Денежно-кредитная политика Республики Беларусь: основные направления и инструменты

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 22:29, курсовая работа

Описание работы

Движение денег обслуживает кредитная система, что обусловливает необходимость изучения принципов ее построения, функционирования в развитых странах. Именно через кредитную систему Центральный банк страны реализует денежно-кредитную политику. Она является одним из основных инструментов государственного регулирования макроэкономики. Более того, монетаристы и представители школы рациональных ожиданий считают ее наиболее эффективным и быстродействующим методом воздействия на экономику. Знание механизма денежно-кредитной политики позволяет правильно использовать ее, чтобы достичь поставленных целей

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ…4
1.1. Понятие денежно-кредитной политики, ее цели и задачи……………….4
1.2. Методы денежно-кредитной политики…………………………………….7
1.2.1. Политика процентных ставок……………………………………9
1.2.2. Ликвидность банков и политика рефинансирования………….11
1.2.3. Политика обязательных резервов………………………………13
2. ОСОБЕННОСТИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………………...……..15
2.1. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь: основные направления и инструменты……………………………………………………15
2.2. Особенности денежно-кредитной политики Республики Беларусь в 2008 году……………….………………………………………………………………21
2.3. Особенности денежно-кредитной политики Республики Беларусь в 2009 году………………………………………………………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….35

Работа содержит 1 файл

ДКП готовый.docx

— 71.68 Кб (Скачать)

       Рост  рублевой денежной массы сложился за счет увеличения на 15,4 процента наличных денег в обороте и на 24,3 процента безналичной ее составляющей. Рублевые депозиты повысились на 28,9 процента, объем ценных бумаг, выпущенных банками (вне банковского оборота), сократился на 31,7 процента.

       Активная  денежная масса (денежный агрегат М1) увеличилась на 22,6 процента, составив основную долю (52,2 процента) в объеме рублевой денежной массы и наряду со срочными и условными депозитами около половины прироста денежного агрегата М2*. В составе активной денежной массы опережающими темпами росли переводные депозиты юридических лиц (на 32,8 процента), занимавшие основной удельный вес как в ее приросте (61,5 процента), так и в структуре (46 процентов).

       Внутригодовая динамика активной денежной массы соответствовала  изменению объема переводных депозитов юридических лиц.

       Динамика  наличных денег в обороте и  переводных депозитов физических лиц  в значительной степени обусловлена увеличением  денежных доходов населения, розничного товарооборота и платных услуг, расширением расчетов физических лиц с использованием банковских пластиковых карточек, снижением склонности населения к сбережениям во вкладах и повышением спроса на иностранную валюту в конце 2008 года.

       Среднегодовая рублевая денежная масса в реальном выражении (скорректированная на дефлятор ВВП) возросла на 18,2 процента при росте реального ВВП на 10 процентов.

       Увеличение  рублевого денежного предложения  сопровождалось более интенсивным, чем в 2007 году, снижением скорости обращения денег. Скорость обращения рублевой денежной массы в среднегодовом исчислении снизилась на 6,9 процента (до 7 оборотов) против 2,8 процента (до 7,5 оборота) в 2007 году.

       Монетизация экономики, рассчитанная по среднегодовой  рублевой денежной массе, повысилась за отчетный год с 13,4 до 14,4 процента.

       В 2008 году в структуре рублевой денежной массы наблюдалось некоторое  улучшение. Удельный вес срочных и условных депозитов вырос на 2,7 процентного пункта (до 44,4 процента), переводных депозитов – на 1,2 процентного пункта (до 33,5 процента). Доля наличных денег в обороте сократилась на 1,1 процентного пункта (до 18,7 процента), ценных бумаг, выпущенных банками (вне банковского оборота), – на 2,8 процентного пункта (до 3,4 процента).

