Доходы федерального бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 12:33, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в определении сущности понятия федерального бюджета РФ, определения источников пополнения федерального бюджета.
Из данной цели вытекают следующие задачи:
-определение социально-экономического значения федерального бюджета;
- определение перспектив и путей решения существующих проблем,стоящих перед государственным бюджетом;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. .3
1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ : СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И РОЛЬ
1.1. Социально-экономическое содержание бюджета………………………...5
1.2.Роль и принципы федерального бюджета………………………………...10
2. АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ ФОРМИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ
2.1. Структура поступлений федерального бюджета………………………..17
2.2. Динамика доходов федерального бюджета за 2009-2011 гг…………....26
3.ПЕРСПЕКТИВЫ НА БУДУЩЕЕ И ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
3.1. Прогноз федерального бюджета…………………………………………47
3.2. Пути увеличения доходов федерального бюджета……………………..50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..57

Работа содержит 1 файл

курсовая, 4 курс.doc

— 438.50 Кб (Скачать)

 

В материалах, представленных с законопроектом, доходы от продажи  земельных участков, находящихся  в федеральной собственности (за исключением земельных участков федеральных автономных учреждений), предусмотрены на 2009 год в размере 1,5 млрд. рублей, что больше ожидаемого исполнения 2008 года на 1,0 млрд. рублей, или в 3 раза. В 2010 и 2011 годах указанные доходы не планируются.

По мнению Счетной  палаты, потенциальным резервом увеличения доходов от продажи земельных участков, находящихся в федеральной собственности (за исключением земельных участков федеральных автономных учреждений), могут стать доходы, полученные в результате активизации работы по разграничению государственной собственности на землю и, соответственно, увеличения объема федеральных земель. Кроме того, завершение мероприятий, предусмотренных ФЦП "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 - 2008 годы)", также позволит повысить эффективность продаж земельных участков, находящихся в федеральной собственности.

Доходы федерального бюджета на 2009 - 2011 годы рассчитаны с  применением уровня собираемости, не предусмотренного ни Налоговым кодексом Российской Федерации, ни бюджетным законодательством Российской Федерации..

При использовании  в расчетах заниженного уровня собираемости при прогнозировании бюджетных  доходов по существу закладывается  недопоступление доходов федерального бюджета от уплаты налогов и других платежей.

 

3. ПЕРСПЕКТИВЫ НА БУДУЩЕЕ И ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

3.1. Прогноз федерального бюджета

 

На период 2011 – 2013 гг. планируется дефицит федерального бюджета. Основными источниками его финансирования в ближайшие три года будут Резервный фонд, Фонд национального благосостояния и иные источники.

Таблица 3.1-  Источники покрытия дефицита федерального бюджета в   2011 – 2013 гг. ( млрд руб.). Источник : Минфин России

Показатель

Прогноз

2011

2012

2013

Источники покрытия дефицита федерального бюджета

1767,3

1712,9

1765,2

 всего % к  ВВП

3,6

3,1

2,9

В том числе:

     

    за  счет средств Резервного фонда

242,2

0

0

    за  счет Фонда национального благосостояния

5,0

7,5

10,0

   иные источники финансирования дефицита                 федерального бюджета

1520,0

1705,4

1755,2

   % к ВВП

3,1

3,1

2,8

 

По оценке Минфина  России, при планировании социально-экономического развития страны на 2011-2013гг. следовало  рассчитывать бюджет при цене на нефть не более 70 долл./барр. При заложенной цене 75 долл./барр. Дефицит бюджета составит 3,6% ВВП в 2011г. Рассмотрим подробнее варианты обеспечения бездефицитного федерального бюджета к 2015 г. [9]

В первом сценарии нулевой дефицит федерального бюджета будет достигнут в 2015г. при средней долгосрочной цене на нефть 70 долл./барр.,  ежегодно корректируемой на инфляцию в США. В этом варианте дефицит уменьшается на 1% ВВП в год, однако этот график достаточно жесткий и трудновыполняемый, поскольку тогда придется не только не увеличивать расходы, но и сокращать их. Кроме того, потребуются дополнительные источники увеличения ненефтегазовых доходов.

Таблица3.2 - Дефицит федерального бюджета (в % к ВВП). Источник : Минфин России

 

Показатели

2011

2012

2013

2014

2015

1

При цене на нефть 70 долл./барр. В постоянных ценах 2010 г.(перевод в текущие цены 2011г.-71,1; 2012г.-72,2; 2013г.-73,5 долл./барр.)

