Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 20:41, курсовая работа
В настоящий момент проблема обслуживания государственного долга – один из ключевых факторов макроэкономической стабильности в стране. От характера решения долговой проблемы будет зависеть бюджетная дееспособность Казахстана, состояние ее валютных резервов, а следовательно стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер поведения всех сегментов отечественного финансового рынка.
Введение
Глава 1. Теория государственного долга. Понятие и виды
Понятие государственного долга
1.2 Причины возникновения государственного долга
1.3 Виды государственного долга
Глава 2. Государственный долг Республики Казахстан
2.1 Понятие государственного долга Республики Казахстан
2.2 Долг Национального Банка Республики Казахстан
2.3 Государственный долг местных исполнительных органов Республики Казахстан
Глава 3 Управление государственным долгом
3.1 Погашение и обслуживание государственного долга
3.2 Иные методы управления государственным долгом
Глава 4. Дефицит бюджета
4.1 Причины возникновения бюджетного дефицита
4.2 Виды дефицита бюджета
4.3 Способы финансирования дефицита бюджета:
4.4Дефицит бюджета в Республики Казахстан
Заключение
Список литературы
– аффинированного золота;
– валютных ценностей, хранящихся в Национальном Банке Казахстана;
– простых и переводных векселей в иностранной валюте;
– ценных бумаг, выпущенных и гарантированных иностранными правительствами или международными финансовыми организациями;
– других внешних активов, деноминированных в иностранной валюте, при условии обеспечения ликвидности и сохранности таких активов;
Национальный Банк Казахстана определяет структуру золотовалютных активов и их размещение. Увеличение и изменение структуры золотовалютных активов производится Национальным Банком Казахстана путем: покупки аффинированного золота в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан, регулирующим отношения, связанные с драгоценными металлами и драгоценными камнями у казахстанских и иных производителей (продавцов) указанного металла; покупки иностранной валюты за казахстанские тенге (включая памятные и сувенирные монеты) и иностранную валюту у резидентов и нерезидентов
Республики Казахстан, а также Правительства Республики Казахстан; поступлений комиссионных и других вознаграждений (интереса) от депозитных, вкладных, дилинговых операций с иностранной валютой и операций с ценными бумагами, деноминированными в иностранной валюте, осуществляемых Национальным Банком Казахстана, а также предоставляемых им кредитов в иностранной валюте; поступлений в иностранной валюте от проведения Национальным Банком
Казахстана продаж, депонирования и других операций с аффинированным золотом, серебром, платиной и другими металлами платиновой группы; кредитов, полученных Национальным Банком Казахстана от международных финансовых организаций, центральных банков иностранных государств и других кредиторов; поступлений в иностранной валюте от оказываемых Национальным Банком
Казахстана консультационных, информационно-издательских и других услуг в соответствии с настоящим Законом и Положением о Национальном Банке Казахстана.
Уменьшение золотовалютных активов производится Национальным Банком Казахстана путем: продажи валюты на внутреннем валютном рынке в целях проведения денежно – кредитной политики, включая политику обменного курса, и сглаживания дисбаланса спроса и предложения на иностранную валюту на внутреннем валютном рынке; осуществления конвертации тенге в иностранную валюту для оплаты импорта продукции (работ, услуг), включая содержание дипломатических и иных представительств за рубежом и командировочные расходы, а также для обслуживания государственного внешнего долга Национального банка
Казахстана, за счет средств государственного бюджета и сметы (бюджета)
Национального Банка Казахстана; продажи иностранной валюты для приобретения другой иностранной валюты; возврата основной суммы и вознаграждения (интереса) по кредитам, полученным Национальным Банком Казахстана, а также выплат комиссионных и других сопутствующих им расходов; списания убыточных золотовалютных активов за счет сформированных провизий (резервов). Отдельно хотелось бы отметить, что в настоящее время Республика Казахстан является членом следующих международных финансовых организациях:
1. Международный валютный фонд (МВФ);
2.
Международный банк
3.
Международная финансовая
4.
Международная ассоциация
5.
Многостороннее агентство
6.
Международный центр по
7.
Европейский банк
8. Азиатский банк развития (АБР);
9.
Исламский банк развития (ИБР). РК
является государством-
уполномочен привлекать средства МВФ в форме их покупки, а также обеспечивать выплату от имени Республики Казахстан МВФ сумм согласно условиям и положениям резолюций, относящихся к членству Республики
Казахстан в МВФ, и Статей соглашения МВФ, а также осуществлять платежи в связи с участием Республики Казахстан в деятельности Департамента специальных прав заимствования МВФ. По согласованию с Правительством РК, вправе привлекать займы от других международных организаций, определять финансовые условия привлечения займов и самостоятельно заключать соглашения по таким займам. уполномочен в соответствии со Статьями соглашения МВФ выпускать любые непередаваемые долговые обязательства без вознаграждения, которые могут быть необходимы или соответствовать членству Республики Казахстан в МВФ. Выступает в качестве финансового органа Республики Казахстан согласно требованиям статьи V раздела 1 Статей соглашения МВФ, Уполномочен выполнять от имени Республики Казахстан все операции и сделки, предусмотренные положениями Статей соглашения МВФ.