       Депозиты  в иностранной валюте в долларовом эквиваленте возросли на 30 процентов (за 2007 год – на 51,2 процента). Опережающими темпами по сравнению с переводными депозитами увеличивались срочные и условные депозиты (на 38,6 процента). При этом если наибольший удельный вес в приросте (70,4 процента) и объеме (54,2 процента) депозитов в иностранной валюте как в целом, так и срочных и условных (88,3 и 79,4 процента соответственно), составили сбережения населения, то в переводных депозитах – средства юридических лиц (103,1 и 96,2 процента соответственно).

       Широкая денежная масса за 2008 год увеличилась  на 26,3 процента (за 2007 год – на 40 процентов). Среднегодовая широкая денежная масса в реальном выражении (скорректированная на дефлятор ВВП) возросла на 18,7 процента. Скорость обращения широкой денежной массы в среднегодовом исчислении уменьшилась на 7,3 процента (до 4,7 оборота) против ее снижения на 5,4 процента за 2007 год (до 5,1 оборота).

       Сокращение  чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования на 24 процента обусловлено в основном снижением средств Правительства на счетах в Национальном банке на 741,8 млн. долларов США, продажей Национальным банком иностранной валюты драгоценных металлов на внутреннем валютном рынке на сумму 151,9 млн. долларов США и увеличением требований Национального банка к банкам на 7,7 млн. долларов США при росте депозитов банков в Национальном банке на 189 млн. долларов США. Уменьшение чистых иностранных активов банков произошло преимущественно за счет увеличения кредитов нерезидентов.

       Прирост рублевой денежной базы за 2008 год составил 0,39 трлн. рублей (5,7 процента) и сложился главным образом в результате осуществления Национальным банком и Правительством следующих операций: увеличения на 2,23 трлн. рублей требований Национального банка к экономике; роста объема ценных бумаг Правительства в портфеле Национального банка на 46,8 млрд. рублей; увеличения средств Правительства (включая средства бюджетных организаций) на счетах в Национальном банке на 1,34 трлн. рублей; чистой продажи Национальным банком иностранной валюты и драгоценных металлов на внутреннем рынке на 351,2 млрд. рублей; реструктуризации задолженности в соответствии с постановлением Совета Министров Республики   Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 25 августа 2004 г. № 1014/17 ”О реструктуризации задолженности Правительства Республики Беларусь по кредитам Национального банка, отнесенным на внутренний государственный долг, в государственные долгосрочные облигации“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 137, 5/14712) на 97,9 млрд. рублей; сокращения расходов Национального банка, связанных с выполнением им функций центрального банка, на 214,1 млрд. рублей.

       Международные резервные активы Республики Беларусь в национальном определении за 2008 год уменьшились на 26,6 процента и на 1 января 2009 г. составили 3 662,2 млн. долларов США (при прогнозе в соответствии с Основными направлениями 3 580 – 5 500 млн. долларов США). Их снижение обусловлено ростом отрицательного сальдо внешней торговли товарами и услугами, сокращением его финансирования, а также необходимостью поддержания стабильного курса белорусского рубля в условиях повышенного спроса на иностранную валюту организаций и населения, наблюдавшегося во втором полугодии отчетного года. 

       2.3. Особенности денежно-кредитной политики Республики Беларусь в 2009 году 

       Денежно-кредитная  политика  Республики Беларусь  в 2009 году,   как и в предыдущие годы, была направлена на создание условий для поддержания высоких темпов экономического роста, выполнение показателей социально-экономического развития страны и повышение благосостояния населения прежде всего путем  обеспечения  устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развития и укрепления банковской системы; повышения надежности и безопасности функционирования платежной системы.

       Основные  направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2009 год разрабатывались с учетом указов Президента Республики Беларусь от 12 июня 2006 г. № 384 ”Об утверждении Программы социально-экономического  развития  Республики  Беларусь  на 2006  –  2010  годы“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 92, 1/7667) и от 15 января 2007 г. № 27 ”Об утверждении Программы развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 16, 1/8268). [4]

     В январе – октябре 2009 г. в результате воздействия внешних факторов, связанных  с мировым финансово-экономическим  кризисом, макроэкономическая ситуация в стране по сравнению с аналогичным  периодом 2008 года характеризовалась  замедлением темпов экономического роста, снижением инвестиционной активности, замедлением темпов роста реальных денежных доходов населения, а также  увеличением отрицательного сальдо внешнеторговых операций.

