Дискуссионные вопросы состава и структуры финансовой системы страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 20:49, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является финансовая система страны.
Предмет исследования: дискуссионные вопросы состава и структуры финансовой системы страны.
Методы исследования: анализ научной и специальной литературы по теме исследования.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 227.50 Кб (Скачать)

     По  системе Романовского сфера государственные  и муниципальные финансы включает в себя бюджетную систему и государственный кредит. В свою очередь бюджетная система делится: на федеральный бюджет, территориальные бюджеты субъектов федерации, бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты), бюджеты фонда социального страхования РФ, Государственного фонда занятости населения РФ, Федерального и территориального фондов обязательного медицинского страхования.

     Для того, чтобы понять и доказать состав и структуру финансовой системы  РФ необходимо четко проанализировать роль субъектов в общественном воспроизводстве, задачи, которые они выполняют, источники формирования финансовых ресурсов, направление распределения прибыли.

Глава III. Характеристика звеньев финансовой системы

     Федеральный бюджет является главным  звеном финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.

     Федеральный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным собранием как закон. Через федеральный бюджет государство концентрирует у себя значительную долю национального дохода для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.

     Федеральный бюджет  характеризуется следующими чертами:

  • носит ярко выраженный балансовый характер. Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета,
  • формирование и использование бюджета базируется на сочетании централизованных начал с инициативой местных органов.

     Основные  функции бюджета:

  • перераспределение национального дохода и примерно 50% ВВП между территориями, отраслями деятельности, социальными группами населения;
  • государственное регулирование и стимулирование экономики;
  • финансовое обеспечение финансовой политики;
  • контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

     В условиях перехода на рыночные отношения  федеральный бюджет сохраняет свою важную роль. Изменяются лишь методы его воздействия на общественное производство путем создания иного режима расходования бюджетных средств. В современных условиях развитие общественного производства обеспечивается не методами бюджетного финансирования и дотирования, а с помощью экономических методов, использование которых позволяет перейти к финансовому регулированию экономики. Средства бюджета должны направляться на осуществление инвестиционной политики, субсидирование предприятий, финансирование конверсии оборонных отраслей. Расходы бюджета в области экономики призваны способствовать формированию рациональной структуры общественного производства, наращиванию научно-технической базы. Применяя различные формы воздействия на экономику, государство способно существенно изменить сложившиеся народнохозяйственные пропорции, например, ликвидировать нерентабельные предприятия или их перепрофилировать.

     Государственное регулирование экономики позволяет  существенно сократить расходы бюджета, изменить их состав и структуру.

     Важная  роль федерального бюджета не ограничивается финансированием сферы материального производства. Бюджетные ресурсы направляются также и в непроизводственную сферу (образование, здравоохранение, культуру и др.). За счет бюджетных и внебюджетных фондов финансируются предприятия и учреждения социально-культурного направления. Расходы бюджета, обусловленные реализацией социальной политики государства, имеют огромное значение. Они позволяют государству развивать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять потребности граждан в медицинском обслуживании, осуществлять социальную защиту.

     Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия  имеют не только социальное, но и  экономическое значение, так как представляют важнейшую часть затрат на воспроизводство рабочей силы и служат для повышения материального и культурного уровня жизни народа.

     Одним из звеньев общегосударственных  финансов являются внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды – это средства Федерального правительства и местных властей, связанные с Финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда.

     Организационно  внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. Основными по размерам и значению являются социальные фонды – Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Общие доходы (и расходы) всех внебюджетных фондов за последние годы превышали 60% доходов государственного бюджета. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение, что гарантирует использование средств в полном объеме.

     Обособленное  функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно финансировать важнейшие социальные мероприятия. В отличие от федерального бюджета расходование средств внебюджетных фондов подлежит меньшему контролю со стороны органов законодательной власти. Это, с одной стороны, облегчает их использование, а с другой – дает возможность расходовать средства не в полном объеме. Поэтому в целях усиления контроля над  расходованием средств внебюджетных фондов ставится вопрос о консолидации некоторых из них в бюджете с сохранением целевой направленности их расходов.

     Пенсионный  фонд – внебюджетный государственный фонд, средства которого складываются из законодательно установленных отчислений от деятельности физических и юридических лиц, целевым образом расходующий эти средства на выплату пенсий гражданам.

