Доходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации: общая характеристика источников и метод

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:30, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение Пенсионного фонда России.

В ходе исследования необходимо решить следующие задачи:

· рассмотреть правовые основы и механизм формирования Пенсионного фонда РФ;

· изучить механизм использования средств фонда, его расходы и доходы в исследуемом периоде;

· рассмотреть проблемы совершенствования механизма формирования и использования средств Пенсионного фонда.

Объектом исследования является Пенсионный фонд РФ, предметом - механизм его формирования и использования.

Содержание

Введение Ошибка! Закладка не определена.

Глава 1. Теоретические основы деятельности Пенсионного фонда РФ 3

1.1 Сущность и содержание деятельности Пенсионного фонда РФ

1.2 Правовые основы пенсионного обеспечения в РФ

Глава 2. Механизм формирования и использования финансовых ресурсов Пенсионного фонда Ошибка! Закладка не определена.

2.1 Общая характеристика доходов Пенсионного фонда

2.2 Динамика и структура доходов Пенсионного фонда

2.3 Методы формирования доходов

Глава 3. Основные направления совершенствования формирования доходной части Пенсионного фонда РФ 16

3.1 Проблемы формирования и использования финансовых ресурсов РФ

3.2 Перспективы развития в формировании доходов Пенсионного фонда

Заключение 31

Список использованной литературы 33

Приложения 3

Работа содержит 1 файл

Доходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации общая характеристика источников и методы формирования.docx

— 267.49 Кб (Скачать)

Одновременно, положениями  Федерального закона от 31.12.2001 № 198-ФЗ «О внесении дополнений и изменений  в Налоговый кодекс Российской Федерации  и в некоторые законодательные  акты Российской Федерации о налогах  и сборах» были внесены изменения  и дополнения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части  выведения страховых взносов  на обязательное пенсионное страхование  из состава единого социального  налога (ЕСН). При этом было предусмотрено, что сумма ЕСН, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается  налогоплательщиками на сумму начисленных  страховых взносов, путем применения налогового вычета[5, с.32].

Коренным образом изменилось законодательство в области пенсионного  обеспечения граждан Российской Федерации, иностранных граждан  и лиц без гражданства.

Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ установил правовые основы отношений  по формированию и инвестированию средств  пенсионных накоплений, определил особенности  правового положения, права, обязанности  и ответственность субъектов  и участников отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также установил  основы государственного регулирования  контроля и надзора в сфере  формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.

Кроме того, указанный  Закон закрепил за Пенсионным фондом Российской Федерации новые права  и обязанности как субъекта отношений  по формированию и инвестированию средств  пенсионных накоплений.

Таким образом, в последние  года, в пенсионное законодательство РФ неоднократно вносились изменения, затрагивающие все его стороны: круг обеспечиваемых пенсиями, условия  их предоставления и размеры.

Существенно расширился и  продолжает расширяться перечень источников законодательства.

Глава 2. Механизм формирования и использования финансовых ресурсов Пенсионного фонда.

2.1 Общая характеристика  доходов Пенсионного фонда.

Пенсионный  фонд, как и все другие внебюджетные фонды, является участником бюджетного процесса. Особенности формирования бюджета фонда обусловлены его  спецификой и заключаются в следующем.

Бюджет  Пенсионного фонда РФ - форма образования  и расходования денежных средств  на цели обязательного пенсионного  страхования в Российской Федерации.

В составе  бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации отдельно учитываются  суммы страховых взносов на накопительную  часть трудовой пенсии, средства, направляемые на инвестирование, выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а  также расходы бюджета Пенсионного  фонда, связанные с формированием  и инвестированием средств пенсионных накоплений, ведением специальной части  индивидуальных лицевых счетов и  выплатой накопительной части трудовой пенсии.

