Доходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации: общая характеристика источников и метод

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:30, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение Пенсионного фонда России.

В ходе исследования необходимо решить следующие задачи:

· рассмотреть правовые основы и механизм формирования Пенсионного фонда РФ;

· изучить механизм использования средств фонда, его расходы и доходы в исследуемом периоде;

· рассмотреть проблемы совершенствования механизма формирования и использования средств Пенсионного фонда.

Объектом исследования является Пенсионный фонд РФ, предметом - механизм его формирования и использования.

Содержание

Введение Ошибка! Закладка не определена.

Глава 1. Теоретические основы деятельности Пенсионного фонда РФ 3

1.1 Сущность и содержание деятельности Пенсионного фонда РФ

1.2 Правовые основы пенсионного обеспечения в РФ

Глава 2. Механизм формирования и использования финансовых ресурсов Пенсионного фонда Ошибка! Закладка не определена.

2.1 Общая характеристика доходов Пенсионного фонда

2.2 Динамика и структура доходов Пенсионного фонда

2.3 Методы формирования доходов

Глава 3. Основные направления совершенствования формирования доходной части Пенсионного фонда РФ 16

3.1 Проблемы формирования и использования финансовых ресурсов РФ

3.2 Перспективы развития в формировании доходов Пенсионного фонда

Заключение 31

Список использованной литературы 33

Приложения 3

Работа содержит 1 файл

Доходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации общая характеристика источников и методы формирования.docx

— 267.49 Кб (Скачать)

4. Оставшуюся  часть доходов от инвестирования  средств Резервного фонда и  Фонда национального благосостояния, равную 25% следует направить на  стимулирование добровольных пенсионных  накоплений. В соответствии с  данной программой каждый гражданин  трудоспособного возраста имеет  право на самостоятельное пополнение  своего именного персонифицированного  счета в ПФРФ на сумму, не  превышающую 10 тыс. руб. в год.  Государство за счет средств  Фонда национального благосостояния  осуществляет перечисление равнозначной  суммы на тот же счет.

5. Использование  доходов от государственной собственности  при формировании доходной части  бюджета ПФРФ. В связи с прогнозом  значительного роста цен на  энергоносители в период 2008-2020 гг. федеральный бюджет РФ будет  являться профицитным. Поэтому  станет возможным перечисление  средств, полученных в качестве  доходов от государственной собственности,  в бюджет Пенсионного фонда  России.

6. В связи  с негативной тенденцией к  росту задолженности страхователей  необходимо предусмотреть комплекс  мер, направленных на повышение  эффективности работы по администрированию  страховых взносов и погашению  задолженности. 

7. В целях  повышения роли негосударственных  пенсионных фондов (далее – НПФ), роста доверия к их деятельности  в обществе целесообразно усилить  защиту прав вкладчиков и участников. Для этого необходимо создавать  объединенные гарантийные фонды  для НПФ и сформировать систему  страхования вкладов в НПФ.  Государство должно обеспечивать  регулирование, надзор и контроль  за деятельностью НПФ. В целях  стимулирования участия работников  и работодателей в системе  негосударственного пенсионного  обеспечения следует установить  благоприятный налоговый режим  для субъектов системы добровольного  негосударственного  пенсионного  обеспечения на базе НПФ. Система  налогообложения при уплате работодателями  и работниками пенсионных взносов  должна являться стимулирующей,  т.е. способствующей формированию  пенсионных накоплений. Так, основными  плательщиками обязательных платежей  являются работодатели, которые  совершенно не заинтересованы  в полноте их уплаты, так как  получателями материальной выгоды  по пенсионному страхованию являются  наемные работники. Разделение  функций субъекта, формирующего  страховой фонд, и субъекта, получающего  из него страховые выплаты,  нарушает всю систему страховых  отношений: работодатель, выплачивая  вознаграждение в нелегальной  форме, в современном представлении  своих наемных работников нисколько  не ущемляет их интересы –  они вполне готовы получать  свой заработок в данном виде. В настоящее время работник  мало интересуется размером той  суммы, которая была уплачена  на его социальное страхование.

