Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 17:35, курсовая работа
Изучением и разработкой подобных моделей, применяемых в данной работе, занимался такой зарубежный деятель, как Милтон Фридман.
Однако, несмотря на имеющееся количество работ, связанных с процессами антикризисного управления в условиях рыночной экономики, остается неисследованной проблема выработки стратегической программы антикризисного управления, предлагающей наименее болезненный выход из кризисного состояния практически для любой организации. Отсюда возникает необходимость изучения нового опыта в этой области.
Целью данного исследования является решение научных задач по анализу и сопоставлению практического опыта проведения денежно-кредитной политики разными странами, возможности применения данного опыта для развития денежно-кредитной политики Российской Федерации.
Введение……………………………………………………………………3
Особенности денежно-кредитной политики Центрального Банка Российской Федерации на современном этапе…………………………………6
1.1 Центральный банк. Его задачи и функции……………………….......6
1.2 Направление, цели и методы денежно - кредитной политики…….10
Глава 2 Роль Центрального Банка Российской Федерации в проведении денежно-кредитной политики государства…………………………………….16
2.1 Анализ состояния денежно-кредитной политики России……….....16
2.2 Проблемы реализации денежно-кредитной политики Центрального Банка России……………………………………………………………………..32
Глава 3 Аналитический обзор денежно-кредитной сферы в России………...36
3.1 Пути оптимизации денежно-кредитной политики Центрального Банка в Российской Федерации
Установленный Банком России коэффициент усреднения обязательных резервов (0,6) позволяет кредитным организациям поддерживать на корреспондентских счетах (корреспондентских субсчетах) и использовать в расчетах 60% от общей величины обязательных резервов, подлежащей депонированию в Банке России.
Усредненная величина обязательных резервов увеличилась с января по сентябрь 2009 года с 37,0 до 199,9 млрд. рублей. Доля кредитных организаций, использующих право на усреднение, также постепенно увеличивалась и в сентябре 2009 года составила 75,2% от общего числа действующих кредитных организаций практически во всех регионах России.
Кроме того, в целях более эффективного
использования механизма усреднения
обязательных резервов Банком
России в августе 2009 года принято решение
о переносе начиная с регулирования
обязательных резервов кредитных
организаций за ноябрь 2009 года сроков
проведения регулирования обязательных
резервов, а также начала
и окончания периода усреднения
обязательных резервов (то есть периода
поддержания обязательных резервов
на корреспондентских счетах), чтобы
окончание периода усреднения не
совпадало с периодом наибольшей
потребности кредитных организаций
в ликвидности в дни уплаты налоговых
платежей в бюджет.
2.2 Проблемы реализации денежно-кредитной
политики Центрального Банка России
Проведение денежно-кредитной политики Центрального Банка Российской Федерации в условиях неустойчивости и изменчивости внешних и внутренних условий экономики страны неизбежно сталкивается с рядом проблем.
Во-первых, непростой проблемой является сама оценка состояния экономического развития (что необходимо для принятия Центральным Банком наиболее рациональных мер).
Во-вторых, регулирование в рамках национальной экономики усложняется из-за влияния внешнеэкономических процессов. Итогом является то, что целевая направленность принимаемых мер может искажаться. Осуществляя регулирование, ЦБ должен учитывать не только взаимосвязи в рамках мировой экономики, но и взаимозависимость звеньев национального хозяйства.
Нестабильность российской экономики приводит к нестабильности спроса и предложения на кредитном рынке, выявляя положительные и отрицательные стороны методов кредитования народного хозяйства. Так, актуальность кредита под залог ценностей падает из-за залоговой стоимости, частой невозможности быстрой реализации залога и т.д. Популярность же потребительского кредита на кредитном рынке возрастает из-за простоты его оформления, доступности многим слоям населения, не требует крупного залога, сравнительно невысокая стоимость и другие преимущества.
Кроме того, сфера функционирования кредитного рынка предполагает получение немалых доходов его участников. Поэтому, данный рыночный механизм привлекателен для различного рода махинаций.
Следует также отметить необходимость разработки законодательного обеспечения потребительского кредитования как косвенного источника кредитования реального сектора экономики, развивающегося в последнее время наиболее высокими темпами.
В последнее время в России обострилась проблема нехватки наличных и безналичных денежных средств, проявляющаяся в низком соотношении денежной массы к ВНП / ВВП. Данный показатель называется коэффициент монетизации.
Дефицит
денежной массы в обращении и
устойчиво высокие расходы
Кроме
того, налично-денежный оборот в стране
возрастает по стоимостной структуре.
Причины роста налично-
-экономический кризис;
-кризис неплатежей;
-кризис наличности;
-плохая организация системы межбанковских расчетов;
-замедление расчетов;
-сознательное сокращение прибыли и доходов предприятий с целью ухода от налогов и расширение наличных платежей за пределами банковской системы.
Резкий рост налично-денежного оборота приводит к увеличению издержек государства на обращение, перевозку, хранение наличных денег, а также замену ветхих купюр.
