Доходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации: общая характеристика источников и метод

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:30, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение Пенсионного фонда России.

В ходе исследования необходимо решить следующие задачи:

· рассмотреть правовые основы и механизм формирования Пенсионного фонда РФ;

· изучить механизм использования средств фонда, его расходы и доходы в исследуемом периоде;

· рассмотреть проблемы совершенствования механизма формирования и использования средств Пенсионного фонда.

Объектом исследования является Пенсионный фонд РФ, предметом - механизм его формирования и использования.

Содержание

Введение Ошибка! Закладка не определена.

Глава 1. Теоретические основы деятельности Пенсионного фонда РФ 3

1.1 Сущность и содержание деятельности Пенсионного фонда РФ

1.2 Правовые основы пенсионного обеспечения в РФ

Глава 2. Механизм формирования и использования финансовых ресурсов Пенсионного фонда Ошибка! Закладка не определена.

2.1 Общая характеристика доходов Пенсионного фонда

2.2 Динамика и структура доходов Пенсионного фонда

2.3 Методы формирования доходов

Глава 3. Основные направления совершенствования формирования доходной части Пенсионного фонда РФ 16

3.1 Проблемы формирования и использования финансовых ресурсов РФ

3.2 Перспективы развития в формировании доходов Пенсионного фонда

Заключение 31

Список использованной литературы 33

Приложения 3

Работа содержит 1 файл

Доходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации общая характеристика источников и методы формирования.docx

— 267.49 Кб (Скачать)

Государственно-накопительные пенсионные системы предполагают, что пенсии финансируются на принципе солидарности или на авансировании средств  на пенсионное обеспечение. Фактически это означает, что работающее население  обеспечивает пенсии неработающему. Данная система была характерна для России до 2002 года. Однако с 2002 года государственная  трудовая пенсия граждан формируется  в системе обязательного пенсионного  страхования (ОПС) и состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной  частей трудовой пенсии8.

Так, стандартная пенсия по старости человека 1966 года и старше определяется по формуле:

СЧ = ПК / Т + Б9, где

СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости;

ПК - сумма расчетного пенсионного  капитала застрахованного лица;

Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета  страховой части указанной пенсии, составляет 19 лет (228 месяцев10);

Б - фиксированный базовый  размер страховой части трудовой пенсии по старости (1950 р. С 1 марта 2009г.).

С 1 января 2010 г. была произведена валоризация пенсионных прав граждан -  сумма расчетного пенсионного капитала будет умножена на 10%, а также будет дополнительно увеличиваться на 1% за каждый год стажа, выработанного до 1991 г. Максимальные ограничения при этом отсутствуют. Она проводится в отношении всех застрахованных лиц, имевших трудовой стаж до 01.01.2002.

 Накопительная часть трудовой  пенсии формируется у лиц 1967 года рождения и моложе.

П = СЧ + НЧ

П - размер трудовой пенсии по старости;

СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости (такая же, как  и у лиц старше 1966 года рождения)

НЧ - накопительная часть  трудовой пенсии по старости,

НЧ = ПН / Т, где

ПН - сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального  лицевого счета;

Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета  страховой части указанной пенсии (228 месяцев11).

С 1 января 2009 у граждан  появилась возможность увеличить  размер накопительной части своей  трудовой пенсии по старости за счет участия  в программе дополнительных пенсионных накоплений (далее – ДПН). Эта  программа предусматривает, что  на накопительную часть трудовой пенсии будут уплачиваться дополнительные страховые взносы, как самим застрахованным лицом, так и его работодателем (по желанию), а также поступать  софинансирование от государства. А  именно софинансирование от государства  будет поступать на лицевой счет в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее – ПФРФ) в размере 100% от добровольного взноса на накопительную  часть пенсии. Сумма софинансирования варьируется от 2000 руб. до 12000 руб. (при  взносе менее 2000 руб. государство ничего не доплачивает, а при взносе более 12000 руб. софинансирование остается на уровне 12000 руб.)12.