Так проф. Федотов Д.Ю. предлагает заменить единый социальный налог на страховые взносы, а функции плательщика  обязательных платежей в систему  социального страхования России передать от работодателей к самим  работникам, закрепив в их сознании представление о полной зависимости  размера получаемых социальных выплат от суммы уплаченных обязательных платежей, оставив при этом за работодателем  функции налогового агента удерживать из заработка работника данные платежи  и перечислять их во внебюджетные фонды26. Следует заменить действующую схему финансовых отношений в системе ОПС РФ (приложение 7) на схему, предусматривающую эквивалентность финансовых обязательств застрахованного лица и уровня его пенсионной защиты (приложение 8)

В основе предлагаемой страховой  модели формирования доходов пенсионной системы лежит полная замена единого  социального налога на страховые  взносы на обязательное пенсионное страхование (данная реформа была проведена и  с 1 января 2010 года, ЕСН был упразднен). Кроме того, по мнению проф. Федотова Д.Ю. увеличить ставку обязательных платежей в ПФРФ до размера, установленного до реформы 2005 г., когда ее максимальное значение составляло 28% от фонда оплаты труда. В результате данный страховой механизм пенсионной защиты позволит как снизить налоговое бремя отечественных предприятий, так и повысит заинтересованность и ответственность работников в уплате обязательных платежей в бюджет ПФРФ.

Реализация этих предложений  позволит обеспечить финансовую независимость  бюджета ПФРФ в кратко, - средне - и долгосрочной перспективе, поддержать коэффициент замещения трудовой пенсии на уровне не ниже прожиточного минимума.

К основным направлениям обеспечения  финансовой устойчивости пенсионной системы  относятся:

  • составление обоснованного прогноза потребности в финансовых ресурсах для выплаты социальных и трудовых пенсий с использованием актуарных расчетов и на основе оценки демографической ситуации, продолжительности жизни пенсионеров, прожиточного минимума;
  • определение на основе анализа динамики заработной платы, темпов экономического роста, возможного уровня страховых взносов в пенсионную систему;
  • прогноз инфляции, воздействующей на реальные доходы, как работающего населения, так и пенсионеров;
  • определение форм инвестирования пенсионных накоплений, позволяющих сочетать приемлемую доходность с относительно низкими финансовыми рисками;
  • выявление степени сбалансированности доходов и расходов пенсионной системы и определение способов финансирования возможного дефицита, в том числе, за счет специальных фондов или средств федерального бюджета.

 

Заключение

В настоящее  время сфера пенсионного обеспечения  характеризуется наличием большого числа острых проблем, требующих  неотложного решения. Существующая пенсионная система является обременительной  для экономики и в то же время  не обеспечивает даже минимальные потребности  значительных по численности слоев  населения, охваченных пенсионным обеспечением. Основными ее недостатками являются:

-финансовая  нестабильность;

-слабая  дифференциация пенсионного обеспечения  в зависимости от трудового  вклада;

-неоправданно  большой удельный вес льготных  пенсий:

-отсутствие  социально-справедливого механизма  повышения размеров пенсий в  связи с ростом стоимости жизни. 

Для достижения финансовой устойчивости пенсионные системы  разных стран изменялись на протяжении многих лет. На сегодняшний день ведущие  экономисты видят развитие системы  в накопительном элементе. Опыт зарубежных стран показывает, что накопительная  пенсионная система благотворно  влияет на замещения пенсией заработной платы населения и на экономику  страны в целом. В России также  наблюдается переход к накопительному пенсионному обеспечению.

На финансовую устойчивость пенсионной системы в  целом, оказывают влияние экономические, демографические, политические и социальные факторы. Влияние данных факторов может  быть скорректировано с помощью  экономических, социальных и политических действий, проводимых государством. Также  были отмечены факторы (платежеспособность; наличие финансовых ресурсов для  развития системы; наличие или отсутствие страховых пенсионных резервов; соответствие объема и целевой направленности финансовых ресурсов объему и структуре  текущих и долгосрочных обязательств пенсионной системы), влияющие на финансовую устойчивость ПФРФ, так как Фонд составляет значительную часть пенсионной системы страны.

Проанализировав состав финансовых ресурсов ПФРФ, как  основного элемента пенсионной системы, было выявлено, что собственные доходы недостаточны для выполнения обязательств, принятых на себя Фондом. Основное финансирование обязательств происходит с помощью  средств Федерального бюджета. Резервы  Фонда на страховую часть пенсии были израсходованы полностью к 2007 году. Таким образом, оптимизация  формирования финансовых ресурсов Фонда  должна осуществляться за счет увеличения собственных доходов, в частности, путем увеличения страховых взносов  в ПФРФ (последовательное увеличение ставки взноса, упразднение льгот  для определенных категорий налогоплательщиков, усиления контроля системы уплаты взносов, стимулирование добровольных взносов  работающих граждан и работодателей).

