Деятельность Центрального банка России

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 17:29, курсовая работа

Описание работы

Ядро любой кредитной системы составляет банковская система. Единым органом, координирующим деятельность кредитных организаций, является Центральный банк. Но прямое воздействие он оказывает лишь на банковские учреждения, а на остальные – только опосредованно.
Центральный (эмиссионный) банк (ЦБ) – центральное звено денежно-кредитной системы любого государства, головной банк страны, сочетает в себе черты обычного (коммерческого) банковского учреждения и государственного ведомства.

Содержание

Введение...............................................................................................................................3
1. Организация деятельности ЦБ ......................................................................................5
1.1 Сущность Центрального банка ...................................................................................5
1.2 Правовые основы деятельности ЦБ ............................................................................9
1.3 Организационная структура Банка России...............................................................13
2. Функции Банка России .................................................................................................24
2.1 Функции ЦБ.................................................................................................................24
2.2 Цели и задачи Центрального банка...........................................................................28
3. Современная банковская система РФ..........................................................................30
Заключение.........................................................................................................................38
Список использованной литературы...............................................................................42

Работа содержит 1 файл

ДКБ ГОТ.3.docx

— 70.03 Кб (Скачать)

Долгое время развитие российской банковской системы, как и всей экономики, шло по так называемой «догоняющей  модели» - институты, сформировавшиеся в развитых странах, появлялись в  нашей стране с опозданием на 200-300 лет, при этом внедрение новых  технологий проводились «сверху» при  непосредственном участии государства. К 1870 г. в России функционировали  всего 7 акционерных коммерческих банков с капиталом 37 млн. рублей. Последовавший  через 10-20 лет после отмены крепостного  права годы бурный рост акционерного капитала и банковской системы также  происходил во многом под государственным  контролем, таким образом власть пыталась бороться с огромным количеством  спекуляций и коррупцией чиновников.  

Экономический подъем в конце 1890-х  годов и в 1909-1913 гг., в итоге  которого Россия оказалась в числе  пяти ведущих держав мира, во многом был связан с притоком в страну иностранного капитала и высокой  кредитно-инвестиционной активностью  российских банков. При относительно небольшом количестве (в 1900 г. в России действовали 42 коммерческих банка, в 1914 г. - 50), российские акционерные коммерческие банки обладали разветвленной сетью  отделений, и по сумме баланса  к значительно опережали все  другие банковские учреждения, в том  числе Государственный банк. Банки  активно кредитовали ведущие  отрасли экономики: металлургию, машиностроение, нефтяную, цементную, сахарную, текстильную  промышленность, железнодорожное строительство, экспорт зерна. 

В советский период истории нашей  страны банки функционировали в  условиях централизованной распределительной  экономики. В такой модели все  банки являются государственными, и  отвечает по их обязательствам государство. Фактически банки создавались для  обслуживания отдельных отраслей народного  хозяйства или финансирования крупных  государственных проектов. Централизованная банковская система классифицируется как одноуровневая и предполагает полное отсутствие рыночных механизмов при сохранении основных функций - сберегательной, кредитной и платежно-расчетной. Рекламный слоган недавнего прошлого: «Храните деньги в сберегательной кассе», в отличии от «Летайте самолетами «Аэрофлота» все-таки имел смысл - функции  хранения свободных денежных средств  граждан советская денежная система  выполняла вполне успешно вплоть до конца 80-х годов. 

Современная банковская система России возникла одновременно с распадом СССР в результате реформирования государственной  кредитной системы, сложившейся  в период централизованной плановой экономики. Она основана на рыночных принципах, но, в силу недостаточной  развитости кредитно-финансового сектора  российской экономики, представляет собой  систему переходного типа от централизованной к рыночной. 

Банки в Российской Федерации создаются  и действуют на основании Федерального закона от 7 июля 1995 г. № 395-1 «О банках и  банковской деятельности» (в редакции от 21 марта 2002 г.) в котором дано определение  кредитных организаций и банков, перечислены виды банковских операций и сделок, установлен порядок создания, ликвидации и регулирования деятельности кредитных организаций. Основными  принципами организации банковской системы РФ, закрепленными в законодательстве, являются:

- Двухуровневая структура,

- Осуществление банковского регулирования  и надзора Центральным банком,

- Универсальность деловых банков;

- Коммерческая направленность  их деятельности. 

