Доходы федерального бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 12:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: рассмотреть состав и структуру доходов федерального бюджета.
Задачи курсовой работы:
1. изучить понятие доходов бюджета и рассмотреть состав и структуру доходов федерального бюджета более подробно
2. сравнить зарубежный опыт формирования доходов федерального бюджета в США с доходами федерального бюджета России.

Содержание

Введение
Сущность доходов государственного бюджета………………………
Косвенные налоги, поступающие в федеральный бюджет РФ………
Прямые налоги и их роль в федеральном бюджете России…………
Неналоговые доходы……………………………………………………
Поступления по внутренним и внешним займам……………………..
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.docx

— 79.75 Кб (Скачать)

     Таблица №1. – «Доходы федерального бюджета 2007 – 2010 гг»

Доходы 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год
млрд.руб. уд.вес. млрд.руб уд.вес. млрд.руб уд.вес. млрд.руб уд.вес.
ВВП 30690 - 35000 - 39690 - 44800 -
Всего доходов  6965,3 - 6644,4 - 7465,4 - 7451,2 -
В т.ч  нефтегазовые в % к ВВП - - 2383,1 6,81 2351,9 5,39 2348,3 5,24
Налоговые доходы 3861,29 100 4226 100 4468,2 100 4972,9 100
Налоговые доходы в % к ВВП - 12,6 - 12,1 - 11,3 - 11,1
Налог на прибыль организации 580,4 15,03 524,8 12,42 577,5 12,92 635 12,77
НДС всего 2071,8 53,66 2168,5 51,31 2797,6 62,61 3221,7 64,78
Акцизы 126,68 3,28 149,53 3,53 170,7 3,82 195,3 3,93
НДПИ 1037,74 26,88 880,8 20,84 870,7 19,49 867,4 17,44
Сборы за пользование объектами 4,67 0,12 4,7 0,11 4,7 0,11 4,7 0,99
Водный  налог 13,84 0,36 13 0,31 12,5 0,28 12,2 0,25
Государственная пошлина 26,31 0,68 32,2 0,76 34,5 0,77 36,6 0,74
Неналоговые доходы 2721,86 100 1846,1 100 2398 100 2447,7 100
Неналоговые доходы в % к ВВП - 8,87 - 5,27 - 6,04 - 5,46
Доходы  от ВЭД 2455,08 90,18 1557,1 64,42 2086,7 69,62 2130 68,33
Доходы  от использования имущества 99,78 3,67 99,3 4,11 105,4 3,52 102,1 3,28
Платежи за использование природными ресурсами 37,37 1,37 50,4 2,09 57,7 1,93 60,7 1,95
Доходы  от оказания платных услуг 118,69 4,36 131,7 5,45 138,6 4,62 143,8 4,61
Доходы  от продажи активов 2,23 0,08 2,5 0,1 4,2 0,14 5,4 0,17
Штрафы, санкции, возмещение ущерба 5,95 0,22 3,1 0,13 3,3 0,11 3,5 0,11
Прочие  неналоговые доходы 2,76 0,1 2 - - - - -
 

     Проведём  сравнительную характеристику доходов  федерального бюджета РФ с доходами федерального бюджета США. Структура доходов федерального бюджета США характеризуется следующими данными:

  • подоходный налог с физических лиц - 42%;
  • отчисления на социальное страхование - 38,5%;
  • налог на доходы корпораций - 10%;
  • акцизные сборы - 3,6%;
  • таможенные пошлины - 1,1%
  • прочие доходы - 4,36%.

        Как видим, наиболее крупной  статьей дохода является подоходный  налог с физических лиц. Он взимается по прогрессивной шкале. Имеется необлагаемый минимум доходов. Налогом облагается либо отдельный человек, либо семья. В последнем случае суммируются все виды доходов членов семьи за год. По подоходному налогу с физических лиц предоставляются налоговые льготы: чистый доход уменьшается на необлагаемый минимум, взносы в благотворительные фонды, налоги, уплачиваемые властям штата, местные налоги, проценты, полученные от ценных бумаг правительства штатов и местных органов управления, суммы алиментов, расходы на медицинское обслуживание (в размерах, не превышающих 15% облагаемой суммы). В результате перечисленных вычетов образуется налогооблагаемый доход граждан США. До 1986 г. в США действовало 14 ставок подоходного налога, величина которых варьировалась с 11 до 50%.

