Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 12:14, контрольная работа
Основное место среди бюджетов разных уровней принадлежит региональным и местным бюджетам, которые по экономической сущности представляют совокупность многообразных распределительных отношении, обеспечивающих в соответствии с экономическими и юридическими нормами и правами формирование фондов финансовых ресурсов органон государственной власти субъектов Федерации и местных самоуправлений, их распределение и использование в интересах экономического и социального развития региона, повышение материального и культурно-образовательного уровня его населения.
Подавляющее большинство местных бюджетов формируется за счет финансовой поддержки из бюджетов субъектов Федерации и отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов. Если муниципальное образование не располагает какими-либо существенными собственными источниками доходов, ни о какой самостоятельности местного самоуправления в решении вопросов местного значения не может быть и речи. В обмен на получение финансовой помощи из вышестоящих бюджетов органы местного самоуправления вынуждены изменять свою политику в сфере решения вопросов местного значения в соответствии с указаниями органов государственной власти. Это лишает муниципальные образования возможности планирования даже на краткосрочную перспективу и уж тем более реализовать долгосрочные программы комплексного развития.
Велика роль местных бюджетов в финансировании социальной сферы. Так, следующие основные статьи затрат местного самоуправления –образование, здравоохранение, социальная защита, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, - составляют более 90% всех расходов муниципальных бюджетов. Данные статьи определяют только текущее содержание и на развитие муниципалитетов средства практически не выделяются. Расходы финансируются в основном за счет налоговых поступлений и трансфертов из вышестоящих бюджетов. При недостаточности бюджетных доходов это приводит как к неоправданному сокращению текущих, так и неполному финансированию капитальных расходов.
Рассмотрим место налоговых доходов в структуре звеньев бюджетной системы республики.
Таблица 4
Бюджет | 2002г. | 2003г. | 2004г. | 2005г. | 2006г. | 2007г. | 2008 г. |
Республиканский бюджет | 29,28 | 46,00 | 53,52 | 38,42 | 42,44 | 24,99 | 24,84 |
Бюджет г.Элисты | 63,45 | 72,34 | 81,82 | 50,30 | 38,68 | 35,81 | 48,36 |
Динамика доли налоговых доходов в структуре доходов бюджетов за 2002-2008гг., %
*- Таблица составлена автором на основе законов РК об исполнении бюджета РК и решений Элистинского городского собрания об исполнении бюджета г.Элисты
Из таблицы видно, что удельный вес налоговых доходов в бюджете г. Элисты составляет в 2002- 2005 гг - 60-82%, а в 2006 году их доля резко понизилась до 38,68% всех доходов, в 2007 году -35,81%, в 2008 г.- 48,36%. В бюджете республики Калмыкия самое большое значение наблюдается в 2004 году и составляет 53,52%, в 2005 году произошло снижение на до 38,42%, в 2006 году – 42,44%, в 2007 году понижение до 24,99%, в 2008 г.- 24,84%.
Таким образом, необходимо отметить влияние фискальной роли налогов и недостаточную стимулирующую роль. Все это повлияло на развитие экономики региона, уровень жизни населения и поставило вопрос об укреплении доходной базы местных бюджетов.
Рисунок 4 наглядно показывает динамику налоговых доходов в структуре доходов бюджета г. Элисты в относительном выражении. Необходимо отметить достаточно высокий уровень налоговых доходов (70% в среднем) в бюджете столицы по сравнению с районными бюджетами.
Рисунок 4. Динамика удельного веса налоговых доходов в структуре доходов бюджета г. Элисты за 2002-2008 гг., %
Теперь рассмотрим подробнее некоторые налоговые доходы местных бюджетов.
Таблица 5
Основные налоговые доходы бюджета г.Элисты в 2005-2008гг.
