Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 22:29, курсовая работа
Движение денег обслуживает кредитная система, что обусловливает необходимость изучения принципов ее построения, функционирования в развитых странах. Именно через кредитную систему Центральный банк страны реализует денежно-кредитную политику. Она является одним из основных инструментов государственного регулирования макроэкономики. Более того, монетаристы и представители школы рациональных ожиданий считают ее наиболее эффективным и быстродействующим методом воздействия на экономику. Знание механизма денежно-кредитной политики позволяет правильно использовать ее, чтобы достичь поставленных целей
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ…4
1.1. Понятие денежно-кредитной политики, ее цели и задачи……………….4
1.2. Методы денежно-кредитной политики…………………………………….7
1.2.1. Политика процентных ставок……………………………………9
1.2.2. Ликвидность банков и политика рефинансирования………….11
1.2.3. Политика обязательных резервов………………………………13
2. ОСОБЕННОСТИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………………...……..15
2.1. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь: основные направления и инструменты……………………………………………………15
2.2. Особенности денежно-кредитной политики Республики Беларусь в 2008 году……………….………………………………………………………………21
2.3. Особенности денежно-кредитной политики Республики Беларусь в 2009 году………………………………………………………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….35
Прирост
агрегатов денежной массы (обязательств
банковской системы) в основном является
результатом наращивания
М
= k*Д,
где k - денежный мультипликатор. [2, с. 490]
Регулирование денежной массы, динамики агрегатов М0, М1, М2, М2* И М3 и их соотношений наряду с определением ориентиров роста денежной массы (таргетированием) в корреляции с ростом макропараметров (ВВП и др.) осуществляется с помощью следующих инструментов:
Особую роль играют внешние заимствования монетарных властей в форме кредитов и размещение зарубежных ценных бумаг типа еврооблигаций, поскольку для расширения рублевой массы эти средства должны быть конвертированы в национальную валюту.
На рост денежной массы наряду с Национальным банком большое влияние оказывает Правительство, так как размер кредитной эмиссии зависит от будущего бюджета.
Регулирование
объема кредитования и денежной эмиссии
осуществляется прежде всего в целях
воздействия на хозяйственную активность.
Степень банковской активности оказывает
влияние на структуру банковских
ссуд и депозитов, размер денежной массы,
уровень рыночной нормы процента.
Управление государственным долгом
регулирует распределение ссудных
капиталов между
Денежно-кредитное регулирование осуществляется также процентной политикой Национального банка (регулированием учетной ставки, ставки рефинансирования, ломбардной ставки, депозитной ставки), политикой резервирования (установлением Национальным банком норм обязательных резервов коммерческих банков), операциями на открытом рынке, рефинансированием банков и валютным регулированием. [1, с. 645]
При
этом рыночно ориентированные методы
и инструменты денежно-
С
начала 2000 г. Национальный банк стал проводить
умеренную жесткую денежно-
Фактически современный этап денежно-кредитной политики Республики Беларусь начался в 2000 г., его главная цель – обеспечение стабильного и предсказуемого обменного курса белорусского рубля. При этом в тактическом плане политика направлена на постепенное и последовательное снижение темпов девальвации рубля, но не на его жесткую фиксацию.
Новые
подходы к денежно-кредитному регулированию,
стратегические установки и тактические
решения вырабатываются и выполняются
в рамках реализации долгосрочной Концепции
развития банковской системы Республики
Беларусь на 2001 – 2010 годы и ежегодно
разрабатываемых Национальным банком
во взаимодействии с Правительством
Основных направлений денежно-кредитной
политики Республики Беларусь, которые
утверждаются Президентом страны. В
свете Концепции основными
2.2.
Особенности денежно-кредитной
Главной задачей денежно-кредитной политики в 2008 году являлось создание условий для устойчивого экономического роста и выполнения прогнозных показателей социально-экономического развития посредством реализации монетарных целей и задач инструментами денежно-кредитного и валютного регулирования.