Денежные  средства обязательного пенсионного  страхования хранятся на счетах фонда, открываемых в учреждениях Центрального банка РФ, а при отсутствии учреждений последнего - на счетах, открываемых  в кредитных организациях, перечень которых на конкурсной основе определяется Правительством РФ.

Финансовые  ресурсы – денежные доходы, поступления  и накопления, находящиеся в собственности  и распоряжении субъектов хозяйствования или органов государственной  власти и местного самоуправления и  используемые ими на цели расширенного воспроизводства, социальные нужды, материальное стимулирование работающих, удовлетворение других общественных потребностей1.

Из определения  вытекает, что финансовые ресурсы  пенсионной системы формируются  из доходов, накоплений и поступлений.

Доходы  пенсионной системы

Доходы пенсионной системы состоят из налоговых  доходов, неналоговых доходов и  безвозмездных перечислений2.

  1. Налоговые доходы – 60% от минимального налога по упрощенной системе налогообложения;
  2. Неналоговые доходы - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и по дополнительному тарифу для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации; недоимки, пени и штрафы по взносам в ПФРФ; доходы от размещения средств ПФРФ; штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;
  3. Безвозмездные поступления: межбюджетные трансферты из федерального бюджета; безвозмездные поступления от негосударственных пенсионных фондов; прочие поступления.

2.2 Динамика и структура доходов  Пенсионного фонда.

В последние годы заметно снизились собственные  доходы ПФРФ. В 2003 году дефицит собственных  средств бюджета составил 42 млрд. рублей, а в 2010 – 2,5 трлн. рублей. Рост дефицита начался с 2004 года, когда  была уменьшена ставка налогообложения  по ЕСН, но была увеличена налоговая  база на каждое физическое лицо нарастающим  итогом с начала года. Таким образом, правительство хотело предложить более  выгодные условия для работодателей, чтобы те, в свою очередь, начали выплачивать заработную плату официально, а не так называемыми «Серыми  зарплатами». Изменений в налоговой  базе на каждое физическое лицо нарастающим  итогом с начала года не добилось поставленной цели в связи с нежеланием некоторых  работодателей переходить на прозрачную систему оплаты труда. Соответственно данное снижение ставки ЕСН только уменьшило доходы ПФРФ. С 2010 года в  России ЕСН был заменен страховыми взносами, в частности, взносы в пенсионный фонд составляют 20%. Теперь страховые  взносы уплачиваются работодателями по единой ставке с суммы выплат и  иных вознаграждений, не превышающей 415 000 рублей в год в пользу одного работника. Свыше этой суммы выплаты  и иные вознаграждения облагаться не будут и, соответственно, страховые  взносы не уплачиваются. Если работник осуществлял деятельность в двух и более организациях, ограничение  выплат применяется по каждой организации  отдельно. Размер предельного годового заработка будет ежегодно индексироваться  в соответствии с ростом средней  заработной платы. Таким образом, это  является отличным стимулом для выплат прозрачных заработных плат. Еще одно преимущество страховых взносов  заключается в том, что средства направляются не в федеральный бюджет, как это было раньше, а напрямую в ПФРФ. «По итогам первого квартала 2010 года в целом по стране ПФРФ собрал почти 395 миллиардов рублей страховых  взносов на обязательное пенсионное страхование, что составляет 102,2% по сравнению с прогнозным показателем», - сказал глава ПФРФ Антон Дроздов.

Дальнейшими действиями по оптимизации пенсионной системы  будет плавный переход к новой  системе налогообложения для  льготных категорий налогоплательщиков. Для них страховые взносы будет  установлены в размере3:

  • 15,8% от базы для начисления страховых взносов
    • для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
    • для организаций народных художественных промыслов и семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
  • 14% от базы для начисления страховых взносов
    • для организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны;
    • для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, либо уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
    • для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам - инвалидам, в отношении выплат в пользу инвалида;
    • для общественных организаций инвалидов и созданных ими организаций при соблюдении определенных Законом условий;
    • для учреждений, созданных для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных и других социальных целей;
  • 10,3% от базы для начисления страховых взносов
    • для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих единый сельскохозяйственный налог.

