Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 03:48, лекция
Тема 1 Свойства, функции и роль денег в рыночной экономике
Вопрос 1.1 Свойства и роль денег
Страховые брокеры - это юридические и физические лица, которые действуют в интересах страхователя (перестрахователя) или страховщика (перестраховщика) и осуществляют деятельность по оказанию услуг, связанных с заключением договоров страхования (перестрахования) между страховщиком (перестраховщиком) и страхователем (перестрахователем).
Страховые актуарии - физические лица, имеющие квалификационный аттестат и осуществляющие на основании трудового договора или гражданско-правового договора со страховщиком деятельность по расчетам страховых тарифов, страховых резервов страховщика, оценке его инвестиционных проектов с использованием актуарных расчетов.
Объединения субъектов страхового дела – это объединения страховых компаний в виде союзов, ассоциаций и иные объединения, которые созданы в целях координации своей деятельности, представления и защиты общих интересов своих членов.
Вопрос 7.2. Отрасли, виды и формы страхования
Объектами страхования могут быть имущественные интересы, не противоречащие законодательству Российской Федерации. К имущественным интересам относятся интересы, которые связаны:
• с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением страхователя или застрахованного лица (личное страхование);
• с владением, пользованием, распоряжением имуществом (имущественное страхование);
• с возмещением страхователем причиненного им вреда личности или имуществу гражданина, а также вреда, причиненного хозяйствующему субъекту (страхование ответственности).
Исходя из объектов страхования различают три отрасли страхования:
личное, имущественное; ответственности.
К видам объектов личного страхования относится:
1.Страхование жизни на случай смерти, дожития до определенного возраста или срока либо наступления иного события;
2. Пенсионное страхование;
3. Страхование жизни с условием периодических страховых выплат (ренты, аннуитетов) и (или) с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика;
4.Страхование от несчастных случаев и болезней;
5.Медицинское страхование.
К видам объектов страхования имущества относится:
1. Страхование имущества юридических лиц, за исключением транспортных средств и сельскохозяйственного страхования;
2. Страхование предпринимательских рисков;
3. Страхование средств наземного транспорта (за исключением средств железнодорожного транспорта);
4. Страхование средств железнодорожного транспорта;
5. Страхование средств воздушного транспорта;
6. Страхование средств водного транспорта;
7.Сельскохозяйственное страхование (страхование урожая, сельскохозяйственных культур, многолетних насаждений, животных);
8. Страхование грузов;
9. Страхование имущества граждан, за исключением транспортных средств;
10. Страхование финансовых рисков.
К видам объектов страхования ответственности относится:
1. Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств
2. Страхование гражданской ответственности владельцев средств воздушного транспорта;
3. Страхование гражданской ответственности владельцев средств водного транспорта;
4. Страхование гражданской ответственности владельцев средств железнодорожного транспорта;
5. Страхование гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные объекты;
6. Страхование гражданской ответственности за причинение вреда вследствие недостатков товаров, работ, услуг;
7. Страхование гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам;
8. Страхование гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору.
По форме проведения страхование может быть обязательное (в силу закона) и добровольное страхование. Инициатором обязательного страхования является государство, которое в форме закона обязывает юридических и физических лиц вносить средства для обеспечения общественных интересов. Государство устанавливает обязательную форму страхования, когда страховая защита тех или иных объектов связана с интересами не только отдельных страхователей, но и всего общества. Инициатором добровольного страхования выступают хозяйствующие субъекты, физические и юридические лица. При добровольном страховании происходит замкнутое распределение ущерба, между членами страхового сообщества исходя из установленных правовых норм.
Системы страховых отношений, реализуемых в процессе страхования, помимо самого страхования включают:
сострахование - страхование, при котором объект страхования может быть застрахован по одному договору совместно с несколькими страховщиками;
страховой пул - объединение страховщиков для совместного страхования определенных рисков, прежде всего, для страхования опасных, крупных и малоизвестных рисков;
двойное страхование - страхование у нескольких страховщиков одного и того же интереса от одних и тех же опасностей, когда общая страховая сумма превышает страховую стоимость;
перестрахование - страхование риска неисполнения всех или части своих обязательств перед страхователем одним страховщиком (перестрахователем) на определенных договором условиях у другого страховщика (перестраховщика);
самострахование - создание страхового резервного фонда непосредственно самим хозяйствующим субъектом в обязательном (акционерное общество, совместное предприятие) или добровольном (товарищество) порядке;
взаимное страхование - страхование имущества и имущественных интересов, осуществляемое на взаимной основе путем объединения денежных средств граждан и/или хозяйствующих субъектов
Тема 8. Финансовая система РФ
Вопрос 8.1. Структура финансовой системы РФ
Финансовая система – это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются различные денежные фонды.
