Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 17:23, курсовая работа
Актуальность работы.
Уплата таможенных платежей является одним из основных условий перемещения транспортных средств и товаров через границу РФ. Это понятие основано, прежде всего, на правомерном поведении лиц, участвующих во внешнеторговых операциях. Отсутствие законности в деяниях субъектов может привести к юридической ответственности, что и является критерием разграничения финансовых ресурсов, взимаемых в области таможенного дела. Основная проблема, которая стоит перед законодателем, заключается в принятии более совершенной нормативной базы, уточняющей понятия правовой природы таможенных платежей и их роль для государства. Особенность системы таможенных платежей состоит в том, что в нее включены пошлины, налоги и сборы, имеющие различную юридическую природу. Это объясняется общими функциями и целями использования названных платежей. Но тем самым это вызывает сложности в вопросах правового регулирования таможенного обложения.
Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Понятие и структура государственного бюджета РФ……...…. 7
Раздел 1.1.Общие принципы построения бюджетной системы….………..7
Раздел 1.2. Доходы и расходы государственного бюджета……………........8
ГЛАВА 2. Роль таможенных платежей в формировании доходов государственного бюджета………….………….13
Раздел 2.1. Таможенные платежи………………...…………………………..13
Раздел 2.2. Классификация таможенных пошлин, таможенный тариф..15
ГЛАВА 3. Динамика таможенных платежей. Совершенствование таможенных платежей в РФ………………….21
Раздел 3.1.Анализ динамики таможенных платежей……………..……….21
Раздел 3.2.Совершенствование таможенных платежей в РФ………….....30
Заключение……………………………...………………………………………40
Список литературы……………………….…………………………...……….43
Таможенный тариф представляет
собой свод ставок таможенных пошлин,
применяемых к товарам, перемещаемым
через таможенную границу РФ и
систематизированным в
• адвалорные или ценовые (устанавливаются в процентах к таможенной стоимости товаров);
• специфические, или твердые
(устанавливаются в
• комбинированные (представляют собой сочетание адвалорной и специфической ставок).
Кроме того, ставки ввозных таможенных пошлин дифференцированы в зависимости от страны происхождения товара. В таможенном тарифе установлены базовые ставки таможенных пошлин. Они применяются к товарам, происходящим из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Россия применяет режим наиболее благоприятствуемой нации (РЫБ). Если же товары ввозятся из стран, к которым Россия не применяет РНБ, или страна их происхождения не установлена, то базовые ставки увеличиваются в два раза. Такие ставки получили название максимальных.
Импортные пошлины широко используются в тарифных преференциях. Так, в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ и происходящих из развивающихся стран-пользователей схемой преференций РФ, ставки таможенных пошлин применяются в размере 75% от базовых. Такие ставки получили название преференциальных. Если ввозимые товары происходят из слаборазвитых стран-пользователей схемой преференций РФ и стран-участниц СНГ, таможенные пошлины не применяются. Таким образом, таможенные пошлины по своей экономической сущности являются налогами, на потребление, в отношении которых регулирующая функция налогообложения проявляется наиболее ярко и выражается в многообразном воздействии на экономическое положение государства посредством тарифных ставок и льгот, а также санкций за нарушение налогового законодательства по части взимания таможенных платежей.
ГЛАВА 3. Динамика таможенных платежей. Совершенствование таможенных платежей в РФ
Раздел 3.1.Анализ динамики таможенных платежей
Таможенные платежи
Таблица 2.2 Перечисление платежей
таможнями ДВТУ в
2005-2009 гг. по видам платежей, млн. руб.
