Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 22:33, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование роли федерального казначейства в финансовом контроле и управлении государственными средствами, а так же пути повышения эффективности деятельности Федерального казначейства.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить место Федерального казначейства в РФ как органа управления финансами, обозначить его задачи, роль, значение и функции.
2. Изучить становление и проблемы развитие Казначейства в России
ВВЕДЕНИЕ стр. 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ стр. 6
1.1 Понятие управления финансами: объекты, субъекты управления. Характеристика органов управления и контроля, их задач и функций. стр. 6
1.2. Федеральное казначейство как орган управления финансами, его задачи. стр. 12
1.3. Роль и значение Казначейства в РФ , характеристика функций. стр. 14
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ стр. 17
2.1. Становление и развитие Казначейства в России. Этапы становления, проблемы развития казначейской системы исполнительных бюджетов. стр. 17
2.2. Функции Федерального казначейства. Особенности деятельности Казначейства как участника бюджетного
процесса. стр. 23
2.3. Статистический анализ деятельности Федерального казначейства. Развитие новых форм и методов управления государственными финансовыми ресурсами. стр. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ стр. 45
Указанные обстоятельства привели к отказу от банковской системы исполнения бюджетов и возврату к прежней, казначейской. Применение казначейской системы исполнения бюджета отличается от банковской прежде всего тем, что казначейство концентрирует оба потока денежных средств, которые возникают в процессе исполнения бюджета, - доходный и расходный – на одном счете. Такой порядок позволяет существенно ускорить процесс финансирования. Основной целью создания казначейской системы исполнения федерального бюджета является содействие оптимальному управлению государственным финансовым ресурсам. [14]
Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 года № 1556 был в принципиальном, и постановлением Правительства России от 27 августа 1993 года № 864 – в организационном плане решен вопрос о создании Федерального казначейства в составе Министерства финансов Российской Федерации. С этого момента начался отсчет времени возрождения казначейства в России.
27 августа 1993 г. постановлением Совета Министров Российской Федерации № 864, во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 г. № 1556 «О Федеральном казначействе», органы Федерального казначейства были воссозданы. [12]
Переход от банковской к казначейской системе исполнения бюджета был обусловлен развитием рыночных процессов в российской экономике, сопровождающихся образованием разрозненной массы кредитных организаций. Центральный банк Российской Федерации, сосредоточив все усилия на вопросах денежно-кредитного регулирования, значительно снизил приоритетность вопросов исполнения бюджета. Был серьезно ослаблен банковский учет бюджетных средств, а коммерческие банки вообще не осуществляли контроль за использованием бюджетных средств.
Поэтому возникла острая необходимость создания органа, который совместил бы в себе часть функций банковской и налоговой систем Российской Федерации. Казначейство должно было «замкнуть» на себе осуществление и учет операций со всеми государственными федеральными ресурсами и освободить банковскую систему от функций ведения детального учета доходов федерального бюджета и контроля за целевым их использованием. [15]
За сравнительно небольшой период, окончательно сформировалась единая централизованная система органов Федерального казначейства. Сегодня это Федеральное казначейство и подчиненные ему территориальные органы по республикам, краям, областям, автономиям, а также городам, районам и районам в городах. [16]
Недостаток данной системы состоит в том, что она позволяла учитывать, контролировать и достоверно информировать Правительство РФ лишь о суммах счета главных распорядителей средств; дальнейшие денежные потоки не просматривались, соблюдение целевого характера бюджетных средств не гарантировалось. Понятие «единства кассы» в отношении средств федерального бюджета неприменимо, поскольку в этих условиях существует множественность счетов по учету бюджетных средств.
Постановка учета бюджетных средств в банках не позволяла получать полную информацию о поступивших доходах, произведенных кассовых расходах и перечислении этих средств по назначению, а следовательно – эффективно контролировать данные операции. [17]
Казначейская система России является важнейшим инструментом по управлению и контролю финансовыми ресурсами государства. [18]
Августовский кризис 1998 г. наглядно показал эффективность казначейской системы, когда все бюджетные средства, находившиеся на счетах в казначейских органах, совершенно не пострадали. В то же время организации, державшие средства в коммерческих банках, понесли огромные потери. Анализируя почти пятнадцатилетний период функционирования возрожденной казначейской системы исполнения бюджетов в России, можно обозначить ряд важнейших этапов.
Одним из первых из них является организация исполнения с 1994 г. Федерального бюджета по доходам: ежедневный учет поступлений в бюджетную систему и распределение этих поступлений по соответствующим бюджетам бюджетной системы.
