Цели и задачи деятельности таможенных органов по формированию доходов федерального бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 17:23, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы.
Уплата таможенных платежей является одним из основных условий перемещения транспортных средств и товаров через границу РФ. Это понятие основано, прежде всего, на правомерном поведении лиц, участвующих во внешнеторговых операциях. Отсутствие законности в деяниях субъектов может привести к юридической ответственности, что и является критерием разграничения финансовых ресурсов, взимаемых в области таможенного дела. Основная проблема, которая стоит перед законодателем, заключается в принятии более совершенной нормативной базы, уточняющей понятия правовой природы таможенных платежей и их роль для государства. Особенность системы таможенных платежей состоит в том, что в нее включены пошлины, налоги и сборы, имеющие различную юридическую природу. Это объясняется общими функциями и целями использования названных платежей. Но тем самым это вызывает сложности в вопросах правового регулирования таможенного обложения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Понятие и структура государственного бюджета РФ……...…. 7
Раздел 1.1.Общие принципы построения бюджетной системы….………..7
Раздел 1.2. Доходы и расходы государственного бюджета……………........8
ГЛАВА 2. Роль таможенных платежей в формировании доходов государственного бюджета………….………….13
Раздел 2.1. Таможенные платежи………………...…………………………..13
Раздел 2.2. Классификация таможенных пошлин, таможенный тариф..15
ГЛАВА 3. Динамика таможенных платежей. Совершенствование таможенных платежей в РФ………………….21
Раздел 3.1.Анализ динамики таможенных платежей……………..……….21
Раздел 3.2.Совершенствование таможенных платежей в РФ………….....30
Заключение……………………………...………………………………………40
Список литературы……………………….…………………………...……….43

Работа содержит 1 файл

Курсовая по АХД.docx

— 110.79 Кб (Скачать)

Таможенный тариф представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и  систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической  деятельности. То есть в таможенном тарифе устанавливается соответствие между товарной номенклатурой, в  которой каждому виду перемещаемого  через границу товара соответствует  определенная товарная позиция, и ставкой  таможенной пошлины. С 1 января 2001 г. вступил в силу новый Таможенный тариф и новая 10-значная Товарная номенклатура ВЭД РФ, применяемая во внешней торговле. Следует отметить, что ставки таможенных пошлин являются едиными. Они не подлежат изменению в зависимости от статуса лиц, перемещающих товары через таможенную границу РФ, видов сделок и других факторов. Исключением из этого правила могут быть только тарифные льготы. Различают следующие виды ставок таможенных пошлин:

• адвалорные или ценовые (устанавливаются в процентах  к таможенной стоимости товаров);

• специфические, или твердые (устанавливаются в фиксированном  размере за единицу облагаемых товаров);

• комбинированные (представляют собой сочетание адвалорной и  специфической ставок).

Кроме того, ставки ввозных  таможенных пошлин дифференцированы в  зависимости от страны происхождения  товара. В таможенном тарифе установлены  базовые ставки таможенных пошлин. Они применяются к товарам, происходящим из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Россия применяет режим наиболее благоприятствуемой нации (РЫБ). Если же товары ввозятся из стран, к которым Россия не применяет РНБ, или страна их происхождения не установлена, то базовые ставки увеличиваются в два раза. Такие ставки получили название максимальных.

