Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 22:33, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование роли федерального казначейства в финансовом контроле и управлении государственными средствами, а так же пути повышения эффективности деятельности Федерального казначейства.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить место Федерального казначейства в РФ как органа управления финансами, обозначить его задачи, роль, значение и функции.
2. Изучить становление и проблемы развитие Казначейства в России
ВВЕДЕНИЕ стр. 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ стр. 6
1.1 Понятие управления финансами: объекты, субъекты управления. Характеристика органов управления и контроля, их задач и функций. стр. 6
1.2. Федеральное казначейство как орган управления финансами, его задачи. стр. 12
1.3. Роль и значение Казначейства в РФ , характеристика функций. стр. 14
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ стр. 17
2.1. Становление и развитие Казначейства в России. Этапы становления, проблемы развития казначейской системы исполнительных бюджетов. стр. 17
2.2. Функции Федерального казначейства. Особенности деятельности Казначейства как участника бюджетного
процесса. стр. 23
2.3. Статистический анализ деятельности Федерального казначейства. Развитие новых форм и методов управления государственными финансовыми ресурсами. стр. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ стр. 45
Федеральная служба страхового надзора
Контроль и надзор за соблюдением субъектами РФ страхового законодательства
Выдача лицензий страховым организациям на осуществление страховой деятельности.
Анализ и обработка отчетности субъектов страхового дела.
Федеральное казначейство РФ
Доводит до главных распорядителей и получателей средств Федерального Бюджета показатель сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования.
Ведет учет операций по кассовому использованию Федерального Бюджета
Осуществление распределения доходов от уплаты Федеральных налогов и сборов бюджетной системе в уставном порядке.
Открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей и получателей средств Федерального Бюджета.
Осуществляет санкционирование расходов Федерального Бюджета
Ведет сводный реестр распределения и получения средств Федерального Бюджета
Осуществляет учет движимых средств Федерального Бюджета и внебюджетных фондов.
Осуществляет контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга
Осуществляет контроль за финансовыми отношениями между внебюджетными фондами и Федеральным Бюджетом
Осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций , других участников бюджетного процесса.
Федеральная служба по финансовому мониторингу
Контроль и надзор за выполнением физическими и юридическими лицами требований законодательства РФ о противодействии легализации доходов, полученных незаконным путем и финансирующие терроризм
Контроль за соблюдением коммерческими банками банковского законодательства и установленных ЦБ РФ нормативов деятельности
Федеральная таможенная служба
Контроль за соблюдением налогового, таможенного и валютного законодательства при перемещении товаров через таможенную границу РФ
Контроль за правильностью исчислений и своевременностью уплаты таможенных пошлин и сборов
Принятие мер по принудительному взысканию таможенных сборов.
Центральный банк
Осуществляет надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства
Осуществляет валютное регулирование кредитных организаций
Организует и контролирует денежно-кредитные отношения.
Осуществляет выдачу лицензий кредитным организациям, регистрацию эмиссий, ценных бумаг кредитными организациями.
Главное контролирующее управление Президента РФ
Контроль над деятельностью органов контроля и надзора федеральных органов исполнительной власти, подразделений Администрации президента РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ
Рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц. [3]
1.2. Федеральное казначейство как орган управления финансами, его задачи.
В Российской Федерации устанавливается только одна система исполнения бюджетов всех уровней – казначейская. Организацией исполнения бюджетов занимаются органы исполнительной власти, причем непосредственное исполнение бюджетов осуществляют финансовые органы, в составе которых создаются казначейства (Федеральное и территориальные). Именно эти органы в лице казначейства осуществляют управление счетами бюджетов и бюджетными средствами, являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств.
В своей деятельности федеральное казначейство руководствуется
Положением "О федеральном казначействе РФ", утверждённым Постановлением Правительства РФ от 27 августа 1993 года № 864 (в редакции от 28.01.97г.). [4]
Федеральное казначейство РФ представляет собой единую централизованную систему.
Структура территориальных органов казначейства является трехуровневой:
Главное управление федерального казначейства (ГУФК). Осуществляет сводный систематический, полный и стандартизированный учет операций и управление движением средств на счетах казначейства, информирует высшие законодательные и исполнительные органы власти о результатах исполнения федерального бюджета по доходам и расходам. Руководит работой нижестоящих органов казначейства, получает от них оперативную информацию и отчетные данные о доходах и средствах федерального бюджета и обеспечивает исполнение ими бюджета в соответствии с действующим законодательством.
