Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 20:49, курсовая работа
Объектом исследования является финансовая система страны.
Предмет исследования: дискуссионные вопросы состава и структуры финансовой системы страны.
Методы исследования: анализ научной и специальной литературы по теме исследования.
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС), создаваемые представительной властью субъектов федерации, осуществляют:
Всем гражданам выдается страховой полис.
Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов. Кредитором выступают физические и юридические лица, заемщиком – государство в лице его органов. Дополнительные ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Данная форма кредита позволяет заемщику направлять мобилизованные дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссии. Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране. В условиях инфляции государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т. е. происходит отток денег из обращения на заранее оговоренный срок.
Использование государственного кредита обусловлено необходимостью удовлетворения потребностей общества за счет бюджетных доходов. Мобилизуемые временно свободные средства населения и юридических лиц используются для финансирования экономических и социальных программ, т.е. государственный кредит является средством увеличения финансовых возможностей государства. На общегосударственном уровне государственные займы не выражают конкретного целевого характера, тогда как местные органы власти могут использовать мобилизованные средства на благоустройство городских и сельских районов, строительство объектов здравоохранения, культурного, просветительного, жилищно-бытового назначения.
В зависимости от заемщика государственные займы делятся на размещаемые центральными и местными органами управления. По месту размещения государственный кредит может быть внутренним и внешним. Исходя, из срока привлечения средств займы делятся, на краткосрочные (до года), среднесрочные (от года до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).
Мобилизация огромных финансовых ресурсов, как следствие, дает большую государственную задолженность. Размер государственного займа включается в сумму государственного долга страны.
Государственный долг – это вся сумма выпушенных, но не погашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за конкретный срок.
Государственный внутренний долг Российской Федерации означает долговое обязательство Правительства РФ, выраженное в валюте страны, перед юридическими и физическими лицами. Формами долговых обязательств являются кредиты, полученные Правительством РФ, государственные займы, осуществленные посредством выпуска ценных бумаг от его имени, другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ.
Государственный внешний долг – это задолженность по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам. Внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Любые долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые не могут превышать 30 лет.
Обслуживание государственного долга выражается в осуществлении операций по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате по ним процентов. Эти функции осуществляет Центральный банк Российской Федерации. Затраты по обслуживанию государственного долга производятся за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации и превратились в один из важнейших элементов государственных расходов. Выплаты на обслуживание государственного долга растут очень быстро, вытесняя из бюджета другие виды расходов.
Огромный государственный долг России, как внутренний, так и внешний, отражает экономический и финансовый кризис в стране. В этих условиях государство может использовать рефинансирование государственного долга, т.е. погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.
Контроль над состоянием государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации и за использованием кредитных ресурсов возлагается на Счетную палату РФ.
Финансы предприятий различных форм собственности являются основой единой финансовой системы страны. Они обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода и являются главным фактором формирования централизованных денежных фондов. От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. Активное использование финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования.
В условиях рыночной экономики на основе хозяйственной и финансовой независимости предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета, целью которого является обязательное получение прибыли. Они самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, формируют и используют фонды производственного и социального назначения, изыскивают необходимые им средства для расширения производства продукции, используя кредитные ресурсы и возможности финансового рынка. Развитие предпринимательской деятельности способствует расширению самостоятельности предприятий, освобождению их от мелочной опеки со стороны государства и вместе с тем повышению ответственности за фактические результаты работы.
Финансовые
ресурсы – денежные доходы и накопления,
находящиеся в распоряжении хозяйствующих
субъектов и государства и
предназначенные для
Условия формирования финансовых ресурсов заложены на стадии производства в пропорциях различных элементов стоимости созданного продукта, которые корректируются через цены, распределяются между участниками производственного процесса. Их доходы затем перераспределяются государством с помощью налоговой системы и трансфертов, передаваемых населению, а также с помощью финансового рынка.
Состав
финансовых ресурсов у разных субъектов
экономики существенно различается.
Рисунок
1. Состав финансовых ресурсов коммерческих
организаций
На рис. 1 приведен наиболее типичный состав финансовых ресурсов коммерческих организаций. Из него исключены заемные средства, которые привлекаются предприятиями за счет выпуска долговых обязательств и банковских кредитов. Заемные средства, как известно, предполагают их обязательную возвратность. Это является важнейшим критерием различия финансовых и кредитных ресурсов. Тем не менее, заемные средства наряду с финансовыми ресурсами позволяют решать задачу обеспечения хозяйственной деятельности предприятия источниками финансирования.