Изменения коснулись  также и банковского сектора. С 2010 года банки обязаны предоставлять  информацию, требующуюся для пенсионного  фонда4

2.3 Методы формирования доходов.

Накопления пенсионной системы

Из части  накопленных средств ПФРФ формируется  резерв пенсионного фонда. Основной целью данного резерва является покрытие дефицита бюджета пенсионного  фонда за текущий год и покрытие непредвиденных расходов. В связи  с тем, что последние годы пенсионный фонд РФ ежегодно испытывает достаточно большой дефицит средств, резервный  пенсионный фонд был полностью исчерпан в 2007 г. Поэтому резерв создается только для накопительной части, в частности, в 2010 году он составил 282 001 569,7 тыс. рублей связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий. Этот резерв был создан для выполнения расходных обязательств на возмещение потерь, возникших при инвестировании накопительной части трудовых пенсий в 2008 году.

Поступления пенсионной системы

Поступлениями пенсионного фонда РФ являются межбюджетные трансферты из федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и безвозмездные  перечисления от отдельных юридических  и физических лиц. Данные поступления  из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в последние годы заметно выросли и в настоящее  время составляют 2 530 047 432,4 тыс. рублей и 4 451 818,4 тыс. рублей соответственно5, что составляет около 55 % всех доходов бюджета. Для сравнения в 2005 году межбюджетные трансферты составляли 51 %, а в 2004 году всего лишь 6 %. Это говорит о том, что необходимо оптимизировать данную систему. Например со следующего года планируется увеличить ставку пенсионных взносов на 6%. Данные меры принимаются для покрытия дефицита собственных средств ПФРФ, расходы которого не могут постоянно покрываться за счет федерального бюджета.

Касаясь темы использования средств ПФРФ необходимо отметить, что при ежегодном составлении  бюджета пенсионного фонда на предстоящий год, формируется перечень статей, на которые данный бюджет будет  израсходован. Также с 2010 года изменился  перечень генеральных администраторов  ПФРФ. К ним относятся:

  • Федеральная антимонопольная служба
  • Федеральная налоговая служба
  • Пенсионный фонд Российской Федерации

Перечень  направлений использования бюджетных  средств составляется ежегодно на текущий  год и плановый период. Расходы  планируются в размере 4,39 триллиона  рублей (10,2% к объему ВВП), в 2011 году - 4,89 триллиона рублей, в 2012 году - 5,36 триллиона  рублей.

Если сравнивать с 2009 годом, то в  нем доходы составили 3,28 триллиона  рублей, расходы - 3,04 триллиона рублей.

В общих расходах ПФРФ на 2010 год  расходы на пенсионное обеспечение  граждан, дополнительное пенсионное и  материальное обеспечение отдельных  категорий граждан составили 3,71 триллиона рублей (или 84,5%), расходы  на финансовое обеспечение ежемесячной  денежной выплаты - 343,8 миллиарда рублей (или 7,8%), на выплату федеральной  социальной доплаты к пенсии - 23,2 миллиарда рублей (или 0,5%).

Как уже было сказано ранее, большая  часть расходов ПФРФ покрывается  за счет межбюджетных трансфертов из Федерального бюджета. Установленный  прожиточный минимум пенсионера в 2009 году - 4,135 тысячи рублей, в 2010-м - 4,780 тысячи рублей, в 2011-м - 5,315 тысячи рублей, в 2012 году - 5,847 тысячи рублей.