Управления федерального казначейства (УФК) по республикам в составе РФ, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и С.-Петербургу. Обеспечивают через нижестоящие органы казначейства исполнение всех решений о формировании доходной части и расходованию средств федерального бюджета.
Отделения федерального казначейства (ОФК) по городам, районам и районам в городах, кроме городов районного подчинения. Осуществляют формирование доходной части федерального бюджета на территории и обеспечивают целевое финансирование расходов по бюджетополучателям. Выполняют учет операций по движению средств на счетах в банках и лицевых счетах бюджетополучателей, открытых в органах казначейства, и представляют вышестоящим органам казначейства информацию об исполнении доходов и расходов федерального бюджета на территории. ОФК осуществляют текущий контроль за целевым расходованием средств федерального бюджета бюджетополучателями. [5]
Исполнение бюджетов органами федерального казначейства происходит на основании закона о федеральном (или иного уровня) бюджете на соответствующий год и представляет собой два параллельно осуществляемых процесса: исполнение бюджета по доходам и исполнение бюджета по расходам. [6]
Основными задачами органов Федерального Казначейства являются:
организация, осуществление и контроль исполнение бюджета РФ;
управление доходами и расходами бюджета на счетах Федерального казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы;
финансовое исполнение государственных внебюджетных фондов;
краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов и оперативное управление ими;
управление совместно с Банком России государственным внутренним и внешним долгом и его обслуживание;
предоставление законодательным и исполнительным органам отчетности о финансовых операциях правительства РФ по бюджету, а также о состоянии бюджетной системы Российской Федерации в целом. [7]
1.3. Роль и значение Казначейства в РФ, характеристика функций.
Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по:
обеспечению исполнения федерального бюджета,
кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации,
предварительному и текущему контролю над ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. [8]
Роль Федерального казначейства в РФ довольно значительна, так как на него возложено исполнение бюджета, а так же осуществляет управления доходами и расходами федерального бюджета и иными централизованными финансовыми ресурсами, находящимися в ведении Правительства, распоряжение средствами, числящимися на соответствующих счетах в банках. [9]
Органы казначейства представляют интересы государства и тем самым ставят под контроль деятельность других участников бюджетного процесса. Главные распорядители бюджетных средств утрачивают возможность управлять финансовыми потоками и сохраняют за собой лишь ограниченные права, связанные с распределением лимитов ассигнований по подведомственным получателям. Усиливается контроль над движением бюджетных средств на банковских счетах, счета федерального бюджета изымаются из коммерческих банков. Территориальные органы казначейства контролируют эффективность и целевое использование финансовых ресурсов на уровне отдельных бюджетополучателей. Ограничиваются права региональных органов власти по определению направлений использования средств федерального бюджета, полученных в форме дотаций, трансфертов, кредитов и займов, и др. [8]
Федеральное казначейство организует исполнение и исполняет федеральный бюджет, а при наличии соответствующих соглашений – также бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты. Оно осуществляет операции со средствами бюджета, открывает и закрывает счета для зачисления и выдачи бюджетных средств в Центральном банке и уполномоченных кредитных организациях, ведет лицевые счета распорядителей средств и бюджетополучателей. Казначейство ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, оно осуществляет регистрацию бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из бюджетных средств. При выявлении нарушений оно направляет распорядителям средств, бюджетополучателям и банковским учреждениям представления с требованием об их устранении, обеспечивает контроль за выполнением этих требований. Казначейство обладает правом приостанавливать операции по лицевым счетам распорядителей и получателей бюджетных средств, взыскивать в бесспорном порядке средства, используемые не по целевому назначению. В пределах своей компетенции оно может налагать штрафы. [10]
Исполнение федерального бюджета осуществляется органами казначейство на счетах, открытых для учета доходов и средств в Центральном банке и его учреждениях (главных управлениях, расчетно-кассовых центрах). Право открытия и закрытия счетов федерального бюджета, определения их режима принадлежит Федеральному казначейству; открывать или закрывать бюджетные счета без соответствующего его решения нельзя. [11]
Основным принципом исполнения бюджета является принцип единства кассы. Он означает зачисление всех доходов и поступлений из источников финансирования дефицит бюджета на единый бюджетный счет и осуществление всех предусмотренных расходов с единого счета. Соблюдение данного принципа необходимо для обеспечения единства бюджетной системы, сглаживания неравномерности поступления доходов в бюджет как по времени, так и по территориям. В России бюджеты всех уровней бюджетной системы исполняются на основе принципа единства кассы. [10]
Все операции и средства бюджета отражаются в системе балансовых счетов Федерального казначейства. Осуществлять какие-либо операции с бюджетными средствами, минуя систему балансовых счетов казначейства, запрещено. Казначейство несет ответственность за правильность исполнения федерального бюджета, ведение счетов и управление бюджетными средствами, полноту и своевременность зачисления средств на счета получателей. Оно отвечает за своевременность представления отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета, осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства. В сферу ответственности казначейства входит также финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись, а также финансирование расходов сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств. [11]
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Становление и развитие Казначейства в России. Этапы становления, проблемы развития казначейской системы исполнительных бюджетов.
