует понятие управления государственным долгом, а из всего многообразия существующих методов управления государственным долгом в Бюджетном кодексе Российской Федерации получил определение только метод реструктуризации. Статья 101 Бюджетного кодекса «Управление государственным долгом» посвящена только организационному аспекту управления государственным долгом. Согласно статье 101 Бюджетного кодекса управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации либо уполномоченным им Министерством финансов Российской Федерации, а управление государственным долгом субъекта Российской Федерации осуществляется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо финансовым органом субъекта Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации6.
Управление муниципальным долгом осуществляется исполнительно-распорядительным органом муниципального образования (местной администрацией) в соответствии с уставом муниципального образования.
Государственный долг, как и финансы, может являться рычагом и объектом управления. В качестве рычага управления государственный долг обеспечивает возможность законодательным (представительным) и исполнительным органам власти оказывать влияние на денежное обращение, финансовый рынок, инвестиции, производство, занятость, организацию населением своих сбережений и многие другие экономические процессы.
Оперативное
управление государственным и
В процессе управления государственным долгом Российской Федерации решаются следующие общие задачи:
- удержание
величины внутреннего и
- минимизация стоимости долга на основе удлинения срока заимствований и снижения доходности государственных ценных бумаг, перехода на другие рынки и переключения внимания на другие группы инвесторов;
- сохранение
у российского государства
- поддержание
стабильности и
- достижение эффективного и целевого использования заимствованных государством средств и гарантированных им заимствований;
- диверсификация
долговых обязательств по
- координация
действий федеральных органов,
органов субъектов Российской
Федерации и местного
Цели управления государственным долгом следующие:
Методы управления государственным долгом:
Методы управления государственным долгом можно подразделить на административные и финансовые. Административные методы основаны на быстром и четком выполнении отдельных распоряжений органов государственной власти и управления; они не предусматривают оценку экономической эффективности и результатов действий по управлению государственным долгом. Финансовые методы состоят в выборе способов и форм обеспечения погашения государственного долга с помощью анализа финансовых показателей и нацелены на максимизацию эффекта от привлекаемых займов при минимальных издержках, связанных с их погашением и обслуживанием. Наиболее оптимальное сочетание административных и финансовых методов обусловлено внутренними и внешними экономическими и политическими факторами. В условиях долгового кризиса, когда государство испытывает трудности с выполнением ранее взятых обязательств по погашению и обслуживанию государственной задолженности, используются: рефинансирование, реструктуризация, конверсия займов, консолидация займов, аннулирование и списание государственных долгов. Управление государственным долгом непосредственно влияет на экономический рост, уровень инфляции, ссудного процента, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и в реальный сектор экономики.[16,178]
Цикл управления государственным и муниципальным долгом состоит из пяти этапов, на каждом из которых решаются свои специфические задачи:
Осуществляется управление общегосударственным долгом, субъекты управления (государственные и муниципальные органы) используют широкий набор инструментов (способов). Их применение связано с тем, что в ряде случаев возникают обстоятельства, которые препятствуют своевременному возврату полученного долга и процентов по нему, возникает необходимость в отсрочке уплаты долга или изменений условий займа.[18,284-285]
Среди рыночных инструментов, используемых по управлению государственным и муниципальным долгом, наиболее распространены реструктуризация и рефинансирование задолженности, пролонгация долга.
Согласно Бюджетному кодексу РФ под реструктуризацией долга понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный и муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств (статья 105 БК РФ).7
Реструктуризация задолженности – один из основных методов управления государственным и муниципальным долгом, используя который должник добивается пересмотра первоначального графика погашения и обслуживания государственного и муниципального долга. В соответствии с новым графиком должнику предоставляется льготный период, в течение которого уплачиваются только проценты, и увеличивается срок погашения суммы основного долга. Реструктуризация задолженности может сопровождаться списанием части суммы основного долга, консолидацией ранее выпущенных долговых обязательств – изменением (чаще принудительным) условий займов, связанных с их сроками, как правило, увеличением сроков обращения выпущенных займов путём перевода текущих обязательств и краткосрочных займов в долгосрочные. Реструктуризация задолженности используется преимущественно как метод управления в ситуации долгового кризиса. В результате реструктуризации появляются дополнительные финансовые ресурсы для обеспечения экономического роста и погашения государственного долга в будущем, однако одновременно ограничивается доступ к источникам финансовых ресурсов, особенно к международным финансовым рынкам. Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга. Сумма расходов на обслуживание реструктуризируемого долга не включается в объём расходов на обслуживание долгового обязательства в текущем финансовом году, если указанная сумма включается в общий объём реструктуризируемых обязательств.[18,286]
Информация о работе Федеральные займы и государственный долг России