Дефицит бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 20:41, курсовая работа

Описание работы

В настоящий момент проблема обслуживания государственного долга – один из ключевых факторов макроэкономической стабильности в стране. От характера решения долговой проблемы будет зависеть бюджетная дееспособность Казахстана, состояние ее валютных резервов, а следовательно стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер поведения всех сегментов отечественного финансового рынка.

Содержание

Введение
Глава 1. Теория государственного долга. Понятие и виды
Понятие государственного долга
1.2 Причины возникновения государственного долга
1.3 Виды государственного долга
Глава 2. Государственный долг Республики Казахстан
2.1 Понятие государственного долга Республики Казахстан
2.2 Долг Национального Банка Республики Казахстан
2.3 Государственный долг местных исполнительных органов Республики Казахстан
Глава 3 Управление государственным долгом
3.1 Погашение и обслуживание государственного долга
3.2 Иные методы управления государственным долгом
Глава 4. Дефицит бюджета
4.1 Причины возникновения бюджетного дефицита
4.2 Виды дефицита бюджета
4.3 Способы финансирования дефицита бюджета:
4.4Дефицит бюджета в Республики Казахстан
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая Гос.долг.doc

— 144.50 Кб (Скачать)

     Долговое  финансирование (внутреннее и внешнее) бюджета является более предпочтительным и управляемым. В результате него возникает внутренний и внешний долг государства. Необходимость долгового финансирования обусловлена постоянным ростом расходов на различные социальные нужды общества. Долговое финансирование приводит к значительно меньшим отрицательным последствиям для экономики.

     Повышение налоговых поступлений в бюджет, также доходов от приватизации и  продажи имущества (используется зачастую просто для привлечения доходов  в бюджет). 

     4.4Дефицит бюджета в Республики Казахстан 

     Дефицит бюджета в РК на 2009 год прогнозируется на уровне 573,6 млрд тенге. в ходе заседания правительства сообщил министр экономики и бюджетного планирования РК Бахыт Султанов.

     Как сообщил Б. Султанов, дефицит бюджета в этом году будет увеличен на 2,3 млрд тенге и составит 573,6 млрд тенге. Доходная часть бюджета, по его словам, будет уменьшена на 23,4 млрд тенге – до 2,8 трлн тенге. Расходная часть бюджета будет сокращена на 21,2 млрд тенге.

     Кроме того, по словам Б. Султанова, рост ВВП прогнозируется на уровне 1 %, в то время как ранее прогноз ВВП на текущий год прогнозировался на уровне 2,7 %.

     Инфляция  в республике с учетом проведенной  девальвации прогнозируется на уровне 11 %.

     Уточненный  республиканский бюджет на 2009 год  одобрен правительством и будет направлен на дальнейшее обсуждение в парламент.

     Статья 21. Дефицит (профицит) бюджета

     1. Дефицит (профицит) утвержденного,  уточненного и скорректированного  республиканского и местных бюджетов  равен сумме заимствования за  вычетом суммы погашения основной суммы их долга. Полученная величина с положительным знаком является дефицитом, с отрицательным знаком – профицитом утвержденного, уточненного и скорректированного республиканского и местных бюджетов.

     2. Ненефтяной дефицит (профицит) утвержденного, уточненного и скорректированного республиканского бюджета равен сумме поступлений в республиканский бюджет, кроме поступлений из Национального фонда Республики Казахстан, за вычетом расходов республиканского бюджета.

     3. Дефицит республиканского бюджета  не должен превышать за пятилетний период среднегодовой прирост Национального фонда Республики Казахстан, исчисляемый как общие поступления в Национальный фонд Республики Казахстан за минусом размера гарантированного трансферта.

     Сноска. Статья 21 в редакции – от 5 июля 2006 года № 165.

     Статья 22. Финансирование дефицита (использование профицита) бюджета

     1. Финансирование дефицита бюджета  – обеспечение покрытия дефицита бюджета за счет заимствования и свободных остатков бюджетных средств. Объем финансирования дефицита бюджета определяется как превышение суммы полученных займов, движения остатков бюджетных средств над суммой погашения основного долга по займам. Значение финансирования дефицита бюджета устанавливается с положительным знаком и соответствует величине дефицита бюджета.

