Деятельность Центрального банка России

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 17:29, курсовая работа

Описание работы

Ядро любой кредитной системы составляет банковская система. Единым органом, координирующим деятельность кредитных организаций, является Центральный банк. Но прямое воздействие он оказывает лишь на банковские учреждения, а на остальные – только опосредованно.
Центральный (эмиссионный) банк (ЦБ) – центральное звено денежно-кредитной системы любого государства, головной банк страны, сочетает в себе черты обычного (коммерческого) банковского учреждения и государственного ведомства.

Содержание

Введение...............................................................................................................................3
1. Организация деятельности ЦБ ......................................................................................5
1.1 Сущность Центрального банка ...................................................................................5
1.2 Правовые основы деятельности ЦБ ............................................................................9
1.3 Организационная структура Банка России...............................................................13
2. Функции Банка России .................................................................................................24
2.1 Функции ЦБ.................................................................................................................24
2.2 Цели и задачи Центрального банка...........................................................................28
3. Современная банковская система РФ..........................................................................30
Заключение.........................................................................................................................38
Список использованной литературы...............................................................................42

Работа содержит 1 файл

ДКБ ГОТ.3.docx

— 70.03 Кб (Скачать)

Однако обладая  определенными властными полномочиями,  Центральный банк РФ не включен в число органов государственной власти.

Согласно  Конституции Российской Федерации  к органам государственной власти относятся: законодательная, исполнительная и судебная. В перечне органов государственной власти Банк России не значится. В связи с этим, в правовом отношении статус (положение) Банка России пока не определен в полной мере.

Общая характеристика института центрального банка экономистами сводится к тому,  что это независимый государственный орган.  Иными словами,  центральный банк –  это государственный орган, структура которого обособляется от остальных государственных органов, и,  следовательно, у него есть возможность использовать собственную власть независимо от других государственных органов.

Считается, что  независимость центрального банка является гарантией эффективности денежной политики, направленной на стабилизацию цен и покупательной способности национальной денежной единицы. Чтобы бороться с инфляцией, центральный банк должен завоевать доверие общества и иметь репутацию органа,  строго выполняющего свои обязательства.  У центрального банка должна быть возможность давать обещания независимо от правительства.

Не следует  понимать независимость центрального банка в абсолютном смысле. Даже при полной формальной независимости всегда существует политическое давление на управляющего, и не всегда удается такому давлению противостоять.  С другой стороны,  вопрос о независимости –  это вопрос координации бюджетно-налоговой и денежной политики. Если бы правительство и центральный банк ставили одни и те же цели и если бы эти цели были тем, что действительно необходимо экономике, то согласованность была бы предпочтительнее независимости.

К основным критериям  независимости центрального банка можно отнести следующие:

– назначение руководства, председателя или управляющего центрального банка. Степень независимости будет определяться процедурой назначения главы центрального банка. Например, возможны такие варианты. Управляющего назначают: а) правление банка; б) законодательная власть, парламент; в) исполнительная и законодательная власть совместно;  г) коллективная исполнительная власть – один-два представителя исполнительной власти  (председатель правительства и/или министр финансов). Нетрудно заметить, что возможные варианты перечислены в порядке убывания независимости центрального банка;

–  срок пребывания в должности управляющего и членов правления.  Чем дольше срок, тем более независим управляющий центральным банком.  Председатель Центрального банка РФ назначается на должность Государственной Думой сроком на 4 года. Для сравнения: председатель совета управляющих Федеральной резервной системы США и его члены назначаются президентом с одобрения Конгресса на 14 лет;

– взаимоотношения между центральным банком и правительством, законодательная ответственность центрального банка.  Независимость центрального банка определяется возможностью правительства, министра финансов участвовать в управлении и принятии решений,  а также тем,  в какой степени деятельность банка регулируется законом.  Министр финансов РФ и министр экономического развития и торговли РФ не входят в состав совета директоров Банка России и участвуют в заседаниях совета с правом совещательного голоса. Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются Конституцией РФ,  Федеральным законом «О Центральном банке РФ», другими федеральными законами.  Банк России подотчетен Государственной Думе;

