Дискуссионные вопросы состава и структуры финансовой системы страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 20:49, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является финансовая система страны.
Предмет исследования: дискуссионные вопросы состава и структуры финансовой системы страны.
Методы исследования: анализ научной и специальной литературы по теме исследования.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 227.50 Кб (Скачать)

     Важная  роль страхования в системе общественного  воспроизводства предполагает наличие сферы страховых услуг, соответствующий типу экономического развития государства. В условиях рыночного хозяйства наряду с традиционным использованием возможностей страхования по защите от чрезвычайных явлений природного характера (землетрясения, оползни, наводнения др.) техногенных рисков (пожары, аварии, взрывы и др.) резко возрастает потребность у предпринимателей в страховом покрытии ущерба, возникающего при нарушении финансовых и кредитных обязательств, неплатежеспособности контрагентов и действии других экономических факторов, ведущих к потере прибыли и доходов. Страховая жизнь, здоровья, трудоспособности и материального благосостояния граждан также неразрывно связана с их экономическими интересами и реализуется с помощью услуг имущественного, личного и социального страхования.

     В условиях административно-командной  системы страхование было построено на началах государственной монополии. Это означало, что только государство могло совершать операции по страхованию и давать гарантированные обязательства по возмещению ущерба, понесенного организациями или гражданами в результате стихийного бедствия или несчастного случая. Все страховые операции в стране проводились Госстрахом СССР, осуществлявшим свою работу на началах хозяйственного расчета. Государственная монополия на имущественное и личное страхование позволяла в общегосударственном масштабе централизовать денежные средства, предусмотренные на эти цели.

     В связи с развитием рыночных отношений  в 1990г. было покончено с государственной монополией в страховом деле. Рынок побуждает государственные страховые организации изменять структуру и направления деятельности в соответствии с новым экономическими условиями. В связи с различиями в объектах страхования всю совокупность страховых отношений можно разделить на пять отраслей: социальное, имущественное, личное, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков. При этом страхование может быть добровольным и обязательным.

     Социальное  страхование – это система отношений, с помощью которой формируются и расходуются фонды денежных средств для материального обеспечения лиц, не обладающих физической трудоспособностью или располагающих таковой, но не имеющих возможности реализовать ее по различным причинам. Социальное страхование как финансовая категория представляет собою часть денежных отношений по распределению и перераспределению национального дохода с целью формирования и использования фондов, предназначенных для содержания лиц, не участвующих в общественном труде.

     Имущественное страхование – отрасль страхования, где объектами страховых правоотношений выступает имущество в различных видах. Под имуществом понимается совокупность вещей и материальных ценностей, состоящих в собственности и оперативном управлении физического или юридического лица. В состав имущества входят деньги и ценные бумаги, а также имущественные права на получение вещей или иного имущественного удовлетворения от других лиц. Экономическое содержание имущественного страхования заключается в организации особого страхового фонда, предназначенного для возмещения ущерба его участникам, который возник в результате причинения вреда.

     Имущественное страхование защищает интересы страхователя, связанные с владением, пользованием, распоряжением имуществом и товарно-материальными ценностями. К традиционным и освоенным видам имущественного страхования относятся сельскохозяйственное страхование, транспортное страхование, страхование имущества граждан, страхование имущества предприятий различных форм собственности. Для российского страхового рынка перспективными, отличающимися высокими страховыми суммами и уровнем страховой ответственности считаются морское и авиационное страхование, страхование грузов, страхование транспортных средств от всех рисков, страхование от огневых рисков.

     Личное  страхование выступает формой социальной защиты и укрепления материального благосостояния населения. Его объекты — жизнь, здоровье, трудоспособность граждан. Преобладающая доля операций по личному страхованию проводится на добровольной основе. Наиболее распространенными считаются смешанное страхование жизни с широким объемом страховой ответственности (в связи с дожитием до окончания срока страхования, в связи с потерей здоровья от несчастного случая, в связи с наступлением смерти застрахованного), страхование детей до достижения ими совершеннолетия, страхование детей и школьников от несчастных случаев, ритуальное страхование, страхование пенсий, страхование образования. Следует отметить, что на динамику операций по личному страхованию отрицательное воздействие оказывают инфляционные процессы, снижение его сберегательной (накопительной) функции, отсутствие у населения желания направлять временно свободные средства на цели страхования.

     Страхование ответственности в отличие от имущественного и личного защищает интересы как самого страхователя, поскольку ущерб за него возмещает страховая организация, так и других (третьих) лиц, которым гарантируются выплаты за ущерб, причиненный вследствие действия или бездействия страхователя независимо от его имущественного положения.

     Тем самым страхование ответственности  обеспечивает защиту экономических  интересов возможных виновников вреда и лиц, которым в конкретном страховом случае причинен ущерб.

 

Заключение

     В данной работе были рассмотрены основные дискуссионные вопросы состава и структуры финансовой системы Российской Федерации. Проанализирована финансовая система РФ. Финансовая система позволяет наиболее эффективно достичь одной из главных целей, ради которых создавалось государство – разделение труда.   

