Дефицит бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 20:41, курсовая работа

Описание работы

В настоящий момент проблема обслуживания государственного долга – один из ключевых факторов макроэкономической стабильности в стране. От характера решения долговой проблемы будет зависеть бюджетная дееспособность Казахстана, состояние ее валютных резервов, а следовательно стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер поведения всех сегментов отечественного финансового рынка.

Содержание

Введение
Глава 1. Теория государственного долга. Понятие и виды
Понятие государственного долга
1.2 Причины возникновения государственного долга
1.3 Виды государственного долга
Глава 2. Государственный долг Республики Казахстан
2.1 Понятие государственного долга Республики Казахстан
2.2 Долг Национального Банка Республики Казахстан
2.3 Государственный долг местных исполнительных органов Республики Казахстан
Глава 3 Управление государственным долгом
3.1 Погашение и обслуживание государственного долга
3.2 Иные методы управления государственным долгом
Глава 4. Дефицит бюджета
4.1 Причины возникновения бюджетного дефицита
4.2 Виды дефицита бюджета
4.3 Способы финансирования дефицита бюджета:
4.4Дефицит бюджета в Республики Казахстан
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая Гос.долг.doc

— 144.50 Кб (Скачать)

     . Отсрочка погашения займа;

     . Отказ (аннулирование) от государственного  долга.

     Рассмотрим  эти методы по подробней:

     Рефинансирование  – это погашение имеющейся  государственной задолженности  за счет выпуска нового займа. При  этом облигации нового займа выдаются взамен ранее выпущенных в одинаковом стоимостном соотношении без  учета курсовой разницы.

     Конверсия – изменение условий ранее выпущенного займа по доходности как в меньшую, так и в большую сторону. В первом случае Правительство поступает при значительных расходах по долгу, во втором – при наличии инфляции или с целью усиления заинтересованности населения в приобретении облигаций займа.

     Консолидация  – это изменение первоначальных условий займа по срокам – с  их продлением или сокращением.

     Унификация  – это объединение нескольких займов в один, что упрощает управление государственным долгом.

     Обмен облигациями по регрессивному соотношению – производится в случае дефляции национальной денежной единицы, и государству невыгодно рассчитываться по займам более «дорогими деньгами», чем они были при выпуске.

     Отсрочка  погашения займов – применяется  при значительной государственной задолженности, а также связанными с ними финансовыми затруднениями, и Правительство объявляет о переносе сроков погашения займов и выплаты доходов по ним на более поздние сроки. Отказ от уплаты государственного долга (аннулирование) – происходит, как правило, при смене политического режима в стране и непризнании нового правительства выполнять прежние обязательства по причинам их неправомерности. Отказ также может быть следствием банкротства государства. 
 

 

      Глава 4. Дефицит бюджета 

     4.1 Причины возникновения бюджетного дефицита 

     Каждое  правительство в своей деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной. Соответствие их называется «балансом дохода».

     В реальной действительности расходная часть, как правило, превышает доходную. Возникновение бюджетного дефицита обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие: спад общественного производства, завышенные расходы на реализации принятых социальных программ, возросшие затраты на оборону, рост «теневого» сектора экономики, рост предельных издержек общественного производства, массовый выпуск «пустых» денег. Особое значение из них имеют спад производства и рост «теневого» сектора экономики. Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой базы. В первом случае происходит сокращение производства, уменьшается получаемая прибыль, следовательно, уменьшаются поступления в бюджет. В результате план поступления в бюджет не выполняется. Во втором случае предприятия вообще перестают платить налоги. Ведь «теневая» экономика отличается от обычной («легальной») лишь тем, что фирмы и предприятия, действующие в ней, нигде не регистрируются и, следовательно, никаких налогов не платят. Государственные органы их не видят, они находятся в «тени».

