Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 15:57, курсовая работа
Целью данной работы является комплексное изучение финансовых и кредитных методов государственного регулирования экономики. Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:
- рассмотрения денежно-кредитной системы (которая, собственно и является регулирующей).
-рассмотрение теоретических основ денежно-кредитной политики(её целей, инструментов).
Введение………………………………………………………………......…стр.3
Глава 1. Теоретические основы денежно-кредитного регулирования экономики
1.1.Денежно-кредитная система ..........................................................стр.4
1.1.1. Структура денежно-кредитной системы............................. стр.4
1.1.2. Механизм её функционирования ………………………… стр.5
1.2. Денежно-кредитная политика.....................................................стр.7
1.2.1. Цели денежно-кредитной политики.................................... стр.9
1.2.2. Инструменты денежно-кредитной политики.....................стр.15
Глава 2 Основные направления государственной денежно-кредитной политики на 2008 год
2.1. Развитие экономики России и денежно-кредитная политика в 2008 году .......................................................................................стр.23
2.1.1 Инфляция и экономический рост.........................................стр.23
2.1.2 Валютный курс…………………………………………….. стр.25
2.1.3. Реализация денежно-кредитной политики……………….стр.26
2.2 Денежно-кредитная политика в условиях глобализации ……..стр.32
Заключение …………………………………………………………………стр.35
Список литературы……………………………………………….…..…..стр.36
При ограничении верхних пределов процентных ставок спрос на кредит соответственно возрастает, что способствует оживлению экономики и целенаправленному распределению финансовых ресурсов. Посредством ограничения верхнего уровня процентных ставок облегчается доступ к кредитам разным категориям юридических лиц, в том числе мелким и средним фирмам; кроме того, низкие процентные ставки стимулируют инвестиции и способствуют повышению деловой активности.
Нередко административное регулирование процентных ставок связано с мероприятиями государства по ограничению объемов кредитов («кредитные потолки»).
Кредитный потолок – это ограничения на объем предоставляемых банками кредитов. Кредитный потолок может осуществлять центральный банк по отношению к банкам и публике, а также банки – по отношению к небанкам.
Установление кредитных объемов может осуществляться также в форме кредитного рационирования, при котором центральный банк устанавливает квоту максимального объема кредита для каждого коммерческого банка.
В развивающихся странах важную роль играет селективная кредитная политика, которая проявляется в обязательствах коммерческих банков приобретать определенные виды государственных ценных бумаг или в предоставлении кредитов на развитие приоритетных отраслей национальной экономики.
Инерция процентной ставки.
Процентная ставка, несомненно является одним из основных инструментов денежно-кредитной политики, однако существует очень большой временной лаг между принятием решения об изменении процентной ставки и приходом её к установленному значению. Это называется инерцией процентной ставки.
Она объясняется следующими причинами:
-Финансовая стабильность: резкие изменения процентной ставки могут привести к кризису ликвидности, а следовательно неплатёжеспособности некоторых агентов рынка, что негативным образом сказывается на реальном секторе экономики.
-Информационная неопределённость: определяется несколькими причинами
1. недостаточной достоверности экономических данных;
2. динамической структурой трансмиссионного механизма;
3. неопределённостью взаимодействия реального сектора и Центро Банка;
-Фактор доверия: резкие изменения в процентной ставке могут подорвать доверие к денежно-кредитной политике, это может спровоцировать ряд негативных последствий
Политика рефинансирования.
Политика рефинансирования является важной составляющей политики центрального банка. Первоначально политика рефинансирования банковских институтов центральным банком страны использовалось для оказания воздействия на денежно-кредитное обращение. Постепенно наряду с этим рефинансирование все чаще стало применяться как инструмент оказания помощи коммерческим банкам. Выполняя функции банка банков и кредитора в последней инстанции, центральные банки стали предоставлять ссуды кредитно-банковским институтам, которые испытывают временные финансовые затруднения. По срокам использования кредиты рефинансирования бывают краткосрочные (от одного дня до нескольких дней) и среднесрочные (3-4 месяца). По форме обеспечения различают учетные и ломбардные кредиты.
Однако доступ к этому кредиту ограничен. Возможность получения кредитов рефинансирования и их масштабов зависит от общего состояния финансового рынка, от целей и задач ДКП, так как кредит ЦентроБанка влияет на денежную массу.
По форме обеспечения различают учетные и ломбардные кредиты.
Политика рефинансирования при помощи маневрирования дисконтной и ломбардной процентной ставок относится к классической процентной политике центрального банка.
Учетная (дисконтная) политика.
Учетные (дисконтные) кредиты – это ссуды, предоставляемые центральным банком кредитно-банковским институтам в порядке переучета векселей.