Наименование дохода | 2005г. | 2006г. | 2007г. | 2008 г. | ||||||||
тыс. руб. | В % ко всем доходам | В % к налоговым доходам | тыс. руб. | В % ко всем доходам | В % к налоговым доходам | тыс. руб. | В % ко всем доходам | В % к налоговым доходам | тыс. руб. | В % ко всем доходам | В % к налоговым доходам | |
Налог на доходы физических лиц | 90827 | 19,25 | 38,27 | 118710 | 18,67 | 48,26 | 316115,2 | 24,09 | 67,26 | 367844,4 | 28,72 | 59,40 |
Акцизы | 10 | 0,00 | 0,00 | - | - | - | 0,3 | 0,00 | 0,00 | - | - | - |
Налоги на совокупный доход | 25716 | 5,45 | 10,84 | 36846 | 5,79 | 14,97 | 43506,2 | 3,31 | 9,26 | 49470,9 | 3,86 | 7,99 |
Налоги на имущество | 40365 | 8,56 | 17,01 | 52254 | 8,22 | 21,24 | 17560,3 | 1,34 | 3,74 | 24739,8 | 1,93 | 3,40 |
Земельный налог | 34169 | 7,24 | 14,40 | 41538 | 6,53 | 16,89 | 68322,6 | 5,21 | 14,54 | 103166,3 | 8,06 | 16,66 |
Налоговые доходы всего | 237313 | 50,30 | 100 | 246005 | 38,68 | 100 | 469996,5 | 35,81 | 100 | 619233,2 | 48,36 | 100 |
Всего доходы | 471827 | 100 | * | 635859 | 100 | * | 1312420,4 | 100 | * | 1280592,4 | 100 | * |
*- таблица составлена авторов на основе данных приложений 1,3,5,7
В таблице 5 представлена структура налоговых доходов, в которой отражены основные доходы, поэтому сумма строк не будет равна итоговой. Не нашли отражение поступления по отмененным налогам, задолженность по налогам.
Наибольший удельный вес среди налоговых доходов составляет налог на доходы физических лиц. Так, в бюджете г. Элисты в 2005 году он составлял 19,25% всех доходов, 2006- 18,67%, 2007г. – 24,09%, 2008 г.- 28,72%.
На следующем рисунке наглядно показана динамика поступлений по налогу на доходы физических лиц в бюджет г. Элисты в абсолютных суммах и его доля в структуре всех доходов.
Рисунок 5. Динамика поступлений по налогу на доходы физических лиц в бюджет г.Элисты и его доля в структуре доходов
Таким образом, можно подвести итог о том, что налог на доходы физических лиц занимает важное место в структуре доходов бюджета г.Элисты. К факторам, влияющим на поступление этого налога в местные бюджеты, являются - численность трудоспособного населения, уровень безработицы, величина минимального размера оплаты труда, величина номинальной заработной платы, инфляция, в соответствии с которой производится индексация заработной платы работников бюджетной сферы, количество льгот, количество предприятий, осуществляющих инвестиции в экономику республики и в целом уровень благосостояния населения республики, муниципальных образований.
Налог на имущество физических лиц, относящийся к местным, составляет очень малую долю в доходах бюджета г. Элисты, в среднем 6%. С 2006 года 100% налога на имущество физических лиц зачисляется в доходы муниципальных поселений. Поступления по налогу на имущество физических лиц в 2005 году составили 8,56% всех доходов, 2006 г.- 8,22%, 2007 г.резко понизился до 1,34%, в 2008 г. - лишь 1,93% всех доходов.
С 2005 года акцизы перестали быть доходной статьей бюджета города.
Налоги на совокупный доход, т.е. налоги который платит малый бизнес, составляют 5-9% всех доходов.
Таблица 6
Поступление неналоговых доходов в бюджет г. Элисты и динамика удельного веса в 2005 -2008 гг.
годы | 2005г. | 2006г. | 2007г. | 2008 г. | ||||
Тыс.руб. | % | Тыс.руб. | % | Тыс.руб. | % | Тыс.руб. | % | |
Неналоговые доходы | 23052 | 4,89 | 24304 | 3,82 | 34155,9 | 2,60 | 69208,6 | 5,40 |
*- таблица составлена автором на основе законов об исполнении бюджета республики Калмыкия
К
неналоговым доходам относятся
доходы от использования имущества,
платежи при пользовании
Наглядно динамика показана на следующем рисунке 6.