На следующем этапе эволюции пенсионных систем происходит переход  к частно-накопительным пенсионным системам. На данный момент частно-накопительной  частью пенсионной системы России являются негосударственные пенсионные фонды (далее - НПФ). НПФ важны не только для более эффективного инвестирования пенсионных накоплений граждан и  поддержание высокого уровня жизни  среди пенсионеров, но и для экономики  страны в целом. НПФ в развитых странах обладают значительными  объемами ресурсов, а так как перед  ними не стоит проблема ликвидности (можно с достаточной точностью  оценить выплаты НПФ по своим  обязательствам), они могут инвестировать  в долгосрочные проекты и соответственно предоставлять финансовые ресурсы  реальному сектору экономики. Так, на конец 2009 года суммарные инвестиции НПФ в США составили (приложение 1):

    • в корпоративные и иностранные облигации - 423,8 млрд долл.,
    • в акции организаций – 1945,7 млрд. долл.,
    • в паевые инвестиционные фонды – 1618,7 млрд. долл.,
    • в долговые обязательства федерального казначейства – 219,2 млрд. долл.,
    • в федеральные агентства – 290,1 млрд. долл.

Особенно НПФ развиты в США  и в Великобритании13. Так, в США около 20% активов домохозяйств находятся в НПФ, а в Великобритании около 27% (приложение 2).

Описанная эволюция произошла в  связи с потребностью аккумуляции  достаточных финансовых ресурсов для  выполнения государством своих обязательств перед гражданами (т.е. с потребностью в финансовой устойчивости) пенсионных систем разных стран. Фактически на финансовую устойчивость пенсионной системы влияют следующие факторы (приложение 3):

  1. Экономические факторы
    1. Уровень благосостояния населения и объем финансовых ресурсов, находящиеся в распоряжении домохозяйств
    2. Стадия экономического цикла и колебания рыночной конъюнктуры
    3. Наличие или отсутствие развитых финансовых рынков
  2. Демографические факторы
    1. Уровень рождаемости и средняя продолжительность жизни

 

 

 

 

  1. Политические факторы
    1. Налоговая политика и законодательство. Для США и Великобритании характерна высокая доля НПФ, благодаря стимулирующей налоговой политике государств. В частности Пенсионные выплаты не облагаются подоходными налогами, в то время как доход от  альтернативного инвестирования облагается налогами.
  2. Социальные факторы
    1. Социальные факторы в значительной степени влияют на демографические факторы
    2. Склонность населения к потреблению, либо к накоплению

 

В данной курсовой работе предлагается провести анализ финансовой устойчивости пенсионной системы по вышеперечисленным  факторам.

Экономический фактор: Уровень благосостояния населения и объем финансовых ресурсов, находящиеся в распоряжении домохозяйств

  1. Размер доходов населения является важным фактором, так как на прямую влияет на сумму дохода ПФРФ и НПФ. Чем выше заработная плата, тем большие отчисления идут в пенсионный фонд. С 2002 года Россия перешла от распределительной пенсии к накопительной, при этом нынешнее население должно работать не только на свою накопительную часть пенсии, но и на перераспределительную часть для населения, которое 1967 года рождения и старше. В настоящее время средняя заработная плата по России составляет 18309 рублей, поэтому если учитывать что страховой взнос в пенсионный фонд составляет 20%, то можно вычислить, что размер доходов пенсионного фонда от одного человека составляет 3661 рубля, а средняя пенсия составляет на каждого пенсионера – около 8000 рублей14. Численность пенсионеров на 2010 год составила 38 млн. человек, что составляет примерно четверть населения России. Учитывая численность населения в трудоспособном возрасте и численность безработных, можно вычислить, что в России занято приблизительно 60-65% населения, таким образом, на двух пенсионеров приходится пять работающих. Учитывая среднюю заработную плату и среднюю пенсию можно сделать вывод, что на накопительную часть пенсии этих пяти человек приходится 400 рублей на каждого.

Экономический фактор: Стадия экономического цикла и колебания рыночной конъюнктуры

  1. Экономический рост представляет собой определенную тенденцию, состоящую из спадов и подъемов. Данные колебания можно представить схематически.

Таким образом, из четырех  стадий состоит экономический цикл, или «волна». Экономический цикл – периодические колебания экономической  активности общества, промежуток времени  от начала одного кризиса до начала другого15. Многие экономисты различают несколько экономических циклов в зависимости от их протяженности. Так самыми длительными являются циклы Н. Д. Кондратьева сроком в 40-60 лет, движущей силой которых являются изменения в технологии производства и инновации, а самыми короткими – циклы Дж. Китчина продолжительностью в 3-5 лет, генерируемые динамикой относительной величины запасов товарно-материальных ценностей на предприятиях.