Проводя дисконтную политику, центральный банк устанавливает в рамках политики рефинансирования условия, при которых коммерческие банки могут брать кредиты у центрального банка. Чтобы получить кредиты в деньгах центрального банка, коммерческие банки должны перевести центральному банку вексель (редисконт).
Центральные банки предъявляют к векселям, представляемым к учету, определенные требования относительно их видов, сроков действия, наличия и характера поручительства и т.п. В законе о центральном банке каждой страны дается подробный перечень этих требований.
К переучету в центральных банках допускаются только векселя, имеющие поручительства гарантов, финансовое положение которых отвечает предъявляемым требованиям.
Центральный банк может устанавливать особые требования к векселю. Центральный банк может селективно дискриминировать или наоборот, преферировать векселя разлчиных отрослей. Общая сумма ссуд центральных банков, предоставляемых под учет векселей, лимитируется на конкретную сумму.
При расчете кредитного лимита используется единый для всех кредитных институтов мультипликатор, величина которого зависит от общей суммы лимита учета. При этом для каждого кредитного института определяется индивидуальный кредитный лимит, срок действия которого ограничен одним годом.
Центральный банк может повышать или понижать уровень учетных лимитов, исходя из соображений ДКП.
Дисконтная (учетная) ставка или ставка рефинансирования (iD) – это цена кредита центрального банка коммерческим банкам в порядке переучета векселей.
Дисконт взимается в форме процентных вычетов от кредитной суммы. Дисконтная (учетная) ставка является своего рода ведущим процентом, который оказывает влияние на изменения общей процентной ставки в экономике. Официальная учетная ставка является ориентиром для рыночных ставок по кредитам. Устанавливая официальную учетную ставку, центральный банк определяет стоимость привлечения кредитных ресурсов коммерческими банками. Повышая эту ставку, Центро Банк делает денежные ресурсы более дорогими, уменьшая доступ к кредиту Цетро Банка это соответственно сокращает предложение кредитов обычными банками, что способствует сокращению денежной массы и наоборот.
Посредством манипуляций с официальной учетной ставкой центральные банки воздействуют на состояние не только денежного рынка, но и рынка ценных бумаг. Так, рост официальной учетной ставки влечет за собой повышение ставок по кредитам и депозитам на денежном рынке, а это уменьшает спрос на ценные бумаги. Спрос на ценные бумаги падает как со стороны небанковских учреждений, поскольку более привлекательными становятся депозиты, так и со стороны кредитных институтов, поскольку при дорогих кредитах более выгодным становится прямое финансирование. Возрастает предложение ценных бумаг и снижается их рыночная стоимость.
Учетная ставка является своего рода барометром экономической конъюнктуры для деловых кругов. Тем самым, центральный банк осуществляет своего рода «сигнальную миссию»: снижение учетной ставки расценивается как ориентация на экспансивную политику центрального банка, и – наоборот.
Механизм воздействия учетной ставки можно показать следующим образом:
id↑ → H↓, KS, KD ↓, K↓, M1 ↓.
Удорожание кредита ведёт к сокращению денежной базы (Н). Сокращение спроса на кредиты (KD) способствует сокращению предложения кредитов (KS), а затем и к общему сокращению кредитов (К), а это ведет к уменьшению денежной массы агрегата М1
Ломбардная (залоговая) политика
При осуществлении ломбардной политики в рамках политики рефинансирования центральный банк устанавливает условия, при которых коммерческие банки получают ссуду под залог депонированных в банке ценных бумаг в деньгах центрального банка по ломбардной процентной ставке, которая может ежедневно меняться. Ломбардная процентная ставка обычно превышает официальную учетную ставку примерно на один процентный пункт и изменяется одновременно с ней.
Ломбардный кредит применяется только для краткосрочного кредитования. При этом, исходя из соображений ДКП, он может периодически ограничиваться или полностью отменяться.
В качестве залога обычно применяются коммерческие и казначейские векселя, государственные облигации и другие обязательства, которые допускаются к учету в центральном банке. Как правило, в каждом центральном банке разработан перечень принимаемых под залог ценных бумаг. Ломбардные кредиты предоставляются на срок от 1 дня до 4 месяцев.
Валютная политика.
Как правило, центральный банк является проводником государственной валютной политики.
Валютная политика – это комплекс мероприятий, направленных на стимулирование внешнеэкономических позиций государства, прежде всего уравновешивание платежного баланса и устойчивость национальной валюты.
В наиболее общем виде валютная политика состоит из следующих элементов:
- регулирование валютного курса;
- управление официальными валютными резервами;
- валютное регулирование и валютный контроль;
- международное валютное сотрудничество и участие в международных валютно-финансовых организациях.
Инструментами валютной политики являются валютные интервенции и в той или иной степени практически все инструменты ДКП.
