Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 22:29, курсовая работа
Движение денег обслуживает кредитная система, что обусловливает необходимость изучения принципов ее построения, функционирования в развитых странах. Именно через кредитную систему Центральный банк страны реализует денежно-кредитную политику. Она является одним из основных инструментов государственного регулирования макроэкономики. Более того, монетаристы и представители школы рациональных ожиданий считают ее наиболее эффективным и быстродействующим методом воздействия на экономику. Знание механизма денежно-кредитной политики позволяет правильно использовать ее, чтобы достичь поставленных целей
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ…4
1.1. Понятие денежно-кредитной политики, ее цели и задачи……………….4
1.2. Методы денежно-кредитной политики…………………………………….7
1.2.1. Политика процентных ставок……………………………………9
1.2.2. Ликвидность банков и политика рефинансирования………….11
1.2.3. Политика обязательных резервов………………………………13
2. ОСОБЕННОСТИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………………...……..15
2.1. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь: основные направления и инструменты……………………………………………………15
2.2. Особенности денежно-кредитной политики Республики Беларусь в 2008 году……………….………………………………………………………………21
2.3. Особенности денежно-кредитной политики Республики Беларусь в 2009 году………………………………………………………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….35
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ…4
1.1. Понятие денежно-кредитной политики, ее цели и задачи……………….4
1.2. Методы
денежно-кредитной политики…………
1.2.1. Политика процентных ставок……………………………………9
1.2.2. Ликвидность банков и политика рефинансирования………….11
1.2.3. Политика обязательных резервов………………………………13
2. ОСОБЕННОСТИ
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ…………………………………………………………
2.1. Денежно-кредитная
политика Республики Беларусь: основные
направления и инструменты…………………………………………………
2.2. Особенности
денежно-кредитной политики Республики
Беларусь в 2008 году……………….…………………………………………………
2.3. Особенности
денежно-кредитной политики Республики
Беларусь в 2009 году……………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….35
ВВЕДЕНИЕ
Деньги играют огромную роль в экономике. Они опосредуют кругооборот доходов и продуктов, способствуют эффективному функционированию производства, обмена. Деньги продаются и покупаются на денежном рынке, элементами которого являются спрос на них, предложение денег, цена денег. Чтобы понять механизм функционирования рынка денег, необходимо сначала изучить каждый из его элементов.
Движение
денег обслуживает кредитная
система, что обусловливает
На основании вышесказанного и была выбрана следующая тема курсовой работы: «Денежно-кредитная политика Республики Беларусь, ее цели и инструменты». В курсовой работе были рассмотрены теоретические аспекты денежно-кредитной политики, изучены ее цели и инструменты; освещено становление денежно-кредитной политики в Республике Беларусь, ее особенности на современном этапе, отражены основные направления денежно-кредитной политики на 2009 год.
При написании курсовой работы были использованы многие источники информации: учебная литература, научные статьи из периодических изданий по данной тематике, статистические данные на электронных сайтах Национального банка Республики Беларусь и др. с использованием различных методов исследования (анализ и синтез, абстрактно-логический, диалектический и др.)
1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ
ПОЛИТИКИ
1.1.
Понятие денежно-кредитной политики, ее
цели и задачи
Денежно-кредитная политика является лишь одним из элементов
экономической политики. Следовательно, её стратегические цели являются частью глобальной стратегии, которая определяется высшими органами страны.
Как
элемент системы денежно-
Разработка стратегии денежно-кредитной политики предполагает два этапа: определение её основной конечной цели; определение промежуточной цели и полномочий, которые могут быть делегированы монетарным властям. Цели денежно-кредитной политики, воспринимаемые как её стратегия, поддаются классификации: по границам действия -внутренние и внешние, по времени действия - промежуточные и конечные. Разграничение внутренних и внешних, промежуточных и конечных целей не должно восприниматься как абсолютное их противопоставление. На самом деле существует лишь общая денежно-кредитная политика, предполагающая наличие тесных связей между ними, в значительной степени взаимообуславливаемых и взаимозависимых. [1, с. 640]
Экономическая политика должна установить для себя определенную иерархию целей. Если борьба с инфляцией или утверждение на внешних рынках выбираются в качестве приоритетных целей, то только за счет отказа от высоких темпов роста или полной занятости. Одновременное достижение всех целей невозможно. Среди конечных целей существует одна, ответственность за реализацию которой лежит на центральном банке: борьба с инфляцией для сохранения внутренней и внешней стоимости национальной валюты. Эта задача решается в основном путем развития рыночных механизмов финансирования инвестиций, основывающихся преимущественно на увеличении сбережений стабильного характера, а не на эмиссии денежных активов. Денежно-кредитная политика не может бороться с неденежными причинами инфляции. Структурные и социологические факторы должны устраняться другими средствами экономической политики (политикой доходов, политикой промышленно-торговых структур и т.д.).[3, с. 21]
Для того чтобы денежно-кредитная политика была эффективной, должны быть сформулированы два аспекта её функции: сама промежуточная цель; признак, показывающий, что проводимая политика соответствует преследуемой цели. Стратегия денежно-кредитной политики может выражаться в двух категориях количественных целей: количестве денег и объеме кредитов. В различных странах отмечается многообразие промежуточных целей. Большинство развитых стран обращаются к целям количественных изменений денежной массы. Круг составляющих понятие "денежная масса" чрезвычайно широк: от непосредственных платежных средств до более широких агрегатов, включающих ликвидные или краткосрочные размещения денег. Целесообразнее принять кредитную цель или иногда денежную цель совмещать с нею. Реализация кредитных целей оказывается тем проще, чем значительнее задолженность экономических агентов перед банками как основным источником финансирования экономики.
