Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 12:54, курсовая работа
Цель курсовой работы: рассмотреть состав и структуру доходов федерального бюджета.
Задачи курсовой работы:
1. изучить понятие доходов бюджета и рассмотреть состав и структуру доходов федерального бюджета более подробно
2. сравнить зарубежный опыт формирования доходов федерального бюджета в США с доходами федерального бюджета России.
Введение
Сущность доходов государственного бюджета………………………
Косвенные налоги, поступающие в федеральный бюджет РФ………
Прямые налоги и их роль в федеральном бюджете России…………
Неналоговые доходы……………………………………………………
Поступления по внутренним и внешним займам……………………..
Заключение
Список литературы
Таблица №1. – «Доходы федерального бюджета 2007 – 2010 гг»
Доходы | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | ||||
млрд.руб. | уд.вес. | млрд.руб | уд.вес. | млрд.руб | уд.вес. | млрд.руб | уд.вес. | |
ВВП | 30690 | - | 35000 | - | 39690 | - | 44800 | - |
Всего доходов | 6965,3 | - | 6644,4 | - | 7465,4 | - | 7451,2 | - |
В т.ч нефтегазовые в % к ВВП | - | - | 2383,1 | 6,81 | 2351,9 | 5,39 | 2348,3 | 5,24 |
Налоговые доходы | 3861,29 | 100 | 4226 | 100 | 4468,2 | 100 | 4972,9 | 100 |
Налоговые доходы в % к ВВП | - | 12,6 | - | 12,1 | - | 11,3 | - | 11,1 |
Налог на прибыль организации | 580,4 | 15,03 | 524,8 | 12,42 | 577,5 | 12,92 | 635 | 12,77 |
НДС всего | 2071,8 | 53,66 | 2168,5 | 51,31 | 2797,6 | 62,61 | 3221,7 | 64,78 |
Акцизы | 126,68 | 3,28 | 149,53 | 3,53 | 170,7 | 3,82 | 195,3 | 3,93 |
НДПИ | 1037,74 | 26,88 | 880,8 | 20,84 | 870,7 | 19,49 | 867,4 | 17,44 |
Сборы за пользование объектами | 4,67 | 0,12 | 4,7 | 0,11 | 4,7 | 0,11 | 4,7 | 0,99 |
Водный налог | 13,84 | 0,36 | 13 | 0,31 | 12,5 | 0,28 | 12,2 | 0,25 |
Государственная пошлина | 26,31 | 0,68 | 32,2 | 0,76 | 34,5 | 0,77 | 36,6 | 0,74 |
Неналоговые доходы | 2721,86 | 100 | 1846,1 | 100 | 2398 | 100 | 2447,7 | 100 |
Неналоговые доходы в % к ВВП | - | 8,87 | - | 5,27 | - | 6,04 | - | 5,46 |
Доходы от ВЭД | 2455,08 | 90,18 | 1557,1 | 64,42 | 2086,7 | 69,62 | 2130 | 68,33 |
Доходы от использования имущества | 99,78 | 3,67 | 99,3 | 4,11 | 105,4 | 3,52 | 102,1 | 3,28 |
Платежи за использование природными ресурсами | 37,37 | 1,37 | 50,4 | 2,09 | 57,7 | 1,93 | 60,7 | 1,95 |
Доходы от оказания платных услуг | 118,69 | 4,36 | 131,7 | 5,45 | 138,6 | 4,62 | 143,8 | 4,61 |
Доходы от продажи активов | 2,23 | 0,08 | 2,5 | 0,1 | 4,2 | 0,14 | 5,4 | 0,17 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба | 5,95 | 0,22 | 3,1 | 0,13 | 3,3 | 0,11 | 3,5 | 0,11 |
Прочие неналоговые доходы | 2,76 | 0,1 | 2 | - | - | - | - | - |
Проведём сравнительную характеристику доходов федерального бюджета РФ с доходами федерального бюджета США. Структура доходов федерального бюджета США характеризуется следующими данными:
Как видим, наиболее крупной
статьей дохода является
Второй по величине статьей доходов федерального бюджета США являются отчисления на социальное страхование от фонда зарплаты. Они уплачиваются как работодателем, так и наемным работником. В отличие от других в европейских стран (в том числе и России), где основную часть данного взноса делает работодатель, в США он делится пополам, между работодателем и работником. Ставка отчислений меняется ежегодно при формировании бюджета.
Налог на доходы от корпораций занимает третье место в доходах федерального бюджета США. Основная налоговая ставка - 34% дохода корпораций. Имеют прогрессивный характер: за первые 50 тысяч долларов налогооблагаемого дохода взимается 15%, за следующие 25 тысяч долларов - 25%. Налог на оставшуюся сумму равен 34%. Такой подход к налогообложению имеет большое значение для средних и малых предприятий.
По налогу на доходы
В начале 80-х годов был введен налог на сверхприбыль от нефти в связи снятием контроля за внутренними ценами на нефть.