Назначается
в качестве депозитария всех авуаров
в национальной валюте Республики Казахстан,
а также других активов МВФ, МБРР, МФК,
МАР, МАГИ, ЕБРР, АБР, ИБР, согласно соответствующим
статьям соглашений, соглашениям об учреждении,
конвенциям или Учредительному договору.
Осуществляет переводы сумм, подлежащих
выплате Республикой Казахстан или Республике
Казахстан при осуществлении операций
и сделок, предусмотренных положениями
статей соглашений МВФ, МБРР, МФК, МАР,
Конвенции об учреждении МАГИ, соглашений
об учреждении ЕБРР, АБР, Учредительного
договора ИБР. Совместно с Правительством
Республики Казахстан предпринимает необходимые
меры по вопросам, возникающим при выполнении
обязательств Республики Казахстан.
2.3
Государственный
долг местных исполнительных
органов Республики
Казахстан
3.
В соответствии с Законом «О
бюджетной системе» долг
Правительством и Национальным Банком
Республики Казахстан Законом «О государственном
заимствовании и долге» дано определение
«лимита долга местного исполнительного
органа», это – планируемая в местном
бюджете на соответствующий год фиксированная
сумма полученных и непогашенных займов
местного исполнительного органа, которую
не должен превышать фактический долг
местного исполнительного органа на заданную
дату (на конец отчетного периода). Так,
в бюджете г. Алматы на 2004 года утверждены
средства: в сумме 55771 тыс. тенге на обслуживание
долга местных исполнительных органов;
на погашение долга местных исполнительных
органов – 1445814 тыс. тенге. А в бюджете
г. Астана на 2003 год установлен лимит долга
местного исполнительного органа на 2003
год в размере 6 331 812 тыс. тенге. Вместе
с тем, в Республике Казахстан постановлением
Правительства № 88 от 23.01.2002 года утверждены
«Правила погашения и обслуживания правительственных
займов, займов местных исполнительных
органов и негосударственных займов, имеющих
государственные гарантии». Эти правила
устанавливают порядок планирования,
осуществления погашения и обслуживания
займов Правительства Республики Казахстан,
местных исполнительных органов и негосударственных
займов, имеющих государственные гарантии
из республиканского и местных бюджетов.
Процедуры планирования, осуществления
погашения и обслуживания правительственных
займов, займов местных исполнительных
органов едины для займов, привлеченных
путем заимствования на внутреннем и внешнем
рынках ссудного капитала в форме заключения
соглашений (договоров) о займе, либо эмиссий
государственных эмиссионных ценных бумаг.
Глава 3 Управление государственным
долгом
Управление государственным долгом – это деятельность государства в лице уполномоченных органов по обеспечению рационального и эффективного заимствования и оптимизации стоимости обслуживания государственного кредита. Управление осуществляется в целях избежание макроэкономических трудностей и проблем платежного баланса в будущем.
Управление государственным долгом включает в себя:
1.
Ежегодную оценку состояния и
прогноза на предстоящий
2.
Определение Министерством
Национального
Банка эти процедуры
3. Регистрацию Министерством Финансов Республики Казахстан займов
Национального Банка Республики Казахстан, Правительства и местных исполнительных органов; контроль и мониторинг условий правительственных займов и займов местных исполнительных органов и их изменений.
4.
Осуществляемые Министерством
5.
Подготовка и реализация
3.1
Погашение и обслуживание
государственного долга
Обслуживание государственного долга представляет собой совокупные выплаты во времени вознаграждения (интереса), комиссионных и иных платежей, вытекающих из условий заимствования.
Погашение долга – возврат заемщиком полученных ссуд займа в установленном договорами с кредиторами порядке, выполнение в установленным порядке других составляющих долговых обязательств.
Погашение
и обслуживание правительственного
долга Республики
Казахстан, покупка эмитированных уполномоченным
органом по исполнению бюджета государственных
эмиссионных ценных бумаг на организованном
рынке ценных бумаг осуществляются уполномоченным
органом по исполнению бюджета за счет
средств, предусмотренных в Законе РК
о республиканском бюджете на соответствующий
год через Национальный Банк Республики
Казахстан.
Погашение
и обслуживание долга Национального
Банка, покупка эмитированных им
государственных эмиссионных
Погашение
и обслуживание государственного долга
местного исполнительного органа, покупка
эмитированных им государственных
эмиссионных ценных бумаг на организованном
рынке ценных бумаг осуществляется
им за счет средств, предусмотренных в
местном бюджете на соответствующий год,
через привлекаемые местным исполнительным
органом по согласованию с Национальным
Банком Республики Казахстан банки второго
уровня.
3.2
Иные методы управления
государственным
долгом
К методам управления государственным долгом также относятся:
. Рефинансирование;
. Конверсия;
. Консолидация;
. Унификация;
.
Обмен облигаций по