Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 17:23, курсовая работа
Актуальность работы.
Уплата таможенных платежей является одним из основных условий перемещения транспортных средств и товаров через границу РФ. Это понятие основано, прежде всего, на правомерном поведении лиц, участвующих во внешнеторговых операциях. Отсутствие законности в деяниях субъектов может привести к юридической ответственности, что и является критерием разграничения финансовых ресурсов, взимаемых в области таможенного дела. Основная проблема, которая стоит перед законодателем, заключается в принятии более совершенной нормативной базы, уточняющей понятия правовой природы таможенных платежей и их роль для государства. Особенность системы таможенных платежей состоит в том, что в нее включены пошлины, налоги и сборы, имеющие различную юридическую природу. Это объясняется общими функциями и целями использования названных платежей. Но тем самым это вызывает сложности в вопросах правового регулирования таможенного обложения.
Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Понятие и структура государственного бюджета РФ……...…. 7
Раздел 1.1.Общие принципы построения бюджетной системы….………..7
Раздел 1.2. Доходы и расходы государственного бюджета……………........8
ГЛАВА 2. Роль таможенных платежей в формировании доходов государственного бюджета………….………….13
Раздел 2.1. Таможенные платежи………………...…………………………..13
Раздел 2.2. Классификация таможенных пошлин, таможенный тариф..15
ГЛАВА 3. Динамика таможенных платежей. Совершенствование таможенных платежей в РФ………………….21
Раздел 3.1.Анализ динамики таможенных платежей……………..……….21
Раздел 3.2.Совершенствование таможенных платежей в РФ………….....30
Заключение……………………………...………………………………………40
Список литературы……………………….…………………………...……….43
Доходная часть бюджетов состоит из закрепленных и регулирующих доходов. Кроме того, в бюджеты могут поступать дотации и субвенции, а также заемные средства.
Порядок и условия предоставления
и использования дотаций и
субвенций из государственного бюджета
Российской Федерации устанавливаются
законодательными актами Российской Федерации,
а порядок и условия
При недостаточности бюджетных средств для покрытия расходов, превышающих минимальный бюджет, или в случаях временных финансовых затруднений в процессе исполнения утвержденного бюджета возможно получение процентных или беспроцентных ссуд, а также выпуск займов на инвестиционные цели. Максимальный размер соотношения общей суммы займов, кредитов, иных долговых обязательств бюджета и объема его расходов устанавливается законами Российской Федерации5.
Вместе с тем, основной статьей дохода государственного бюджета (около 95% в РФ) являются налоги. Основы налоговой системы России установлены в различных нормативных актах, в частности, в Законе "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Так, следующие основные налоги являются федеральным:
а) налог на добавленную стоимость;
б) акцизы на отдельные группы и виды товаров;
в) налог на операции с ценными бумагами;
г) таможенная пошлина;
д) отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
ж) платежи за пользование природными ресурсами;
з) налог на прибыль предприятий и организаций;
и) налоги, служащие источниками образования дорожных фондов;
к) гербовый сбор;
л) государственная пошлина;
м) сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний;
н) налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;
о) налог на доходы (дивиденды, проценты и др.).
Сбалансированность бюджетов
всех уровней является необходимым
условием бюджетно-финансовой политики.
Превышение расходов над доходами составляет
дефицит бюджета. При наличии
дефицита бюджета первоочередному
финансированию подлежат расходы, включаемые
в бюджет текущих расходов. В целях
сбалансированности бюджета могут
устанавливаться предельные размеры
дефицита бюджета. Если в процессе исполнения
бюджета происходит превышение предельного
уровня дефицита или значительное снижение
поступлений доходных источников бюджета,
то вводится механизм секвестра расходов,
который заключается в
Состав защищенных статей определяется Федеральным Собранием РФ, а также представительными органами власти субъектов РФ в рамках их компетенции. Покрытие дефицита бюджета развития осуществляется также за счет выпуска государственных займов или использования кредитных ресурсов.
ГЛАВА 2. Роль таможенных платежей в формировании доходов государственного бюджета
Раздел 2.1. Таможенные платежи
Таможенные платежи занимают
особое место в ряду государственных
доходов. История таможенного
На протяжении всей истории
России вопросам таможенного налогообложения
уделялось большое внимание, что
во многом определяется ролью таможенных
платежей в развитии национальной промышленности
и увеличении доходной части государственного
бюджета. В зависимости от политических
и экономических условий
Использование таможенных платежей
как инструмента налогового регулирования
при экспорте служит поддержанию
рационального соотношения
В соответствии с частью I Налогового кодекса РФ таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по части взимания таможенных налогов и сборов. Перечень таможенных платежей установлен Таможенным кодексом РФ. В экономической литературе принято условное деление таможенных налогов и сборов на две группы: основные и факультативные. К основным таможенным платежам относятся: таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акцизы и таможенные сборы за таможенное оформление, а к факультативным – таможенные сборы за хранение товаров; таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров; платежи, взимаемые по единым ставкам и другие.
Следует отметить, что понятие «таможенные платежи» значительно уже, чем «платежи, предусмотренные таможенным законодательством», которые помимо таможенных включают такие обязательные платежи, осуществляемые в сфере ВЭД, как средства от реализации конфискатов, проценты за предоставление отсрочки или рассрочки таможенных платежей и другие. Существенное значение для практики таможенного налогообложения имеет деление таможенных платежей на налоги (НДС, таможенная пошлина, акциз) и обязательные платежи неналогового характера – различные таможенные сборы, платы и др.