По плану с 1 апреля 2010 года предусматривалась  индексация трудовой пенсии на 6,3%, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, социальных пенсий - на 12%, ежемесячных  денежных выплат (ЕДВ) - на 10%; с 1 июля - пенсий по государственному пенсионному обеспечению, социальных пенсий - на 3,5%; в 2011 году с 1 февраля - трудовой пенсии на 10%; с 1 апреля - трудовой пенсии на 0,5%, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, социальных пенсий - на 10%, ЕДВ - на 8%; с 1 июля пенсий по государственному пенсионному обеспечению, социальных пенсий - на 2,9%. В 2012 году с 1 февраля индексируется трудовая пенсия на 8%; с 1 апреля - пенсии по государственному пенсионному обеспечению, социальные пенсии - на 8%, ЕДВ - на 7%; с 1 июля - пенсии по государственному пенсионному обеспечению, социальные пенсии - на 3%. В начале 2011 года при индексации размера социальных пенсий были повышены и пенсии по государственному пенсионному обеспечению, размеры дополнительного ежемесячного материального обеспечения и других выплат, суммы которых определяются размером социальной пенсии. Так, средний размер социальной пенсии после повышения составил 5 214 рублей; средний размер пенсии по инвалидности военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, составил 7 842 рубля; средний размер пенсии по случаю потери кормильца семьям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, составил 6 590 рублей. Социальные пенсии выросли на 10,27%, ЕДВ – на 6,5%. Трудовые пенсии выросли на 8,8%.

Также в 2010 году, в  соответствии с  Постановлением Правительства Российской Федерации, была предоставлена субсидия бюджетам субъектов РФ на социальные программы, связанные с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам по старости и по инвалидности в сумме 5107,6 тыс. рублей. В соответствии с Федеральным законом в 2011 году будет продолжено предоставление  субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на социальные программы субъектов.

Интересно отметить, что в России по данным Росстата среднемесячная заработная плата на 2008 год составила 17290 руб. Численность экономически активного  и занятого в экономике населения  составила 70965000. Отчисления в пенсионную систему составляет 20% от заработной платы. Около 85% населения доверяют свои пенсии ПФРФ, остальные 15% - различным  НПФ.

17290руб * 12 мес. * 70965000 * 0,2 * 0,85 = 2 503 049 094тыс руб. – 416 698 652 тыс. руб. (накопительная часть пенсии) = 2 086 350 442 тыс. руб. (собственные ресурсы ПФРФ на распределительную часть пенсии).

Всего доходная часть (не связанная  с формированием средств на накопительную  часть пенсии) составляет 4 398 037 334,4 тыс. руб.

4 398 037 334,4 тыс. руб. – 2 530 047 432,4 тыс. руб. (средства из Федерального бюджета) – 4 451 818,4 (из бюджетов субъектов РФ) тыс. руб. = 1 857 538 084 тыс. руб. Очевидно, что 2 086 350 442 тыс. руб. больше 1 857 538 084 тыс. руб. (на 228 812 358,4 тыс. руб.). Возможно, расхождение в цифрах вызвано округлением и грубым приближением чисел, но также возможно, что управление финансовыми ресурсами ПФРФ недостаточно эффективно.

Глава 3. Основные направления совершенствования  формирования доходной части Пенсионного  фонда РФ.

3.1 Проблемы формирования и использования финансовых ресурсов РФ.

В первую очередь необходимо раскрыть сущность финансовой устойчивости пенсионной системы Российской Федерации. Финансовая устойчивость пенсионной системы – это ее способность в кратко-, средне – и долгосрочной перспективе аккумулировать объем ресурсов, достаточный для выполнения денежных обязательств перед пенсионерами, установленных действующим законодательством6. В частности, Конституцией РФ гарантируется, что политика РФ направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека и устанавливаются государственные пенсии, пособия как гарантия социальной защиты населения7. Для того чтобы выполнять свои обязательства перед гражданами, государство непрерывно пересматривает механизмы выполнения своих обязательств с целью их соответствия с современными условиями. В мировой эволюции пенсионных систем существует закономерность перехода от государственно-накопительных систем к смешанным, а от смешанных - к частно-накопительным.

Информация о работе Доходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации: общая характеристика источников и метод