Второй этап - исполнение федерального бюджета по расходам начинался в 1995 г. с момента открытия органами Федерального казначейства балансовых счетов «Средства федерального бюджета». Счета также открывались преимущественно в расчетно-кассовых центрах Банка России, а при их отсутствии в других кредитных учреждениях.
Следующим шагом в развитии казначейской системы в России был переход (с 1996 г.) на обслуживание получателей средств федерального бюджета через лицевые счета, открытые ими в органах Федерального казначейства.
С 1999 г. наступил третий этап становления казначейской системы в России. В этот период изменился порядок финансирования расходов, связанных с предоставлением социальных льгот отдельным категориям граждан (например, лицам, пострадавшим в периоды массовых репрессий и впоследствии реабилитированным). Указанные расходы стали осуществляться за счет средств местных бюджетов с последующим возмещением из федерального бюджета.
2001 г. ознаменовался началом четвертого этапа развития казначейской системы исполнения бюджетов, характеризующегося переходом к новому качеству исполнения бюджетов, основанному на методе единого казначейского счета. На данном этапе были предприняты конкретные меры по ориентированию деятельности Федерального казначейства на распространение практики предоставления услуг субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления по кассовому обслуживанию их бюджетов централизованной федеральной структурой.
С 2004 года функциональное развитие системы казначейских органов тесно взаимоувязан с проходящими в России административной и бюджетной реформами. [18]
На современном этапе развития российского государства установлено повсеместное казначейское исполнение бюджетов всех уровней, обозначены рамки кассового обслуживания региональных и местных бюджетов централизованной системой Федерального казначейства, а также созданными в ряде субъектов Российской Федерации самостоятельными региональными и муниципальными казначейскими органами. [13]
Основное предназначение казначейской системы – содействие оптимальному управлению государственными финансовыми ресурсами. [15]
Успешное развитие экономики любого государства во многом зависит от достоверности и оперативности получения информации о состоянии государственных финансовых и материальных ресурсов, а также возможности эффективного управлениями ими. Основным поставщиком этой информации для Правительства Российской Федерации выступает федеральное казначейство потому выступает в основном поставщиком информации по доходам и расходам бюджетов всех уровней для государственных органов власти, которая позволяет оценить работу органов государственного управления и получить более ясное представление об экономических последствиях проводимой ими бюджетной политики.
Международный опыт и история государственных финансов России дают практически безальтернативное решение данной проблемы – решение об организации в Министерстве финансов РФ системы органов Федерального казначейства и переводе бюджета на казначейское исполнение, что и закреплено теперь ст. 215 Бюджетного кодекса РФ (далее по тексту БК РФ). В Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов.
Основное предназначение казначейской системы – содействие оптимальному управлению государственными финансовыми ресурсами. [19]
2.2. Функции Федерального казначейства. Особенности деятельности Казначейства как участника бюджетного процесса.
Казначейство исполняет федеральный, региональные и местный бюджеты. Для каждого бюджета открыт единый счет в учреждении ЦБРФ. Банк России осуществляет расчетно-кассовое обслуживание по счетам без взимания комиссионного вознаграждения.
В случае невозможности обслуживания бюджетных счетов ЦБРФ на какой-либо территории, к их обслуживанию могут привлекаться другие кредитные организации. [20]
Для оплаты своих обязательств плательщики направляют в банк платежное поручение на перевод средств для уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей.
Банк перечисляет необходимые средства со счетов плательщиков на счет казначейства, открытый в учреждении ЦБРФ на балансовом счете №40101”Доходы, распределяемые органами Федерального Казначейства между уровнями бюджетной системы РФ”. Этот счет открыт для Управления Федерального Казначаества.
В реквизите счета 40101 до плательщиков доводят администраторы доходов, а до администраторов –Казначейство.
Администратор доходов бюджета -это орган государственной власти, орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, ЦБРФ, казенное учреждение, осуществляющее в соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исчисления, полотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате(зачете) излишне уплаченных(взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы РФ.
Все поступления, как налоговые так и неналоговые, систематизированные и имеют коды бюджетной классификации (КБК). Код доходов имеет 20 разрядов. Если у казначейства возникают трудности в идентификации дохода , то уточнения КБК и другой информации производит администратор дохода, а казначейство временно учитывает сумму как невыясненные поступления. Свои КБК есть и у расходов.
Учет выплат осуществляется на лицевых счетах открытых клиентам в казначействе. Казначейство отразит сумму кассовой выплаты на лицевом счете клиента, уменьшая объем выделенных ему бюджетных ассигнований и ЛБО. Для подтверждения проведенных операций казначейства предоставляет клиенту выписку из лицевого счета.