-4

-3

-2

-1

0

2

При цене на нефть  в текущих ценах 75; 78; 79; 80,5; 82 долл./барр. В 2011-2015гг.

-3,6

-2,4

-1,5

-0,5

0,5

3

Предлагаемый  вариант дефицита федерального бюджета  при ценах  75; 78; 79; 80,5; 82 долл./барр.               В 2011-2015гг.

-3,6

-3,1

-2,9

-1,5

0

 

В том числе  за счет приватизации

0,6

0,5

0,5

0,4

0,4

4

При цене на нефть 50 долл./барр. В постоянных ценах в 2011-2015 гг.( к третьему варианту), в текущих ценах: 2011г.-50,8; 2012г.-51,6; 2013г.-52,5 долл./барр.

-6,1

-5,6

-5,2

-3,7

-2


 

Согласно второму  сценарию, в котором цены на нефть принимаются исходя из  реалистичного прогноза (75; 78; 79 долл./барр.), федеральный бюджет в 2015г. планируется выполнить с профицитом 0,5% ВВП. В то же время Минфин предпочитает третий, наиболее реалистичный вариант. По итогам 2013г. планируется сократить дефицит федерального бюджета до 2,9% ВВП. [9]

 Таким образом, данный анализ показал, что главные шоки для российского бюджета даже в условиях глобального кризиса связаны с падением доходов от нефти. Поэтому важными целями бюджетной политики на ближайшие годы должны стать последовательное снижение размеров ненефтегазового дефицита федерального бюджета и ограничение использования нефтегазовых доходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Пути увеличения доходов федерального бюджета

Важной задачей  бюджетной политики России в последние  годы было достижение бюджетной устойчивости в условиях значительного  влияния внешнеэкономической конъюнктуры на экономику страны. Минфин России ввел несколько новых бюджетных инструментов и фискальных правил с целью ослабить нефтегазовую зависимость российской экономики. Мировой экономический кризис и обвал цен на нефть привел к ряду экономических шоков, в том числе бюджетных. В таких условиях необходимо оценить эффективность и достаточность существующих инструментов и мер, направленных на обеспечение бюджетной устойчивости.

Именно в  этих условиях кризиса с еще большей остротой проявилась необходимость реформирования бюджетных отношений в РФ по следующим направлениям:

1) Улучшения  бюджетного планирования. Данное  планирование должно базироваться на консервативных прогнозах цен на сырье. При этом необходимо продолжить сбережение нефтегазовых доходов. При реализации антикризисных мер нельзя решать сиюминутные проблемы в ущерб долговременным приоритетам. Фундаментальным условием устойчивого развития экономики является поддержание макроэкономической стабильности;

2) Разумное сдерживание  роста государственных расходов. В нынешних условиях раздутые  расходы становятся неподъемными  для государства и могут стать  дополнительным источником финансовой  нестабильности. Необходимо перейти  к режиму экономии бюджетных средств, предполагающему достижение максимально возможного мультипликативного экономического и социального эффекта от каждого бюджетного рубля;

3)Пенсионная  реформа. Пенсионная реформа является  одной из самых противоречивых  и обсуждаемых в российской деятельности. Резкое увеличение пенсионного обеспечения способствует повышению уровня жизни пенсионеров. Однако такая мера таит в себе следующие опасности:

  • Нехватка денежных средств в Пенсионном фонде РФ приведет к увеличению межбюджетного трансферта из федерального бюджета;
  • Увеличение нагрузки на экономику посредством повышения ставки страховых платежей;
  • Основную часть денежных средств пенсионеры направляют на приобретение продуктов питания и товаров первой необходимости, индекс потребительских цен на которые и так выше среднего;
  • Недоверие пенсионеров государству, усугубившееся кризисом, может побудить их хранить деньги дома, что приведет к изъятию денежной массы из экономики;

Поэтому необходимо проведение продуманной политики в  этой сфере.

4) реформирование государственных (муниципальных) учреждений. В соответствии с Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ «о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» предполагается реформа, затрагивающая 328 тыс. бюджетных учреждений. Цель – приспособить эту громоздкую и затратную сеть к работе в рыночных условиях. Для этого она будет разделена на две части.