Основными направлениями  совершенствования системы управления финансовыми ресурсами были выделены:

  • Вывод выплат базовой части трудовой пенсии и выплат по государственному пенсионному обеспечению из подчинения ПФРФ в ведение Федерального бюджета.
  • Использовать доходы от инвестирования средств Резервного Фонда и Фонда национального благосостояние в размере 75% от этих фондов и оставшиеся 25% использовать на софинансирование добровольных взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
  • Использовать доходы Федерального бюджета от использования собственности, находящейся в его распоряжении.
  • Усиление системы контроля за своевременностью выплат страховых взносов в соответствующих объемах.
  • Защита прав вкладчиков и участников НПФ, с целью увеличения их доли в пенсионной системе страны.

 

Список использованной литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Бюджетный кодекс Российской федерации
  3. Федеральный закон от 18 июля 2009г №182 ФЗ
  4. Федеральный закон от 24 июля 2009г №212 ФЗ
  5. Финансы, учебник, под ред. Маркиной Е.В. – М, финансы и статистика 2010
  6. Бюджетная система Российской Федерации, учебник, под ред. Маркиной Е.В. – М, Финансовая академия при Правительстве Российской федерации, 2008
  7. Финансово-кредитный энциклопедический словарь, под общей ред. Грязновой А.Г. – М. финансы и статистика, 2002
  8. Развитие пенсионной системы России: вопросы теории и практики диссертация доктора экономических наук: 08.00.10/ Федотов Дмитрий Юрьевич, Иркутск, 2009
  9. «О признаках финансовой устойчивости пенсионной системы», Долотов В.А. – Финансы, 2009 №5
  10. «Пенсионное будущее. Реформирование системы». В. Романов. «Современный предприниматель», 2009 №7
  11. «Финансовое обеспечение пенсионной системы в странах ЕС и в России», Емельянова Т.В. – Финансы, 2008 №10
  12. «О путях повышения страховых принципов пенсионной системы», Биткина И.К. – Финансы, 2009 №2
  13. «The evolution of pension systems in Eastern Europe and Central Asia: opportunities, constrains, dilemmas and emerging practices/ David Lindeman, Michel Rutkowski, Oleksiy Sluchynskyy, Washington, World Bank 2000
  14. Проект постановления Правления ПФР «Об утверждении порядка размещения средств страховых взносов в депозиты в рублях в российских кредитных организациях».
  15. http://www.minfin.ru
  16. http://www.economy.gov.ru
  17. http://www.pfrf.ru

 

Приложения

 

Приложение 1.Совокупные активы и направления  инвестирования финансовых ресурсов НПФ  США

Источник: Ежеквартальный отчет Федеральной Резервной Службы США по финансовым институтам. Таблица L118. (http:federalreserve.gov/releases)

 

Приложение 2. Распределение инвестирования финансовых активов домохозяйств (США, Великобритания, Япония, Франция, Германия)

Источник: Principles of banking and finance subject guide/ E Baccalli, University of London, 2008, p. 48

 

 

Приложение 3. Факторы финансовой устойчивости пенсионной системы.

Источник: Основные направления обеспечения финансовой устойчивости пенсионной системы России кандидатская диссертация кандидата экономических наук: 08.00.10/ Перцева Светлана Юрьевна, Москва, 2008

 

Приложение 4. Население России

Источник: Росстат: динамика изменения численности населения 1960 – 2010.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5. Население России

Источник: Росстат: динамика изменения численности населения: рождаемость и смертность 1991 – 2008

 

Приложение  6. Коэффициент замещения в 2005-2010 гг.

Показатель 

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Среднемесячная заработная плата, руб.

 

8 550,2

 

10 736

 

14 406

 

15 571

 

18 094

 

20 815

Средний размер пенсии, руб.

 

2 538

 

2 838

 

3 296

 

3 996

 

4 251

 

5 109

Коэффициент замещения (пенсия/заработная плата), %

 

29,7

 

26,4

 

22,9

 

25,7

 

23,5

 

24,5


Источник: Минэкономразвития РФ (http://www.economy.gov.ru/minec/), Росстат

 

Приложение  7. Действующая модель финансовых отношений в системе ОПС России

Источник: Развитие пенсионной системы России: вопросы теории и практики диссертация доктора экономических наук: 08.00.10/ Федотов Дмитрий Юрьевич, Иркутск, 2009

Информация о работе Доходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации: общая характеристика источников и метод