Политика своповой ставки.
Своп (swap - обмен) – это операция на валютном рынке, сочетающая куплю-продажу валют на условиях ее немедленной поставки (сделка спот) с одновременной контрсделкой на определенный срок (форвардной сделкой) с теми же валютами.
Своповая политика – это косвенный инструмент регулирования денежной массы и процентной ставки встране. С помощью своповых операций центральный банк ограничивает нежелательные воздействия международной конъюнктуры на экономику страны, влияет на функционирование на валютном рынке с тем, чтобы предотвратить нежелательные притоки или оттоки валюты, влияющие на обменный курс.
Центральный банк может проводить своповую политику, при которой официальная своповая ставка фиксирована и находится выше или ниже свободной рыночной своповой ставки. Если официальная своповая ставка выше (ниже) рыночной своповой ставки, то импорт капитала возрастает (ограничивается или начинается экспорт капитала).
В Российской Федерации своповая политика не имеет широкого распространения, в отличае от политики валютной интервенции.
Политика валютной интервенции
Валютная интервенция – это прямое вмешательство центрального банка в функционирование валютного рынка путем купли-продажи иностранной валюты в целях воздействия на курс национальной валюты.
Валютная интервенция применяется при осуществлении политики фиксированного валютного курса. . При плавающих курсах валютные интервенции используются для сглаживания колебаний курса национальной денежной единицы. Валютная интервенция центрального банка на валютной бирже оказывает обременяющее влияние на формирование денежной массы внутри страны.
Одним из методов регулирования валютного курса является дисконтная политика, осуществляемая путем понижения или повышения официальной учетной ставки.
Валютные резервы
Валютные резервы представляют собой высоколиквидные финансовые активы, состоящие из монетарного золота, специальных прав заимствования (СДР), резервной позиции в МВФ и иностранной валюты, находящиеся в распоряжении центрального банка страны, а также в банках за рубежом, либо вложенные в иностранные ценные бумаги.
Официальные валютные резервы необходимы по следующим причинам:
• формальное обеспечение внутренней валюты;
• инструмент проведения валютной политики (регулирование волатильности и уровня валютного курса);
• обеспечение ликвидности на финансовых рынках во время кризисов;
• обслуживание валютных обязательств;
• потенциальный инвестиционный фонд страны.
В настоящее время в качестве резервных валют используются доллар США, евро, фунт стерлингов, японская йена и швейцарский франк.
Так же, хотелось бы обозначить понятие «официальные валютные резервы» - резервы куда включаются как собственные активы в иностранной валюте, так и заемные средства. В зависимости от источника образования выделяют валовые валютные резервы и чистые резервы. Валовые валютные резервы состоят из собственных и заемных валютных средств, чистые валютные резервы представлены собственными средствами.
Официальные валютные резервы находятся в ведении министерства финансов (или казначейства) и центрального банка. При этом их собственником является государство. В некоторых странах часть официальных резервов находится у центрального банка, а часть – у министерства финансов (казначейства).
Однако концентрация официальных валютных резервов в центральном банке и наделение его полномочиями по управлению ими способствует более эффективному использованию валютных запасов. В связи с этим страны – члены ЕВС в ходе унификации их национальной валютной и денежно-кредитной политики постепенно переходят к такой практике.
Уровень официальных валютных резервов зависит от состояния внешней торговли, от уравновешенности платежного баланса, от режима валютного контроля, от инвестиционного климата, от характера интервенционной политики, от режима валютного курса.
В целях поддержания валютных резервов на приемлемом для той или иной страны уровне центральные банки осуществляют комплекс мероприятий, именуемых управлением валютными резервами.
Управление валютными резервами – это формирование их оптимальной структуры и рациональное размещение.
Прежде всего, определяется временная структура валютных резервов. В зависимости от временного критерия валютные резервы разделяются на три категории:
- ликвидные краткосрочные (требования и обязательства, срок которых не превышает 3 месяца);
- среднесрочные (до трех лет);
- долгосрочные (более трех лет).
При выборе временной структуры валютных резервов центральный банк исходит, прежде всего, из предполагаемого использования валютных резервов. Если валютные резервы предназначаются для проведения валютных интервенций, то степень их ликвидности должна быть максимально высокой и в их структуре должны доминировать краткосрочные активы, легко реализуемая в наличность без серьезных потерь. Если же валютные резервы полагается использовать на цели урегулирования международных платежей, то их структура должна быть более диверсифицированной, что даст возможность увеличить их стоимость.
При оценке размещения валютных резервов центральный банк исходит из 3 основных критериев: ликвидности, наличия государственных гарантий и рентабельности.
Информация о работе Денежно-кредитные инструменты регулирования экономики в условиях глобализации