Доходы федерального бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 12:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: рассмотреть состав и структуру доходов федерального бюджета.
Задачи курсовой работы:
1. изучить понятие доходов бюджета и рассмотреть состав и структуру доходов федерального бюджета более подробно
2. сравнить зарубежный опыт формирования доходов федерального бюджета в США с доходами федерального бюджета России.

Содержание

Введение
Сущность доходов государственного бюджета………………………
Косвенные налоги, поступающие в федеральный бюджет РФ………
Прямые налоги и их роль в федеральном бюджете России…………
Неналоговые доходы……………………………………………………
Поступления по внутренним и внешним займам……………………..
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.docx

— 79.75 Кб (Скачать)

     Нейтральность НДС проявляется и в отношении  момента потребления товара или  услуги, будь это немедленное или  отложенное потребление. Хотя НДС сокращает  абсолютную величину прибыли от накоплений, он не уменьшает чистую норму прибыли. НДС является налогом, стимулирующим  инвестиции, а, следовательно, и экономический  рост. В большинстве стран Европы НДС служит гибким и стабильным источником пополнения государственных бюджетов. Поступления по линии НДС составляют в среднем примерно 0,4 % валового внутреннего продукта (далее ВВП) на один процент ставки НДС. Изменение ставки немедленно приводит к изменению дохода бюджета.

  1. Таможенные пошлины. Использование таможенных платежей как инструмента налогового регулирования при экспорте служит поддержанию рационального соотношения ввоза и вывоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ, обеспечению условий интеграции национальной экономики в мировую. Применение таможенных платежей при импорте обусловлено, с одной стороны, проведением политики разумного протекционизма, с другой - направлено на регулирование ввоза продукции, не имеющей отечественных аналогов или производящейся в недостаточном для удовлетворения потребностей внутреннего рынка количестве. Вместе с тем таможенные налоги и сборы как при экспорте, так и при импорте способствуют обеспечению поступлений доходов в федеральный бюджет. Таможенные платежи - это налоги, сборы и иные обязательные поступления, взимаемые таможенными органами с участников внешнеэкономической деятельности при ввозе или вывозе товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ.

       Вывод: И так, косвенные налоги являются старейшей формой налогообложения, из которых налог на добавленную стоимость является самым молодым из налогов, формирующих основную долю дохода бюджета среди акцизов и таможенных пошлин. Часто НДС называют «европейским» налогом, отдавая должное его роли в становлении и развитии западноевропейского интеграционного процесса. Наличие НДС в налоговой системе страны является обязательным условием для вступления государства в члены ЕС. В то же время в ряде экономически развитых стран НДС не взимается.  

       Прямые  налоги и их роль в федеральном  бюджете РФ

     Кроме косвенных налогов, существенную часть  доходов бюджетов разных уровней  составляют прямые налоги. Среди прямых налогов наиболее значимыми с  точки зрения их роли в формировании бюджетов являются налог на прибыль  предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц и налог  на имущество.

     Налог на прибыль предприятий и организаций является одним из основных прямых налогов. Прямым он называется потому, что представляет собой форму изъятия части чистого дохода, созданного производителем. Его величина непосредственно зависит от получаемой прибыли, а реальным плательщиком налога выступает получатель дохода. Данный налог не перекладывается на конечного потребителя продукции, как при косвенном налогообложении.

     С появлением частных предприятий  в начале 90-х гг. возникла необходимость  введения самостоятельного налога на прибыль, который и был введен в 1992 г.

     Налог на прибыль широко применяется в  практике налогообложения в странах  с развитой рыночной экономикой. Он позволяет государству не только пополнять казну, но и регулировать экономические процессы, влиять на развитие производства. Налог на прибыль  используется при регулировании  инвестиционной деятельности предприятий, развитии малого бизнеса, привлечении  в страну иностранного капитала путем  предоставления государством различных  льгот и установления налоговых  ставок.

     Налог на прибыль выступает и как  источник доходов бюджетов. Во многих странах доля налога на прибыль в  доходах бюджетов очень велика. В  России в начале 90-х гг. налог на прибыль также обеспечивал около 1/доходов федерального бюджета. Начиная с середины 90-х гг. наблюдается явная тенденция сокращения доли налога на прибыль в доходах федерального бюджета. Так, если в 1998 г. налог на прибыль составлял 13,1 % доходов федерального бюджета, то в 2006 г. – только 7,1 %. Такая тенденция является в некоторой степени закономерной. С одной стороны, это свидетельствует о том, что в России, как и в большинстве развитых стран, наметилась тенденция к снижению ставок налога на прибыль. С другой стороны, это подтверждает вывод об усилении регулирующей роли налога на прибыль по сравнению с его фискальной функцией.

     Налог на прибыль уплачивают все юридические  лица. Плательщиками налога являются иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства или получающие доходы от источников в РФ. Плательщиками  налога выступают также банки, страховые  компании, негосударственные пенсионные фонды, участники рынка ценных бумаг  и др. Кроме того, к плательщикам налога на прибыль относятся филиалы  и различные обособленные подразделения  предприятий, которые имеют отдельный  баланс и расчетный счет.

     С 2004 г. налог на прибыль стал поступать только в федеральный бюджет РФ – 5 % и бюджеты субъектов РФ – 19 %. В 2005 г. эта пропорция была изменена. В 2005 и 2006 гг. в федеральный бюджет РФ зачислялось 6,5 % налога на прибыль, а в бюджеты субъектов РФ – 17,5 %.