Импортные пошлины широко используются в тарифных преференциях. Так, в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ и происходящих из развивающихся стран-пользователей схемой преференций РФ, ставки таможенных пошлин применяются в размере 75% от базовых. Такие ставки получили название преференциальных. Если ввозимые товары происходят из слаборазвитых стран-пользователей схемой преференций РФ и стран-участниц СНГ, таможенные пошлины не применяются. Таким образом, таможенные пошлины по своей экономической сущности являются налогами, на потребление, в отношении которых регулирующая функция налогообложения проявляется наиболее ярко и выражается в многообразном воздействии на экономическое положение государства посредством тарифных ставок и льгот, а также санкций за нарушение налогового законодательства по части взимания таможенных платежей.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. Динамика таможенных платежей. Совершенствование таможенных платежей в РФ

 

Раздел 3.1.Анализ динамики таможенных платежей

 

Таможенные платежи определяются как сумма ввозной и вывозной таможенной пошлины, НДС, акциза, сборов за таможенное оформление и прочих поступлений. Динамику таможенных платежей ДВТУ по их видам по кварталам за 2005-2009 гг. можно наблюдать в таблице 2.2.

 

Таблица 2.2 Перечисление платежей таможнями ДВТУ в  
2005-2009 гг. по видам платежей, млн. руб.

Период

Вывозная пошлина

Ввозная пошлина

НДС

Акциз

Таможенные сборы и  иные платежи

Итого

1 кв. 2005

3777,91

3810,34

4384,07

174,38

524,87

12671,57

2 кв. 2005

5393,63

4782,46

5598,09

281,09

762,12

16817,39

3 кв. 2005

5879,69

5958,52

7028,03

308,01

953,68

20127,93

4 кв. 2005

9729,08

6325,1

7457,47

308,15

1037,11

24856,91

За 2005 год

24780,31

20876,42

24467,66

1071,63

3277,78

74473,79

1 кв. 2006

7182,1

5584,91

6864,59

239,2

1280,91

21151,71

2 кв. 2006

8918,55

6194,31

7382,65

251,38

2190,58

24937,47

3 кв. 2006

8569,66

7858,1

8971,08

302,85

2835,94

28537,63

4 кв. 2006

7623,6

7057,43

9102,95

286,6

4069,66

28140,24

За 2006 год

32293,91

26694,75

32321,27

1080,03

10377,09

102767,05

1 кв. 2007

6181,11

5541,62

7423,81

311,91

2263,419

21721,87

2 кв. 2007

6917,82

8095,38

10300,5

475,88

3380,76

29170,34

3 кв. 2007

9830,76

10496,29

13946,31

462,16

3874,02

38609,54

4 кв. 2007

12377,06

10188,78

13253,35

471,42

5434,47

41725,08

За 2007 год

35306,751

34322,07

44923,97

1721,37

14952,669

131226,83

1 кв. 2008

10431,79

9033,07

11978,23

517,88

3574,33

35535,3

2 кв. 2008

14211,65

11025,51

15152,81

724,88

4588,19

45703,04

3 кв. 2008

18660,42

12109,87

16472,62

746,28

4201,42

52190,61

4 кв. 2008

12254,49

12168,75

17070,94

579,42

5260,63

47334,23

За 2008 год

55558,35

44337,2

60674,6

2568,46

17624,57

180763,18

1 кв. 2009

7860,23

3110,21

5456,08

30,08

130,36

23382,80

2 кв. 2009

9634,56

5345,89

7237,56

33,56

210,85

26126,71

3 кв. 2009

15673,16

9341,04

13810,78

116,01

377,80

34491,72

4 кв. 2009

14162,34

7481,47

9119,00

77,21

292,64

31819,88

За 2009 год

47330,29

25278,61

35623,42

256,86

1011,65

115 821,11


 

Несомненно, в 2009 г. наибольший удельный вес в структуре таможенных платежей ДВТУ занимает таможенная пошлина – 66%, которая подразделяется на ввозные пошлины – 23% и вывозные – 43%. Практически все товары, ввозимые в Российскую Федерацию, облагаются НДС, вследствие чего его доля составляет 33%. 1% структуры берут на себя таможенные сбор и иные платежи и всего 0% – акциз (рис. 2.2).

 

Рис.2.2. Структура таможенных платежей ДВТУ в 2009г.

Исследуем таможенные платежи  на коэффициенты роста, которые характеризуют  интенсивность динамики пополнения Федерального бюджета РФ относительно предыдущего периода.