       Оказалось, что страхование действительно  играет большую роль в перераспределительных  отношениях по поводу формирования  и использования целевых фондов  денежных средств финансов. Видимо  авторы хотели подчеркнуть высокую  значимость страхования, выделяя его в отдельную сферу. Однако в работе было доказано, что страхование является структурным элементом.

     В  состав  децентрализованных   финансов,   кроме   денежных   отношений, опосредующих кругооборот  денежных фондов предприятий, могут  быть включены  и денежные  распределительные  и  перераспределительные  отношения  в   рамках финансово-промышленных групп, холдингов, а  также  финансы  предпринимателей без образования юридического лица.

     Также были рассмотрены изменения, которые  влияют на финансовую систему. В связи с вступлением в действие большого количества новых законов,  в налоговой и бюджетной сферах, меняются финансовые отношения между различными экономическими субъектами, меняется сама структура субъектов, а значит, и финансовая система в целом.

     В заключении можно сказать, что все  структурные элементы, которые авторы предлагали включить в состав финансовой системы, действительно являются её составляющими, вопрос состоял в  том, стоит ли выделять эти элементы в отдельные звенья.

 

Список  используемой литературы

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ.
  3. Налоговый Кодекс Российской Федерации.
  4. Абрамова М.А.Финансы и кредит – М., Юриспруденция, 2003.
  5. Баранникова Н.П. //Финансы и кредит. 2006
  6. Вавилов Ю.Я., Финансы – М., Социальные отношения, 2004.
  7. Галицкая С.В., Деньги, кредит, финансы – М.,Экзамен, 2004
  8. Ковалева А.М., Финансы, М., Финансы и статистика,2003.
  9. Нешитой А.С., Финансы – М., 2006.
  10. Родионова В.М., Финансы, М. – Финансы и статистика, 1995.
  11. Учебное пособие под ред. Ковалева В.В. – Финансы. 2003.
  12. Учебное пособие под ред. Романовского М.В. – Финансы. Денежное обращение и кредит, 2001.
  13. http://www.minfin.ru/ru/
 

 

Приложения

Приложение 1. Подсистемы и звенья системы финансов

Приложение 2. Характеристика звеньев финансовой системы

Задачи Бюджетное звено Кредитное звено Страховое звено Фондовое  звено
1.Обеспечение  функций органов государственной  власти 

2.Обеспечение  определенных уровней экономического  и  социального развития страны

Повышение эффективности использования денежных средств Обеспечение непрерывности процесса производства 1. Обеспечение процесса перелива  капитала в отрасли с высоким  уровнем экономического развития                                   2. Инвестирование расширенного производства
Методы  форми-рования доходов Принудительное  изъятие части дохода юридических  и физических лиц под контролем  государства в соответствии с  законом  Мобилизация временно свободные  денежных средств Обязатель-ное  страхование – принудите-льное  изъятие части дохода юридичес-ких  и физических лиц Добровольное  страхование – добровольные взносы Мобилизация временно свободных денежных средств
Методы  исполь-зования фондов Безвозмездное финансирова-ние Основан на принципах: возвратности срочности платности Возмещение  ущерба Долевые ценные бумаги: безвоз-мездно в обмен на постоян-ный доход Долговые отношение  кредита: возвратно-сть срочность платность
 

Приложение 3. Основные направления бюджетной политики  на 2011.

     В основу бюджетной политики на 2011-2013 годы положены стратегические цели развития страны, сформулированные в Посланиях  Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года и других документах, а также основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2011-2013 годах».

     Бюджетная политика в 2011-2013 гг. призвана способствовать восстановлению макроэкономической сбалансированности на основе уменьшения зависимости бюджетных обязательств от нефтегазовых ресурсов и постепенного снижения дефицита федерального бюджета, а также созданию условий для активизации модернизации экономики, в том числе – за счет структурных преобразований в сфере образования и здравоохранения.

     Экономика Российской Федерации в ближайшие годы будет функционировать в условиях  относительно благоприятной ситуации на мировых рынках сырья и капитала, сопровождаться ростом доходов населения, инвестиционных программ естественных монополий и улучшением ситуации с банковским кредитованием.

     Уже начиная со второго полугодия 2009 года, во многом благодаря проводимым антикризисным мерам происходит постепенное восстановление российской экономики. Кроме того, восстановлению способствует улучшение конъюнктуры  мирового рынка сырья и капитала.

     После серьезного снижения ВВП России в 2009 г. на 7,9% в 2010 г. ожидается рост ВВП  на уровне 4,0%, а в 2011-2013 гг. – на уровне 3-4% в год. Доходы федерального бюджета  в 2011 -2013 годы, по ожидаемой оценке, составят в 2011 г. 17,4% к ВВП, в 2012 г. – 16,5% к ВВП и в 2013г.–16,1% к ВВП, расходы в 2011 году составят 20,9% к ВВП, а в 2012 и 2013гг.–19,6% к ВВП и 19,0% ВВП соответственно.

     Что касается расходов, их рост в 2009-2010 годах, прежде всего, был связан с реализацией  антикризисных мер.

     В настоящее время российская экономика  реагирует позитивно на начавшееся в глобальной экономике восстановление. 
 
 

     Динамика  доходов и расходов федерального бюджета, % ВВП

Информация о работе Дискуссионные вопросы состава и структуры финансовой системы страны