     В январе – октябре 2009 г. монетарная политика проводилась в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2009 год, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 29 августа 2008 г. № 460 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 211, 1/9980), с учетом складывающейся экономической ситуации.

     Курсовая  политика была направлена на сохранение финансовой стабильности и устойчивости курса белорусского рубля к корзине иностранных валют, включающей в равных долях доллар США, евро и российский рубль. С 2 января по 1 ноября 2009 г. параметры изменения курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют находились в предусмотренных значениях. За указанный период стоимость корзины иностранных валют увеличилась на 5,4 процента (с 960 до 1012 рублей). С учетом сложившихся взаимных курсов иностранных валют официальный обменный курс белорусского рубля с 2 января по 1 ноября 2009 г. снизился к доллару США на 3,5 процента (с 2650 до 2743 рублей за 1 доллар США), к евро – на 9,2 процента (с 3703 до 4044 рублей за 1 евро), к российскому рублю – на 3,7 процента (с 90,16 до 93,48 рубля за 1 российский рубль). Для своевременной реакции курсовой политики на дополнительные неблагоприятные внешние факторы с 22 июня 2009 г. границы допустимых колебаний стоимости корзины иностранных валют были расширены с плюс/минус 5 до плюс/минус 10 процентов. Индекс реального эффективного курса белорусского рубля за январь – октябрь 2009 г. к соответствующему периоду 2008 года укрепился на 2,3 процента, что обусловлено резким снижением в январе – феврале 2009 г. курса российского рубля, занимающего значительную долю в расчете указанного индекса, по отношению к мировым валютам. Снижение индекса реального эффективного курса белорусского рубля в октябре 2009 г. По отношению к октябрю 2008 г. составило 13,2 процента, а с декабря 2008 г. по октябрь 2009 г. снижение указанного индекса составило 17,9 процента, в том числе к российскому рублю – 15,7 процента. На конец 2009 года стоимость корзины иностранных валют не превысит 1056 белорусских рублей (или 10 процентов к началу 2009 года).

     Процентная  политика. В целях снижения инфляционно-девальвационного давления, дальнейшего стимулирования привлечения рублевых банковских вкладов физических и юридических лиц ставка рефинансирования с 8 января 2009 г. была повышена на 2 процентных пункта (с 12 до 14 процентов годовых). При прогнозируемом годовом приросте инфляции на 11 процентов, сбалансированности денежного и валютного рынков ставка рефинансирования к концу 2009 года составит 12 – 13,5 процента годовых. Для поддержания финансовой стабильности в начале января 2009 г. процентные ставки по операциям Национального банка были увеличены на 2 процентных пункта (по кредиту ”овернайт“ и сделкам СВОП ”овернайт“ – до 22 процентов годовых, по депозитам – до 10 процентов годовых). В апреле 2009 г. в связи со снижением темпов инфляции указанные ставки понижены на 2 процентных пункта. В мае – июне 2009 г. увеличился спрос населения на иностранную валюту и ухудшилась ситуация с привлечением срочных рублевых вкладов физических лиц. В связи с этим для предотвращения дальнейшего развития негативных тенденций на денежных рынках с 17 июня 2009 г. Процентные ставки по названным инструментам были увеличены на 2 процентных пункта. Аукционными операциями на открытом рынке Национальный банк удерживал процентную ставку на однодневном рублевом межбанковском рынке на уровне, близком к верхней границе, задаваемой постоянно доступными операциями. В результате в октябре 2009 г. Средневзвешенная процентная ставка по однодневному межбанковскому кредиту составила 21,2 процента годовых. Для обеспечения непрерывности платежного процесса Национальный банк оказывал значительную ресурсную поддержку банкам. Среднедневной остаток задолженности по операциям поддержания текущей ликвидности банков в январе – октябре 2009 г. составил 2,73 трлн. рублей. Ставка рефинансирования и ставки на межбанковском рынке оказывали влияние на формирование процентных ставок по депозитам и кредитам в национальной валюте. В октябре 2009 г. средняя процентная ставка по новым срочным рублевым депозитам юридических и физических лиц сложилась на уровне 18 процентов годовых, по новым рублевым кредитам банков – 21,4 процента годовых.