 

 

 

Таблица 2.3 Коэффициенты роста  таможенных платежей ДВТУ за 2005-2009 гг. по видам платежей

Период

Вывозная пошлина

Ввозная пошлина

НДС

Акциз

Таможенные сборы и  иные платежи

1 кв. 2005

-

-

-

-

-

2 кв. 2005

1,43

1,26

1,28

1,61

1,45

3 кв. 2005

1,09

1,25

1,26

1,10

1,25

4 кв. 2005

1,65

1,06

1,06

1,00

1,09

1 кв. 2006

0,74

0,88

0,92

0,78

1,24

2 кв. 2006

1,24

1,11

1,08

1,05

1,71

3 кв. 2006

0,96

1,27

1,22

1,20

1,29

4 кв. 2006

0,89

0,90

1,01

0,95

1,44

1 кв. 2007

0,81

0,79

0,82

1,09

0,56

2 кв. 2007

1,12

1,46

1,39

1,53

1,49

3 кв. 2007

1,42

1,30

1,35

0,97

1,15

4 кв. 2007

1,26

0,97

0,95

1,02

1,40

1 кв. 2008

0,84

0,89

0,90

1,10

0,66

2 кв. 2008

1,36

1,22

1,27

1,40

1,28

3 кв. 2008

1,31

1,10

1,09

1,03

0,92

4 кв. 2008

0,66

1,00

1,04

0,78

1,25

1 кв. 2009

0,64

0,26

0,32

0,05

0,02

2 кв. 2009

1,22

1,72

1,33

1,11

1,62

3 кв. 2009

1,63

1,75

2,53

3,46

1,79

4 кв. 2009

0,90

0,80

0,66

0,67

0,77


 

Анализируя динамику вывозной таможенной пошлины (рис. 2.3) с 2005 по 2008 гг., а ею облагаются вывозимые за пределы таможенной территории Российской Федерации биологические ресурсы (рыба, моллюски, ракообразные), минеральные  ресурсы, изделия из них и лом (нефтепродукты, древесина, черные и  цветные металлы), можно заметить наметившуюся тенденцию увеличения поступлений данных платежей в Федеральный  бюджет Российской Федерации. Об этом также говорят рассчитанные в  таблице 2.3 цепным способом коэффициенты роста, большинство из которых больше 1. В 2009 году сумма вывозной таможенной пошлины, перечисленной в Федеральный  бюджет, снизилась. Об этом говорит  коэффициент роста – 0,85<1. Средний абсолютный прирост за квартал составил 546,55 млн. руб., средний коэффициент роста равен 1.

 

Рис. 2.3. Динамика изменения  вывозной таможенной пошлины в ДВТУ за 2005-2009 гг.

 

Согласно рисунка 2.4 ежеквартально  с 2005 по 2008 гг. происходит увеличение поступлений  таможенных платежей в Федеральный  бюджет Российской Федерации в виде ввозной таможенной пошлины и  НДС, которым облагаются товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с принципом  национального режима по отношению  к иностранным товарам. Рассчитанные в таблице 2.3 цепным способом коэффициенты роста подтверждают тенденцию роста  данных платежей. На рисунке 2.4 также  можно заметить пропорциональный рост данных платежей, особенно это заметно  начиная со второго квартала 2006 г. и по четвертый квартал 2008 г. Это  объясняется тем, что базой начисления НДС является величина таможенной стоимости  и ввозной таможенной пошлины. Но 2009 году резко уменьшилась сумма  НДС и ввозной таможенной пошлины, перечисленной ДВТУ в Федеральный  бюджет. Об этом также говорит коэффициент  роста НДС – 0,59<1, а по ввозной  таможенной пошлине равен 0,57. Средний  абсолютный прирост ввозной таможенной пошлины за квартал составил 193,22 млн. руб., а по НДС 249,21 млн. руб., средний коэффициент роста ввозной таможенной пошлины равен 1, а для НДС 1.