Выполняя расчетно-кассовые операции, банки Российской Федерации регулируют объем наличной денежной массы и ее обращение. В условиях ограниченности ресурсов, многие коммерческие банки не могут в полном объеме выполнять наличное и безналичное обслуживание населения и юридических лиц, что приводит к потере выгоды по данным операциям.
Денежный рынок наличности также отличается повышенной рисковостью: подделка денежных знаков, вычислительные ошибки кассовых служб, значительный объем кассовых операций и т.д. Такие риски приводят к нарушению расчетно-кассовой работы в кредитных учреждениях и снижению эффективности данных операций.
Другой негативный фактор заключается в том, что скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым, замедляя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть когда предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, весьма вероятно падение скорости обращения денег.
Кроме того, одной из основных проблем денежного рынка в любой стране является инфляция. Особенно негативные факторы инфляции проявляются в обесценении капиталов в наличной и безналичной формах, в падении покупательской способности, в разорении неконкурентоспособных предприятий, в общем экономическом кризисе. Оборот наличных и безналичных средств всегда связан с риском не получить ожидаемой суммы доходности как для государства в целом, так и для отдельного субъекта. Инфляция лишает Центральный Банк эффективно проводить денежно-кредитную политику в стране.
Все последние годы фактические темпы инфляции находились на верхней границе задаваемых интервалов. Это привело к дальнейшему снижению конкурентоспособности российских товаропроизводителей.
Кроме того, денежная масса растет вследствие эмиссии денег, предназначенных на покупку поступающей в Россию свободно конвертируемой валюты. Бороться с ее избытком, завышая ставку рефинансирования относительно рыночных ставок, нельзя. Процентные ставки пока не являются адекватным инструментом для борьбы с инфляцией. Они более важны для регулирования движения капитала и обменного курса.
Таким образом, на современном этапе развития
денежно-кредитной сферы необходимо совершенствовать
денежно-кредитную политику Центрального
Банка Российской Федерации для решения
наиболее срочных проблем. Денежно-кредитный
рынок все более расширяется и требует
более совершенных мер по проводимому
регулированию.
Глава 3
Аналитический обзор денежно-кредитной
сферы в России
3.1 Пути
оптимизации денежно-кредитной политики
в Российской Федерации
На
основании выводов по анализу
состояния денежно-кредитной
Совершенствование
денежно-кредитной сферы
Для проведения монетарной политики резервная система Российской Федерации располагает четырьмя основными инструментами:
· изменение уровня резервных требований;
· изменение процентных ставок, которые должны платить банки, беря кредиты у центрального института (учетная ставка). В целом считается, что воздействие процентной ставки на экономику ведет к тому, что усиливается экономический рост. Так, снижение средней ставки на 1% дает прибавку ежегодного экономического роста страны на 1\ 3 процента;
·
покупка и продажа
·
определение условий для
Кроме того, для создания оптимальных условий развития денежного рынка в России необходимо:
-
совершенствование
-
уменьшение долларизации
-
усиление стимулов
-
совершенствование налоговой
- снижение инфляции и проведения политики сдерживания цен;
-
внедрение и совершенствование
электронного денежного
-
развитие и применение
-
усиление контроля над
Для повышения скорости и эффективности оборачиваемости денежных средств в наличной и безналичной формах очень важно развитие механизма предоставления гарантий. В настоящее время это предоставление государственных гарантий. Однако только государственными гарантиями нельзя полностью обеспечить потребности коммерческих структур в гарантиях.
Таким образом, улучшение конъюнктуры денежного рынка в России приведет к укреплению национальной денежной единицы и стабилизации денежной системы в целом, что, в свою очередь, окажет положительное влияние на весь комплекс экономических процессов в стране.
В рамках политики обеспечения оптимальной монетизации - объем денежной массы, оцененный по агрегату М2, в течение не более чем за 5 лет должен быть доведен от 20% в настоящее время до как минимум 50% валового внутреннего продукта. При этом доля наличных денег в обращении (агрегат МО) должна составить не более 10% в широкой денежной массе, оцененной по агрегату МЗ, против 28,7% в настоящее время. Кроме того, увеличение доли электронных денег и платежей в безналичной форме положительно отразится на состоянии платежно-расчетной системы страны, а также будет способствовать сокращению веса теневой экономики.
В рамках курсовой политики ЦБ России не следует переоценивать роль реального обменного курса национальной валюты в качестве эффективной управляющей переменной. Кроме того, поддержание курса национальной валюты на относительно низком уровне, отмеченное на протяжении последних лет, консервирует существующую отраслевую структуру нашей экономики, ее экспортный потенциал в современном виде, когда в структуре экспорта преобладает углеводородное сырье и товары низких переделов.
Основными
направлениями денежно-
1.
Создание и совершенствование
прочной законодательной
2. Укрепление и выдача гарантий получения доходов со стороны государства и Центрального банка;
3.
Гибкое государственное
4.
Применение льготных тарифов
для вливания кредитных