Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 22:29, курсовая работа
Движение денег обслуживает кредитная система, что обусловливает необходимость изучения принципов ее построения, функционирования в развитых странах. Именно через кредитную систему Центральный банк страны реализует денежно-кредитную политику. Она является одним из основных инструментов государственного регулирования макроэкономики. Более того, монетаристы и представители школы рациональных ожиданий считают ее наиболее эффективным и быстродействующим методом воздействия на экономику. Знание механизма денежно-кредитной политики позволяет правильно использовать ее, чтобы достичь поставленных целей
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ…4
1.1. Понятие денежно-кредитной политики, ее цели и задачи……………….4
1.2. Методы денежно-кредитной политики…………………………………….7
1.2.1. Политика процентных ставок……………………………………9
1.2.2. Ликвидность банков и политика рефинансирования………….11
1.2.3. Политика обязательных резервов………………………………13
2. ОСОБЕННОСТИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………………...……..15
2.1. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь: основные направления и инструменты……………………………………………………15
2.2. Особенности денежно-кредитной политики Республики Беларусь в 2008 году……………….………………………………………………………………21
2.3. Особенности денежно-кредитной политики Республики Беларусь в 2009 году………………………………………………………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….35
Оба
вида воздействия - денежное в первом
случае, кредитное во втором -
взаимосвязаны, именно поэтому
речь может идти о денежно-кредитной
политике в целом. Например, инструменты,
предназначенные для контроля
над количеством денег в обращении, влияют
одновременно на структуру портфеля
банков и косвенно на уровень и структуру
процентных ставок. [6, с. 89-90]
1.2.1. Политика процентных
ставок
Ссудный процент - основной атрибут кредита. Как выразитель кредитных отношений, он является объектом и одновременно рычагом государственного регулирования экономики на макро- и микроуровнях. Поэтому он обязательно присутствует в системах регулирования экономики всех цивилизованных государств. В системе рычагов регулирования экономики вряд ли можно назвать иной инструмент, который превосходил бы банковский процент по степени доступности, дешевизне и простоте. Вместе с тем наличие процента не означает автоматическое возникновение процентной политики, отражающей конъюнктурное состояние экономики и сообщающей в то же время экономике определенные макроэкономические импульсы.
В системе денежно-кредитной политики процентные ставки выполняют тройную роль:
1.
являются индикатором
2.
выступают каналами
3. служат гибкими инструментами образования ссудного фонда и перелива кредитных ресурсов от кредиторов к заемщику.
Трояко проявляются и регулирующие функции политики процентных ставок:
1)
регулирование уровня
2) регулирование уровня деловой активности;
3)
воздействие на уровень
Политика процентных ставок предусматривает главным образом три цели: благоприятствовать росту экономики путем умеренно низких процентных ставок на кредиты, сдерживать инфляцию и обеспечивать стабильность национальной валюты на валютных рынках путем умеренно повышенных процентных ставок. Реализация этих целей вызывает иногда обратное движение процентных ставок на денежном рынке, при этом первая оправдывает понижение этих ставок, вторая и третья - их повышение. Противоречия, возникающие между этими целями, приводят к различным нарушениям, неблагоприятного воздействия которых не удается избежать. [7, с. 24-25]
Регулирующие функции процентных ставок осуществляются через их уровень и динамику, в которых, собственно и получает свое выражение процентная политика.
Государство и центральный банк не беспредельны в своих возможностях повышать процентные ставки. Максимальная величина процента - величина самой прибыли. Чрезмерно высокий уровень процентных ставок вызывает целый ряд негативных процессов: ослабление инвестиции производственного назначения, существенное снижение деловой активности, сокращение занятости.
Изменение ставок на денежном рынке полностью зависит от денежно-кредитной политики правительства. Центральный банк страны выступает на этом рынке то в качестве заемщика кредитных ресурсов в объеме, необходимом для того, чтобы оказать давление на соотношение спроса и предложения и повлиять, таким образом, на уровень процентных ставок рынка.[6, с. 91-92]
Конъюнктурная
гибкость и высокая
дифференцированность ставок составляют
основу активной процентной политики
- действенного инструмента денежно-кредитного
регулирования экономики.
1.2.2. Ликвидность
банков и политика рефинансирования
Воздействие на денежную массу и на процесс воспроизводства центральный банк осуществляет через банки второго уровня путем изменения их ликвидности. Рассматриваемые во всей совокупности, банки второго уровня, как правило, постоянно нуждаются в улучшении собственной ликвидности путем рефинансирования. Следовательно, методы рефинансирования и уровень процентных ставок, регулируемые центральным банком, играют исключительно важную роль.[9, с. 61]
Применительно к кредитной системе под ликвидностью понимают способность банков своевременно погашать свои обязательства в денежной форме. То есть, речь идет не только о кредитных, но и кассовых возможностях коммерческих банков. Банковская ликвидность зависит от величины и характера депозитов, их структуры. На нее также влияет возможность кредитного учреждения срочно получить заем на денежном рынке. Здесь еще имеет значение соответствие структуры активов (кредитных вложений) по срокам и характеру, структуре пассивов (ресурсов). Например, повышение удельного веса государственных ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств) в банковских активах в условиях хронического бюджетного дефицита значительно ослабляет ликвидность кредитной системы.