Основу экономической структуры Российской Федерации составляют экономические отношения, возникающие в нём. В этих отношениях участвуют 4-е субъекта: государство; регион, находящийся на самоуправлении; хозяйствующий субъект (т.е. фирма, корпорация, предприятие и т.п.); гражданин.
Вступая в отношения между собой, эти субъекты участвуют в товарно-денежных отношениях, что приводит к созданию финансовой системы.
Финансовую систему можно рассматривать с позиции её функций или её институтов. С функциональной точки зрения, финансовая система государства – это совокупность денежных отношений функционирующих в государстве. С институциональной точки зрения, финансовая система государства – это совокупность финансовых учреждений (т.е. банки, биржи и т.п.).
Финансовая система РФ представляет собой 4-х блочную систему относительно самостоятельных компонентов (рис. 3).
К таким компонентам относятся:
государственные финансы;
территориальные финансы;
финансы хозяйствующих субъектов;
финансы граждан.
Где, – это двухсторонние финансовые связи и финансовые отношения, возникающие при 2-х противоположных денежных потоках.
Каждый компонент финансовой системы выполняет свои конкретные задачи и обслуживает определённую группу финансовых отношений.
Вопрос 8.2. Государственные финансы
Государственные финансы – это система денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов, необходимых государству для выполнения своих функций.
Задачей государственных финансов является концентрация финансовых ресурсов в распоряжении государства, и направление их на финансирование общегосударственных нужд.
Финансовые ресурсы государства формируются за счёт: налогов; сборов; госпошлин; сумм, полученных от выкупа госпредприятий; доходов от предприятий и хозяйствующих субъектов, находящихся в государственной собственности и т.п.
Государственные финансы выражают денежные отношения, которые возникают:
Приток:
при взимании налогов с граждан;
при взимании налогов с хозяйствующих субъектов;
при возврате бюджетного кредита из бюджетов субъектов РФ;
при других прочих отношениях.
Отток
при предоставлении финансовой помощи бюджетам других уровней;
при выплате государственных пенсий и пособий гражданам;
при финансировании расходов по выполнению госзаказа с хозяйствующими субъектами;
при других прочих отношениях.
Вопрос 8.3. Территориальные финансы
Территориальные финансы – это система денежных отношений по формированию и расходованию территориальных финансовых ресурсов и направление их на экономическое и социальное развитие региона.
Задачей территориальных финансов является концентрация финансовых ресурсов в распоряжении административно-
Территориальные финансовые ресурсы формируются за счёт: налогов, сборов, штрафов, местных займов, лотерей и за счёт других источников дохода.
Территориальные финансы выражают денежные отношения, которые возникают:
Приток:
при получении финансовых ресурсов для развития региона из федерального бюджета;
при взимании налогов и сборов с граждан;
при взимании налогов и сборов с хозяйствующих субъектов;
при других прочих отношениях.
Отток
при финансировании расходов на экономическую и социальную политику для граждан находящихся на данной территории;
при возврате бюджетного кредита в федеральный бюджет;
при финансировании расходов по выполнению спецзаказа региональных или местных органов власти с хозяйствующими субъектами;
при других прочих отношениях.
Вопрос 8.4. Финансы хозяйствующих субъектов
Финансы хозяйствующих субъектов – это система денежных отношений, связанных с формированием и использованием капитала и доходов денежных фондов в процессе кругооборота денежных средств, в виде различных денежных потоков при участии предприятий, организаций и учреждений.
В финансовой системе Российской Федерации финансы хозяйствующих субъектов занимают центральное место, т.к. главными источниками финансовых ресурсов государства, регионов являются налоговые платежи предприятий и организаций. Все финансовые отношения хозяйствующих субъектов связаны с процессом образования и расходования различных целевых денежных фондов.
Задачей финансов хозяйствующих субъектов является формирование этими субъектами своих денежных фондов и использование их на основе эффективного управления денежным потоком в целях осуществления своей производственно-торговой и финансовой деятельности, получения прибыли, обеспечения финансовой устойчивости.
Финансы хозяйствующих субъектов выражают денежные отношения, которые возникают:
Приток:
при финансировании расходов связанных с выполнением госзаказа из федерального бюджета;
при финансировании расходов связанных с выполнением спецзаказа региональных или местных органов власти из территориальных бюджетов;
при продаже ценных бумаг гражданам;
при других прочих отношениях.
Отток
при перечислении налогов и сборов в федеральный бюджет;
при выплате арендной платы за земельный участок, штрафов, региональных и местных налогов и сборов;
при выплате дивидендов и доходов по ценным бумагам и премий гражданам;
при других прочих отношениях.