Федеральные акцизные сборы занимают скромное место в доходах федерального бюджета: всего 3%. Акцизные сборы установлены на алкогольные и табачные изделия, 10% бензин, дорогие автомобили, меха, драгоценности, личные самолеты и др. Кроме того, в США акцизные сборы установлены на дороги и воздушные перевозки.
Вывод: В США и России
Косвенные налоги, поступающие в федеральный бюджет
Косвенные налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, это часть чистого дохода, создаваемого в предприятиях и изымаемая в бюджет косвенно путем включения в цену продукции, товаров, покупая которые потребители оплачивают и косвенные налоги. Таким образом, хотя платят косвенные налоги предприятия, конечными плательщиками являются потребители, т. к. предприятия как бы перекладывают суммы налогов друг на друга и на конечного покупателя, их интересы напрямую не затрагиваются.
Косвенные
налоги имеют большое социально-
Во-первых, они являются весомым источником доходов государства, их доля в бюджете значительны выше, чем доля налога на прибыль.
Во-вторых,
с помощью косвенных налогов
осуществляется распределение и
перераспределение доходов
В-третьих, косвенные налоги оказывают влияние на уровень цен, повышая ее примерно на 30 %, а по отдельным товарам и на 50 %, поэтому они являются фактором регулирования уровня цен, средством воздействия на их динамику (инфляцию или дефляцию).
В-четвертых,
система косвенных налогов
Являясь
прямой надбавкой к цене, косвенные
налоги носят явно выраженный фискальный
характер, легко поддаются учету
и контролю, и в России стали
приоритетным направлением системы
сбора налоговых платежей. Многие
экономисты считают эти налоги самыми
несправедливыми, поскольку они
регрессивны по отношению к доходу
потребителей – с низких доходов
взимается более высокий
Практика
использования косвенных
В настоящее время применяют 2 косвенных налога: акциз и налог на добавленную стоимость. Рассмотрим косвенные налоги, так как они имеют разное экономическое содержание, назначение, по-разному включаются в цену и влияют на ее уровень.
Акцизы установлены на товары и продукцию, уровень потребления которых малоэластичен по отношению к цене, или на дефицитную высокорентабельную продукцию и товары, предназначенные для населения, производство которых имеет низкую себестоимость. Если бы государство не изымало в бюджет суммы акцизов, то предприятия, производящие подакцизные товары, имели бы сверхприбыль.
Таким образом, акциз установлен на ограниченный круг товаров и включается в цену однократно.
Налог
на добавленную стоимость (НДС) является
новым элементом налоговой
Система налога на добавленную стоимость была разработана и внедрена почти во всех отраслях во Франции в 50-х годах, а с 1968 года распространилась на торговлю. В настоящее время НДС применяется более чем в 40 странах с экономикой, основанной на рыночных отношениях.
По своей экономической сущности НДС представляет собой одну из форм изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой в процессе производства и реализации продукции, товаров, строительстве, оказании услуг, выполнении работ. В каждом звене товародвижения в бюджет изымается часть прироста стоимости, созданной трудом работников. Эта часть определяется по твердо установленным ставкам, включается в цену и вносится в бюджет по мере реализации продукции, товаров, работ, оказании услуг.
Налог
на добавленную стоимость заменил
два ранее действовавших
Переход к косвенному налогообложению в нашей стране обусловлен необходимостью решения следующих задач: ориентацией на гармонизацию налоговых систем стран Европы; обеспечения стабильного источника доходов в бюджет; систематизации налогов.
Основная функция НДС - фискальная. За рубежом налог на добавленную стоимость рассматривается в качестве многоступенчатого всеобъемлющего налога, распространяющегося на все стадии процесса производства и распределения и включающего в свою базу все виды товаров и услуг. НДС - это налог зачетного типа, исключающий кумулятивный эффект налогообложения, поскольку дает возможность зарегистрированным в качестве плательщиков этого налога фирмам вычитать суммы, уплаченные зарегистрированным поставщикам-плательщикам НДС, из сумм выручки за реализацию товаров или услуг. С точки зрения международных отношений НДС “ориентирован на пункт назначения”, то есть товары и услуги облагаются в стране назначения или месте их потребления, а не по месту происхождения или производства. Наконец, НДС представляет собой разновидность налога на потребление.
К достоинствам НДС западные эксперты традиционно относят, прежде всего, его нейтральность по отношению к сложившейся в стране системе производства и распределения товаров и услуг. В частности, в отличие от налога с оборота, который подвержен каскадному эффекту, НДС сохраняет индифферентность по отношению к числу посредников при движении товара по товаропроводящей сети от производителя к конечному потребителю. НДС нейтрален по отношению к технологии изготовления товара. Другими словами, он не зависит от того, является технология трудоемкой, капиталоемкой или наукоемкой. НДС не зависит от конкретной организационно-правовой формы предприятий, участвующих в производстве и распределении товаров и услуг. При прочих равных условиях независимо от того, где был произведен продукт - в государственном или частном секторе, на крупной или на мелкой фирме - сумма налога остается одной и той же. Все это, является отличительной чертой “правильного, справедливого” налога в странах, где оптимальное распределение ресурсов определяется свободной игрой рыночных факторов.