Федеральные займы и государственный долг России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 06:02, курсовая работа

Описание работы

Проблемы, связанные с управлением государственным долгом, его регулированием, с выбором правильной долговой политики до сих пор достаточно актуальны. Любой неверный шаг может привести к серьезным проблемам в будущем. Чтобы этого избежать, необходимо регулярно контролировать процесс выпуска государственных займов, выдачи государственных кредитов и гарантий. Правильно оценить ситуацию возможно только лишь зная все особенности государственного долга, его управления и изучив накопленный опыт.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1.ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАЙМЫ 3
1.1.Понятие и сущность федерального займа 3
1.1. Виды федеральных займов 9
2.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РОССИИ 13
2.1.Сущность и понятие государственного долга 13
2.2 Виды и формы государственного долга 17
2.3.Управление государственным долгом 19
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 37

Работа содержит 1 файл

КуРсОвАя работа.doc

— 218.00 Кб (Скачать)
 
 

     ПЛАН: 
 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Проблемы, связанные с управлением государственным долгом, его регулированием, с выбором правильной долговой политики до сих пор достаточно актуальны. Любой неверный шаг может привести к серьезным проблемам в будущем. Чтобы этого избежать, необходимо регулярно контролировать процесс выпуска государственных займов, выдачи государственных кредитов и гарантий. Правильно оценить ситуацию возможно только лишь зная все особенности государственного долга, его управления и изучив накопленный опыт.

     Целью данной курсовой работы является изучение федеральных займов, государственного внутреннего долга РФ, их динамике и структуре. Значение в практической деятельности. Политика в области государственных заимствований, управления суверенными долгами для большинства стран является важной составляющей государственной финансовой политики. От ее эффективности зависят международный имидж государства, отношение политиков, инвесторов, потенциальных партнеров по совместным крупным международным бизнес - проектам, международных финансовых организаций, а также международный суверенный рейтинг.

  Для достижения поставленной цели в моей курсовой есть следующие разделы, благодаря которым можно понять, проследить и оценить всю ситуацию:

   В первой главе рассматривается понятие, сущность и виды федеральных займов;

   Во  второй главе даётся понятие о  том, что такое государственный  долг, его сущность, структура, виды и конечно же управление им в России;

   В третьей главе отображаются проблемы и перспективы развития государственного долга в России. 

1.ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАЙМЫ

1.1.Понятие  и сущность федерального  займа

 

     В России займы осуществляются Российской Федерацией, её субъектами и муниципальными образованиями. Государственные и муниципальные заимствования являются главным способом финансирования бюджетного дефицита, вызванного увеличением капитальных расходов бюджетов, не покрываемых бюджетными доходами в очередном финансовом году и плановом периоде, и наличием в нём расходов на обслуживание государственного и муниципального долга. Целью проведение заимствований государственными органами власти и органами местного самоуправления является получение в своё распоряжение дополнительных финансовых ресурсов, которые необходимы им для финансирования расходов, в основном капитального характера и по осуществлению программ экономического и социального развития, не обеспеченных доходами бюджетов. [18, 259]е органы власти и органы местного самоуправления являются заёмщиком, а хозяйствующие субъекты, население, зарубежные экономические субъекты и правительства иностранных государств – кредитором. Отношения между заёмщиками и кредиторами регулируются нормами национального и международного права, включая двусторонние договоры и соглашения.

     Органы  государственной власти и местного самоуправления могут также становиться  гарантом, когда берут на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лмцами.

     Органы  государственной власти и органы местного самоуправления привлекают свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур, населения,органов власти другого уровня и зарубежных экономических субъектов. В этом случае государственны

     Государственные заимствования Российской Федерации - это государственные займы, осуществляемые путём выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кредитных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты(заимствования)международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации. Они могут быть внутренними и внешними (статья 103,п.1 БК РФ).1

     Государственные займы один из основных способов привлечения  государством дополнительных денежных средств. В сферу заёмных операций государства попадает часть дохода денежных средств, сформированных на стадии первичного распределения и вложенных затем, например, государственные ценные бумаги. Выплата доходов кредиторам обеспечивается преимущественно за счёт бюджетных средств, т.е. по сути, за счёт всех налогоплательщиков. Следовательно, имеет место неоднократное проявление перераспределительных отношений. Заёмное финансирование расходов государства обусловлено объективным противоречием между возрастаниями общественных потребностей и ограниченными бюджетными возможностями государства. С развитием экономических и социальных функций государства соответствующие расходы неизбежно возрастают. Посредством заимствований государство может привлечь дополнительные ресурсы для их финансирования.2

     Как способ финансирования расходов правительства, государственные займы рядом  преимуществ и имеют существенно  меньшие негативные последствия  по сравнению с традиционными  приёмами – дополнительной денежной эмиссией и увеличением доходов бюджета за счёт прямого повышения налогов. Государственные заимствования служат одним из факторов улучшения денежного обращения и укрепления внутренней валюты,  позволяя государству, с одной стороны, не прибегать к дополнительной денежной эмиссии, а с другой – «связывать» временно свободные денежные средства юридических  и физических лиц, вовлекать их в организованный оборот. Преимущество  и особенность государственных займов и в том, что, как источник  финансирования  правительственных расходов, он исключает дополнительную нагрузку на бюджет, текущее потребление, позволяет равномерно распределить долговую нагрузку  между нынешним и будущими поколениями (реальными пользователями благ, созданных  за счет заимствований), соблюсти принцип справедливости в распределении  рисков между держателями государственных ценных бумаг и прочим населением . [13, 365]

     В то же время государственные заимствования  всё – таки создают известную  нагрузку на бюджет в части обслуживания государственного долга, поэтому их называют антиципированными, или взятыми, наперёд налогами, что предполагает также распределение бремени, погашения долга между всеми гражданами, а не только между держателями обязательств государства. Также достаточно распространено мнение о том, что государство посредством заимствований отвлекает часть бюджетных средств от производительного  использования. Эти негативные моменты могут быть смягчены, если заёмные средства использовать для вложений в производительные объекты, которые из собственных доходов будут погашать долг, не отвлекая на эти цели средства бюджета.3

     Право осуществление государственных  внутренних заимствований от имени  Российской Федерации в соответствии с БК РФ принадлежит Правительству  РФ либо уполномоченному им Министерству финансов РФ.