Многие государства ведут  антициклическую политику, суть которой  заключается в сглаживании предельных точек экономических циклов. Так  при спаде государство начинает политику экспансии, Снижая налоговые  ставки, увеличивая государственные  расходы, предоставление налоговых  льгот на новые инновации, понижение  ставки рефинансирования и покупка  ценных бумаг. При подъеме государство  снижает государственные расходы, повышает налоги, увеличивает ставку рефинансирования и продает ценные бумаги. Касаясь пенсионных фондов, то важной их задачей является правильная политика, заключающаяся в том  чтобы учитывать экономические  циклы и инвестировать свои средства в наиболее выгодное время и в  наиболее выгодные отрасли, тем самым  снижая риски потери в кризис и  максимально выгодно используя  стадии оживления и подъема.

Экономический фактор: Наличие или отсутствие развитых финансовых рынков

Данный  фактор является одним из наиболее важных, так как наличие развитого  рынка в стране дает возможность  пенсионному фонду максимально  диверсифицировать свой портфель активов, инвестируя свои средства в различные  компании, что приведет к минимизации  рисков. Также это они позволяют  сохранить финансовые средства в  стране, ведь отсутствие развитого  финансового рынка ведет к  утечке капитала за границу, что невыгодно, особенно для России, которая постоянно  нуждается в инвестиционных ресурсах. Необходимо развивать финансовые рынки  до уровня ведущих зарубежных, в  частности, в развитии законодательства, регулирующего деятельность финансовых рынков.

Демографический фактор: Уровень рождаемости  и средняя продолжительность  жизни

Демографическая обстановка в России очень сложная, так как  уже 20 лет с 1990-х годов идет медленная  убыль населения, что не может  сказаться позитивно на сбалансированности пенсионного фонда. (приложение 4)

В настоящее время около  четверти населения являются пенсионерами (30097 тыс. чел.16). Естественно решение данной проблемы лежит на государстве. В России также сделаны шаги, способные изменить демографическую ситуацию, так например, были введены выплаты на второго и последующих детей, 2007 год был назван годом ребенка, а 2008 – годом семьи. Началось строительство школ, спортивных площадок, детских садов. Данные действия направлены на увеличение рождаемости, и данные меры достаточно эффективны и результаты показаны на графике. (приложение 5)

Также важной является политическая и экономическая обстановка в  стране. Как видно из графика в  наиболее нестабильные 1990-е годы рождаемость  в стране резко снизилась, а когда  вновь стабилизировалась - начался  рост рождаемости. Если рассматривать  развитые европейские страны, то они  столкнулись с проблемой увеличения продолжительности жизни и снижением  рождаемости. Появился дефицит пенсионных средств, так как они использовали перераспределительную систему. Соответственно, из-за данной демографической проблемы, была создана накопительная программа  пенсий, позволяющая каждому гражданину откладывать средства на свою пенсию17.

Политический фактор: налоговая  политика и законодательство

Правительство каждой страны должно учитывать специфику собственной  экономики и всячески поддерживать пенсионные фонды. Должны создаваться  условия, в которых действия пенсионных фондов будет максимально эффективными. Также должна осуществляться поддержка  негосударственных пенсионных фондов, как альтернативы государственным. Если учитывать зарубежный опыт, то в Великобритании с 1989 введен закон, освобождающий от уплаты налогов  в сфере негосударственного пенсионного  обеспечения, включая получаемый инвестиционный доход. При этом негосударственная  пенсия облагается налогом как обычный  доход. В США предусмотрена система  льготного налогообложения для  граждан, осуществляющих дополнительные взносы в пенсионные фонды, что является отличным стимулом развития пенсионной системы. В России согласно подпункта 4 пункта 1 статьи 219 НК РФ налогоплательщик имеет право воспользоваться  налоговым вычетом по договору негосударственного пенсионного обеспечения или  по договору добровольного пенсионного  страхования, в сумме не превышающей 100 000 рублей. Таким образом, учитывая накопленный зарубежный опыт и специфику российской пенсионной системы, необходимо создавать правовую базу, которая максимально эффективно будет стимулировать граждан и позволяющую ПФРФ инвестировать свои средства в наиболее выгодные инвестиционные проекты18.

Информация о работе Доходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации: общая характеристика источников и метод