Двухуровневая структура предполагает четкое разделение функций между  Центральным банком РФ, учреждения которого образуют первый уровень и  деловыми (коммерческими) банками, составляющими  второй уровень. Центральный банк осуществляет выпуск денег в обращение (эмиссию); обеспечивает стабильность национальной валюты - рубля (что закреплено в  Конституции РФ), надзор и контроль за деятельностью коммерческих банков. Задача коммерческих банков состоит  в обслуживание клиентов, юридических  и физических лиц, предоставление им услуг (кредитование, расчеты, кассовые, депозитные операции, операции с иностранной  валютой, драгоценными металлами). Центральный  банк, таким образом, не может напрямую выходить на рынок банковских услуг  и конкурировать с коммерческими  банками. В свою очередь, коммерческие банки не принимают участия в  разработке и реализации денежно-кредитной  политики. 

Центральный банк РФ - Банк России  является органом банковского регулирования и надзора, в отличие от большинства европейских стран (в их числе Германия, Великобритания, Франция), где соответствующие полномочия переданы специальным органам банковского надзора. Банк России устанавливает нормы и правила банковской деятельности, осуществляет надзор за их соблюдением, проводит инспекционные проверки. Банк России выдает и отзывает лицензии на осуществление банковских операций, регистрирует филиалы банков на территории РФ, выдает разрешения на открытие заграничных филиалов, а также на участие и капитале кредитных организаций-нерезидентов.  

Принцип универсальности деловых  банков означает, что все действующие  на территории РФ банки имеют право  осуществлять все предусмотренные  законодательством и банковскими  лицензиями операции. Допускается сочетание  краткосрочного кредитования с инвестициями в корпоративные ценные бумаги. Такой  принцип организации банков существует в большинстве европейских стран, в отличие от принципа специализации  банков, действующем в США, Японии, Канаде, где банкам до недавнего  времени было запрещено одновременно заниматься краткосрочным кредитованием  и долгосрочным инвестированием  капиталов - операции с ценными бумагами в таких банковских системах производят специализированные инвестиционные банки. Таким образом, в России специализация банка по видам его операций никак не связана с законодательной базой - это дело самого банка. 

Принцип коммерческой направленности банков второго уровня выражается в  том, что согласно законодательству основной целью деятельности банков и кредитных организаций в  РФ является получение прибыли. При  этом необходимо отметить, что максимальная прибыльность банка не тождественна максимальной эффективности - наиболее прибыльные операции связаны и с  наибольшими рисками. В рыночной экономике для оценки деятельности коммерческих банков используются такие  показатели, как минимизация рисков, обеспечение ликвидности, надежность и стабильность функционирования, разнообразие услуг, развитие сети филиалов. 

Современная банковская система РФ включает в себя Банк России и кредитные  организации имеющие лицензию Банка  России. При этом в соответствии с Законом «О банках и банковской деятельности» в РФ возможно создание кредитных организаций двух видов: банки и небанковские кредитные  организации: расчетные, депозитно-кредитные  и небанковские кредитные организации  инкассации. Не включаются в состав банковской системы кредитные кооперативы, кредитные союзы, инвестиционные фонды, ломбарды, лизинговые фирмы и т.п. Законодательством РФ допускается  создание объединений банков -  банковских групп и банковских холдингов. 

Кредитные организации, входящие в  банковскую систему, могут создавать  некоммерческие союзы и ассоциации, цели и задачи которых связаны  с защитой интересов организаций-членов и координацией совместной деятельности.  В РФ крупнейшей ассоциацией является Ассоциация российских банков (АРБ). Она объединяет около 80% банковских учреждений России, которым принадлежит более 92% совокупного банковского капитала действующих кредитных организаций и свыше 93% всех активов российской банковской системы. По состоянию на 21 июля 2009 г. Ассоциация российских банков насчитывает 752 члена, в том числе 573 кредитные организации, которые имеют 2964 филиалов. Банки - члены АРБ и их филиалы осуществляют свою деятельность во всех регионах Российской Федерации. 

В банковскую систему России входят различные по принадлежности капитала банки: частные, основанные на капитале юридических и физических лиц, банки с государственным участием; банки с участием иностранного капитала. Банк России является на 100% государственным - все его имущество и весь капитал находятся в федеральной собственности. В банках с государственным участием доли уставного капитала принадлежат Банку России, органам исполнительной власти, государственным унитарным предприятиям.  

В банковских системах переходного  типа, в том числе в России, банки с государственным участием играют стабилизирующую роль, являются активными проводниками государственной  кредитно-финансовой политики, поддерживают доверие к банковской системе  и выполняют задачи по кредитования экономики в условиях высоких  финансовых рисков. 

Банки с иностранным участием - это банки, в уставном капитале которых  определенная доля принадлежит нерезидентам - юридическим и физическим лицам. Часть банков контролируется иностранным  капиталом - их контрольные пакеты акций  принадлежат нерезидентам. 