     2. Использование профицита бюджета  – расходование профицита бюджета, средств займов, свободных остатков бюджетных средств на погашение основного долга по займам. Объем использования профицита бюджета определяется как превышение суммы погашения основного долга по займам над суммой полученных займов и движения остатков бюджетных средств. Значение использования профицита бюджета устанавливается с отрицательным знаком и соответствует величине профицита бюджета. 
 

 

      Заключение 

     Наличие государственного долга является нормальным для активно развивающегося государства. Государственный долг сам по себе не является положительным или отрицательным фактором для экономики страны, если ее экономика стабильна, законодательная база четко регламентирует эту сферу отношений государства и не влияет отрицательно на международный имидж страны. К примеру, США, являясь лидером по многим показателям экономики по сравнению с другими странами, тем не менее имеет государственный долг.

     В Республики Казахстан эта сфера государственных отношений достаточно четко регламентирована. Есть законы, подзаконные акты, позволяющие выстроить четкую систему управления государственным долгом.

     Развитие  национальной экономики невозможно без иностранных кредитов, инвестиций в сырьевые отрасли, привлечения передовых технологий в экспортные и импортозамещающие отрасли, в аграрный сектор и производство потребительских товаров.

     Но  вместе с тем, государству никогда  не следует забывать о том, что  привлечение иностранного капитала и валютных ресурсов требует обоснованного подхода в части высокоэффективного их использования, должной отдачи заемных средств. Увеличение значительно внешнего долга может привести к долговременным отрицательным экономическим последствиям, связанным с изменением курса национальной валюты, соотношения экспорта и импорта, затруднениями в развитии отечественной экономики

     Проблема  бюджетного дефицита и вытекающая из нее проблема государственного долга чрезвычайно важны для сегодняшнего Казахстана. Что же можно сделать, и можно ли вообще как-то изменить такое положение?

     В настоящее время сложилось две  основные теории по преодолению бюджетного кризиса и кризиса государственной задолженности. Первая из них основывается на нехватке в экономике наличных денежных средств. Она была высказана недавно известным экономистом Николаем Шмелевым, автором нашумевшей в свое время статьи «Авансы и долги» десятилетней давности. В интервью, озаглавленном «Опять авансы, опять долги» в качестве действенного метода преодоления кризиса называется эмиссия, печать новых денег. На вопрос о том, где взять не хватающие средства, Шмелев отвечает так: «Поменять всю налоговую систему – нужны годы. А их нет…. Все деньги с внутреннего рынка государство уже высосало. А с внешнего рынка много не соберешь. Остается неестественный метод: напечатать деньги…. Да, это немного инфляция, но это замкнутый круг, из которого иначе не выбраться…. При том искусственно созданном денежном голоде, в котором живет страна, какие-то точечные контролируемые инъекции достаточно безопасны. Другого способа я не вижу»

     Такой подход аргументируется недостатком  в Казахстанской экономики наличных денег. По словам Шмелева, «в экономике должно быть наличных и безналичных денег примерно 80 % стоимости ВВП.

     Другая  же точка зрения, напрочь отрицает возможность эмиссии как средства преодоления бюджетного дефицита. «Работа печатного станка, приводящая к эмиссии, не обусловленной потребностями товарооборота, должна расцениваться как мера, грубо нарушающая законы денежного обращения, а потому недопустимая. Дефицит может покрываться только на заемной основе путем размещения на финансовом рынке государственных ценных бумаг».

     Политика  устранения бюджетного дефицита не должна быть направлена на

     скорейшее уравнивание доходов и расходов государства, это процесс постепенный, требующий конкретных мер в самых разных областях государственной экономической политики. Это и стимулирование бюджетных поступлений, и сокращение государственных расходов (в разумных, конечно, пределах и не за счет наиболее социально и экономически значимых статей).

     Это, несомненно, и привлечение в страну иностранного капитала. 
 

