Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:30, курсовая работа
Целью работы является изучение Пенсионного фонда России.
В ходе исследования необходимо решить следующие задачи:
· рассмотреть правовые основы и механизм формирования Пенсионного фонда РФ;
· изучить механизм использования средств фонда, его расходы и доходы в исследуемом периоде;
· рассмотреть проблемы совершенствования механизма формирования и использования средств Пенсионного фонда.
Объектом исследования является Пенсионный фонд РФ, предметом - механизм его формирования и использования.
Введение Ошибка! Закладка не определена.
Глава 1. Теоретические основы деятельности Пенсионного фонда РФ 3
1.1 Сущность и содержание деятельности Пенсионного фонда РФ
1.2 Правовые основы пенсионного обеспечения в РФ
Глава 2. Механизм формирования и использования финансовых ресурсов Пенсионного фонда Ошибка! Закладка не определена.
2.1 Общая характеристика доходов Пенсионного фонда
2.2 Динамика и структура доходов Пенсионного фонда
2.3 Методы формирования доходов
Глава 3. Основные направления совершенствования формирования доходной части Пенсионного фонда РФ 16
3.1 Проблемы формирования и использования финансовых ресурсов РФ
3.2 Перспективы развития в формировании доходов Пенсионного фонда
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Приложения 3
Также государство разработало
концепцию Концепции социально-
Социальный фактор: влияние социальных факторов на демографические
Важным фактором, влияющим
на уровень рождаемости является
поддержка государства в сфере
семьи, брака, будущих поколений. Как
уже говорилось ранее, в России 2007
год был назван годом ребенка,
а 2008 – годом семьи. Таким образом
государство показывает свои приоритеты
и поддерживает молодые семьи. Также
с 1 января 2007 года за рождение второго
ребенка государство
Социальный фактор: склонность/отрицание накопления
Существует несколько
направлений использования
ПФРФ аккумулирует значительные финансовые ресурсы и распоряжается ими (около 85% всех финансовых ресурсов пенсионной системы), соттветсвенно важно выделить факторы, которые могут повлиять на финасновую устойчивость ПФРФ.
В качестве критериев устойчивости
пенсионной системы возможно использование
обычных признаков финансовой устойчивости:
платежеспособность и наличие финансовых
ресурсов для развития системы. Однако
для пенсионной системы, также необходимо
определение наличия или
Перечисленные признаки связаны
между собой и в совокупности
характеризуют состояние
Финансовая устойчивость ПФРФ зависит от финансовой устойчивости, в первую очередь, страховой и бюджетной составляющей доходов ПФРФ. Страховая составляющая является финансовым источником для выплаты страховых частей пенсий, бюджетная составляющая (федеральный бюджет) - источник финансирования базовых частей пенсий, государственных и социальных пенсий, доплат к трудовым пенсиям за особые заслуги и т.д.
Рассматривая первый признак устойчивости пенсионной системы - платежеспособность, - можно отметить, что в современных условиях ПФРФ не имеет случаев задержки и невыплаты пенсий из-за отсутствия средств для этих целей. Более того, ПФРФ обеспечивает свою платежеспособность в условиях ежегодно увеличивающегося объема пенсионных и социальных обязательств пенсионной системы.
Так, если в 2001 г. (базовый год перед началом реализации пенсионной реформы) объем средств на выплату пенсий в РФ составлял 490,7 млрд. руб., то уже в 2007 г. пенсионные выплаты увеличились в 3 раза - до 1500,0 млрд. руб., в 2009 они составили 1680 млрд. руб.
Однако платежеспособность системы обеспечивается не собственными доходами системы, а средствами федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, направляемыми на возмещение недостатка собственных средств. В 2010 запланированы трансферты в ПФРФ из федерального бюджета в сумме 2 530 047 432,4 тыс. рублей и бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 4 451 818,4 тыс. рублей22. В соответствии с подписанным законом, суммарные доходы ПФРФ в 2010 году прогнозируются в сумме 4,7 трлн рублей, что составляет 10,8 процента объема ВВП страны. Суммарные расходы оцениваются в сумме 4,4 трлн. В бюджете 2010 года превышение доходов над расходами будет формироваться за счет средств пенсионных накоплений (накопительной части будущей пенсии) - 282 млрд рублей. Также в бюджете фонда на 2010-2012 годы учтены средства федерального бюджета на софинансирование пенсионных накоплений за счет средств Фонда национального благосостояния. В 2010 году перечисления государства должны составить 2,5 млрд рублей.
