Деньги как материальная основа финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 03:48, лекция

Описание работы

Тема 1 Свойства, функции и роль денег в рыночной экономике
Вопрос 1.1 Свойства и роль денег

Работа содержит 1 файл

Конспект лекций по ФиК 2008.doc

— 797.00 Кб (Скачать)

6) Стадия исполнения бюджета. Исполнение бюджетов предусматривает:

А) Исполнение бюджетов по доходам включает в себя:

- перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;

- распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;

- возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;

- учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.

Б) Исполнение бюджетов по расходам включает в себя:

- составление и утверждение бюджетной росписи;

- утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям;

- утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;

- принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;

- подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств;

- расходование бюджетных средств.

Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета

Участниками бюджетного процесса в Российской Федерации является: Президент РФ; органы законодательной власти; органы исполнительной власти; органы денежно-кредитного регулирования; органы государственного и муниципального финансового контроля; государственные внебюджетные фонды; главные распорядители и распорядители бюджетных средств; органы, на которые законодательно возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия; бюджетные учреждения, автономные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.

 

Вопрос 9.2. Структура бюджетной системы РФ

Бюджетная система Российской Федерации – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов  (рис. 4).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В бюджетную систему РФ входят:

1. Федеральный бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций государства. Он взаимодействует со всеми звеньями финансовой системы РФ, а также выражает функционирование международных финансовых отношений, осуществляемых Российской Федерацией.

2. Бюджеты субъектов РФ – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций соответствующего субъекта РФ.

В составе Российской Федерации находятся 84 субъекта РФ, которые разделены по 7 федеральным округам: Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный.

Бюджеты субъектов РФ включают в себя:

   Бюджеты 21 республик в составе РФ: Карелия, Коми, Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Калмыкия, Карачаево-Черкесская, Северная Осетия – Алания, Чеченская, Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртская, Чувашская, Алтай, Бурятия, Тыва, Саха (Якутия), Хакасия.

   Бюджеты 5 автономных округов: Ненецкий, Ханты-Мансийский – Юрга, Ямало-Ненецкий, Агинский Бурятский, Чукотский.

   Бюджеты 8 краёв: Приморский, Хабаровский, Краснодарский, Ставропольский, Алтайский, Пермский, Красноярский (в результате объединения с 1 января 2007 года Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа), Камчатский (в результате объединения с 1 июля 2007 года Камчатской области и Корякского автономного округа).

   Бюджеты 47 областей: Калининградская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская, Архангельская, Вологодская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская, Астраханская, Волгоградская, Ростовская, Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская, Курганская, Свердловская, Тюменская, Челябинская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Читинская, Амурская, Магаданская, Сахалинская, Иркутская (в результате объединения с 1 января 2008 года Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа).

   Бюджет 1 автономной области: Еврейская автономная область.

   Бюджеты 2 городов: Москва и Санкт-Петербург.

3. Местные бюджеты – это бюджеты муниципальных образований в форме образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций местного самоуправления.

К местным бюджетам относятся:

- бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

- бюджеты городских и сельских поселений (входящие в состав муниципального района).

4. Бюджеты федеральных государственных внебюджетных фондов - это форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета. Они предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.

5. Бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов - это форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне бюджетов субъектов Российской Федерации.

 

 

 

Вопрос 9.3. Принципы бюджетной системы РФ

Построение бюджетной системы РФ основывается на следующих принципах:

1) единство бюджетной системы РФ;

2) разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;

3) самостоятельность бюджетов;

4) равенство бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований;

5) полнота отражения доходов и расходов бюджетов;

6) сбалансированность бюджета;

7) эффективность и экономность использования бюджетных средств;

8) общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;

9) гласность;

10) достоверность бюджета;

11) адресность и целевой характер бюджетных средств.

 

 

1) Единство бюджетной системы означает единство бюджетного законодательства, принципов организации и функционирования бюджетной системы, форм бюджетной документации и отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы, санкций за нарушение бюджетного законодательства, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы, ведения бюджетного учета и отчетности бюджетов бюджетной системы и бюджетных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы.

Принцип единства позволяет, используя необходимую статистическую и бюджетную информацию, составлять  консолидированные бюджеты.

Консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (рис. 5).

              Консолидированный бюджет РФ включает в себя свод бюджетов нижестоящих территориальных уровней и бюджета соответствующего национально-государственного образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2) Принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней означает закрепление в соответствии с законодательством доходов и расходов за бюджетами бюджетной системы, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств. Собственные  доходы бюджета – это доходы, закреплённые законодательством РФ на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами. К ним относятся: налоговые доходы (т.е. федеральные, региональные или местные налоги); неналоговые доходы (т.е. доходы от продажи собственного имущества, от оказанных платных услуг, а также платежи в виде штрафов); доходы, в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений.

                       Полностью закрепленные доходы – это доходы в виде налогов или других платежей закреплённые только за бюджетами одного уровня бюджетной системы РФ.

                       Частично закреплённые доходы – это доходы в виде налогов или других платежей, по которым устанавливаются процентные нормативы поступлений, распределяемые по разным уровням бюджетной системы РФ на очередной финансовый год. Например, в 2006 г.из 24 % налога на прибыль организаций - 17.5 % идёт в бюджет субъекта РФ (при этом ставка может быть уменьшена до 13,5 %), а 6.5 % поступает  в федеральный бюджет.

3) Принцип самостоятельности бюджетов означает право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств, самостоятельно осуществлять бюджетный процесс на соответствующем уровне бюджетной системы.

Это обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их расходования на конкретные цели. К собственным источникам относятся налоги и сборы, поступающие в данный бюджет, доходы от реализации имущества, доходы от проведения лотерей и займов, полученные штрафы и т.п.

4) Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями.

5) Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством, законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

6) Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета

7) Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

              8) Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

При этом доходы не должны быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

              9) Принцип гласности означает:

- обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении;

- обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов.

Огласки не подлежат только «Секретные статьи», которые утверждаться в составе федерального бюджета.

Например, Федеральный бюджет РФ и все нормативные документы, связанные с ним, публикуется в «Российской газете».

10) Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Информация о работе Деньги как материальная основа финансов