Доходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации: общая характеристика источников и метод

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:30, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение Пенсионного фонда России.

В ходе исследования необходимо решить следующие задачи:

· рассмотреть правовые основы и механизм формирования Пенсионного фонда РФ;

· изучить механизм использования средств фонда, его расходы и доходы в исследуемом периоде;

· рассмотреть проблемы совершенствования механизма формирования и использования средств Пенсионного фонда.

Объектом исследования является Пенсионный фонд РФ, предметом - механизм его формирования и использования.

Содержание

Введение Ошибка! Закладка не определена.

Глава 1. Теоретические основы деятельности Пенсионного фонда РФ 3

1.1 Сущность и содержание деятельности Пенсионного фонда РФ

1.2 Правовые основы пенсионного обеспечения в РФ

Глава 2. Механизм формирования и использования финансовых ресурсов Пенсионного фонда Ошибка! Закладка не определена.

2.1 Общая характеристика доходов Пенсионного фонда

2.2 Динамика и структура доходов Пенсионного фонда

2.3 Методы формирования доходов

Глава 3. Основные направления совершенствования формирования доходной части Пенсионного фонда РФ 16

3.1 Проблемы формирования и использования финансовых ресурсов РФ

3.2 Перспективы развития в формировании доходов Пенсионного фонда

Заключение 31

Список использованной литературы 33

Приложения 3

Работа содержит 1 файл

Доходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации общая характеристика источников и методы формирования.docx

— 267.49 Кб (Скачать)

Также государство разработало  концепцию Концепции социально-экономического развития до 2020 г. из-за следующих факторов:

  • Сокращение доходной части федерального бюджета вследствие падения цен на углеводородное сырье,
  • плохая демографическая ситуация, рост к 2023 г. числа получателей трудовых пенсий до 42,8 млн человек при сокращении численности занятого в экономике населения до 44,5 млн человек 19.

Социальный  фактор: влияние социальных факторов на демографические

Важным фактором, влияющим на уровень рождаемости является поддержка государства в сфере  семьи, брака, будущих поколений. Как  уже говорилось ранее, в России 2007 год был назван годом ребенка, а 2008 – годом семьи. Таким образом  государство показывает свои приоритеты и поддерживает молодые семьи. Также  с 1 января 2007 года за рождение второго  ребенка государство выплачивает 250 000 рулей.  Кроме того идет активное строительство детских садов, школ, спортивных комплексов. Все вышеизложенные факты говорят о том, что в России демографическая обстановка является важным социальным фактором.

Социальный фактор: склонность/отрицание  накопления

Существует несколько  направлений использования накоплений. В первую очередь – потратить  сбережения на собственные нужды, например на покупку машины. С другой стороны  можно инвестировать эти средства, получаю при этом определенные проценты, но и неся некоторые риски. Но также  существует и третий вариант –  инвестировать данные средства в  свою пенсию. Государство поддерживает население в его стремлении увеличить  размер своей будущей пенсии через  софинансирование их взносов. По данной программе государство удваивает  ваш взнос в данном году в размере  от 2 000 до 12 000 рублей20. Последний вариант наиболее выгоден и для ПФРФ, так как увеличивает ресурсы, которые он может инвестировать.

ПФРФ аккумулирует значительные финансовые ресурсы и распоряжается  ими (около 85% всех финансовых ресурсов пенсионной системы), соттветсвенно  важно выделить факторы, которые  могут повлиять на финасновую устойчивость ПФРФ.

В качестве критериев устойчивости пенсионной системы возможно использование  обычных признаков финансовой устойчивости: платежеспособность и наличие финансовых ресурсов для развития системы. Однако для пенсионной системы, также необходимо определение наличия или отсутствия страховых пенсионных резервов и  соответствия объема и целевой направленности финансовых ресурсов объему и структуре  текущих и долгосрочных обязательств пенсионной системы21.

Перечисленные признаки связаны  между собой и в совокупности характеризуют состояние устойчивости пенсионной системы. Так, способность  системы выполнять свои финансовые обязательства по выплате пенсий можно отнести к общей оценке системы, а наличие дефицита или  профицита доходов ПФРФ показывает степень устойчивости системы. Точно  так же наличие страховых пенсионных резервов в ПФРФ усиливает устойчивость пенсионной системы, а отсутствие страховых  резервов снижает.

Финансовая устойчивость ПФРФ зависит от финансовой устойчивости, в первую очередь, страховой и  бюджетной составляющей доходов  ПФРФ. Страховая составляющая является финансовым источником для выплаты  страховых частей пенсий, бюджетная  составляющая (федеральный бюджет) - источник финансирования базовых  частей пенсий, государственных и  социальных пенсий, доплат к трудовым пенсиям за особые заслуги и т.д.

Рассматривая первый признак  устойчивости пенсионной системы - платежеспособность, - можно отметить, что в современных  условиях ПФРФ не имеет случаев задержки и невыплаты пенсий из-за отсутствия средств для этих целей. Более  того, ПФРФ обеспечивает свою платежеспособность в условиях ежегодно увеличивающегося объема пенсионных и социальных обязательств пенсионной системы.