 

Рис. 2.4. Динамика изменения  ввозной таможенной пошлины и  НДС в ДВТУ за 2005-2009 гг.

 

С 2005 по 2008 гг. динамика перечисления акциза, а им облагаются ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации  автомобили и мотоциклы, алкогольные  напитки, табачная продукция, и таможенных сборов на рисунке 2.5 можно предположить тенденцию увеличения поступления  средств в Федеральный бюджет Российской Федерации. Об этом также  можно судить по рассчитанным в таблице 2.3 цепным способом коэффициентам роста. Но в 2009 году перечисления акциза и  таможенных сборов наблюдается снижение поступления средств в Федеральный  бюджет Российской Федерации. Средний  абсолютный прирост акциза, взимаемого при ввозе, за квартал составил -5,11 млн. руб., а таможенных сборов составил -12,22 млн. руб., средний коэффициент  роста акциза равен 0,99 и таможенных сборов – 0,99.

 

Рис. 2.5. Динамика изменения  акциза и таможенных сборов в ДВТУ 
за 2005-2009гг.

 

Таким образом, можно сделать  вывод, что размер таможенных платежей напрямую зависит от таких факторов, как:

  • для таможенной пошлины:

- режим, под который  помещается товар при перемещении  его через таможенную границу  Российской Федерации;

- сезон перемещения товара  и страна происхождения товара: применение минимальной, преференциальной  и максимальной ставки таможенной  пошлины;

- количество товара в  натуральном выражении и ставка  пошлины при взимании специфической  таможенной пошлины, таможенная  стоимость и процентная ставка  адвалорной пошлины, а сама  ставка пошлины может дифференцироваться  в зависимости от степени переработки  товара. Зависимость изменения сумм  таможенных платежей от товарооборота  наглядно показывают рисунки  2.6 и 2.7;

  • для акциза – количество товара в натуральном выражении и ставка акциза, указанная в Налоговом кодексе Российской Федерации;
  • для НДС – основа начисления налога и ставка налога на соответствующий товар;
  • для сборов:

- за оформление – исходя  из заявленной таможенной стоимости  декларируемых товаров; за таможенное  сопровождение – исходя из  вида транспорта и протяженности  пути доставки; за хранение на  складе временного хранения или  на таможенном складе таможенного  органа – таможенные сборы  уплачиваются в зависимости от  веса хранимых товаров и непосредственно  срока хранения.

 

Рис. 2.6. Динамика изменения  товарооборота ДВТУ по годам 2004-2009 гг.

 

Рис. 2.7. Динамика изменения  таможенных платежей в ДВТУ  
по годам 2004-2009 гг.

Можно сделать вывод, что  одной из составляющих доходной части  федерального бюджета являются таможенные платежи. По оценкам специалистов таможенные платежи составляют более 50% доходной части федерального бюджета. Поступления таможенных платежей в федеральный бюджет в 2009 году составило 115 821,11 тыс. руб. По данным ДВТУ, наблюдалась тенденция увеличения сумм таможенных платежей, перечисленных в федеральный бюджет за 2005 – 2008 гг. Об этом также говорят рассчитанные цепным способом коэффициенты роста, большинство из которых больше 1. Перечисление таможенных платежей в федеральный бюджет резко снизилось из-за сложившейся ситуации в Дальневосточном федеральном округе в 2009 году. Адвалорная ставка импортных пошлин на новые автомобили была повышена с 25 до 30 процентов от таможенной стоимости. Об этом также говорят рассчитанные цепным способом коэффициенты роста, большинство из которых меньше 1. Средний абсолютный прирост таможенных платежей за квартал составил 1007,8 млн. руб., а средний коэффициент роста равен 1.

Информация о работе Цели и задачи деятельности таможенных органов по формированию доходов федерального бюджета