Скоординированные действия Правительства и Национального банка позволили сохранить в республике высокую динамику экономического развития, обеспечить прогнозный уровень курса белорусского рубля к доллару США, устойчивость банковского сектора, эффективное и безопасное функционирование платежной системы. [4]
Курсовая политика в отчетном периоде была направлена прежде всего на обеспечение устойчивости национальной валюты и проводилась с учетом тенденций на мировых валютных рынках, состояния платежного баланса.
Национальный банк до августа 2008 г. осуществлял постепенное укрепление курса белорусского рубля по отношению к доллару США в пределах утвержденных Основными направлениями параметров, что было обусловлено необходимостью реагирования на снижение курса доллара США на мировом рынке и увеличение инфляции, а также в целях недопущения значительного снижения курса белорусского рубля к валютам стран – основных торговых партнеров.
Во втором полугодии 2008 г. под воздействием финансово-экономического кризиса на мировых рынках усилилась взаимная неустойчивость курсов иностранных валют. В частности, происходило значительное укрепление курса доллара США и снижение курсов валют стран – ведущих торговых партнеров, что могло привести к чрезмерному росту курса белорусского рубля к валютам данных стран и, следовательно, существенному ухудшению ценовых условий внешней торговли.
В сложившейся ситуации для сохранения доверия к курсовой политике Национальный банк осуществлял постепенное снижение курса белорусского рубля до уровня нижней границы установленного в Основных направлениях коридора 2 200 рублей за 1 доллар США. В целом за отчетный год официальный курс белорусского рубля к доллару США снизился на 2,3 процента, а к евро и российскому рублю повысился на 2,8 и 12,2 процента соответственно.
Индекс реального курса белорусского рубля к российскому рублю, рассчитанный по индексу потребительских цен, находился ниже уровня 2007 года на 1,9 процента, реальный эффективный курс – на 0,6 процента. [8, с. 54]
В первом полугодии отчетного года ставка рефинансирования не изменялась и составляла 10 процентов годовых. Однако в условиях ускорения инфляционных процессов во втором полугодии в целях повышения доходности сбережений в белорусских рублях и дальнейшего стимулирования роста вкладов населения и организаций в банках Национальный банк постепенно повысил ее до 12 процентов годовых. В среднем за 2008 год указанная ставка составила 10,3 процента годовых против 10,5 процента годовых в 2007 году. В реальном выражении за отчетный год с учетом более высоких по сравнению с 2007 годом темпов инфляции ставка рефинансирования сложилась на отрицательном уровне (минус 2,2 процента годовых).
Воздействие Национального банка на динамику процентных ставок денежного рынка и ликвидность банковской системы осуществлялось посредством проведения операций трех типов: постоянно доступных, двусторонних и операций на открытом рынке.
Процентные ставки по постоянно доступным операциям регулирования ликвидности (кредит овернайт, операции СВОП овернайт, депозиты банков в Национальном банке) ограничивали колебания процентных ставок на однодневном МБК. Аукционные операции на открытом рынке (ломбардный кредит, сделки прямого и обратного РЕПО, эмиссия краткосрочных облигаций Национального банка, депозиты банков в Национальном банке) сглаживали колебания доходности МБК в пределах коридора, заданного фиксированными ставками.
Ситуация на денежных рынках в течение I – III кварталов 2008 г. характеризовалась существенным избытком ликвидности. В этот период действия Национального банка были направлены главным образом на изъятие избыточной ликвидности банков посредством размещения временно свободных средств банков на аукционной основе (в краткосрочные облигации собственного выпуска, депозиты и посредством покупки государственных ценных бумаг на условиях обратного РЕПО) и в депозиты Национального банка по фиксированной процентной ставке. Среднедневной остаток средств, размещенных банками в Национальном банке, в течение января – сентября 2008 г. составил 1,05 трлн. рублей.