     Денежно-кредитные  показатели. В январе – октябре 2009 г. рублевая денежная масса сократилась на 7,8 процента (на 1,59 трлн. рублей) и на 1 ноября 2009 г. составила 18,95 трлн. рублей, широкая денежная масса возросла на 14,7 процента (на 4,55 трлн. рублей) и составила 35,51 трлн. рублей. Коэффициент монетизации экономики по рублевой денежной массе снизился с 14,4 процента на начало 2009 года до 13,3 процента на 1 ноября 2009 г., по широкой денежной массе увеличился с 21,3 до 24 процентов. Депозиты физических лиц возросли на 29 процентов (на 3,84 трлн. рублей), депозиты юридических лиц – на 0,7 процента (на 92 млрд. рублей). В январе – октябре 2009 г. рублевая денежная база сократилась на 4,8 процента (на 0,35 трлн. рублей) и на 1 ноября 2009 г. составила 6,92 трлн. рублей. На 1 ноября 2009 г. международные резервные активы Республики Беларусь в национальном определении составили 4,74 млрд. долларов США и выросли с начала 2009 года на 1,08 млрд. долларов США, в определении Специального стандарта распространения данных Международного валютного фонда – 4,43 млрд. долларов США и на 1,37 млрд. долларов США соответственно. На конец 2009 года международные резервные активы в определении Специального стандарта распространения данных Международного валютного фонда оцениваются в размере 4,5 – 5,6 млрд. долларов США.

     Параметры развития банковского сектора. В январе – октябре 2009 г. активы банков возросли на 23,1 процента (на 14,63 трлн. рублей), требования банков к экономике – на 31,3 процента (на 14,76 трлн. рублей), в том числе в национальной валюте – на 33,2 процента (на 10,6 трлн. рублей). По итогам работы за январь – октябрь 2009 г. прирост нормативного капитала банковского сектора составил 12,1 процента, рентабельность капитала сложилась на уровне 8,53 процента, доля проблемных активов в активах банков, подверженных кредитному риску, составила 5,51 процента.

     Функционирование  платежной системы. В январе – октябре 2009 г. в автоматизированной системе межбанковских расчетов проведено платежей на сумму 942,3 трлн. рублей, что выше на 70,8 процента, чем в аналогичном периоде 2008 года. 
 
 
 
 
 
 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       В сложных макроэкономических условиях, во многом связанных с нарастанием  кризисных явлений на мировых финансовых рынках, оказавших негативное влияние на белорусскую экономику, приоритетная задача денежно-кредитной политики, в особенности во втором полугодии отчетного года, заключалась в реализации ряда мер, направленных на минимизацию последствий глобального финансово-экономического кризиса для финансово-кредитной системы Республики Беларусь, в целях обеспечения устойчивости национальной валюты и финансовой стабильности в целом.

       Анализ  денежно-кредитных отношений, состояния валютного рынка, платежного баланса, банковского сектора и платежной системы во взаимосвязи с экономическим и социальным развитием страны показывает, что Национальным банком совместно с Правительством Республики Беларусь (далее – Правительство) обеспечено выполнение Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2008 год, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2007 г. № 687 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 5, 1/9276) (далее – Основные направления).

       Денежно-кредитная политика проводилась с учетом складывающихся макроэкономических условий и была направлена на достижение важнейших

параметров  прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 18 декабря 2007 г. №656 ”Об утверждении важнейших параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2008 год“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 304, 1/9228) и предусмотренных в Законе Республики Беларусь от 26 декабря 2007 года ”О бюджете Республики Беларусь на 2008 год“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 4, 2/1400).

Информация о работе Денежно-кредитная политика Республики Беларусь: основные направления и инструменты