     Второй  по величине статьей доходов федерального бюджета США являются отчисления на социальное страхование от фонда зарплаты. Они уплачиваются как работодателем, так и наемным работником. В отличие от других в европейских стран (в том числе и России), где основную часть данного взноса делает работодатель, в США он делится пополам, между работодателем и работником. Ставка отчислений меняется ежегодно при формировании бюджета.

     Налог на доходы от корпораций занимает третье место в доходах федерального бюджета США. Основная налоговая ставка - 34% дохода корпораций. Имеют прогрессивный характер: за первые 50 тысяч долларов налогооблагаемого дохода взимается 15%, за следующие 25 тысяч долларов - 25%. Налог на оставшуюся сумму равен 34%. Такой подход к налогообложению имеет большое значение для средних и малых предприятий.

       По налогу на доходы корпораций  предоставляются налоговые льготы. Из числа дохода корпораций вычитаются: штатные и местные налоги на доходы, 100% дивидендов от дочерних компаний, находящихся в полной собственности корпораций, проценты по ценным бумагам местных властей и штатов, взносы в благотворительные фонды, ускоренная амортизация, льготы на инвестиции и научно-исследовательские работы, налоговые скидки на использование альтернативных источников энергии (солнечная энергия или энергия ветра и др.). В то же время, в некоторых случаях взимается налог на сверхприбыль.

     В начале 80-х годов был введен налог  на сверхприбыль от нефти в связи    снятием контроля за внутренними  ценами на нефть.

     Федеральные акцизные сборы занимают скромное место  в доходах федерального бюджета: всего 3%. Акцизные сборы установлены на алкогольные и табачные изделия, 10% бензин, дорогие автомобили, меха, драгоценности, личные самолеты и др. Кроме того, в США акцизные сборы установлены на дороги и воздушные перевозки.

       Вывод: В США и России основными  поступлениями в бюджет являются  налоги. Но в России все же  налоги составляют более 75% от  всех доходов бюджета, а в США лишь 57%. Основным налоговым доходом в России является доход от НДС - 36%, в США - подоходный налог с физических лиц и социальные взносы - 42% и 38,5% соответственно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Косвенные налоги, поступающие в федеральный бюджет

     Косвенные налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, это часть  чистого дохода, создаваемого в предприятиях и изымаемая в бюджет косвенно путем включения в цену продукции, товаров, покупая которые потребители  оплачивают и косвенные налоги. Таким  образом, хотя платят косвенные налоги предприятия, конечными плательщиками  являются потребители, т. к. предприятия как бы перекладывают суммы налогов друг на друга и на конечного покупателя, их интересы напрямую не затрагиваются.

     Косвенные налоги имеют большое социально-экономическое  значение и играют важную роль в  экономике страны.

     Во-первых, они являются весомым источником доходов государства, их доля в бюджете  значительны выше, чем доля налога на прибыль.

     Во-вторых, с помощью косвенных налогов  осуществляется распределение и  перераспределение доходов между  различными социальными группами населения.

     В-третьих, косвенные налоги оказывают влияние  на уровень цен, повышая ее примерно на 30 %, а по отдельным товарам и на 50 %, поэтому они являются фактором регулирования уровня цен, средством воздействия на их динамику (инфляцию или дефляцию).

     В-четвертых, система косвенных налогов оказывает  воздействие на производство, торговлю, потребление, способствуя их росту  или, наоборот, сокращению, то есть позволяет  регулировать движение сфер товарного  обращения в соответствии с целями развития экономики.

     Являясь прямой надбавкой к цене, косвенные  налоги носят явно выраженный фискальный характер, легко поддаются учету  и контролю, и в России стали  приоритетным направлением системы  сбора налоговых платежей. Многие экономисты считают эти налоги самыми несправедливыми, поскольку они  регрессивны по отношению к доходу потребителей – с низких доходов  взимается более высокий процент, а с высоких – более низкий.

     Практика  использования косвенных налогов  характерна для большинства развитых стран, и традиционно в рыночной экономике они используются для  сдерживания потребления, а в  России стали одним из основных источников формирования госбюджетных средств.

     В настоящее время применяют 2 косвенных  налога: акциз и налог на добавленную  стоимость. Рассмотрим косвенные налоги, так как они имеют разное экономическое  содержание, назначение, по-разному  включаются в цену и влияют на ее уровень.

  1. Акцизный налог включается в состав цены предприятия-изготовителя подакцизной продукции и вносится в бюджет по мере реализации этой продукции.

