Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 03:48, лекция
Тема 1 Свойства, функции и роль денег в рыночной экономике
Вопрос 1.1 Свойства и роль денег
Сущность, содержание и функции финансового механизма являются общими для всех отраслей народнохозяйственного комплекса. В тоже время каждая отрасль имеет определённую специфику функционирования в ней финансового механизма, обусловленную особенностями отраслевой организации финансовых отношений.
Финансовый механизм представляет собой целостную и довольно сложную систему.
Как система, финансовый механизм есть совокупность взаимодействующих элементов (подсистем и т.п.), составляющих целостное образование. Каждому элементу этой системы присущи различные свойства. При этом всегда можно выделить общие свойства всех элементов системы. Такими свойствами являются:
1. Элемент системы выполняет только ему присущую функцию, которая не повторяется другими элементами этой системы. Например, прибыль, цена, налог, страхование, кредитование и т.п.
2. Элемент обладает способностью взаимодействовать и интегрировать с другими элементами. Например, налог с прибылью, кредитование с инвестированием и т.п.
3. Элемент тесно связан с другими элементами своей системы. Например, цена с прибылью, процент с кредитом и т.п.
Сложность системы финансового механизма определяется неоднородностью составляющих элементов, разнохарактерностью связей между ними, структурным разнообразием элементов. Это вызывает многообразие и различие элементов системы, их взаимосвязей, тенденций изменений состава и состояния системы, множественность критериев оценки их деятельности.
Тема 4. Финансовый менеджмент
Вопрос 4.1. Цели, задачи и функции финансового менеджмента
Финансовый менеджмент представляет собой специфическую систему управления денежными потоками, движением финансовых ресурсов и соответствующей организацией финансовых отношений.
Финансовый менеджмент можно рассматривать с трёх точек зрения.
С институционной точки зрения финансовый менеджмент – это орган управления хозяйствующего субъекта.
С организационно-правовой точки зрения финансовый менеджмент – это вид предпринимательской деятельности.
С функциональной точки зрения финансовый менеджмент – это система экономического управления и часть финансового механизма.
Финансовый менеджмент включает в себя стратегию и тактику управления.
Под стратегией понимается общее направление и способ использования средств, для достижения поставленной цели. Этому способу соответствует определённый набор правил и ограничений для принятия решений. Стратегия позволяет сконцентрировать усилия на варианте решения, отбросив при этом все другие решения. После достижения поставленной цели, стратегия как направление и средство её достижения прекращает своё существование. Новые цели ставят задачу разработки новой стратегии.
Тактика – это конкретные методы и приёмы для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Задачей тактики управления является выбор наиболее оптимального решения, методов и приёмов управления.
Финансовая стратегия и тактика тесно связаны между собой. Например, в качестве финансовой стратегии государства следует рассматривать финансовое оздоровление экономики и динамичный рост валового внутреннего продукта, повышение конкурентоспособной продукции. Такое оздоровление можно достигнуть через сокращение дефицита бюджета, уменьшение инфляции, укрепление курса российского рубля.
- Обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периодах.
Основными задачами финансового менеджмента, направленные на реализацию его главной цели являются:
6. Обеспечение постоянного финансового равновесия предприятия в процессе его развития.
Разделяют 2 типа функций финансового менеджмента: объект управления и субъект управления.
К функциям объекта управления относится:
Организация денежного оборота, снабжение финансовыми ресурсами и информационными инструментами, организация финансовой работы и т.д.
При этом можно выделить специфические формы управления, на которые направлено действие финансового менеджмента. Это управление активами, управление капиталом, управление инвестициями, управление денежными потоками, управление запасами, управление финансовыми рисками, антикризисное финансовое управление.
Функции субъекта управления:
Планирование, прогнозирование, организация, регулирование, координирование, стимулирование, контроль.
Вопрос 4.2. Органы управления финансами
Общее управление финансовой системой осуществляют:
1) Президент РФ (администрация президента) – подписывает законы (например, о федеральном бюджете), имеет право накладывать вето на законы.
2) Федеральное Собрание РФ (состоящее из двух палат – Совета Федерации и государственной думы) – устанавливает налоги, сборы и неналоговые платежи, утверждает и принимает законы.
3) Правительство РФ – формирует бюджет и выступает как единый центр управления финансами.
4) Министерство финансов РФ – получать материалы необходимые для составления и исполнения федерального бюджета, ограничивать и приостанавливать финансирование в случаи нарушения финансовой дисциплины.