     ПФ  создан в целях государственного управления финансами пенсионного  обеспечения в РФ и является самостоятельным  финансово-кредитным учреждением.

     Пенсионный  фонд формируется на федеральном уровне и в республиках, краях, областях, что позволяет охватить пенсионными выплатами всех граждан независимо от места их прежней работы и проживания, включая членов колхозов и лиц, по разным причинам не имеющих права на трудовую пенсию. Одновременно данная структура Пенсионного фонда гарантирует как текущие, так и чрезвычайные платежи, вызванные изменениями в отдельных регионах или в стране в целом.

     Важнейший принцип любого пенсионного фонда — солидарная ответственность поколений. Он преследует цель обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени и в пространстве: где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.

     Средства  Пенсионного фонда формируются, по Положению о Пенсионном фонде РФ, за счет трех источников:

  • страховых взносов работодателей;
  • страховых взносов работающих;
  • ассигнований из федерального бюджета.

     Основные  задачи Пенсионного фонда РФ:

  • целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФР;
  • организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
  • капитализация средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;
  • контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;
  • межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФР, участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.

     В качестве системы управления финансами пенсионного обеспечения Пенсионный фонд осуществляет некоторые функции:

  • участвует в определении размера взносов на государственное страхование, обосновании их дифференциации по предприятиям и организациям в зависимости от условий труда;
  • обеспечивает контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов и правильным расходованием средств;
  • участвует в подготовке предложений по совершенствованию пенсионного обеспечения и разработке социальных программ;
  • осуществляет международное сотрудничество по вопросам, относящимся к компетенции фонда.

     Фонд  государственного социального  страхования (ФСС) — централизованный фонд денежных ресурсов общегосударственного назначения, распределяемый как в территориальном, так и в отраслевом разрезах.

     Основные  задачи Фонда социального страхования  – обеспечение гарантированных  государством пособий:

  • по временной нетрудоспособности (до 5 лет непрерывного стажа - 60%, от 5 до 8 лет - 80%, свыше 8 лет - 100% заработка, вследствие трудового увечья - 100%);
  • по беременности и родам: 70 дней до и 70 дней после часа “Х”, в случае трудных родов после - 86 дней, при рождении 2-х - 110 дней. Выплата в полной сумме до родов и после родов в размере 100%;
  • единовременное пособие к декретному отпуску в случае постановки на учет в ранние сроки беременности (до 12 недель - 50%);
  • при рождении ребенка;
  • по уходу за ребенком до 1,5 лет;
  • ежемесячное пособие на детей в возрасте до 18 лет - 70% от минимального размера оплаты труда;
  • на погребение (5 минимальных размеров оплаты труда);

     Средства  фонда образуются из следующего:

  • страховых взносов хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;
  • доходов от инвестирования части временно свободных средств;
  • ассигнований из Федерального бюджета.

     Норматив  отчислений в фонд социального страхования – 5,4% на все виды начисленной оплаты труда.

     Обязательное  медицинское страхование — составная часть государственного социального страхования, обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского страхования.

     Для реализации политики в области медицинского страхования создаются Федеральный и Территориальные фонды медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Средства фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

     Тариф страховых взносов определяется федеральным законом РФ по представлению Правительства РФ. Страховые взносы не начисляются на выходное пособие при увольнении, компенсационные выплаты, стоимость бесплатно предоставляемых услуг, дивиденды, начисляемые на акции, и другие выплаты.

     Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования (ФФОМС), созданный в соответствии с федеральным законом, предназначен для:

  • выравнивания условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования;
  • финансирования целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;
  • осуществления контроля за рациональным использованием финансовых средств обязательного медицинского страхования.

          Финансовые средства федерального  фонда образуются за счет:

  • части страховых взносов предприятий, учреждений, организаций и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинское страхование в размерах, установленных федеральным законом;
  • взносов территориальных фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах;
  • ассигнований из федерального бюджета на выполнение республиканских программ обязательного медицинского страхования;
  • добровольных взносов юридических и физических лиц;
  • доходов от использования временно свободных финансовых средств федерального фонда;
  • нормированного страхового запаса финансовых средств фонда и иных поступлений.

Информация о работе Дискуссионные вопросы состава и структуры финансовой системы страны