Так, если в 2001 г. (базовый год перед началом реализации пенсионной реформы) объем средств на выплату пенсий в РФ составлял 490,7 млрд. руб., то уже в 2007 г. пенсионные выплаты увеличились в 3 раза - до 1500,0 млрд. руб., в 2009 они составили 1680 млрд. руб.

Однако платежеспособность системы обеспечивается не собственными доходами системы, а средствами федерального бюджета и бюджетов субъектов  РФ, направляемыми на возмещение недостатка собственных средств. В 2010 запланированы  трансферты в ПФРФ из федерального бюджета в сумме 2 530 047 432,4 тыс. рублей и бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 4 451 818,4 тыс. рублей22. В соответствии с подписанным законом, суммарные доходы ПФРФ в 2010 году прогнозируются в сумме 4,7 трлн рублей, что составляет 10,8 процента объема ВВП страны. Суммарные расходы оцениваются в сумме 4,4 трлн. В бюджете 2010 года превышение доходов над расходами будет формироваться за счет средств пенсионных накоплений (накопительной части будущей пенсии) - 282 млрд рублей. Также в бюджете фонда на 2010-2012 годы учтены средства федерального бюджета на софинансирование пенсионных накоплений за счет средств Фонда национального благосостояния. В 2010 году перечисления государства должны составить 2,5 млрд рублей.

Второй признак - наличие  необходимых ресурсов для развития - характеризует пенсионную систему  как устойчивую, способную к развитию. Ежегодно повышается технологическая  оснащенность системы, ведется работа по обучению и повышению квалификации персонала ПФРФ. Подтверждением данного  вывода является также и то, что  ПФРФ практически ежегодно расширяет  сферу своей деятельности. Если первоначально  фонд создавался как строго пенсионная система, то в настоящее время, наряду с пенсионным обеспечением, ПФРФ поручают решать целый ряд социальных задач, таких как: назначение и ежемесячные  денежные выплаты федеральным льготникам, Героям Советского Союза, России, Социалистического  Труда и кавалерам орденов  Славы, назначение и выплата материнского семейного капитала, реализация социальных программ регионов. С 1 октября 2008 г. ПФРФ реализует добровольное страхование граждан РФ по Федеральному закону от 30.04.2008 N 56-ФЗ. Также с 2010 года – единый социальный налог (ЕСН) с 1 января заменен страховыми взносами в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования. При этом функция администрирования взносов в ПФРФ и ФОМС передана от налоговых органов ПФРФ23. Это подтверждает устойчивость системы и ее способность к развитию.

Третий признак - отсутствие страхового резерва в ПФРФ - также  характеризует отечественную пенсионную систему как неустойчивую в данный период времени. Для бюджета ПФРФ в 2010 году не предусмотрен резерв бюджета  Фонда в части, не связанной с  формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий24.

Необходимо отметить, что  система вступила в этап своего реформирования, фактически имея страховой резерв, в качестве которого выступал профицит бюджета ПФРФ. Однако с 2005 г. при введении в действие уменьшенной ставки единого социального налога (ЕСН) на 8% (с 28 до 20% от фонда оплаты труда) резерв ПФРФ был использован для финансирования пенсий, что привело систему в неустойчивое состояние. Также до 2010 года была характерна регрессивна ставка налога по ЕСН, в 2010 году страховые платежи в ПФРФ зачислялись по плоской ставке – 20%25. С 2011 года ставка по ОПС была увеличена до 26%. Это должно способствовать увеличению доходной базы ПФРФ.

Четвертый признак - соответствие объема и направленности доходов  ПФРФ объему и структуре пенсионных обязательств - выглядит следующим  образом.

Расходные обязательства  системы состоят из финансирования по нескольким направлениям:

  • базовая часть трудовых пенсий,
  • страховая часть трудовых пенсий,
  • государственные пенсии,
  • ежемесячные денежные выплаты Героям Советского Союза, России, Социалистического Труда, кавалерам ордена Славы, федеральным льготникам,
  • доплаты к трудовым пенсиям,
  • выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета.

Соответствие доходов  системы и расходных обязательств обеспечивается только по ежемесячным  денежным выплатам, доплатам к трудовым пенсиям, выплатам правопреемникам  сумм пенсионных накоплений, досрочным  пенсиям, выплачиваемым безработным (финансируется из бюджетов субъектов  РФ).

В то же время доходы пенсионной системы не соответствуют обязательствам по базовой и страховой частям трудовой пенсии, по обязательствам по государственным пенсиям (содержат в своей структуре трудовую пенсию и надбавку за государственную службу, которая финансируется из Федерального бюджета).

Несоответствие доходов  ПФРФ расходам были заложены реформой пенсионной системы по доходам и  расходам на страховую часть трудовых пенсий в 2001 году. Объясняется это  двумя обстоятельствами:

- низкий размер базовой  части трудовой пенсии, установленной  в 2002 г. в размере 450 руб.;

- достаточный тариф ЕСН  на базовую часть пенсий, равный  на тот период 14% от ФОТ.