     Сам по себе дефицит бюджета не может быть чем-то чрезвычайно негативным для развития экономики и динамики жизненного уровня населения. Даже самые экономически развитые страны в критические периоды, как правило, имеют дефицитный бюджет от 10 до 30 %. Все зависит от причин его возникновения и направлений расходов государственных денежных средств. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для развития приоритетных отраслей, т. е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них с лихвой возместят произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет. Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает с целью латания «финансовых дыр», субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики, главным из которых является усиление инфляционных процессов.

     Бюджетный дефицит, несомненно, относится к так называемым отрицательным экономическим категориям, типа инфляции, кризиса, безработицы, банкротства, которые, однако, являются неотъемлемыми элементами экономической системы. Более того, без них экономическая система утрачивает способность к самодвижению и поступательному развитию. Бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, еще и потому, что различным может быть качество, природа дефицита. Он может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, тогда дефицит не является отражением кризисного течения общественных процессов, а скорее становится следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства.

     Следует отметить, что бездефицитность бюджета  еще не означает «здоровья» экономики. Надо четко представлять себе, какие процессы протекают внутри самой финансовой системы, какие изменения воспроизводственного цикла отражает дефицит бюджета. 

 

      4.2 Виды дефицита бюджета 

     Структурный: возникает, когда государство сознательно идет на увеличение дефицита. В целях стимулирования экономической активности и совокупного спроса в период спада производства Правительство может принимать специальные решения, направленные на увеличение уровня занятости (например, финансирование создания новых рабочих мест), или может снижать налоги. В результате либо повышаются расходы бюджета, либо существенно снижаются его доходы. Возникает бюджетный дефицит.

     Циклический: в меньшей степени зависит от бюджетно-налоговой политики государства и обусловлен общим спадом производства, который возникает на стадии кризиса и является результатом циклического развития экономики. В результате кризиса и спада производства снижаются доходы ФЛ и ЮЛ, следовательно, возникает недополучение бюджетом налоговых поступлений, следовательно, снижается уровень доходов государства и, как следствие, возникает дефицит бюджета.

     Активный: возникает в результате непосредственного превышения расходов над доходными поступлениями.

     Пассивный: является следствием снижения налоговых ставок и уменьшения поступлений в бюджет (т. е. не связан с ростом расходов).

     Краткосрочный: превышение расходов над доходами ограничено рамками одного финансового года и является отражением текущих изменений в экономической ситуации страны, которые не были учтены при составлении проекта бюджета.

     Причины возникновения:

     * отсутствие у органов власти  необходимого опыта макроэкономического  прогнозирования

     * недостаточный учет возможных изменений целого ряда обстоятельств:

     Сокращение  объемов поступлений в бюджет может произойти не только из-за недополучения налогов, но и в  результате падения экспортных цен;

     Сокращение  объемов производства может быть гораздо ниже предусмотренного уровня;

     Необходим учет сдвигов в структуре спроса на производимую в стране продукцию  и возможное снижение ее конкурентоспособности.

     Увеличение  дефицита бюджета может быть также  вызвано неожиданно резким ростом гос. расходов в связи с ростом инфляции (сверх предусмотренной величины), с повышением предоставления налоговых льгот (популярная мера перед выборами).

     Долгосрочный: связан с увеличение разрыва между бюджетными расходами и доходами на протяжении ряда лет и обусловлен причинами устойчивого характера. В большинстве стран мира тенденция к росту дефицита национальных бюджетов обусловлена следующими общими факторами:

     Увеличение  числа социальных выплат населению  и увеличение социальной нагрузки на бюджет;

     Неблагоприятная демографическая ситуация, связанная  со старением населения, в результате чего увеличиваются расходы на выплату пенсий, различных пособий и ассигнований на ЖКХ, транспортные услуги, здравоохранение и т. д.;

     Либерализация налогового законодательства и как  следствие – снижения величины налоговых  ставок без соответствующей корректировки статей расходов госбюджета;

     Возрастание объема внешней задолженности страны.

