Денежно-кредитные инструменты регулирования экономики в условиях глобализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 15:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является комплексное изучение финансовых и кредитных методов государственного регулирования экономики. Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:
- рассмотрения денежно-кредитной системы (которая, собственно и является регулирующей).
-рассмотрение теоретических основ денежно-кредитной политики(её целей, инструментов).

Содержание

Введение………………………………………………………………......…стр.3
Глава 1. Теоретические основы денежно-кредитного регулирования экономики
1.1.Денежно-кредитная система ..........................................................стр.4
1.1.1. Структура денежно-кредитной системы............................. стр.4
1.1.2. Механизм её функционирования ………………………… стр.5
1.2. Денежно-кредитная политика.....................................................стр.7
1.2.1. Цели денежно-кредитной политики.................................... стр.9
1.2.2. Инструменты денежно-кредитной политики.....................стр.15
Глава 2 Основные направления государственной денежно-кредитной политики на 2008 год
2.1. Развитие экономики России и денежно-кредитная политика в 2008 году .......................................................................................стр.23
2.1.1 Инфляция и экономический рост.........................................стр.23
2.1.2 Валютный курс…………………………………………….. стр.25
2.1.3. Реализация денежно-кредитной политики……………….стр.26
2.2 Денежно-кредитная политика в условиях глобализации ……..стр.32
Заключение …………………………………………………………………стр.35
Список литературы……………………………………………….…..…..стр.36

Работа содержит 1 файл

курсач1.doc

— 612.50 Кб (Скачать)

В сентябре в целях расширения доступа кредитных организаций к инструментам рефинансирования были смягчены условия получения денежных средств с использованием отдельных видов обеспечения: отменены дисконты в 1,25% по операциям прямого РЕПО с ОФЗ и ОБР, повышены размеры поправочных коэффициентов Банка России, используемых для расчета стоимости облигаций Банка России (с 0,99 до 1).                

Кроме того, в сентябре-октябре были приняты решения о снижении требований к уровню рейтинга эмитентов/выпусков облигаций, включаемых в Ломбардный список Банка России, и рейтинга организаций, обязанных по векселям, правам требования по кредитным договорам, принимаемым в обеспечение кредитов Банка России на две ступени, до уровня «В-»/«В3» по версии рейтинговых агентств «Fitch Ratings», «Standard & Poor’s»/«Moody’s Investors Service» соответственно.

В январе-сентябре 2008 года были востребованы операции кредитования Банком России кредитных организаций под залог векселей, прав требования по кредитным договорам организаций, имеющих международный рейтинг, а также поручительства кредитных организаций, имеющих международный рейтинг. Объем выдачи таких кредитов за январь-сентябрь 2008 года составил 76 млрд. рублей.

Кредитным организациям также предоставлена возможность получать под обеспечение нерыночными активами внутридневные кредиты и кредиты «овернайт», а также кредиты по фиксированной процентной ставке 9,5% годовых на срок до 30 календарных дней.

Банк России совместно с Федеральным казначейством и Минфином России в III квартале активизировал использование механизма размещения временно свободных средств федерального бюджета на депозиты коммерческих банков. 15 сентября было принято решение о повышении лимитов размещения средств федерального бюджета на банковские депозиты до 1232 млрд. рублей, увеличении сроков размещения депозитов до 3 месяцев. В результате 330,3 млрд.рублей было предоставлено 22 банкам. Объем задолженности кредитных организаций по размещенным на депозиты средствам федерального бюджета на конец III квартала возрос до 634,6 млрд. рублей.

В октябре 2008 года приняты федеральные законы, позволяющие реализовать комплекс дополнительных мер по поддержке финансовой системы Российской Федерации, предусматривающие (с момента вступления их в силу и до конца 2009 года):

– наделение Государственной корпорации «Банк развития внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» правом предоставлять кредитным и нефинансовым организациям кредиты и займы в иностранной валюте для погашения и обслуживания иностранных кредитов, полученных ими до 25.09.2008.

Предусмотрено, что Банк России разместит во Внешэкономбанке депозиты на общую сумму не более 50 млрд. долларов США сроком на один год с возможностью пролонгации;

– предоставление Банку России права заключать с банками соглашения, в соответствии с которыми он обязуется компенсировать таким банкам часть убытков, возникших у них по кредитам, выданным другим кредитным организациям, у которых в указанный срок была отозвана лицензия на осуществление банковских операций;

– поэтапное предоставление субординированных кредитов российским банкам на общую сумму до 950 млрд. рублей на срок до 31 декабря 2019 года;

– предоставление Банку России права предоставлять в порядке и на условиях, установленных Советом директоров Банка России, кредиты без обеспечения российским кредитным организациям на срок не более шести месяцев.