– процедура  формирования денежно-кредитной политики. Независимость центрального банка определяется тем,  кто формирует политику,  кому принадлежит последнее слово. Центральный банк РФ разрабатывает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики во взаимодействии с Правительством РФ и публикует совместное заявление после рассмотрения и принятия соответствующего решения Государственной Думой  (в этом, в частности, проявляется относительный характер его независимости);

– цели политики,  установленные Законом.  Чем больше целей с потенциально конфликтной направленностью указано в законах,  регулирующих деятельность центрального банка, тем менее независим центральный банк;

– прямые указания органов государственной власти.  Речь идет прежде всего о том,  имеют ли право исполнительные или законодательные органы власти контролировать бюджет центрального банка.  До принятия в июле 2002 г. новой редакции Закона  «О Центральном банке РФ» ни правительство, ни Федеральное собрание не контролировали объем текущих расходов, капитальных вложений и распределение прибыли,  остающейся в распоряжении Банка России после перечисления 50%  в федеральный бюджет.  Главный орган управления –  совет директоров –  самостоятельно определял объем и смету расходов на текущий год. С принятием поправок объем административно-хозяйственных расходов,  капитальных вложений,  порядок формирования резервных фондов и распределения прибыли, остающейся в распоряжении Банка России, утверждается Национальным банковским советом;

– ограничение  на предоставление кредитов правительству. Чем более ограничено прямое кредитование правительства центральным банком,  тем более он независим. В России закон запрещает прямое кредитование правительства для финансирования дефицита государственного бюджета, а также покупку государственных ценных бумаг при их первичном размещении за исключением случаев, когда это предусматривается законом о госбюджете.

Первые пять критериев можно трактовать как показатели политической независимости центрального банка. Последние два характеризуют экономическую независимость. Не все центральные банки обладают одновременно и политической,  и экономической независимостью.  Например,  как показали исследования, только центральные банки Канады, Нидерландов, Швейцарии, США и Германии обладают и политической, и экономической независимостью. Центральные банки

Франции, Англии и Японии зависят от правительств либо политически, либо экономически и не могут быть отнесены к полностью независимым центральным банкам. 

Банковское  законодательство, в том числе  законодательство, регулирующее деятельность центрального банка,  является частью общего свода законов, регулирующих общественные отношения в государстве.

Статус, задачи, функции, полномочия, принципы организации и деятельности Банка России определяются Конституцией Российской Федерации,  Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

В структуре  правового регулирования деятельности Банка России выделяются как собственно федеральные законы,  так и международные договоры Российской Федерации,  а также нормативные акты собственно Банка России, развивающие и конкретизирующие правовые нормы, содержащиеся в федеральных законах. 

1.3 Организационная структура Банка  России

Центральный банк является общенациональным общественным денежно-кредитным институтом,  эмиссионное  дело которого выступает основополагающим занятием.  Это порождает определенные принципы организации, обуславливающие, в свою очередь, структуру звеньев  управления.

Различают следующие  принципы:

• принцип  централизации деятельности;

• принцип  разделения властных полномочий по соответствующим  уровням управления;

• функциональный принцип;

• принцип  согласования с интересами других экономических  субъектов.

Важнейшим здесь  является принцип централизации  деятельности банка.

Поскольку деятельность центрального банка носит общенациональный характер, звенья его структуры должны руководствоваться указаниями одного главного центра,  обладающего соответствующими полномочиями.  Таким центром  –  высшим органом Банка России – выступает Совет директоров. В каждой стране принята своя система верховной власти центральных банков.

Принцип централизованного  построения позволяет обеспечить единство денежно-кредитной политики, поскольку  решения, принятые в верхних эшелонах власти, имеют одинаковую силу для  всех остальных звеньев управления центрального банка как системы.

Наряду с  принципом централизованного построения немаловажное значение имеет принцип  разделения властных полномочий по соответствующим  уровням,  образующим вертикальную структуру управления.  Помимо верховной  власти, представляемой центром  (в  форме Советов, Правления и т. п.), выделяются территориальные учреждения и их отделения, а также расчетно-кассовые центры (второй уровень),  полевые  учреждения (третий уровень)  и учреждения инфраструктуры  (вычислительные центры,  инкассация,  хранилища,  учебные  заведения, службы безопасности и др.)