     Налог на прибыль предприятий в его  нынешнем виде можно назвать налогом  на прибыль (т.е. нетто-доход) от бизнеса  лишь с большой натяжкой. При относительно скромной для мировой практики номинальной  ставке 35% (13% в федеральную казну  и до 22% в региональный бюджет) этот налог выкачивает из предприятий  куда больше денег, чем аналогичные  налоги на доходы корпораций в ведущих  странах Запада. Налогооблагаемую базу в России можно считать прибылью лишь условно, т.к. предприятия не могут  вывести из-под обложения все  затраты, связанные с извлечением  ими дохода.

     В Германии номинальная ставка налога на доходы корпораций (его еще называют корпоративным налогом) существенно  выше ставки аналогичного ему налога на прибыль предприятий в России. В настоящий момент она составляет 45% на нераспределённую прибыль. Однако в Германии сумма процентных платежей, уплачиваемых по кредиту, полностью исключается из налогооблагаемой базы. При этом не играет никакой роли, для чего привлекаются заемные средства, пока речь не идет о приобретении участий в иностранных корпорациях или выплате процентов по займу, полученному от иностранного участника компании.. Только в этих случаях вычет процентов из налоговой базы немецкой компании будет лимитироваться, что четко установлено законом о корпоративном налоге. В России величина расходов по обслуживанию кредитов и займов, уменьшаемых налогооблагаемую прибыль, жестко лимитирована величиной, привязанной к ставке рефинансирования Центрального банка.

     В Германии основной особенностью является то, что облагается налогом либо нераспределенная прибыль по ставке 50%, либо распределенная в виде дивидендов по ставке 36% с учетом дальнейшего  взимания налога на доходы физических лиц. Налог на прибыль с корпораций в Германии делится в пропорции 50% на 50% между федеральным и земельным  бюджетами. В Германии широко используется ускоренная амортизация.

     Налог на прибыль с корпораций взимается  с юридических лиц всех форм собственности. Из подлежащей обложению прибыли  вычитаются пожертвования на общественные, научные и государственные цели, представительские расходы и  другие расходы, предусмотренные государством.

     Для Германии характерна жесткая система  налогообложения сверхприбылей. Для  мелких компаний, доход которых не превышает 10 тысяч марок, устанавливается  необлагаемый минимум, в размере 5 тысяч. Если доход свыше 10 тысяч марок, необлагаемый минимум сокращается.

     Регулирующая  функция налоговой системы Германии предполагает наряду с использованием норм ускоренной амортизации льготное налогообложение той части прибыли  хозяйствующих субъектов, которая  выделяется на формирование резервов, основным назначением которых является обеспечение перспективного развития хозяйствующих субъектов. Размеры этих резервов практически не - ограничиваются и рассматриваются как источники инвестиций не только для данного предприятия, но и, учитывая их временное перераспределение через финансовый рынок, для других предприятий.

     Налог на доходы с физических лиц. Одним из основных источников налоговых поступлений в бюджетную систему развитых стран мира является подоходный налогОн выступает самой развитой и распространенной формой личного обложения. Плательщиками подоходного налога в РФ являются все физические лица – граждане РФ, а также иностранные граждане, которые не являются налоговыми резидентами РФ, но которые получают доходы от источников, расположенных в РФ.

     При определении налоговой базы учитываются  все фактически полученные налогоплательщиком доходы, как в денежной, так и  в натуральной форме на территории РФ и за ее пределами, а также доходы, в отношении которых у налогоплательщика  возникло право распоряжения ими, и  доходы в виде материальной выгоды.

     К числу прямых налогов относится  также налог на имущество организаций  и налог на имущество физических лиц. Эти налоги составляют основу бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

     Налог на имущество организаций среди имущественных налогов (налог на имущество физических лиц, земельный налог, налог на наследование и дарение) занимает центральное место по сумме поступлений (99,5 %), что исторически обусловлено сосредоточением большей части имущества в ведении юридических лиц. Однако в доходных источниках бюджетов разных уровней он не играет существенной роли. Его удельный вес составляет не более 3 % доходов бюджетов.

       Ресурсный налог. В настоящее время в России сложилась определенная система налогов, связанная с использованием и эксплуатацией природных ресурсов. В соответствии с Налоговым кодексом РФ к ресурсным налогам относятся:

     • налог на добычу полезных ископаемых;

     • водный налог;

     • земельный налог;

     • платежи за пользование лесным фондом;

     • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

     Доля  ресурсных налогов в доходах  федерального бюджета за последние  годы существенно выросла. Так, если в 2002 г. их доля в налоговых доходах федерального бюджета составляла 9,1 %, то в 2006 г. уже 15,4 %. Такой рост был во многом обусловлен упорядочением работы по сбору ресурсных налогов, а также принятием соответствующих глав Налогового кодекса РФ (о водном налоге, земельном налоге, налоге на добычу полезных ископаемых и др.). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Неналоговые доходы

     Доходы  бюджетов разных уровней формируются  за счет налоговых и неналоговых доходов, а также доходов целевых внебюджетных фондов. Объем поступлений неналоговых доходов и их виды устанавливается в соответствующих бюджетах.

     Состав  неналоговых доходов определяется Бюджетным кодексом РФ и включает:

     1. Доходы от использования имущества,  находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе:

     • средства, получаемые в виде арендной платы либо иной платы за сдачу  во временное владение и пользование  или во временное пользование  имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

     • средства, получаемые в виде процентов  по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;

     • средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление;

     • средства от возврата государственных  кредитов, бюджетных кредитов и бюджетных ссуд, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и другого обеспечения, переданного получателями бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и государственных и муниципальных гарантий соответствующим органам исполнительной власти в качестве обеспечения обязательств по бюджетным кредитам, бюджетным ссудам и государственным и муниципальным гарантиям;

Информация о работе Доходы федерального бюджета