За 2008 год среднедневной остаток задолженности по стандартным операциям поддержания текущей ликвидности банковской системы составил 369,6 млрд. рублей, по операциям изъятия ликвидности – 807,9 млрд. рублей. Удельный вес аукционных операций изъятия ликвидности в общем объеме стерилизующих операций составил 72 процента, аукционных операций поддержки ликвидности – 58,6 процента. Регулирование денежного предложения и текущей ликвидности банков осуществлялось с использованием механизма обязательного резервирования. Выполнение резервных требований на усредняемой основе позволяло банкам минимизировать краткосрочные колебания ликвидности, оказывая тем самым сглаживающее воздействие на уровень процентных ставок на МБК. Резервные требования являлись источником поддержки внутридневной ликвидности.
Процентная политика Национального банка была направлена на поддержание процентных ставок на уровне, способствующем повышению доступности кредитов субъектам экономики и привлечению в банковские депозиты средств юридических и физических лиц.
Средняя процентная ставка по новым срочным и условным рублевым депозитам за 2008 год составила 11,6 процента годовых и увеличилась по сравнению с уровнем 2007 года на 0,7 процентного пункта. Ее рост связан с повышением на 1,1 процентного пункта (до 13,6 процента годовых) ставки по депозитам физических лиц и на 1,1 процентного пункта (до 11,3 процента годовых) ставки по депозитам юридических лиц. Такое изменение ставок по депозитам в основном обусловлено увеличением ставки рефинансирования. Реальная ставка по вновь привлеченным рублевым срочным депозитам физических лиц за 2008 год сложилась положительной, что содействовало росту сбережений физических лиц, расширению ресурсной базы банков и кредитования.
Процентная ставка по новым срочным депозитам в СКВ в 2008 году составила 7 процентов годовых и по сравнению с уровнем 2007 года выросла на 0,4 процентного пункта. Процентная ставка по новым срочным депозитам в СКВ физических лиц сложилась равной 8,8 процента годовых и увеличилась по сравнению с 2007 годом на 1,3 процентного пункта, по депозитам в СКВ юридических лиц – 5,8 процента годовых и снизилась на 0,2 процентного пункта.
Средняя процентная ставка по вновь выданным кредитам банков в национальной валюте по сравнению с 2007 годом увеличилась на 0,4 процентного пункта и составила 14,1 процента годовых. Такой рост процентной ставки по кредитам явился следствием удорожания привлекаемых средств юридических и физических лиц. В реальном выражении в 2008 году ставка уменьшилась до 1,6 процента годовых против 2,2 процента годовых в 2007 году. Снижение реальной ставки по кредитам обеспечивало повышение их доступности.
Ставка по новым кредитам банков в СКВ в 2008 году по сравнению с 2007 годом увеличилась на 0,1 процентного пункта и равнялась 11,4 процента годовых. Рост ставки по кредитам в СКВ был обусловлен удорожанием средств на мировых финансовых рынках.
Рублевая денежная масса (денежный агрегат М2*) в результате производственной, инвестиционной и финансовой деятельности организаций, а также изменения баланса денежных доходов, расходов и сбережений населения за 2008 год возросла на 22,5 процента (за 2007 год – на 35 процентов). Ее динамика, особенно во втором полугодии отчетного года, в значительной степени определялась воздействием негативных процессов, вызванных как внутренними факторами, так и осложнением ситуации на внешних рынках, особенно с сентября 2008 г. Темпы роста рублевой денежной массы характеризовались сезонным снижением в начале года, увеличением в феврале – сентябре в результате роста деловой активности и сокращением в октябре – ноябре 2008 г., в основном обусловленным уменьшением объемов реализации организациями товаров и услуг на внутреннем и внешнем рынках, доли выручки, оплаченной денежными средствами, замедлением роста банковских кредитов юридическим и физическим лицам, а также накоплением запасов готовой продукции и возрастанием спроса организаций и населения на иностранную валюту. Увеличению денежного агрегата М2* в декабре отчетного года способствовал значительный рост бюджетных расходов.