Рисунок 6. Неналоговые доходы бюджета г.Элисты в абсолютном выражении и их доля в структуре доходов
Видно,
что неналоговые доходы занимают
довольно незначительную часть в структуре
доходов бюджетов. Увеличение доли неналоговых
доходов в 2004 году произошел из-за снижения
величины безвозмездных перечислений,
увеличения роли таких доходов как доходы
от платных услуг бюджетных учреждений.
2. Финансовая помощь как доходный источник бюджетов
Для оценки обеспеченности региональных органов власти финансовыми ресурсами решающее значение имеют вопрос о формировании достаточного объема собственных средств и вопрос, кто пользуется правом распоряжаться доходами региональных бюджетов. Непременным условием обеспечения самостоятельности органов власти является наличие в их распоряжении собственных доходов. Перераспределение средств производится в случае недостатка собственных средств. В нашей стране сложилась система, когда основная часть доходных источников формируется за счет регулирующих налогов, не может обеспечить самостоятельности бюджетов. Другой отличительной чертой действующей в РФ системы распределения налоговых доходов между различными уровнями бюджетной системы является исключительная узость перечня собственных региональных налогов. То есть таких, размеры поступлений, от которых полностью зависят от ситуации в регионе, а главное, - решений, принимаемых на региональном уровне.
Основной инструментарий межбюджетного регулирования - дотации, субвенции, субсидии, иные межбюджетные трансферты. Концептуально их можно разделить на три вида: целевой и нецелевой трансферты бюджету-получателю на исполнение собственных расходных полномочий и целевой трансферт на исполнение делегированных полномочий бюджетом другого уровня. К первому виду межбюджетных трансфертов можно отнести субсидии из федерального бюджета регионам и субсидии, выделяемые из бюджетов субъектов РФ местным бюджетам, а также иные межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетами муниципальных районов бюджетам поселений на условиях софинансирования. Ко второму виду межбюджетных трансфертов следует отнести дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, на сбалансированность и т.д. Третий вид – субвенции из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ на финансовое обеспечение делегированных государственных полномочий и субсидии, перечисляемые муниципальными образованиями в бюджет субъекта РФ в связи с превышением установленного размера уровня бюджетной обеспеченности, а также иные межбюджетные трансферты, предоставляемые из местных бюджетов местными бюджетам иного уровня в связи с передачей вопросов местного значения. 1
Предоставление целевого трансферта на исполнение собственных расходных полномочий может быть направлено как на мобилизацию ресурсов всех уровней бюджетной системы для решения поставленной задачи (строительство объекта, имеющего важное социальное или экономическое значение, проведение определенных мероприятий и т.д.), так и на определение востребованности предполагаемых расходов.
Дотации - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов. Они не имеют строго целевого характера. Видно, что регулирование местных бюджетов через выделение дотаций является неэффективным, порождает иждивенческие настроения, не способствует повышению хозяйственной активности на местах.
В отличие от дотаций субсидии выделяются на финансирование конкретных мероприятий. Так, в соответствии с БК субсидии - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Субвенции - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. Они выступают в качестве гибкого способа регулирования местных бюджетов и обеспечивают удовлетворение потребностей населения. Однако часто субвенции направляются без указания конкретной цели, не контролируется их целевое использование.
Отдельно следует выделить такой вид межбюджетных трансфертов, как бюджетные кредиты. Бюджетным кодексом РФ предусмотрено предоставление бюджетных кредитов бюджетам в двух случаях: на покрытие кассового разрыва и в связи с ликвидацией последствий стихийных бедствий. В первом случае бюджетный кредит, в зависимости от указания целевого назначения его использования, может обладать свойствами дотаций или субсидий, во втором – это инструмент для решения чрезвычайных задач.
Рассмотрим влияние финансовой помощи на доходную часть республиканского бюджета.
Безвозмездные поступления в 2006 году составляли 2293711 тыс. руб., в 2007 году увеличились почти в 2 раза и составили 4101739,2 тыс. руб., в 2008 году увеличилась на 38% и составила 5673464,5 тыс. руб., в 2009 году планируется незначительное увеличение. В современных условиях, когда каждый год происходит индексация заработной платы, пенсий, пособий, а как следствие инфляция, уменьшение в абсолютной величине общей суммы доходов является неблагоприятным фактором.
Информация о работе Доходы региональных и местных бюджетов(на примере Республики Калмыкия)