 

      Список литературы 

1. Закон «О  государственном и гарантированном  государством заимствовании и  долге» № 464-I от 02.08.1999 года (с изменениями, внесенными Законами РК от 06.11.01 г. № 252-II; от 02.07.03 г. № 443-

II; от 09.07.03 г. № 482-II; от 10.07.03 г. № 483-II);

2. Закон «О  бюджетной системе» № 357–1 от 01.04.1999 года (с изменениями, внесенными в соответствии с Законом РК от 16.07.99 г. №

440–1; от 26.07.99 г. № 463–1; от 04.11.99 г. № 472–1; от 22.11.99 г. № 485–1; от 29.11.99 г. № 487–1; от 15.12.00 г. № 123-II; от

15.01.01 г. № 140-II; от 03.05.01 г. № 182 – II; от 06.12.01 г. № 261-

II; от 31.10.02 г. № 351 – II; от 20.06.03 г. № 441 – II; от 29.12.03 г. № 512 – II);

3. Закон Республики  Казахстан от 5 декабря 2003 года  № 505-II «О республиканском бюджете на 2004 год»

4. Закон Республики  Казахстан от 12 декабря 2002 года  № 362-II «О республиканском бюджете на 2003 год» (с изменениями, внесенными

Законом РК от 12.06.03 г. № 438-II)

5. Закон Республики  Казахстан 22 декабря 2000 г. № 131-II «О республиканском бюджете на 2001 год» (с изменениями, внесенными в соответствии с Законами РК от 24.04.2001 г. № 177-II; от 10.11.01 г.

№ 254-II)

6. Закон Республики  Казахстан от 11 ноября 1999 года № 473–1 «О республиканском бюджете на 2000 год» (с изменениями, внесенными в соответствии с Законом РК от 08.11.2000 г. № 95-II)

7. Закон Республики  Казахстан от 16 декабря 1998 года  № 318–1 «О

Республиканском бюджете на 1999 год (внесены изменения и дополнения

Законами РК от 1.04.99 г. № 359–1; от 28.06.99 г. № 406–1, от

16.07.99 г. № 440–1; от 04.10.99 г. № 468–1)

8. Закон Республики  Казахстан от 06.12.2001 года № 264-II «О членстве

Республики Казахстан  в Международном Валютном фонде, Международном банке реконструкции и развития, Международной финансовой корпорации,

Международной ассоциации развития, Многостороннем агентстве гарантий инвестиций, Международном  центре по урегулированию инвестиционных споров, Европейском банке реконструкции и развития, Азиатском банке развития, Исламском банке развития»;

9. Закон Республики  Казахстан от 30 марта 1995 года № 2155 «О

Национальном  Банке Республики Казахстан» (внесены  изменения и дополнения в соответствии с Указами Президента РК, имеющими силу закона, от 20.07.95 № 2370; от 02.08.95 № 2396; от 5.12.95 г. N

2672; от 27.01.96 г. № 2830; Законами РК от 03.07.96 № 18–1; от

07.12.96 № 50–1; от 11.07.97 г. № 154–1; от 08.12.97 г. № 200–1; от

29.06.98 г. № 236–1; от 16.07.99 г. № 436–1; от 29.03.00 г. № 42-II; от 18.12.00 г. № 128-II; от 02.03.01 г. № 162-II; от 03.05.01 г. N

182-II; от 09.07.03 г. № 482-II; от 10.07.03 г. № 483-II)

10. Постановление  Правительства Республики Казахстан  от 23.01.2002 года

№ 88 «Об утверждении Правил погашения и обслуживания правительственных займов, займов местных исполнительных органов и негосударственных займов, имеющих государственные гарантии»;

11. Решение IV сессии Алматинского городского  маслихата третьего созыва от 24 декабря 2003 года № 13 О бюджете города Алматы на 2004 год;

12. Решение Маслихата  города Астаны от 19 декабря 2002 года № 201/39-II

О бюджете города Астаны на 2003 год

13. Мельников В.Д., Ильясов К.К. «Финансы» учебник для ВУЗов. Алматы

2001

Информация о работе Дефицит бюджета