Период |
Вывозная пошлина |
Ввозная пошлина |
НДС |
Акциз |
Таможенные сборы и иные платежи |
Итого |
1 кв. 2005 |
3777,91 |
3810,34 |
4384,07 |
174,38 |
524,87 |
12671,57 |
2 кв. 2005 |
5393,63 |
4782,46 |
5598,09 |
281,09 |
762,12 |
16817,39 |
3 кв. 2005 |
5879,69 |
5958,52 |
7028,03 |
308,01 |
953,68 |
20127,93 |
4 кв. 2005 |
9729,08 |
6325,1 |
7457,47 |
308,15 |
1037,11 |
24856,91 |
За 2005 год |
24780,31 |
20876,42 |
24467,66 |
1071,63 |
3277,78 |
74473,79 |
1 кв. 2006 |
7182,1 |
5584,91 |
6864,59 |
239,2 |
1280,91 |
21151,71 |
2 кв. 2006 |
8918,55 |
6194,31 |
7382,65 |
251,38 |
2190,58 |
24937,47 |
3 кв. 2006 |
8569,66 |
7858,1 |
8971,08 |
302,85 |
2835,94 |
28537,63 |
4 кв. 2006 |
7623,6 |
7057,43 |
9102,95 |
286,6 |
4069,66 |
28140,24 |
За 2006 год |
32293,91 |
26694,75 |
32321,27 |
1080,03 |
10377,09 |
102767,05 |
1 кв. 2007 |
6181,11 |
5541,62 |
7423,81 |
311,91 |
2263,419 |
21721,87 |
2 кв. 2007 |
6917,82 |
8095,38 |
10300,5 |
475,88 |
3380,76 |
29170,34 |
3 кв. 2007 |
9830,76 |
10496,29 |
13946,31 |
462,16 |
3874,02 |
38609,54 |
4 кв. 2007 |
12377,06 |
10188,78 |
13253,35 |
471,42 |
5434,47 |
41725,08 |
За 2007 год |
35306,751 |
34322,07 |
44923,97 |
1721,37 |
14952,669 |
131226,83 |
1 кв. 2008 |
10431,79 |
9033,07 |
11978,23 |
517,88 |
3574,33 |
35535,3 |
2 кв. 2008 |
14211,65 |
11025,51 |
15152,81 |
724,88 |
4588,19 |
45703,04 |
3 кв. 2008 |
18660,42 |
12109,87 |
16472,62 |
746,28 |
4201,42 |
52190,61 |
4 кв. 2008 |
12254,49 |
12168,75 |
17070,94 |
579,42 |
5260,63 |
47334,23 |
За 2008 год |
55558,35 |
44337,2 |
60674,6 |
2568,46 |
17624,57 |
180763,18 |
1 кв. 2009 |
7860,23 |
3110,21 |
5456,08 |
30,08 |
130,36 |
23382,80 |
2 кв. 2009 |
9634,56 |
5345,89 |
7237,56 |
33,56 |
210,85 |
26126,71 |
3 кв. 2009 |
15673,16 |
9341,04 |
13810,78 |
116,01 |
377,80 |
34491,72 |
4 кв. 2009 |
14162,34 |
7481,47 |
9119,00 |
77,21 |
292,64 |
31819,88 |
За 2009 год |
47330,29 |
25278,61 |
35623,42 |
256,86 |
1011,65 |
115 821,11 |
Несомненно, в 2009 г. наибольший удельный вес в структуре таможенных платежей ДВТУ занимает таможенная пошлина – 66%, которая подразделяется на ввозные пошлины – 23% и вывозные – 43%. Практически все товары, ввозимые в Российскую Федерацию, облагаются НДС, вследствие чего его доля составляет 33%. 1% структуры берут на себя таможенные сбор и иные платежи и всего 0% – акциз (рис. 2.2).
Рис.2.2. Структура таможенных платежей ДВТУ в 2009г.
Исследуем таможенные платежи на коэффициенты роста, которые характеризуют интенсивность динамики пополнения Федерального бюджета РФ относительно предыдущего периода.
Таблица 2.3 Коэффициенты роста таможенных платежей ДВТУ за 2005-2009 гг. по видам платежей
Период |
Вывозная пошлина |
Ввозная пошлина |
НДС |
Акциз |
Таможенные сборы и иные платежи |
1 кв. 2005 |
- |
- |
- |
- |
- |
2 кв. 2005 |
1,43 |
1,26 |
1,28 |
1,61 |
1,45 |
3 кв. 2005 |
1,09 |
1,25 |
1,26 |
1,10 |
1,25 |
4 кв. 2005 |
1,65 |
1,06 |
1,06 |
1,00 |
1,09 |
1 кв. 2006 |
0,74 |
0,88 |
0,92 |
0,78 |
1,24 |
2 кв. 2006 |
1,24 |
1,11 |
1,08 |
1,05 |
1,71 |
3 кв. 2006 |
0,96 |
1,27 |
1,22 |
1,20 |
1,29 |
4 кв. 2006 |
0,89 |
0,90 |
1,01 |
0,95 |
1,44 |
1 кв. 2007 |
0,81 |
0,79 |
0,82 |
1,09 |
0,56 |
2 кв. 2007 |
1,12 |
1,46 |
1,39 |
1,53 |
1,49 |
3 кв. 2007 |
1,42 |
1,30 |
1,35 |
0,97 |
1,15 |
4 кв. 2007 |
1,26 |
0,97 |
0,95 |
1,02 |
1,40 |
1 кв. 2008 |
0,84 |
0,89 |
0,90 |
1,10 |
0,66 |
2 кв. 2008 |
1,36 |
1,22 |
1,27 |
1,40 |
1,28 |
3 кв. 2008 |
1,31 |
1,10 |
1,09 |
1,03 |
0,92 |
4 кв. 2008 |
0,66 |
1,00 |
1,04 |
0,78 |
1,25 |
1 кв. 2009 |
0,64 |
0,26 |
0,32 |
0,05 |
0,02 |
2 кв. 2009 |
1,22 |
1,72 |
1,33 |
1,11 |
1,62 |
3 кв. 2009 |
1,63 |
1,75 |
2,53 |
3,46 |
1,79 |
4 кв. 2009 |
0,90 |
0,80 |
0,66 |
0,67 |
0,77 |
Анализируя динамику вывозной
таможенной пошлины (рис. 2.3) с 2005 по 2008
гг., а ею облагаются вывозимые за
пределы таможенной территории Российской
Федерации биологические
Рис. 2.3. Динамика изменения вывозной таможенной пошлины в ДВТУ за 2005-2009 гг.