Фактически накопленный  профицит ПФРФ, как фактор финансовой устойчивости пенсионной системы был  израсходован на финансирование оставшихся обязательств, при уменьшении доходов  ПФРФ.

Следующим шагом законодательно тариф ЕСН на базовую часть  пенсии сократился с 14 до 6 процентов. Соответственно доходы пенсионной системы перестали  обеспечивать выплаты базовой части  трудовых пенсий. В настоящее время  в пенсионной системе доходы и  по базовой, и по страховой частям трудовой пенсии не соответствуют обязательствам.

Действующая в РФ система  пенсионного страхования специалистами  оценивается как неэффективная. Основанием для такого вывода является: низкий уровень трудовых пенсий, наличие  устойчивой тенденции по снижению коэффициента замещения пенсией утраченного  заработка, дефицит собственных  средств ПФРФ на выплату пенсий. Международная организация труда (МОТ) рекомендует значение данного коэффициента в размере 40%. В этом случае государство гарантирует гражданам пожилого возраста пенсию, величина которой выше прожиточного минимума. Тем самым обеспечивается стабильное социальное, экономическое и политическое развитие страны. В России коэффициент замещения в 2010 году составил приблизительно 24%.  (приложение 6)

3.2 Перспективы  развития в формировании доходов  Пенсионного фонда.

По нашему мнению, обеспечение финансовой устойчивости пенсионной системы России возможно при соблюдении следующих условий:

  • заинтересованность граждан в формировании пенсионных накоплений и самостоятельном выборе направлений инвестирования;
  • предоставление государственных гарантий сохранности средств, инвестированных через негосударственные пенсионные фонды и управляющие компании;
  • осуществление инвестирования пенсионных накоплений в инвестиционные проекты государства и акционерные общества с его участием;
  • контроль за средствами пенсионных накоплений путем создания специализированного института в рамках Правительства РФ;
  • привлечение в накопительную систему добровольных взносов граждан, зачисляемых на индивидуальные персонифицированные счета под устанавливаемую и гарантированную Правительством РФ процентную ставку;
  • приобретение застрахованными лицами долгосрочных именных ценных бумаг, выпущенных государством, которые могут быть погашены после наступления пенсионного возраста;

При этом должны развиваться как обязательное пенсионное страхование, так и добровольное пенсионное страхование. Важнейшим  условием стабильного развития Пенсионного  фонда Российской Федерации является неуклонное соблюдение страховых принципов, а именно:

– финансовая независимость;

– сохранение потребительской стоимости расчетного пенсионного капитала, а, следовательно, покупательной способности назначенных  пенсий;

– полное соответствие размера назначенной пенсии страховому вкладу застрахованного лица в трудоспособный период его жизни.

В целях решения  проблемы сбалансированности бюджета  ПФРФ, повышения его финансовой устойчивости, необходимо принять следующие меры:

1. Базовую  часть трудовой пенсии следует  вывести из системы обязательного  пенсионного страхования и включить  в систему государственного пенсионного  обеспечения, а ее финансирование  осуществлять за счет средств  федерального бюджета. Базовая  часть не зависит от возраста, стажа работы, от страхового стажа.  Необходимым условием назначения  данного вида пенсий является  стаж работы не менее 5 лет.  Базовая пенсия должна способствовать  решению проблемы бедности среди  пенсионеров, поэтому ей необходимо  придать характер государственного  социального пособия. Данное пособие  следует выплачивать пенсионерам  в виде доплаты до уровня  прожиточного минимума к сумме  других выплат. Страховая и накопительные  части, имеющие статус страхового  обеспечения по обязательному  пенсионному страхованию, должны  составлять трудовую пенсию.

2. Целесообразно  возложить реализацию функций  по государственному пенсионному  обеспечению на федеральный бюджет, освободить Пенсионный фонд Российской  Федерации от финансирования  за счет своих средств выплат  нестрахового характера. В то  же время, Пенсионный фонд Российской  Федерации, являясь агентом Правительства  по осуществлению данных функций,  должен в срок и в полном  объеме получать средства из  федерального бюджета на финансирование  государственного пенсионного обеспечения.

3. В доходную  часть бюджета ПФРФ следует  перечислять средства, полученные  в качестве доходов от инвестирования  средств Резервного фонда и  Фонда национального благосостояния  в размере 75% этих фондов. Резервный  фонд создан в целях обеспечения  расходов федерального бюджета  в случае значительного снижения  цен на нефть. В качестве  фонда будущих поколений планировалось  сформировать Фонд национального  благосостояния. Данный фонд формируется  за счет доходов от нефти  и газа, полученных в результате  превышения доходов от их продажи  над отчислениями в Резервный  фонд и средствами, используемыми  на финансирование расходов федерального  бюджета. В настоящее время  средства Фонда национального  благосостояния частично используются  для софинансирования добровольных  пенсионных накоплений и покрытия  дефицита пенсионной системы.

Информация о работе Доходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации: общая характеристика источников и метод