В 2008 году Банк России продолжил использование операций с собственными облигациями, а также с государственными ценными бумагами в качестве дополнительного инструмента регулирования ликвидности. Операции Банка России с собственными облигациями служат инструментом воздействия на ставки денежного рынка на срок 3-6 месяцев. Однако рынок ОБР характеризуется низкой ликвидностью и высокой концентрацией выпусков в портфелях небольшого круга участников. Средневзвешенные ставки на аукционах по размещению ОБР оставляли от 4,73 до 6,44% годовых.

Повышение Банком России процентных ставок по своим инструментам привело к некоторому увеличению ставок по рублевым кредитам кредитных организаций реальному сектору экономики. Ставки по рублевым депозитам населения и нефинансовых организаций также росли. Кроме того, на рост процентных ставок повлияли ускорение инфляции и усиление инфляционных ожиданий, а также более активная политика банков по привлечению средств внутри страны в условиях ограниченных возможностей их привлечения на зарубежных рынках.

Действие процентного канала трансмиссионного механизма остается ограниченным, и процентная политика Банка России еще не оказывает решающего воздействия на структуру рыночных ставок, а следовательно, и на реальные условия заимствования в российской экономике. Поэтому в среднесрочной перспективе повышение роли процентных ставок будет определяться как изменением макроэкономических условий, сопровождающимся переходом от ситуации преимущественного избытка к ситуации недостатка ликвидности, так и реализацией Банком России и Правительством Российской Федерации комплекса мер, направленных на развитие внутреннего финансового рынка (денежного рынка и рынка ценных бумаг, особенно их долгосрочного сегмента) и российской банковской системы, на усиление роли банковских кредитов для инвестирования, на повышение прозрачности действий Банка России для участников внутреннего рынка, а следовательно, увеличение доверия к Центральному банку Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Денежно-кредитная политика в условиях глобализации.

 

Традиционные рецепты монетарной политики разрабатывались в эпоху относительной обособленности национальных экономик, которыми правительства могли довольно жестко управлять. Сейчас правительства таких стран, как Россия, оказывают на экономику меньшее влияние, чем мировой финансовый рынок. В октябре 2008 г. это вновь доказало обрушение фондового рынка России при огромных международных резервах, профиците бюджета и высоких темпах роста ВВП. Государство уже не может «дирижировать» трансграничным движением капитала. Нет и мирового правительства для его регулирования. А роль потоков капитала в развитии национальных экономик может быть гораздо большей, чем внешней торговли. Следовательно, использование методов антикризисной и антиинфляционной политики в зависимости от фазы делового цикла уже малоэффективно. Тем более это бессмысленно в России, где такого цикла нет.

Некоторые экономисты считают, что нужно переходить к рестриктивной политике, поскольку Россия находится в фазе подъема делового цикла . Но как она может возникнуть, если такой цикл в России еще отсутствует? В России наблюдается совпадение трех явлений: (1) постдевальвационного роста, постепенно затухающего по мере укрепления реального курса рубля и нарастания мирового финансового кризиса; (2) восстановительного роста после трансформационного кризиса 1990-х годов; (3) повышательной стадии «голландской болезни». Если внимательно рассмотреть состояние национального производства, то мы увидим, что до сих пор еще имеются огромные резервные мощности по производству инвестиционной и потребительской продукции. Промышленное развитие сдерживается полной загрузкой мощностей в базовых отраслях, объясняющейся экспортом их продукции.

Что касается «голландской болезни», то ее механизм при росте цен на экспортируемое сырье хорошо исследован. В России рост производства для внутреннего рынка объясняется протекционистскими и транспортными барьерами. Экспорт вооружений идет в страны, которые не могут их приобрести в США и ЕС. Выпуск и экспорт энергоемкой продукции осуществляется благодаря заниженности внутренних

цен на газ, нефть и электроэнергию. Если Добавим, что приток «нефтедолларов» порождает рост благосостояния, государственных расходов и инвестиций в повышательной стадии «голландской болезни», но обвал цен на нефть переведет в будущем «голландскую болезнь» в реверсивную стадию с падением доходов и развертыванием кризиса. При этом структурные шоки и деформации, безработица и структурная инфляция присущи обеим стадиям «голландской болезни».

В Россию поступает огромный поток «нефтедолларов». Одновременно нарастают неторговые платежи и происходит огромный вывоз капитала Центробанком предотвращающие обвал производства торгуемой продукции. В этом и заключается главный аргумент в пользу «стерилизационной» политики.

Во избежание обвала производства в обрабатывающей промышленности ЦБ до недавнего времени считал одной из своих важнейших целей недопущение сильной ревальвации рубля. При огромном притоке «нефтедолларов» ее можно было избежать, только скупая избыток иностранной валюты и наращивая тем самым международные резервы.

Но при этом возникает «долларовая» эмиссия. Ее можно компенсировать, используя следующие способы:

— стерилизацию[2] денежного предложения путем «замораживания»

средств бюджета на счетах в ЦБ;

— сокращение кредитования центробанком правительства;

— уменьшение рефинансирования банков;

— увеличение нормативов обязательных резервов;

— привлечение средств банков на депозиты ЦБ.

