Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 20:49, курсовая работа
Объектом исследования является финансовая система страны.
Предмет исследования: дискуссионные вопросы состава и структуры финансовой системы страны.
Методы исследования: анализ научной и специальной литературы по теме исследования.
Финансовая система – 1) вся совокупность звеньев и сфер; 2) совокупность учреждений финансовой системы, которая существует на предприятии, в государстве и т.д.
Первая сфера, где необходимы финансы – государство. Система, с помощью которой государство собирает и расходует средства называется государственные финансы.
Кроме государства существуют различного рода предприятия, следовательно, вторая сфера называется финансы предприятий. Это инструмент, с помощью которого предприятие собирает средства.
Третья сфера – прочие финансы (в том числе финансы страхования).
Звенья первой сферы:
1. Федеральный бюджет;
2.
Внебюджетные фонды (денежные
средства, которые концентрируются
в руках неправительственных,
но государственных
Правительство стремится распоряжаться этими фондами, так как в них оседают колоссальные средства, которые правительство может использовать для своих целей.
3. Государственный кредит
Звенья второй сферы (финансы предприятий):
1)
финансы предприятий,
2)
финансы учреждений и
3)
финансы общественных
Страхование – специфическая сфера, которая имеет свои звенья:
1) Социальное страхование;
2) Личное страхование;
3) Имущественное страхование;
4) Страхование ответственности;
5)
Страхование
Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Каждому звену системы финансов присущи свои специфические формы и методы образования и использования денежных фондов и доходов.
Финансовые системы разных стран имеют разный состав, что определяется разными государственными структурами и организационно – правовыми формами.
В учебниках советского периода в структуре системы финансов выделялись обычно две подсистемы: финансы предприятий и отраслей народного хозяйства и общегосударственные финансы. Иногда к ним добавляли, как отдельную подсистему – государственный кредит. Сравнительно простая система финансов СССР соответствовала его экономическому базису и проводимой финансовой политике. Проведение рыночных реформ в России, осуществление принципиально новой экономической и финансовой политики, объективно обусловили выделение новых звеньев финансовых отношений.
Следует иметь в виду, что первичные доходы сферы финансов частных и государственных предприятий, а также доходы граждан создают основу системы финансов любого государства. И это не только теоретическое предположение, поскольку вся совокупность этих ресурсов отражается в сводном балансе финансовых ресурсов России. В целом, вся система финансов состоит из двух укрупненных подсистем (см. Приложение 1):
Как уже говорилось ранее, классификационным признаком такого деления является роль субъекта в общественном воспроизводстве. В соответствии с этим критерием имеются различия в потребностях финансовых ресурсов и соответственно финансовых фондов.
Так, непосредственно участники общественного воспроизводства, организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, производят товары и занимаются оказанием услуг. Для осуществления своей деятельности им необходимы финансовые ресурсы, которые обеспечили бы процесс производства, необходимая сумма денежных средств.
Таким образом, для субъектов хозяйствования будут характерны такие финансовые отношения, которые будут обеспечивать непрерывность процесса производства товаров и оказания услуг.
Каждая сфера финансовой системы в свою очередь имеет структурные элементы. Финансы субъектов хозяйствования выступают исходным финансовой системы, так как именно в этой сфере происходит формирование первичных доходов и финансовых ресурсов и начинаются прочие распределения и перераспределения стоимости.
Группировка финансовых отношений внутри сферы субъекта хозяйствования осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта. Он оказывает влияние на источники формирования финансовых ресурсов и порядок их использования. Часть организаций в качестве целей своей деятельности, преследует извлечение прибыли, они являются коммерческими. Помимо коммерческих организаций для нормального функционирования общества необходимы организации для удовлетворения потребностей общества в образовательных, культурных, научных, благотворительных и других общественно необходимых благах.
Такие организации не преследуют цель получения прибыли и не распределяют полученную прибыль между учредителями. Финансовые ресурсы им необходимы только для осуществления своей уставной деятельности. Это также оказывает влияние на состав финансовых отношений, участниками которых являются такие организации.
Участниками товарного производства также выступают ПБЮЛ (предприятия без образования юридического лица). Под деятельностью таких предприятий понимается самостоятельная, осуществляющаяся на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законе порядке.
Таким
образом, выделяют следующие звенья
в сфере субъектов
Сфера финансов государственные и муниципальные финансы состоит из двух звеньев:
Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет, имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, даёт государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.
В литературе финансовая система, её состав и структура представлены по-разному.
Не смотря на то, что все авторы выделяют один основной критерий, по которому происходит разделение финансовой системы на сферы и звенья (роль субъекта в общественном воспроизводстве), мы видим всё же расхождения в структуре.
Основным
из дискуссионных вопросов является
выделение страхования как
Автор Вавилов в сфере страхования выделяет два звена:
Автор Родионова выделяет 5 звеньев:
Автор Галицкая также выделяет 5 звеньев:
Значит
перед нами встает еще один вопрос:
если всё же страхование выделяется как
отдельная сфера, то каков же её состав?
Все
авторы выделяют как отдельную сферу
финансы субъектов
Автор Романовский выделяет сферу финансы субъектов хозяйствования и делит её на:
Родионова выделяет сферу финансы предприятий, учреждений, организаций и выделяет в ней следующие звенья:
1)финансы
предприятий, функционирующих
2)финансы
учреждений и организаций,
3)финансы общественных объединений
По Вавилову финансы экономических (хозяйствующих) субъектов делятся на:
1) финансы коммерческих организаций
2) финансы некоммерческих организаций
3) финансы ПБОЮЛ
4) финансы домохозяйств
Ковалёва выделяет финансы хозяйствующих субъектов:
1) государственных
2) муниципальных
3) частных
4) акционерных
5) арендных
6) общественных
Таким образом, еще одним важным вопросом является состав сферы финансов субъектов хозяйствования.
Аналогичные
расхождения происходят в сфере
государственные и
По Вавилову в состав этой сферы входят:
Родионова
в составе государственных
Ковалёва выделила сферу общегосударственные финансы и в её составе:
Информация о работе Дискуссионные вопросы состава и структуры финансовой системы страны