Виды платежей, предусмотренные таможенным законодательством (в соответствии с перечнем, предусмотренным Таможенным кодексом РФ от 18.06.93г.№ 5221-1)
Классификация таможенных платежей в соответствии с Таможенным кодексом РФ
С 2000 г. все средства от взимания таможенных платежей поступают в федеральный бюджет. В настоящее время в России таможенные доходы составляют примерно 30% доходов федерального бюджета. Так, в 2011 г. таможенные органы перечислили в федеральный бюджет 6022,17 млрд. рублей. Основным источником таможенных доходов являются таможенные пошлины. В современной России таможенные платежи представляют особую, наиболее динамичную группу налогов на потребление, которые имеют существенное значение с фискальной точки зрения. Общепризнанным классическим инструментом налогового регулирования ВЭД является таможенная пошлина.
Раздел 2.2. Классификация таможенных пошлин, таможенный тариф
В экономической литературе
прочно закрепилось понятие «
Таможенные пошлины обладают
всеми основными сущностными
признаками налога. Так, их уплата носит
обязательный характер и обеспечивается
государственным принуждением. Основным
принципом регулирования
Итак, таможенная пошлина представляет собой косвенный налог, которым облагается внешнеторговый оборот товаров при пересечении ими таможенной границы. Оплачивается этот налог, в конечном счете, потребителем, поскольку включается в цену товара, влияя тем самым на его конкурентоспособность. В зависимости от проводимой государством внешнеторговой политики ставки таможенных пошлин могут дифференцированно удорожать товары, перемещаемые через таможенную границу. При взимании налоговых пошлин наиболее ярко проявляется их регулирующая функция, поскольку введение пошлин преследует, кроме всего прочего, цели защиты интересов национальных производителей на внутреннем рынке и регулирования структуры экспорта и импорта товаров.
Таможенные пошлины могут быть классифицированы по ряду признаков.
В зависимости от направления перемещения все товары, пересекающие таможенную границу государства, подразделяются на экспортные, импортные и транзитные. Такую же классификацию имеют и таможенные пошлины в зависимости от объекта налогообложения.
Экспортные (вывозные) пошлины взимаются при вывозе товаров с таможенной территории государства. Вывозные пошлины на отдельные виды товаров были введены в России в 1992 г. вместо действующего ранее налога на экспорт и просуществовали до середины 1996 г. Отмена пошлин была обусловлена стремлением России стать членом Всемирной торговой организации. В начале 1999 г. в целях стабилизации экономической ситуации, повышения доходов федерального бюджета, а также оперативного регулирования ВЭД взимание вывозных пошлин было возобновлено. В настоящее время экспортные пошлины широко применяются в таможенной практике России и распространяются в основном на топливно-энергетические и другие сырьевые товары (на которые приходится большая часть российского экспорта), а также рыбопродукты, лесоматериалы и др. Применение экспортных пошлин, чем бы ни аргументировалось их введение, преследует чисто фискальные цели.
Транзитные (провозные) пошлины взимаются за провоз товаров по территории страны. Исторически они не получили большого распространения и существуют лишь в немногих развивающихся странах. В настоящее время транзитные пошлины в России не применяются. Импортные (ввозные) пошлины взимаются при ввозе товаров на таможенную территорию государства и широко применяются во многих странах, в том числе и в РФ. По цели взимания различают фискальные и протекционистские пошлины. Фискальные пошлины выступают в качестве средств бюджетных доходов, как правило, имеют низкие ставки и устанавливаются в основном на потребительские товары, которые не производятся в данной стране или производятся в недостаточном количестве, а протекционистские призваны защитить внутренних товаропроизводителей от иностранной конкуренции и имеют высокие ставки, затрудняющие ввоз товаров. Однако на практике четкого разграничения между фискальными и протекционистскими пошлинами не существует.
По назначению различают особые и сезонные таможенные пошлины. Вместе с тем, особые пошлины являются разновидностью протекционистских, поскольку применяются в целях защиты экономических интересов РФ. Особые и сезонные пошлины носят временный характер. В таможенной практике применяются три вида особых пошлин: специальные, антидемпинговые и компенсационные. Специальные пошлины применяются, если товары импортируются в количествах и на условиях, способных нанести ущерб отечественным производителям подобных товаров, а иногда — в качестве ответной меры на дискриминационные действия других государств. Антидемпинговые пошлины применяются к импортным товарам, которые ввозятся по более низкой цене, чем их нормальная стоимость в стране вывоза, а компенсационные — в случаях ввоза товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии. Антидемпинговые и компенсационные пошлины применяются именно тогда, когда ввоз товаров влечет за собой неблагоприятные последствия для страны-импортера.
В некоторых случаях для оперативного регулирования ввоза или вывоза отдельных видов товаров могут применяться сезонные пошлины. Ставки сезонных пошлин и перечень товаров, на которые они распространяются, должны быть официально опубликованы не позднее чем за 30 дней до начала применения, а срок их действия не может превышать шести месяцев в году. Таможенным пошлинам присущи все элементы налоговых обязательств, однако с пользованием характерной для них терминологии. Одним из главных элементов таможенной пошлины является ставка, под которой понимается денежный размер пошлины с единицы обложения. Ставки таможенных пошлин приведены в таможенном тарифе.