Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 12:14, контрольная работа
Основное место среди бюджетов разных уровней принадлежит региональным и местным бюджетам, которые по экономической сущности представляют совокупность многообразных распределительных отношении, обеспечивающих в соответствии с экономическими и юридическими нормами и правами формирование фондов финансовых ресурсов органон государственной власти субъектов Федерации и местных самоуправлений, их распределение и использование в интересах экономического и социального развития региона, повышение материального и культурно-образовательного уровня его населения.
Таким образом, доходы регионального бюджета представляются собой совокупность налоговых и неналоговых поступлений и безвозмездных перечислений из федерального бюджета. Рассмотрим состав и структуру доходов республиканского бюджета за последние годы.
Положительным
качеством механизма
Таблица 1
Структура доходов республиканского бюджета по укрупненным группам в 2005-2009 гг.
Вид дохода | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |||||
Тыс.
руб. |
Уд.вес,
% |
Тыс. руб. | Уд.вес, % | Тыс. руб. | Уд.вес, % | Тыс. руб. | Уд.вес, % | Тыс. руб. | Уд.вес, % | |
Налоговые доходы | 1335891 | 38,42 | 1782085 | 42,44 | 1415355,2 | 24,99 | 1414820,3 | 19,65 | 1610954,1 | 20,56 |
Неналоговые доходы | 59937 | 1,72 | 34258 | 0,82 | 29786,1 | 0,53 | 111246,03 | 1,55 | 368096,2 | 4,70 |
Безвозмездные поступления | 2081696 | 59,86 | 2293711 | 54,63 | 4101739,2 | 72,43 | 5673464,47 | 78,80 | 5857669,5 | 74,74 |
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности | - | - | 88662 | 2,11 | 115890,0 | 2,05 | - | - | - | - |
ВСЕГО ДОХОДОВ | 3477524 | 100 | 4198716 | 100 | 5662770,5 | 100 | 7199530,8 | 100 | 7836719,8 | 100 |
*-
таблица составлена автором на
основе законов Республики
Следующий рисунок наглядно отражает структуру доходов бюджета республики в динамике за пять последних лет.
Рисунок
1. Структура доходов бюджета Калмыкии
за 2005-2009 годы
Из таблицы и диаграммы видно, что удельный вес налоговых доходов снижается и составляет от 42,44% всех доходов в 2006 году до 19,65% в 2008 году. Безвозмездные поступления занимают достаточно значительную часть, их доля увеличивается с каждым и годом и уже в 2008 году они составляют 78,80%, что является крайне неблагоприятным факторов, показателем финансовой несостоятельности региона. Неналоговые доходы занимают ничтожную долю доходной базы республиканского бюджета, что свидетельствует о неэффективном управлении государственным имуществом.
Проанализируем налоговые доходы республиканского бюджета более подробно.
Таблица 2
Состав и структура налоговых доходов республиканского бюджета за 2006-2009гг.
Вид дохода | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | ||||
Тыс. руб. | Уд.вес, % | Тыс. руб. | Уд.вес, % | Тыс. руб. | Уд.вес, % | Тыс. руб. | Уд.вес, % | |
Налог на прибыль | 882980 | 49,55 | 619413,8 | 43,76 | 484511,5 | 34,25 | 472226,0 | 29,31 |
Налог на доходы физических лиц | 475334 | 26,67 | 342949,8 | 24,23 | 437958,0 | 30,96 | 486936,8 | 30,23 |
Акцизы | 203094 | 11,40 | 210054,4 | 14,84 | 218113,5 | 15,42 | 405978,8 | 25,20 |
Налоги на совокупный доход | 36923 | 2,07 | 51222,3 | 3,62 | 70624,1 | 5,00 | 69500,0 | 4,32 |
Налог на имущество организаций | 105902 | 5,94 | 128991,5 | 9,11 | 133563,7 | 9,44 | 146266,8 | 9,08 |
Транспортный налог | 19289 | 1,08 | 15153,1 | 1,07 | 30564,9 | 2,16 | 13991,4 | 0,87 |
Налог на игорный бизнес | 39093 | 2,19 | 12267,4 | 0,87 | 14226,2 | 1,00 | 7100,0 | 0,44 |
Налог за пользование природными ресурсами | 12509 | 0,70 | 13808,4 | 0,98 | 21164,1 | 1,49 | 5224,0 | 0,32 |
Госпошлина | 150 | 0,01 | 198,8 | 0,01 | -75,0 | 0,01 | 57,6 | 0,003 |
Задолженность по налогам | 6811 | 0,38 | 21295,7 | 1,50 | 4169,3 | 0,29 | 3672,7 | 0,23 |
ВСЕГО налоговые доходы | 1782085 | 100 | 1415355,2 | 100,00 | 1414820,3 | 100 | 1610954,1 | 100 |
*- таблица составлена автором на основе законов о бюджете республики
Анализ налоговых доходов позволяет сделать вывод о том, что основным источником является налог на прибыль организаций. Так в 2006 году он составил 882980 тыс. руб. или 49,55% налоговых доходов (1/5 часть всех доходов). В 2007 году сумма поступлений по этому налогу снизилась на 263566,2 тыс. руб. и составила 619413,8 тыс. руб. или 43,76% налоговых доходов. В 2008 году сумма налога снизилась до 484511,5 тыс. руб. или 34,25% налоговых доходов. В 2009 году снижение продолжилось и составило 472226,0 тыс. руб. или 29,31% налоговых доходов. Ставка налога на прибыль, зачисляемая в региональный бюджет – 17.5%. Федеральным законом от 26 ноября 2008 года №224-ФЗ были внесены изменения в статью 284 НК РФ. В связи с этим ставка налога на прибыль организаций понижается до 20% с 2009 года, из которых 2,5% зачисляются в федеральный бюджет, 17,5% - в региональный бюджет. Региональные органы власти могут понизить ставку, но не ниже 13,5%. Поскольку Республика Калмыкия является дотационным регионом, постоянно испытывающий недостаток средств не имеет финансовых возможностей для понижения ставки.