Существенное влияние на банковскую ликвидность оказывает экономическая конъюнктура. Застой в экономике побуждает многих изымать свои вклады из банков, что ухудшает их ликвидность. Массовое изъятие вкладов создает угрозу краха банков. Именно эта ситуация становится часто причиной реального банкротства. Ликвидность банков ухудшается также при нарушении оборота наличных денег, вызванном устойчивыми диспропорциями в экономике.
Ликвидность банков возрастает с ростом его денежных резервов.
Максимальной ликвидностью обладает банк, сумма депозитов которого превышает объем предоставленных кредитов.
Ликвидность коммерческих банков регулируется главным образом путем рефинансирования (воздействие на спрос и предложение заемных средств) и влияния на их кредитоспособность (воздействие на предложение кредитов). Под рефинансированием подразумевается регулирование кредитной помощи, оказываемой центральным банком коммерческим банкам, поскольку банки второго ранга не способны полностью удовлетворять потребности экономики в кредитах.
На
денежном рынке в качестве продавцов
временно свободных ресурсов выступают
предприятия, страховые и финансовые
общества и некоторая категория
банков, постоянно имеющие излишние
ресурсы в силу их особого
статуса. Доминирующую роль на рынке
играет центральный банк, который
в конечном счете регулирует ликвидность
банковских учреждений, воздействуя
на спрос и предложение.
1.2.3. Политика обязательных
резервов
Рефинансирование центральным банком происходит только тогда,
когда банки второго уровня нуждаются в нем. Это условие требует, чтобы банки второго уровня не были чрезмерно ликвидными, что обеспечивается политикой обязательных резервов.
Цель политики обязательных резервов - усилить зависимость кредитных учреждений от рефинансирования со стороны центрального банка и ужесточить таким образом контроль за их ликвидностью.
Рост резервной нормы увеличивает количество необходимых резервов, которые должны держать банки. Либо банки потеряют избыточные резервы, понизив свою способность создавать деньги путем кредитования, либо же они сочтут свои резервы недостаточными и будут вынуждены уменьшить свои чековые счета и тем самым денежное предложение. Понижение резервной нормы переводит обязательные резервы в избыточные и тем самым увеличивает возможность банков создавать новые деньги путем кредитования.
Изменение норм обязательных резервов позволяет центральному банку влиять на ситуацию в желаемом для него направлении. По интенсивности применения политика норм обязательных резервов уступает операциям на открытом рынке, однако её воздействие на банки наиболее ощутимо.[10, с. 22-23]
Последствия изменения норм обязательных резервов не однозначны. Многократные изменения норм минимальных резервов центральным банком бумерангом сказываются на ликвидности коммерческих банков и могут привести к значительному нарушению денежного и финансового равновесия экономики. Следовательно, при неумелом использовании эта политика может стать своеобразным генератором нестабильности. Поэтому изменения норм обязательных резервов, за исключением кризисных периодов, характеризуются невысокими амплитудами (как правило, повышение на один или половину пункта), и, чтобы банкир не был застигнут врасплох, часто об этих модификациях объявляют заранее. В конечном счете политика обязательных резервов усиливает роль центрального банка в рефинансировании системы.
Действенность
политики обязательных резервов зависит
прежде всего от их уровня, который
не может фиксироваться раз и
навсегда. С этой точки зрения
попытка фиксировать такую норму инструктивным
письмом, которое, как правило, рассчитано
на длительный период времени, лишает
этот инструмент гибкости.
2.
ОСОБЕННОСТИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ
2.1.
Денежно-кредитная политика Республики
Беларусь: основные направления и инструменты
Денежно-кредитная
политика Республики Беларусь как неотъемлемая
часть общегосударственной
1990-е
годы были периодом перехода
от командно-административной
Рис. 2.1. Структура системы монетарного регулирования в Республике Беларусь [3, с. 39]
При выработке монетарных целей математически рассчитываются монетарные параметры, в том числе прирост денежной массы в соответствии с ростом ВВП. (рис. 2.2)
Рис.2.2. Схема монетарных параметров в Республике Беларусь[3, с. 41]
Это
обусловлено существованием объективных
товарно-денежных пропорций, одна из которых
выражается в виде уравнения обмена
M*V = P*Q,
где М – количество денег (средняя совокупная денежная масса); V – скорость обращения денег; Р – цены на товары и услуги (дефлятор ВВП); Q – объем производства (ВВП).
Регулирование
денежной массы требует контроля
ряда денежно-кредитных пропорций,
вытекающих из монетарных балансов:
М = ЧИАб
+ ЧВАб; П = ЧИАк + ЧВАк; Д = ЧИАн
+ ЧВАн,
(2.2)
где
ЧИА – чистые иностранные активы;
ЧВА – чистые внутренние активы;
П – ресурсы коммерческих банков,
привлеченные от предприятий и населения
(обязательства коммерческих банков
перед нефинансовыми