Присутствие в банковской системе  России банков с иностранным участием  способствует притоку иностранных инвестиций в экономику нашей страны, привлечению новых финансовых технологий, появлению на рынке современных банковских продуктов, что весьма положительно влияет на качественное развитие банковской системы России. 

Количественные показатели банковской системы Российской Федерации на сегодня таковы: на 16 июля 2009 г. в  списке Центрального банка РФ насчитывалось 1198 кредитных организаций, зарегистрированных на территории России, из них 1134 банка  и 64  небанковских кредитных организаций. У 105 организаций отозвана лицензия, у 9 - аннулирована. За первое полугодие количество кредитных организаций сократилось на 25. 

В условиях мирового финансового кризиса  положение банковской системы РФ можно охарактеризовать как стабильное, но сложное. Падение промышленного  производства, отток капитала из страны, снижение реальных доходов населения, рост безработицы негативно сказывается  на ликвидности банковского сектора. По мнению аналитиков, далеко не все  банки переживут кризис - прогнозируется закрытие 200-300 коммерческих банков. Усилятся процессы слияния, укрупнения капитала. Неизбежно и увеличение государственного регулирования в кредитно-финансовой сфере. 

В Антикризисной программе правительства  на 2009 год одним из семи приоритетных направлений объявлено «формирование  мощной финансовой системы как надежной основы для развития национальной экономики». Предусматривается возможность  выделения в 2009 году 495 млрд. рублей на поддержку банковской системы, в  том числе 280 млрд. рублей - на капитализацию  банков, 215 млрд. рублей - фондирование за счет Фонда национального благосостояния. При этом предоставление государственной  поддержки будет увязано с  кредитованием реального сектора.  

Успешный выход из кризиса и  рост экономики России невозможен без  сохранения и развития национальной банковской системы, приближения ее к стандартам экономически развитых стран. Скорейшее восстановление и  наращивание капитальной базы банковской системы, концентрация национального  банковского капитала являются важнейшими предпосылками достижения глобальной политической цели превращения России в современную развитую страну с  конкурентоспособной экономикой.

 

Заключение

Главными  задачами, стоящими перед всеми центральными банками, является поддержание покупательной способности национальной денежной единицы и стабильности кредитно-банковской системы страны. Все центральные банки имеют сходные функции, применяют сопоставимые инструменты регулирования. Это обусловливает постепенное сближение их организованных структур, координацию их деятельности, а в Западной Европе – формирование единой денежно-кредитной и валютной политики стран-участниц ЕС.

Основные  функции центральных банков –  эмиссия банкнот, проведение денежно-кредитной  политики, рефинансирование банков, контроль за деятельностью кредитно-банковских учреждений, организация и контроль за функционированием системы платежей, проведение валютной политики, выполнение функций агента правительства. Реализуя указанные функции, центральные банки добиваются осуществления поставленных перед ними задач.

Анализ  изменений, происшедших в последние  десятилетия в целях, формах и методах деятельности центральных банков зарубежных стран, позволяет выявить ряд общих тенденций.

Денежно-кредитная  политика, первоначально предназначенная  на конъюнктурное регулирование, имеющая множество целей и разнообразие инструментов, все больше стала ориентироваться на улучшение финансовой среды: стабильность валютных курсов и цен финансовых активов; контроль за рисками финансовых посредников; создание условий, необходимых для повышения эффективности кредитно-финансовой системы. Добиваясь этих целей, центральные банки изменили методы денежно-кредитной политики: на смену регулирующему воздействию с использованием многообразия инструментов пришло использование нескольких косвенных инструментов «точной настройки» денежного рынка, позволяющих быстро реагировать на конъюнктурные колебания.

Во  многих странах был ограничен  доступ коммерческих банков к кредитам центрального банка – путем повышения его учетной ставки. Было ослаблено давление резервных требований на банки; в настоящее время изменение норм резервирования как инструмент корректировки ликвидности банков используется довольно редко.

Резко возросла необходимость международного согласования кредитно-денежной и валютной  политики, усилилось межгосударственное регулирование банковской деятельности.

В целом главной тенденцией денежно-кредитной  политики центральных банков стало приобретение ею большей гибкости.

Банк  России имеет двойственную правовую природу. Он одновременно и орган государственного управления специальной компетенции и юридическое лицо, осуществляющее хозяйственную деятельность.

Главной особенностью правового положения  Банка России в настоящее время является то, что осуществление его административных прав и хозяйственной деятельности подчинены решению одной и той же задачи ¾ управлению кредитной системой.

Информация о работе Деятельность Центрального банка России