В первую часть  войдут учреждения, способные зарабатывать,- прежде всего из сфер науки, образования, здравоохранения и культуры. Вместо работы по смете они будут оказывать услуги на основе государственного задания , получая за это субсидии из соответствующих бюджетов. Все доходы от платных услуг, сдачи имущества в аренду они смогут оставлять себе. Одновременно с этим государство снимает с себя субсидиарную ответственность по их обязательствам. Бюджетные учреждения смогут оказывать платные услуги только сверх полученного госзадания. При этом заниматься неосновными видами деятельности им будет разрешено лишь при условии, что они служат целям создания учреждения.[10]

Остальные учреждения, которые по определению не могут  выходить на рынок, составят второй тип  бюджетной организации, преобразовавшись в казенные учреждения. Речь идет о таких сферах, как национальная оборона, обеспечение безопасности государства, психиатрическая помощь населению, пенитенциарная система и др. они продолжат работать по смете с сохранением субсидиарной ответственности бюджетов. Зарабатывать на стороне они смогут, однако все доходы пойдут в соответствующий бюджет. Собственно, именно этим они и будут отличаться от нынешних бюджетных учреждений.

Первоначально планировалось, что эти изменения  вступят в силу с 2011г., но впоследствии дата завершения реформы сдвинулась на 2012г. Для федеральных учреждений дата завершения разделения на бюджетные и казенные остается прежней – 01.01.2011г. А вот для учреждений, находящихся в ведении региональных и муниципальных властей  (т.е. для основной части социальной сферы), срок двигается на 01.01.2012 г. это позволит правительству сформировать нормативную базу реформы – 94 подзаконных акта, которые только еще предстоит принять; [11]

5) Реформа межбюджетных  отношений. Важнейшими задачами  являются:

  • Обеспечение сбалансированности полномочий и ресурсов для их обеспечения на каждом уровне публичной власти;
  • Установление ответственности за неэффективное расходование средств;
  • Создание стимулов для расширения собственного доходного потенциала.

Необходимо  определить экономически оправданный уровень налоговой нагрузки и структуру налогов, соответствующие современной стадии развития российской экономики и стимулирующие развитие предпринимательства, поиск и применение передовых технологий .

Таким образом, бюджетная политика должна быть ориентирована на адаптацию бюджетной системы к изменившимся условиям и на создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития страны в посткризисный период.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основании  проведенного исследования сделаны  следующие выводы.

Федеральный бюджет – главное звено бюджетной  системы. Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые  для последующего их перераспределения  и использования для целей  государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории России.

Бюджетные отношения  строятся, прежде всего, на заинтересованности граждан и хозяйствующих субъектов  в получении от государства тех  или иных услуг, которые они, по существу, оплатили как участники распределения национального дохода посредством передачи государству части доходов в виде налогов и других обязательных платежей.

 Объем доходов федерального бюджета законопроектом увеличивается в 2011 году на 43,2% по сравнению с законодательно утвержденным показателем на 2008 год (далее - 2008 год), при этом их доля в ВВП снижается с 21,2% в 2008 году до 19% в 2011 году.

Доля доходов  без учета нефтегазовых доходов  в общем объеме прогнозируемых доходов  федерального бюджета увеличивается  с 52,6% в 2008 году до 63,9% в 2011 году, в ВВП - с 11,2% до 12,1%, а доля нефтегазовых доходов снижается до 36,1% и 6,9% соответственно. Таким образом, Правительством Российской Федерации прогнозируется снижение зависимости доходной части федерального бюджета от доходов от уплаты ряда налогов и сборов на нефть, газ и нефтепродукты.

Основную долю доходов федерального бюджета в 2011 году по-прежнему будут составлять доходы от уплаты НДС - 35% (25,7% в 2008 году), таможенных пошлин - 33,4% (38,5%), НДПИ - 11,5% (16,3%), налога на прибыль организаций - 7,3% (7,2%).

Доходы федерального бюджета от уплаты налога на прибыль  организаций, НДС, акцизов, вывозных таможенных пошлин требуют дополнительного  обоснования и (или) уточнения. Имеются  расхождения между показателями, содержащимися в прогнозе, и показателями, используемыми в расчетах поступлений от ряда налогов. Представляется необходимым в состав показателей прогноза включать те показатели, которые действительно будут использоваться при осуществлении расчетов доходов федерального бюджета.

Информация о работе Доходы федерального бюджета