По окончании года казначейство осуществляет завершение операций по исполнению бюджетов. 31 декабря прекращают свое действие бюджетные ассигнования. До последнего рабочего дня текущего финансового года включительно должны быть оплачены санкционированные к оплате бюджетные обязательства. В первые 5 рабочих дней нового года казначейство распределяет поступления отчетного года между бюджетами. [11]
Органы федерального казначейства ведут реестр контрактов для развития добросовестной конкуренции, а так же для предотвращения коррупции и др.злоупотреблений в сфере размещения гос.заказов.
Реестр заключенных контрактов содержит следующие сведения:
1. Наименование заказчика
2. Источник финансирования
3. Способ размещения заказа(торги или аукцион)
4. Дата проведения торгов/аукциона
5. А так же реквизиты документа, подтверждающего основание заключения контракта
6. Дата заключения контракта, предмет, цена контракта и срок его исполнения
7. Наименование и место нахождения юр.лиц или ФИО, место жительства, ИНН физ.лиц являющихся поставщиками, исполнителями и подрядчиками.
8. Сведения об исполнении или о прекращении действия контракта
Каждой реестровой записи присваивается уникальный номер, в котором: коды с 1-5 – это идентификационный код заказчика по сводному реестру ГРБС,РБС,ПБС; 6 и 7 коды – последние две цифры года в котором сведения включены в реестр; с 8 по 13 код – порядковый номер записи в пределах года. Затем реестровая запись передается в электронном виде из ОФК в УФК не позднее 15 часов местного времени рабочего дня, следующего за днем принятия сведений о контракте; до 17 часов реестровые записи полученные из ОФК и реестровые записи сформированные в УФК передаются в электронном виде в ФК. На следующий день после получения реестровых записей, но непозднее 12 часов московского времени они включаются в реестр контрактов, который размещается на официальном сайте www.zakupki.gov.ru .
Учет поступлений в бюджетную систему РФ ведется на счетах открытых для УФК в подразделениях расчетной сети ЦБ. Учет поступлений нефте-газовых доходов федерального бюджета, а так же поступления в иностранной валюте осуществляется на отдельных счетах. При этом учет поступлений в иностранной валюте осуществляется в рублях, а пересчет производится оп курсу ЦБРФ на дату зачисления суммы. Учет таможенных и иных платежей от внешне экономической деятельности осуществляется на отдельном счете, открытым в(или для) УФК по городу Москве. [21]
Сведения о реквизитах счетов казначейство доводит не позднее дня следующего за днем их открытия ил изменения до администраторов доходов бюджета и администраторов источников финансирования дефицита бюджета(Администраторы поступлений). [11]
Обмен информацией между казначейством и Администраторами поступлений осуществляется в электронном виде. Формат сообщений устанавливает ГК, при этом используется электронная цифровая подпись.
Получив выписку банка по счету казначейство, осуществляет учет и распределение поступлений по бюджетам и отражает их в установленных формах учета.
Сводный реестр поступлений и выбытий содержит:
1. поступления
2. Возврат плательщикам излишне уплаченных или взысканных сумм
3. Суммы подлежащие возмещению плательщикам
4. Суммы процентов перечисленных за несвоевременный возврат средств из бюджета
5. Суммы перечислений и поступлений по межрегиональным зачетам (т.е. между бюджетами разных регионов)
Поступления внесенные к невыясненным отражаются в сводном реестре по следующим КБК:
1. Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет
2. Невыясненные поступления, зачисляемые в бюджет субъектов РФ
3. Невыясненные поступления, зачисляемые в местные бюджеты
Выбор КБК зависит от результатов идентификации полей расчетного документа, таких как ИНН, КПП(код причины постановки на учет) и ОКАТО(обще российский классификатор российских образований). Если реквизиты расчетного документа позволяют установить администратора поступлений, то казначейство направляет его запрос на выяснение принадлежности платежа. Ответом казначейству должно быть уведомление Об уточнении вида и принадлежности платежа. [11]
Средства, ошибочно поступившие на счет казначейства, могут быть возвращены плательщику на основании заявления плательщика, либо банка или администратора поступлений. Возврат производится в течении 3х рабочих дней.
Суммы поступлений отнесенных к разряду не выясненных, а так же результаты выяснения их принадлежности отражаются в ведомости учета невыясненных поступлений. Выяснение принадлежности поступлений производится на основании:
1.
2.
3.
4.
5.
Для учета сумм распределенных по нормативам отчислений и подлежащих перечислению в бюджеты служит ведомость Распределение поступлений. В ней отражаются суммы фактически перечисленные в бюджеты за предыдущий день, суммы возвратов, суммы по межрегиональным зачетам.