     Состояние госбюджета и уровень его сбалансированности определяются 3 основными факторами:

     долгосрочная  тенденция в динамике налоговых  поступлений и гос. расходов

     стадия  экономического цикла, в которой  находится экономика страны в  рассматриваемый период

     текущая политика государства в области  бюджетных доходов и расходов

     Достаточно  часто Правительство искусственно либо завышает, либо занижает искусственную цену бюджетного дефицита. Искусственное занижение может осуществляться с помощью следующих инструментов:

     «налоговая  амнистия»: государство позволяет  налогоплательщикам, ранее уклонявшимся от уплаты налогов, внести за один раз  сумму, равную определенной части общего налогового сбора;

     Проведение  мероприятий по сбору просроченных налоговых платежей;

     Введение  дополнительных или временных налогов;

     Отсрочка  по выплате з/п работникам гос. сектора;

     Отсрочка  по обязательной индексации з/п в  связи с ростом уровня инфляции;

     Распродажа  гос. активов.

     Искусственное завышение размеров дефицита может, происходит в результате следующих  обстоятельств:

     При оценке величины гос. расходов не всегда учитывается амортизация в госсекторе экономики;

     Зачастую  величина% выплат по гос. долгу завышается за счет инфляционных выплат. При высоких темпах инфляции, когда различия в динамике номинальных и реальных% ставок весьма значительны, это завышение гос. расходов также может быть очень существенным. Возможны ситуации, когда реальный дефицит и долг уменьшаются, а номинальный (официальный) дефицит и долг растут, что существенно затрудняет оценку проводимой Правительством политики, поэтом при измерении бюджетного дефицита обязательно необходима поправка на инфляцию, с учетом которой определяют

     Реальный  бюджетный дефицит, т. е. разницу между номинальным дефицитом и величиной% по гос. долгу, умноженной на темп инфляции.

     Операционный  дефицит – общий дефицит бюджета, за вычетом инфляционной части% платежей. 

     4.3 Способы финансирования дефицита бюджета: 

     Кредитно-денежная эмиссия (монетизация). Монетизация – способ увеличения количества денег в обращении, в т.ч. за счет банковского финансирования. Используется в исключительных случаях, т. к. является чисто инфляционным способом. Монетизация дефицита бюджета может сопровождаться непосредственно эмиссией наличных денег, а может проявляться в других формах: в виде расширения кредитов ЦБ го. Предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных платежей, т. е. Правительство покупает товары и услуги, вовремя их не оплачивая; отсроченные платежи накапливаются, увеличивая общий дефицит бюджета; теоретически отсроченные платежи являются неинфляционным способом финансирования дефицита, но на практике это разделение условно.

     Монетизация – высокорисковый способ финансирования, т. к. оказывает отрицательное воздействие на состояние платежного баланса: в результате роста предложения денег на руках у населения накапливается наличность, увеличивается спрос на товары и услуги, что неизбежно приводит к росту цен и давлению на платежный баланс.

     Негативные  инфляционные последствия монетизации  могут смягчаться мерами жесткой  денежно-кредитной политики. Если ЦБ сокращает кредитные возможности  коммерческих банков путем повышения  ставки рефинансирования, либо норма резервирования, и одновременно расширяет кредиты госсектору на финансирование дефицита бюджета, то внутренние рыночные ставки растут, сдерживая активность, в результате частных инвестиции и экспорт снижаются, и инфляция уже не оказывает такого негативного воздействия на экономику.

     В целом монетизацию  можно применять  в следующих случаях:

     Имеется очень большой внешний долг, что  исключает финансирование дефицита из внешних источников;

     Возможности внутреннего долгового финансирования практически исчерпаны;

     Валютные  резервы ЦБ истощены, следовательно, регулирование платежного баланса  – главная задача;

     Экономика способна выдержать высокую инфляцию и население уже привыкло к  постоянному росту цен.

Информация о работе Дефицит бюджета