Все эти способы и были задействованы ЦБ. В результате образовалась деформированная денежно-кредитная система. В структуре активов органов денежно-кредитного регулирования доли рефинансирования банков и кредитования правительства ничтожно малы.

В целом можно сделать вывод: ЦБ превратился в механизм трансформации средств российских банков, держателей наличных рублей (в основном населения) и бюджета в кредиты иностранным государствам.

Завышается и ставка рефинансирования, с тем, чтобы ограничить спрос на рефинансовые кредиты. Однако в условиях либерализации валютного регулирования и движения капитала денежно-кредитные системы разных стран представляют собой «систему сообщающихся сосудов». Поэтому поддержание в России завышенных ставок

рефинансирования не спасает от инфляции. Более высокие процентные ставки по кредитам в условиях укрепления курса рубля привлекали в Россию спекулятивные капиталы. Их приток составил уже сотни миллиардов долларов, которые ЦБ был вынужден скупать наряду с «нефтедолларами». А стерилизовать дополнительную «долларовую» эмиссию приходилось, обеспечивая высокий профицит бюджета.

Теперь кризис заставил начать тратить бюджетные средства и международные резервы для поддержания макроэкономической стабильности. Поэтому необходимо приступить к постепенной и медленной девальвации рубля. Не вынужденной и временной, как это происходит сейчас на пике финансового кризиса, а в качестве важнейшей меры инновационно ориентированной монетарной политики. Тем более что

уже в 2011 г. сальдо товаров и услуг платёжного баланса станет отрицательным, дефицит по счету текущих операций достигнет 63 млрд долл. (такой вариант прогнозируется Банком России на нём основан проект федерального бюджета на 2009—2011 гг).

              В таких условиях девальвация рубля неизбежна. минэкономразвития России почему-то предполагает, что при этом произойдет мощный приток иностранных инвестиций. Причем только прямые инвестиции возрастут до 2,5—3,5% ВВП. Это еще одна

ошибка. Приток капитала в Россию объяснялся получением курсовой прибыли при ревальвации рубля. При его девальвации ввоз капитала принесет убытки. Поэтому будет происходить, наоборот, его отток. И хорошо, что он начался сейчас, пока внешний долг частного сектора не превратился в долговую пирамиду, способную обрушиться

на российскую экономику.

Итак, для снижения притока спекулятивного капитала надо перейти к политике медленной девальвации рубля и значительно снизить ставку рефинансирования, чтобы банки могли кредитовать предприятия нефинансового сектора.

              В сложившихся условиях всё же есть возможности для проведения стимулирующей монетарной политики. Для этого неоходимо:

Во-первых, денежную базу можно уменьшить, снизив внешние заимствования госкомпаний путем предоставления им кредитов за счет средств Резервного фонда

Во-вторых, ЦБ должен кардинально увеличить объемы привлечения средств банков на депозиты, повысив ставки до уровня соответствующих ставок по операциям рефинансирования за вычетом небольшой маржи. Стерилизуя денежную эмиссию с помощью депозитных операций, можно уменьшить объем «замороженных» средств бюджета на счетах в ЦБ.

В-третьих, необходимо начать постепенную девальвацию рубля. Умеренно девальвируя рубль и снизив все ставки рефинансирования, ЦБ «вытолкнет» часть краткосрочного капитала, привлеченного частными компаниями, обратно за рубеж. Заместив даже половину внешней задолженности частных банков и небанковских компаний рефинансовыми кредитами, ЦБ может снизить «валютную» денежную массу

В-четвертых, надо отменить проведенные ЦБ повышения ставки рефинансирования, а также сделать снижение нормативов обязательных резервов постоянным ввиду кризиса ликвидности. Нужно также при предоставлении рефинансовых кредитов отказаться от использования рейтингов зарубежных агентств, потому что присвоение ими рейтинга предприятию — услуга дорогая. К тому же они занижают рейтинг России, а значит, и российских предприятий.

В-пятых Необходимо снизить или компенсировать вмененные издержки банков, чтобы снизить банковскую маржу. Для этого ЦБ должен начать платить проценты по средствам коммерческих банков в Фонде Обязательных Резервов и на корсчетах в ЦБ.

Предлагаемые меры обусловят возникновение значительных убытков ЦБ, которые придется компенсировать бюджету. Однако бюджетные инвестиции (благодаря мультипликации общественного спроса в межотраслевой системе) приведут к дополнительному увеличению объема производства ВВП, росту спроса на деньги, возврату большой части госрасходов в бюджет в виде налогов и другим известным эффектам. Последнее означает, что через налоговую систему бюджетные расходы частично автоматически стерилизуются.

Информация о работе Денежно-кредитные инструменты регулирования экономики в условиях глобализации