Согласно рисунка 2.4 ежеквартально с 2005 по 2008 гг. происходит увеличение поступлений таможенных платежей в Федеральный бюджет Российской Федерации в виде ввозной таможенной пошлины и НДС, которым облагаются товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с принципом национального режима по отношению к иностранным товарам. Рассчитанные в таблице 2.3 цепным способом коэффициенты роста подтверждают тенденцию роста данных платежей. На рисунке 2.4 также можно заметить пропорциональный рост данных платежей, особенно это заметно начиная со второго квартала 2006 г. и по четвертый квартал 2008 г. Это объясняется тем, что базой начисления НДС является величина таможенной стоимости и ввозной таможенной пошлины. Но 2009 году резко уменьшилась сумма НДС и ввозной таможенной пошлины, перечисленной ДВТУ в Федеральный бюджет. Об этом также говорит коэффициент роста НДС – 0,59<1, а по ввозной таможенной пошлине равен 0,57. Средний абсолютный прирост ввозной таможенной пошлины за квартал составил 193,22 млн. руб., а по НДС 249,21 млн. руб., средний коэффициент роста ввозной таможенной пошлины равен 1, а для НДС 1.
Рис. 2.4. Динамика изменения ввозной таможенной пошлины и НДС в ДВТУ за 2005-2009 гг.
С 2005 по 2008 гг. динамика перечисления
акциза, а им облагаются ввозимые на
таможенную территорию Российской Федерации
автомобили и мотоциклы, алкогольные
напитки, табачная продукция, и таможенных
сборов на рисунке 2.5 можно предположить
тенденцию увеличения поступления
средств в Федеральный бюджет
Российской Федерации. Об этом также
можно судить по рассчитанным в таблице
2.3 цепным способом коэффициентам роста.
Но в 2009 году перечисления акциза и
таможенных сборов наблюдается снижение
поступления средств в
Рис. 2.5. Динамика изменения
акциза и таможенных сборов в ДВТУ
за 2005-2009гг.
Таким образом, можно сделать вывод, что размер таможенных платежей напрямую зависит от таких факторов, как:
- режим, под который
помещается товар при
- сезон перемещения товара
и страна происхождения товара:
применение минимальной,
- количество товара в
натуральном выражении и
- за оформление – исходя
из заявленной таможенной
Рис. 2.6. Динамика изменения товарооборота ДВТУ по годам 2004-2009 гг.
Рис. 2.7. Динамика изменения
таможенных платежей в ДВТУ
по годам 2004-2009 гг.
Можно сделать вывод, что одной из составляющих доходной части федерального бюджета являются таможенные платежи. По оценкам специалистов таможенные платежи составляют более 50% доходной части федерального бюджета. Поступления таможенных платежей в федеральный бюджет в 2009 году составило 115 821,11 тыс. руб. По данным ДВТУ, наблюдалась тенденция увеличения сумм таможенных платежей, перечисленных в федеральный бюджет за 2005 – 2008 гг. Об этом также говорят рассчитанные цепным способом коэффициенты роста, большинство из которых больше 1. Перечисление таможенных платежей в федеральный бюджет резко снизилось из-за сложившейся ситуации в Дальневосточном федеральном округе в 2009 году. Адвалорная ставка импортных пошлин на новые автомобили была повышена с 25 до 30 процентов от таможенной стоимости. Об этом также говорят рассчитанные цепным способом коэффициенты роста, большинство из которых меньше 1. Средний абсолютный прирост таможенных платежей за квартал составил 1007,8 млн. руб., а средний коэффициент роста равен 1.