     Под государственными внешними заимствованиями  Российской Федерации понимаются государственные  займы, осуществляемые путём выпуска  государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от кредитных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных                                                               финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации, выраженной в иностранной валюте.

     Государственные внешние заимствования Российской Федерации осуществляются в целях  финансирования дефицита (ненефтегазового дефицита) федерального бюджета, а так же для погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации (статья 103,п.4 БК РФ). [18, 260-261]

     Под государственными заимствованиями  субъектов РФ понимаются государственные  займы, осуществляемые путём выпуска  государственных ценных бумаг от имени субъекта РФ, и кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации (статья 103, п.6 БК РФ).4

      Государственные внутренние заимствования субъектов  РФ – государственные займы, осуществляемые путём выпуска государственных  ценных бумаг от имени субъектов  РФ, и кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кредитных организаций и международных финансовых организаций, по которым долговые обязательства с субъектом РФ как заёмщика, выраженные в валюте Российской Федерации.

      Государственные внешние заимствования субъектов  РФ - государственные займы, осуществляемые путём выпуска государственных ценных бумаг от имени субъектов РФ, и кредиты, привлекаемые от иностранных банков, по которым долговые обязательства с субъектом РФ, выраженные в иностранной валюте. [18, 262]

        Право осуществления государственных  внутренних и внешних заимствований субъектов РФ от имени субъекта РФ в соответствии с Бюджетным кодексом РФ  и принятым в соответствии с ним законом субъекта РФ принадлежит высшему исполнительному органу государственной власти либо финансовому органу.5

      Заимствования осуществляются в форме: а.) ценных бумаг, номинальная стоимость которых может быть выражена в национальной  или иностранной валюте; б.) кредитов кредитных организаций; в.) кредитов иностранных государств, международных финансовых организаций, иностранных юридических лиц; г.) бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

      Государственные ценные бумаги, то есть обязательства, выпущенные от имени государства  или гарантированные им, в экономически развитых странах являются основным источником формирования государственного долга. Мировой рынок государственных ценных бумаг достаточно разнообразен и включает облигации, казначейские векселя, казначейские ноты и т.п. Наиболее распространенный вид государственных ценных бумаг – облигации.

      Нынешние  бюджетные доходы не в состоянии обеспечить потребности обновления инфраструктуры муниципальных образований, реальный экономический рост и социальное развитие, что неизбежно выведет их на рынок облигационных заимствований. Оживлению государственных и муниципальных заимствований может способствовать и ряд особенностей современного российского финансового рынка. С одной стороны, это возросшая ликвидность банковской системы, которая нуждается в новых инструментах и объектах для инвестирования, с другой – снижение процентных ставок  на финансовых рынках страны делает облигационные заимствования выгодными для эмитентов и позволяет проводить их на более длительный срок.

      В целом заёмное финансирование расходов государства и местных органов власти: а.) представляет собой один из самых гибких инструментов регулирования макро- и микроэкономических процессов, увязки доходов и расходов соответствующих органов власти;

    б.) позволяет  равномерно и в известной мере справедливо распределить ответственность  за принятые финансовые решения между нынешним и будущим поколениями;

    в.) позволяет  воздействовать на денежно-кредитную  и социальную политику;

    г.) выступает  реальным фактором ускорения темпов социального и экономического развития страны. Расширение границ государственных  заимствований должно осуществляться на основе развития рынка долговых обязательств, стимулирования инвестиционной активности юридических и физических лиц, формирования  эффективной системы управления долгом.

   Государственные и муниципальные заимствования  проводятся в соответствии с утверждаемыми на очередной финансовый год и плановый период программами.[13,371-32]

1.1. Виды федеральных займов

 

Государственные займы классифицируются по ряду признаков.

  1. По эмитентам (субъектам заёмных отношений):
    • Займы, размещаемые федеральными органами власти;
    • Займы, размещаемые региональными и местными органами управления.
  2. По месту размещения:
    • Внутренние заимствования – от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в российской валюте;
    • Внешние заимствования - от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в иностранной валюте; внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств.

В России государственные займы федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ могут быть внутренними и внешними, а муниципальные займы органов местного самоуправления – только внутренними.

  1. По обращению на рынке:
    • Рыночные займы – свободно продаются и покупаются (являются основными при финансировании бюджетного дефицита);
    • Нерыночные займы – не подлежат обращению на рынке ценных бумаг и выпускаются государством для привлечения определённых инвесторов.
  1. По срокам погашения:
    • Краткосрочные (до одного года);
    • Среднесрочные (от одного года до пяти лет);
    • Долгосрочные (от пяти лет и более).
  1. По обеспеченности долговых обязательств:

Информация о работе Федеральные займы и государственный долг России