Наряду с конечными и промежуточными целями денежно-кредитная политика может преследовать также и селективные цели, заключающиеся в ориентации кредитного процесса на приоритетные направления. Эти цели в равной степени могут касаться: экономического сектора (жилищное строительство, сельское хозяйство и т.д.); экономической функции (производительные капиталовложения, экспорт и т.д.); экономического агента (мелкие и средние предприятия, кооперативы, предприятия, находящиеся в затруднительных ситуациях); конкретной продукции (автомобили, бытовая техника, зерновые культуры и т.д.); видов кредитов (инвалютные авансы). [8, с. 72-73]
Либерализация внешнеэкономической деятельности, валютных обменов и движения капиталов, значительное увеличение доли внешней торговли в экономическом балансе страны, развитие международных банковских операций обусловливает все более важную роль внешних аспектов денежно-кредитной политики.
Внешнее равновесие ассоциируется с равновесием основного (платежного) баланса, которое в значительной степени может автономно влиять на уровень валютного курса независимо от движения долгосрочных капиталов и текущих платежей. Однако равновесие платежного баланса не обеспечивает автоматически краткосрочную стабильность валютного курса, хотя в отношении среднесрочного курса оно часто оказывается единственным эффективным средством.
В ситуации неуравновешенности платежного баланса, обусловленной слишком интенсивной экономической экспансией в стране, возможны различные схемы возврата к равновесию: изменение цен, прямое регулирование с помощью денег или изменение процентной ставки.
В регулировании платежного баланса с помощью цен особая значимость придается изменениям денежной массы и их влиянию на внутренние цены. Внешний дефицит выражается оттоком денег, что вызывает торможение экономической активности и понижение цен, тогда как страны, имеющие положительное сальдо, переживают расширение производства и рост цен.
Прямое регулирование с помощью денег рассматривает платежный баланс во всей его глобальности и выявляет роль внутренней денежно-кредитной политики, в частности, кредитной политики во внешнем равновесии.
Для того чтобы избежать неадекватности конъюнктуры и применяемых методов денежно-кредитного воздействия на экономику, необходимо точно определить оптимальные условия осуществления денежно-кредитной политики.
Для выбора приемлемой денежно-кредитной политики и достижения конечной и промежуточной цели центральный банк должен располагать конкретными полномочиями.
Произвольный характер денежно-кредитной политики усиливается сроками, необходимыми, чтобы все эти воздействия на экономику возымели результат. Денежно-кредитная политика оказывает наиболее полное воздействие лишь после прохождения трех этапов.
1. От появления необходимости действовать до осознания этой необходимости компетентными кругами.
2. От осознания необходимости действовать до решения действовать.
3. От действия до результатов. [2, с. 485]
1.2.
Методы денежно-кредитной
После того, как уточнена стратегия денежно-кредитной политики, установлены её цели, чрезвычайно важно определить тактику её осуществления монетарными властями. Под тактикой понимается выбор и применение предпочтительных для достижения ожидаемых результатов инструментов денежно- кредитного регулирования.
Инструменты денежно-кредитной политики можно классифицировать по разным признакам. Прежде всего, все методы монетарного воздействия на экономику условно можно подразделить на две группы: влияющие на развитие приоритетных отраслей, секторов экономики или регионов (структурная политика); влияющие на конъюнктуру в целом (конъюнктурная политика). [5, с. 46]
Различают инструменты для достижения внутренних и для достижения внешних целей; методы экономического (косвенного) воздействия, направленные на совокупность рыночных механизмов, и методы административного (прямого) воздействия, предусматривающие ограничение этой совокупности; вмешательство в цены (норма процента и валютный курс) и вмешательство в количественные категории. Однако классификация методов, оправданная с познавательной точки зрения, не соответствует реалиям денежно-кредитной политики, которая гораздо сложнее.
В основе выбора инструментария находится принцип "компенсационного регулирования", который предполагает использование двух противоположных комплексов мер в зависимости от экономической конъюнктуры путем затруднения или облегчения доступа к кредиту.
Когда экономика сталкивается с безработицей и снижением цен, прибегают к "политике дешевых денег". В её задачи входит сделать кредит дешевым и легкодоступным, с тем, чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость.
В том случае, когда излишние расходы толкают экономику к инфляционной спирали, используют "политику дорогих денег". её цель - ограничить предложение денег, для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.
Эта политика обеспечивается путем повышения процентных ставок за пользование кредитом и воздействия на банковскую ликвидность. Сдержанность центрального банка в рефинансировании коммерческих банков вынуждает последних осуществлять жесткую политику кредитования. При недостаточности экономических методов центральный банк вводит административные ограничения: понижает норму потолка предоставляемых кредитов, лимитирует депозиты, сокращает объем потребительского кредита. Кредитная рестрикция является основным методом в антиинфляционной политике. Она также используется для предотвращения утечки капиталов за границу. В условиях роста неплатежеспособных клиентов и банкротства предприятий кредитная рестрикция снижает риск краха банков.
Противоположный тип политики - кредитная экспансия. Она проводится с целью оживления экономики и расширения занятости населения за счет расширения кредитования и поощрения инвестиций. При этом, наоборот, процентные ставки снижаются, изменяются в сторону уменьшения нормы обязательных резервов. На открытом денежном рынке центральный банк выступает покупателем государственных ценных бумаг, создает более льготные условия для предоставления кредитов хозяйствам и населению.