Второй признак - наличие
необходимых ресурсов для развития
- характеризует пенсионную систему
как устойчивую, способную к развитию.
Ежегодно повышается технологическая
оснащенность системы, ведется работа
по обучению и повышению квалификации
персонала ПФРФ. Подтверждением данного
вывода является также и то, что
ПФРФ практически ежегодно расширяет
сферу своей деятельности. Если первоначально
фонд создавался как строго пенсионная
система, то в настоящее время, наряду
с пенсионным обеспечением, ПФРФ поручают
решать целый ряд социальных задач,
таких как: назначение и ежемесячные
денежные выплаты федеральным
Третий признак - отсутствие
страхового резерва в ПФРФ - также
характеризует отечественную
Необходимо отметить, что система вступила в этап своего реформирования, фактически имея страховой резерв, в качестве которого выступал профицит бюджета ПФРФ. Однако с 2005 г. при введении в действие уменьшенной ставки единого социального налога (ЕСН) на 8% (с 28 до 20% от фонда оплаты труда) резерв ПФРФ был использован для финансирования пенсий, что привело систему в неустойчивое состояние. Также до 2010 года была характерна регрессивна ставка налога по ЕСН, в 2010 году страховые платежи в ПФРФ зачислялись по плоской ставке – 20%25. С 2011 года ставка по ОПС была увеличена до 26%. Это должно способствовать увеличению доходной базы ПФРФ.
Четвертый признак - соответствие объема и направленности доходов ПФРФ объему и структуре пенсионных обязательств - выглядит следующим образом.
Расходные обязательства системы состоят из финансирования по нескольким направлениям:
Соответствие доходов
системы и расходных
В то же время доходы пенсионной системы не соответствуют обязательствам по базовой и страховой частям трудовой пенсии, по обязательствам по государственным пенсиям (содержат в своей структуре трудовую пенсию и надбавку за государственную службу, которая финансируется из Федерального бюджета).
Несоответствие доходов ПФРФ расходам были заложены реформой пенсионной системы по доходам и расходам на страховую часть трудовых пенсий в 2001 году. Объясняется это двумя обстоятельствами:
- низкий размер базовой части трудовой пенсии, установленной в 2002 г. в размере 450 руб.;
- достаточный тариф ЕСН на базовую часть пенсий, равный на тот период 14% от ФОТ.
Фактически накопленный профицит ПФРФ, как фактор финансовой устойчивости пенсионной системы был израсходован на финансирование оставшихся обязательств, при уменьшении доходов ПФРФ.
Следующим шагом законодательно тариф ЕСН на базовую часть пенсии сократился с 14 до 6 процентов. Соответственно доходы пенсионной системы перестали обеспечивать выплаты базовой части трудовых пенсий. В настоящее время в пенсионной системе доходы и по базовой, и по страховой частям трудовой пенсии не соответствуют обязательствам.
Действующая в РФ система
пенсионного страхования
3.2 Перспективы
развития в формировании
По нашему мнению, обеспечение финансовой устойчивости пенсионной системы России возможно при соблюдении следующих условий:
При этом должны развиваться как обязательное пенсионное страхование, так и добровольное пенсионное страхование. Важнейшим условием стабильного развития Пенсионного фонда Российской Федерации является неуклонное соблюдение страховых принципов, а именно:
– финансовая независимость;
– сохранение
потребительской стоимости
– полное соответствие размера назначенной пенсии страховому вкладу застрахованного лица в трудоспособный период его жизни.
В целях решения проблемы сбалансированности бюджета ПФРФ, повышения его финансовой устойчивости, необходимо принять следующие меры:
1. Базовую
часть трудовой пенсии следует
вывести из системы
2. Целесообразно
возложить реализацию функций
по государственному
3. В доходную
часть бюджета ПФРФ следует
перечислять средства, полученные
в качестве доходов от