История казначейства в России насчитывает уже около пяти веков и начинается в царствование Руси Ивана III (1462 – 1505 гг.) , при котором особое место в государственном управлении Московского княжества занимает «казначей, при котором сложилось первое государственное учреждение – Казна». [12]
На протяжении всего времени становления и развития казначейства в его функции неизбежно входили обязанности по сбору доходов в государственную казну либо осуществлению расходов из нее, либо и те и другие. За свою историю казначейство имело различные названия и формы, которые были обусловлены существовавшей на тот момент в государстве системой управления. [13]
Первой формой казначейства следует считать Казенный Приказ (Большой казны), который представлял собой центральный государственный орган без подразделений на местах, эту форму можно охарактеризовать как одноуровневую систему. (1512 год).
Во время правления Петра 1 была произведена реформа государственного управления, в результате которой приказная система управления была заменена на коллегиальную. В Петербурге и Москве произошло создание казначейств, которые осуществляли хранение доходов и производство расходов.
Реформы Екатерины 1 привели к созданию трехуровневой системы Казначейства (Казначейская экспедиция – центральный орган, губернский казначей – региональный орган, уездный казначей – местный орган)
Революцией 1917 г. был завершен этап казначейского исполнения государственного бюджета. Постановлением Правительства в октябре 1918 г. все кассовые операции по исполнению бюджета были возложены на Народный банк. Департамент Государственного казначейства и его местные органы были присоединены к учреждениям Народного банка, образуя там сметные отделы. Завершился этот процесс в 1926 г. В результате слияния Народный банк РСФСР сосредоточил в своих руках: кредитное дело, финансирование народного хозяйства страны и аппарата управления страны, всю сметно-бюджетную работу, руководство денежным обращением. На местах развернули свою деятельность финансовые отделы исполкомов местных советов. С этого времени в стране устанавливается банковская система исполнения бюджета, которая без существенных изменений просуществовала весь советский период развития государства. Эта система посредством государственного банка обеспечивала кассовое исполнение бюджетов, включающее сбор и учет доходов бюджетов, межбюджетное перераспределение доходов, открытие и ведение лицевых счетов бюджетополучателей, организацию учета и отчетности по всем операциям с бюджетными средствами. Государственное казначейство, как структура Министерства финансов перестала существовать. [12]
Однако, с распадом Советского Союза и реформой банковской системы в Российской Федерации, бюджетные средства оказались в негосударственных коммерческих банках, для которых исполнение бюджета уже не являлось приоритетным направлением деятельности. Государственные средства превратились в кредитный ресурс для банков. Как результат, стали возникать постоянные задержки в зачислении налогов и сборов на бюджетные счета, в проведении бюджетных расчетов. Время прохождения денег до конечных получателей резко возросло. Министерство финансов России в известной степени лишилось возможности контролировать движение бюджетных средств, и, соответственно, резко увеличились объемы их нецелевого использования. Объективным условием сложившейся ситуации стало принятие Конституции России, которая разделила функции Правительства РФ и Центрального банка России. Более того, законом о Центральном банке России на него не возлагаются функции кассового исполнения бюджета.