Важнейшим принципом  организационного построения центрального банка является функциональный принцип, обусловленный самим предметом  его деятельности.  Поскольку  центральный банк представляет собой  институт,  регулирующий денежный оборот,  его функциональные подразделения  оказываются так или иначе  связанными с регулированием денежного  обращения в стране, а также  с полномочиями, переданными ему  государством, которые закреплены законодательством.

Рассмотрим  действие данного принципа на примере  Банка России. 

У Председателя Центрального банка Российской Федерации 4 первых заместителя. Обязанности между ними распределены следующим образом:

у одного из них  – это Департамент эмиссионно-кассовых операций,  Центральное хранилище и др.;

у второго  – Сводный экономический департамент,   Департамент операций на открытом рынке, Департамент валютных операций, Департамент  международных финансово-экономических  отношений и др.;

у третьего –  Департамент платежных систем и  расчетов, Операционное управление, Департамент  организации и исполнения госбюджетных и внебюджетных фондов и др.;

у четвертого – Департамент банковского регулирования  и надзора, Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций, Департамент  валютного регулирования и валютного  контроля и др.

Функциональный  принцип действует и в структуре  другого звена –  территориальных  банков, которые, помимо делегированных им полномочий в области денежно-кредитного регулирования,  осуществляют непосредственное кредитно-расчетное обслуживание российских коммерческих банков либо через свои операционные управления,  либо в  порядке передоверия расчетно-кассовым центрам (РКЦ).

Существенное  значение в организации деятельности центральных банков имеет принцип  их согласования с интересами других экономических субъектов.

Центральный банк в своей деятельности неизбежно  сталкивается с другими экономическими субъектами, их задачами и интересами. Рассматриваемый нами принцип требует  от центрального банка такого рода организации управления, которая, с  одной стороны, учитывала бы, насколько  это возможно, интересы других субъектов, а с другой – не противоречила  бы, не мешала бы выполнению его главных  целей и задач.

Соблюдение  баланса интересов достигается  участием различных сторон в деятельности звеньев управления центрального банка. Так, по российскому законодательству,  министр финансов Российской Федерации  и министр экономики и торговли Российской Федерации  (или, по их поручению, по одному из заместителей) принимают  участие в заседаниях Совета директоров с правом совещательного голоса.  Практика взаимодействия Банка России и Правительства Российской Федерации  такова,  что они информируют  друг друга о предполагаемых действиях  общегосударственного значения,  координируют свою политику, организуют регулярные консультации.

При взаимодействии с коммерческими банками Банк России перед принятием наиболее важных решений нормативного характера  проводит с ними консультации,  дает необходимые разъяснения,  обсуждает  предложения по вопросам регулирования  банковской деятельности.

Важную роль в реализации рассматриваемого принципа организационного построения Центрального банка РФ играет создание Национального  банковского совета, который, согласно банковскому законодательству, рассматривает  концепцию совершенствования российской банковской системы,  проекты основных направлений единой государственной  денежно-кредитной политики, политики валютного регулирования и валютного  контроля и др.

В настоящее  время Банк России представляет собой  единую централизованную систему с  вертикальной структурой управления, которая  включает:

1. Национальный  банковский совет; 

2. Совет директоров; 

3. Центральный  аппарат; 

4. Территориальные  учреждения;

5. Расчетно-кассовые  центры (РКЦ);

6. Полевые  учреждения;

7. Предприятия  инфраструктуры.

Национальный  банковский совет – коллегиальный  орган Банка России.

Численность Национального банковского совета составляет 12  человек, назначаемых  на четыре года,  из которых двое направляются Советом Федерации, трое – Государственной Думой, трое –  Президентом РФ, трое – Правительством РФ. В состав совета входит также  председатель Банка России.

Отзыв членов Национального банковского совета осуществляется органом государственной  власти, направившим их в состав Национального банковского совета.

В компетенцию  Национального банковского совета входит: 

       1) рассмотрение годового отчета  Банка России;

 2)  утверждение на основе предложений Совета директоров на очередной год:

• общего объема расходов на содержание служащих Банка  России;

• общего объема расходов на пенсионное обеспечение,  страхование жизни и медицинское  страхование служащих Банка России;

Информация о работе Деятельность Центрального банка России