Теперь проанализируем неналоговые доходы регионального бюджета.
К неналоговым доходам бюджета относятся доходы от использования имущества, доходы от платных услуг бюджетных учреждений, административные штрафы и взыскания, иные. На следующем рисунке видно, что динамика неналоговых доходов республиканского бюджета имеет понижающуюся тенденцию. Однако в 2008 году нетрудно заметить резкий скачок. Это можно объяснить тем, что доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности с 2008 года не выделяются в отдельную группу, а в переведены в группу неналоговых доходов.
Рис. 2. Динамика неналоговых доходов республиканского бюджета в 2006-2009гг.
Проведем анализ состава и структуры неналоговых доходов в динамике за 2006-2009гг.
Анализ состава и структуры доходов республиканского бюджета показал, что неналоговые доходы занимают ничтожно малую часть всех доходов – не более 2%. Доходы от использования имущества составляют большую часть неналоговых доходов. С 2005 по 2007 гг. их величина составила 10-13 млн. руб., а в 2008 достигла 21,3 млн. руб. В составе этой группы доходов большую часть составляют доходы от сдачи имущества в аренду. Платежи при пользовании природными ресурсами составляют 9-10 млн.руб., однако их доля постоянно колеблется по причине колебания абсолютной сумму неналоговых доходов в целом.
Таблица 3
Состав
и структура неналоговых
Вид дохода | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | ||||
Тыс. руб. | Уд.вес, % | Тыс. руб. | Уд.вес, % | Тыс. руб. | Уд.вес, % | Тыс. руб. | Уд.вес, % | |
Доходы от использования имущества | 10394 | 30,34 | 13632,1 | 45,77 | 13452,4 | 12,09 | 12871,7 | 3,50 |
Платежи при пользовании природными ресурсами | 9850 | 28,75 | 10528,1 | 35,35 | 8776,4 | 7,89 | 9355,0 | 2,54 |
Доходы от платных услуг | 1414 | 4,13 | 601,0 | 2,02 | 90244,7 | 81,12 | 124180,1 | 33,74 |
Доходы от продажи активов | 89 | 0,26 | 361,1 | 1,21 | 8108,2 | 7,29 | 192099,7 | 52,18 |
Административные платежи сборы | 8476 | 24,74 | 2089,8 | 7,02 | 449,8 | 0,41 | 590,0 | 0,16 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба | 274 | 0,80 | 448,7 | 1,51 | 1316,9 | 1,18 | 800,0 | 0,22 |
Прочие неналоговые доходы | 3761 | 10,98 | 2125,3 | 7,14 | 15337,4 | 13,79 | 21569,0 | 5,86 |
Возврат остатков субсидий и субвенций | х | х | х | х | -26439,8 | -23,77 | 6630,7 | 1,80 |
ВСЕГО неналоговые доходы | 34258 | 100,0 | 29786,1 | 100,0 | 111246,0 | 100,0 | 368096,2 | 100,0 |
*-
таблица рассчитана автором на
основе данных законов о
Рис.3 Динамика удельного веса отдельных неналоговых доходов республиканского бюджета в 2006-2009гг., %
Таким образом, нами были проанализированы налоговые и неналоговые доходы регионального бюджета в динамике за три года, выявлены тенденции развития и возможные изменения. Было определено, что кроме налоговых доходов значительный удельный вес в структуре доходов бюджета республики занимают безвозмездные поступления, или финансовая помощь
В
местном бюджете аккумулируется
основная часть поступлений от населения,
что позволяет проводить
Через местный бюджет перераспределяются средства между отраслями народного хозяйства, что находит отражение в структуре расходов, различными слоями населения (например, социальная помощь), что определяет масштабы и действенность влияния бюджетных рычагов на социально-экономические процессы не только в данном муниципальном образовании, но и в регионе. С другой стороны, предприятия различных отраслей народного хозяйства уплачивают налоги, в том числе и в местный бюджет.
Информация о работе Доходы региональных и местных бюджетов(на примере Республики Калмыкия)