Вместе с тем различия между финансовыми и кредитными ресурсами носят не только понятийный характер, но и определяют наличие или отсутствие обязательств у предприятия, возможности их погашения.
Таким
образом, финансовые ресурсы предприятий,
по существу, являются собственными источниками
финансирования, привлекаемыми с
финансового рынка и
Финансовые ресурсы некоммерческих организаций. Некоммерческие организации не преследуют цели извлечения прибыли, действуя в соответствии с Законом «О некоммерческих организациях».
Состав финансовых ресурсов некоммерческих организаций состоит только из двух элементов: собственных и приравненных к ним средств и средств целевого финансирования. Выпуск и размещение акций недоступно некоммерческим организациям, поскольку лишь акционерное общество, таким образом, может мобилизовать средства на финансовом рынке. Состав и структура финансовых ресурсов некоммерческой организации существенно зависит от ее формы.
Для некоторых некоммерческих организаций – учреждений, действующих в сфере образования, здравоохранения и др., главным и даже единственным источником финансовых ресурсов являются бюджетные ассигнования. Другие услуги – в сферах культуры, искусства – являются платными, а бюджетные средства представляются нерегулярно и в форме целевого финансирования. Для большинства некоммерческих организаций характерно сочетание источников финансирования из бюджетов разных уровней и доходов от собственной деятельности. Расширение самостоятельности некоммерческих организаций позволило увеличить долю средств, зарабатываемых ими в результате расширения объема и перечня платных услуг, оказываемых населению.
Финансовый рынок – это сфера проявления экономических отношений между продавцами и покупателями финансовых (денежных) ресурсов и инвестиционных ценностей (то есть инструментов образования между их стоимостью и потребительной стоимости). Финансовый рынок состоит из системы рынков: валютного, ценных бумаг, ссудных капиталов или денежного, золота. Финансовый рынок представляет собой организованную или неформальную систему торговли финансовыми инструментами. На этом рынке происходит обмен деньгами, предоставление кредита и мобилизация капитала. Основную роль здесь играют финансовые институты, направляющие потоки денежных средств от собственников к заемщикам. Товаром выступают собственно деньги и ценные бумаги. Как и любой рынок, финансовый рынок предназначен для установления непосредственных контактов между покупателями и продавцами финансовых ресурсов.
Финансовый рынок разделяется на денежный рынок и рынок капиталов. Под денежным рынком понимается рынок краткосрочных кредитных операций (до одного года). В свою очередь денежный рынок подразделяется на обычный, на учетный, межбанковский и валютный рынки.
К
учетному рынку относят тот, на котором
основными инструментами
Межбанковский рынок – часть рынка ссудных капиталов, где временно свободные денежные ресурсы кредитных учреждений привлекаются и размещаются банками между собой, преимущественно межбанковских депозитов на коротких сроках.
Валютные
рынки обслуживают
Рынок капиталов охватывает средне- и долгосрочные кредиты, а также акции и облигации. Он подразделяется на рынок ценных бумаг и рынок средне-долгосрочных банковских кредитов. Рынок капиталов служит важнейшим источником долгосрочных инвестиционных ресурсов для правительств, корпораций и банков. Если денежный рынок предоставляет высоко ликвидные средства в основном для удовлетворения краткосрочных потребностей, то рынок капиталов обеспечивает долгосрочные потребности в финансовых ресурсах.
Финансовый рынок можно рассматривать и как совокупность первичного и вторичного рынков, а также национальный и международный. Первичный рынок возникает в момент эмиссии ценных бумаг, на нем мобилизуются финансовые ресурсы. На вторичном рынке эти ресурсы перераспределяются, и даже не один раз. В свою очередь, вторичный рынок подразделяется на биржевой и не биржевой. На последнем происходит купля-продажа ценных бумаг, которые не котируются на бирже.
Страхование представляет собой особу форму перераспределительных отношений по поводу формирования и использования целевых фондов денежных средств для защиты имущественных интересов физических и юридических лиц и возмещения им материального ущерба при наступлении неблагоприятных явлений и событий.
Информация о работе Дискуссионные вопросы состава и структуры финансовой системы страны