Министерство финансов – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики и нормативно-правовое регулирование в финансовой сфере, включая бюджетную налоговую, страховую, валютную, сферу государственного долга, в области аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и камней, таможенных платежей, включая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств, выработку финансовой политики в области государственной службы и судебной системы.
В ведении Министерства финансов находятся следующие федеральные службы:
- Федеральная налоговая служба;
- Федеральная служба страхового надзора;
- Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;
- Федеральное казначейство (федеральная служба).
Федеральная налоговая служба - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов.
Федеральная служба страхового надзора - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также органа валютного контроля.
Федеральное казначейство (федеральная служба) - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в соответствии с законодательством РФ правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.
5) Центральный банк – осуществляет контроль за деятельностью разных кредитных институтов.
6) Федеральная служба по финансовым рынкам – контролирует деятельность участников финансовых рынков.
Федеральная служба по финансовым рынкам - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору на финансовых рынках, и находящийся в ведении Правительства РФ
7) Федеральная служба по финансовому мониторингу
Федеральная служба по финансовому мониторингу - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также осуществлять координирующую деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти.
8) Счетная палата – контрольный орган, осуществляющий контроль за выполнением финансового законодательства и подотчетен только федеральному собранию.
Основные задачи Счетной Палаты:
1. Осуществляет финансовую экспертизу проектов федеральных законов и правительственных актов, федеральных органов государственной власти, предусматривающие дополнительные расходы из федерального бюджета или влияющих на его исполнение.
2. Оценка обоснованности проектов Федерального бюджета и внебюджетных фондов.
3. Определение эффективности и целесообразности расходования государственных средств, а также использования госсобственности.
4. Контроль законности движения федеральных средств и средств внебюджетных фондов через банковскую систему.
Вопрос 4.3. Структура оборотных и внеоборотных активов предприятия
Финансовые результаты деятельности предприятия отражаются в балансе, который содержит в себе следующую структуру оборотных и внеоборотных активов:
1. Внеоборотные активы:
- нематериальные активы (права на патенты, лицензии, товарные знаки);
- основные средства (земельные участки, здания, машины и оборудование);
- незавершённое строительство (оборудование к установке);
- доходные вложения в материальные ценности (имущество для передачи в лизинг, имущество, предоставляемое по договору проката);
- долгосрочные финансовые вложения (инвестиции в дочерние и зависимые общества; инвестиции в другие общества; займы, предоставленные организациям на срок более 12 месяцев);
- отложение налоговые активы;
- прочие внеоборотные активы;
2. Оборотные активы:
- запасы (сырье, материалы, животные на выращивании и откормке, затраты в незавершённом производстве, готовая продукция и товары для перепродажи, отгруженные товары, расходы будущих периодов);
- НДС по приобретённым ценностям;
- дебиторская задолженность долгосрочная (платежи, которые ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты (т.е. покупателей и заказчиков, векселя к получению, задолженность дочерних и зависимых обществ, участников (учредителей) по взносам в уставной капитал, выданные авансы));
- дебиторская задолженность краткосрочная (платежи, которые ожидаются в течение 12 месяцев);
- краткосрочные финансовые вложения (займы, предоставляемые организациям на срок менее 12 месяцев);
- денежные средства (касса, расчетные счета, валютные счета);
- прочие оборотные активы.
Баланс предприятия наряду с активами включает в себя пассивы. К ним относятся:
1. Капитал и резервы:
- уставной капитал;
- собственные акции, выкупленные у акционеров;
- добавочный капитал;
- резервный капитал (резервы, образованные в соответствии с законодательством и учредительными документами);
- фонд социальной сферы;
- целевое финансирование и поступления;
- нераспределённая прибыль прошлых лет;
- непокрытый убыток прошлых лет;
- нераспределённая прибыль отчетного года;
- непокрытый убыток отчетного года;
2. Долгосрочные обязательства:
- займы и кредиты (кредиты банков и займы, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты);
- отложенные налоговые обязательства;
- прочие долгосрочные обязательства;
3. Краткосрочные обязательства:
- займы и кредиты (кредиты банков и займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты);
- кредиторская задолженность (поставщикам и подрядчикам, векселя к уплате, задолженность перед дочерними и зависимыми обществами, перед персоналом организации, перед государственными внебюджетными фондами, перед бюджетом, полученные авансы);
- задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов;
- доходы будущих периодов;
- резервы предстоящих расходов;
- прочие краткосрочные обязательства.
Кроме баланса финансовые результаты деятельности предприятия также отражаются в Отчете о прибылях и убытках. В его структуру входит:
1 Доходы и расходы по обычным видам деятельности:
- выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей);
<