     Акцизы  установлены на товары и продукцию, уровень потребления которых  малоэластичен по отношению к  цене, или на дефицитную высокорентабельную продукцию и товары, предназначенные  для населения, производство которых  имеет низкую себестоимость. Если бы государство не изымало в бюджет суммы акцизов, то предприятия, производящие подакцизные товары, имели бы сверхприбыль.

     Таким образом, акциз установлен на ограниченный круг товаров и включается в цену однократно.

  1. Налог на добавленную стоимость

     Налог на добавленную стоимость (НДС) является новым элементом налоговой системы  для России и взят из практики налогообложения  западных стран.

     Система налога на добавленную стоимость  была разработана и внедрена почти  во всех отраслях во Франции в 50-х  годах, а с 1968 года распространилась на торговлю. В настоящее время  НДС применяется более чем  в 40 странах с экономикой, основанной на рыночных отношениях.

     По  своей экономической сущности НДС  представляет собой одну из форм изъятия  в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой в процессе производства и реализации продукции, товаров, строительстве, оказании услуг, выполнении работ. В каждом звене товародвижения в бюджет изымается часть прироста стоимости, созданной трудом работников. Эта часть определяется по твердо установленным ставкам, включается в цену и вносится в бюджет по мере реализации продукции, товаров, работ, оказании услуг.

     Налог на добавленную стоимость заменил  два ранее действовавших налога: налог с оборота и налог  с продаж. Вышеназванные налоги функционировали  в условиях жесткого государственного контроля над ценами. Новый налог  выгодно отличается от своих «предшественников». Налог более эффективен, чем налог  с оборота, так как охватывает товарооборот на всех стадиях, и с  его ростом налоговые поступления  должны стабильно увеличиваться. Он менее обременителен для отдельного производителя, поскольку обложению  подлежит не весь оборот, а лишь прирост  стоимости. НДС относительно легче  для потребителя - покупателя в связи  с тем, что налог с оборота, несмотря на широкую систему льгот, в отдельных случаях взимался не один раз с одного товара. И, наконец, это более простая форма обложения, так как для всех плательщиков на территории страны установлен одинаковый механизм взимания. Тем самым обеспечивается равный подход к вовлечению в процесс  формирования бюджета всех хозяйствующих  субъектов, независимо от организационно - правовых форм и форм собственности. Введение налога на добавленную стоимость, а так же акцизов, означает признание косвенного обложения.

     Переход к косвенному налогообложению в  нашей стране обусловлен необходимостью решения следующих задач: ориентацией  на гармонизацию налоговых систем стран  Европы; обеспечения стабильного  источника доходов в бюджет; систематизации налогов.

     Основная  функция НДС - фискальная. За рубежом  налог на добавленную стоимость  рассматривается в качестве многоступенчатого  всеобъемлющего налога, распространяющегося  на все стадии процесса производства и распределения и включающего  в свою базу все виды товаров и услуг. НДС - это налог зачетного типа, исключающий кумулятивный эффект налогообложения, поскольку дает возможность зарегистрированным в качестве плательщиков этого налога фирмам вычитать суммы, уплаченные зарегистрированным поставщикам-плательщикам НДС, из сумм выручки за реализацию товаров или услуг. С точки зрения международных отношений НДС “ориентирован на пункт назначения”, то есть товары и услуги облагаются в стране назначения или месте их потребления, а не по месту происхождения или производства. Наконец, НДС представляет собой разновидность налога на потребление.

     К достоинствам НДС западные эксперты традиционно относят, прежде всего, его нейтральность по отношению  к сложившейся в стране системе  производства и распределения товаров  и услуг. В частности, в отличие  от налога с оборота, который подвержен  каскадному эффекту, НДС сохраняет  индифферентность по отношению к  числу посредников при движении товара по товаропроводящей сети от производителя  к конечному потребителю. НДС  нейтрален по отношению к технологии изготовления товара. Другими словами, он не зависит от того, является технология трудоемкой, капиталоемкой или наукоемкой. НДС не зависит от конкретной организационно-правовой формы предприятий, участвующих  в производстве и распределении  товаров и услуг. При прочих равных условиях независимо от того, где был  произведен продукт - в государственном  или частном секторе, на крупной  или на мелкой фирме - сумма налога остается одной и той же. Все  это, является отличительной чертой “правильного, справедливого” налога в странах, где оптимальное распределение  ресурсов определяется свободной игрой рыночных факторов.

Информация о работе Доходы федерального бюджета